АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
12 декабря 2017 года Дело № А10-6468/2017
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логинова Н. А., при ведении протокола секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении акционерного общества «Труд» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 16.10.2016 №236, ФИО2, представителя по доверенности от 31.05.2017 №44-06-04-ВН90/16;
ответчика: ФИО3, представителя по доверенности от 31.05.2017 №207,
установил:
Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора (далее – Госстройжилнадзор, Служба) обратилась в суд с заявлением к акционерному обществу «Труд» (далее – АО «Труд», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представители заявителя при рассмотрении дела поддержали требование. Указали, что Службой в отношении АО «Труд» проведена внеплановая комплексная выездная-документарная проверка исполнения предписания от 02.08.2017 №40/1-25.2016-01/2-ЖЖН-257 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 215 - км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия». В результате проверки установлено неисполнение Обществом пунктов 12, 16, 17 предписания в установленный срок, что послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Представитель ответчика при рассмотрении дела не признал требование. Указал, что предписание от 02.08.2017 №40/1-25.2016-01/2-ЖЖН-257 выполнено Обществом в полном объеме в установленный срок, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В период с 06.07.2017 по 02.08.2017 должностным лицом Службы на основании распоряжения от 27.06.2017 №366-рп проведена внеплановая документарная выездная комплексная проверка в отношении АО «Труд» по объекту капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 215 - км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия», по результатам которой составлен акт от 02.08.2017 № 40/1-25.2016-04а-ЖЖН-257 (л.д.8-14).
02.08.2017 Службой Обществу выдано предписание №40/1-25.2016-01/2-ЖЖН-257 об устранении в срок до 01.09.2017 ряда нарушений допущенных при строительстве указанного объекта (л.д.15-17).
15.09.2017 заместителем руководителя Службы издано распоряжение о проведении внеплановой документарной выездной комплексной проверки в связи с поступлением извещения об устранении нарушений по предписанию от 02.08.2017 №40/1-25.2016-01/2-ЖЖН-257 (л.д.42-44).
Уведомление о проведении внеплановой проверки в период с 25.09.2017 по 20.10.2017 вручено представителю Общества ФИО3 по доверенности (л.д.45).
В период с 25.09.2017 по 05.10.2017 должностным лицом Службы в присутствии представителей Общества по доверенностям проведена внеплановая документарная выездная комплексная проверка в отношении генерального подрядчика - АО «Труд» по объекту капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 215 - км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия», в ходе которой выявлен факт неполного исполнения ранее выданного предписания, а именно пунктов 12, 16, 17.
Извещение о необходимости явки 05.10.2017 в 10 час. 00 мин. для составления акта проверки, предписания, протокола об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ Служба направила Обществу 03.10.2017 посредством электронной почты (л.д.46-49).
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.10.2017 №40/1-25.2016-05а-ЖЖН-360 (л.д.50-51) и выдано предписание от 05.10.2017 №40/1-25.2016-01/3-ЖЖН-360 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства в срок до 07.11.2017 (л.д.55-56). Копии акта и предписания 05.10.2017 вручены представителю Общества ФИО3 по доверенности.
В тот же день консультантом отдела по надзору за специализированными видами работ ФИО2 в отношении АО «Труд» составлен протокол №1/112 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.57-62). Копия протокола направлена Обществу 05.10.2017 посредством электронной почты (л.д.63).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Служба обратилась в суд с заявлением о привлечении АО «Труд» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460, Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим на территории Республики Бурятия функции регионального государственного строительного надзора, регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионного контроля.
Пунктом 3.2 Положения установлено, что Госстройжилнадзор осуществляет в рамках регионального государственного строительного надзора федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
В соответствии с Перечнем должностных лиц Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Госстройжилнадзора РБ от 14.01.2016 N 1, консультант Госстройжилнадзора уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 05.10.2017 №1/112 составлен уполномоченным на то должностным лицом.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В силу частей 3 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Судом установлено, что застройщиком строительства объекта капитального строительства: «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 215 - км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия» является ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог», генеральным подрядчиком – АО «Труд».
Таким образом, Общество как лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и действующим законодательством.
Согласно пункту 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 24 данного Положения, должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений.
Исходя из изложенных положений, Служба правомочна осуществлять строительный надзор в отношении объекта капитального строительства и выдавать предписания об устранении нарушений, допущенных в ходе строительства.
02.08.2017 Службой выдано предписание №40/1-25.2016-01/2-ЖЖН-257, которым на Общество возложена обязанность в срок до 01.09.2017 устранить нарушения, допущенные при строительстве объекта капитального строительства: «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 215 - км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия», а именно:
- в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» запретить сброс бытовых сточных вод образующихся от бани, столовой на каждом участке строительных работ: образующиеся бытовые сточные воды от бани, столовой сбрасываются на рельеф местности, что вызывает загрязнение окружающей среды, почвы и подземных вод; подземная часть надворных туалетов выполнена в водопроницаемом варианте, что повлекло к отступлению от проектной документации и причинению вреда окружающей среде – проникновению фильтрата в почву с последующим загрязнением подземных вод (пункт 12);
- в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» представить договор на удаление отходов производства I-V класса опасности с организацией, имеющей лицензию по обращению с опасными отходами, объемы отходов производства и потребления, вывезенные на утилизацию и/или на складирование на полигон твердых бытовых отходов, в том числе отходов от строительного производства, отходы от демонтажа, твердые бытовые отходы, отходы корчевания пней и порубочных остатков (пункт 16);
- в соответствии с разделом 7 проектной документации «Мероприятия по охране окружающей среды» запретить складирование отходов корчевания пней и порубочных остатков (пункт 17).
Общество сослалось на то, что пункты 12, 16, 17 выполнены в установленный срок полностью.
Между тем, суд считает выводы Службы о неисполнении Обществом предписания в части пунктов 12, 16, 17 правильными.
Довод ответчика об исполнении пункта 12 предписания опровергается представленными в материалы дела фотографиями надворных туалетов, выгребных ям, результатов сброса бытовых сточных вод на рельеф местности.
При этом акты о проведении приемочного гидравлического испытания емкостного сооружения на водонепроницаемость (герметичность) от 01.06.2017 №1, 05.06.2017 №2, 07.06.2017 №3, 11.06.2017 №4, 15.06.2017 №5, 19.06.2017 №6, 23.06.2017 №7, выгребных ям столовой, прачечной, мужского туалета ИТР, женского туалета, бани для рабочих, бани для ИТР, туалета для рабочих на территории вахтового поселка УБФ АО «Труд», не являются достаточными доказательствами, свидетельствующими об исполнении пункта 12 в полном объеме, поскольку факты, установленные в ходе проверки и зафиксированные фотосъемкой, ответчиком не опровергнуты.
Довод ответчика об исполнении пункта 16 предписания также не нашел своего подтверждения материалами дела.
Так, в материалы дела представлен договор на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 01.04.2017, заключенный с ИП ФИО4, счета от 30.04.2017 №Т01, 31.05.2017 №Т02, 30.06.2017 №Т03, 30.09.2017 №Т04, 31.10.2017 №Т05, 30.11.2017 №Т05, платежные поручения от 12.07.2017 №15185, 21.09.2017 №22763, 17.10.2017 №25456, 22.11.2017 №28737, 29.11.2017 №29518, свидетельствующие об оплате по указанному договору. Вместе с тем, судом установлено, что в нарушение статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у ИП ФИО4 отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Также ответчиком представлены договор приема-передачи отходов от 28.03.2017 №473/2017, заключенный с ИП ФИО5, лицензия, выданная ИП ФИО5 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 16.02.2016 №003 00005. Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие об объемах отходов производства и потребления, вывезенные на утилизацию и/или на складирование на полигон твердых бытовых отходов, не представлены.
Кроме того, в ходе проверки зафиксированы факты складирования и захоронения отходов производства и потребления на территории объекта капитального строительства.
В подтверждение довода о выполнении пункта 17 предписания ответчиком в материалы дела представлен договор аренды лесного участка от 18.08.2017 №72-17, в пункте 4 которого указано, что лесной участок передается в целях использования лесов для строительства эксплуатации линейного объекта, размещения Абз и Дск и складирования пней и порубочных остатков.
Суд полагает, что предоставление лесного участка в аренду в целях складирования пней и порубочных остатков не свидетельствует об исполнении пункта 17 предписания. Напротив, представленные административным органом в материалы дела фотографии от 23.11.2017 подтверждают, что по настоящее время ответчиком не устранены нарушения, выявленные административным органом в ходе проверки.
С учетом изложенного, поскольку АО «Труд» не соблюдены обязательные при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян, км 215 - км 230 в Баргузинском районе Республики Бурятия» требования законодательства об охране окружающей среды, проектной документации, суд приходит к выводу о законности пунктов 12, 16, 17 предписания Службы от 02.08.2017 №40/1-25.2016-01/2-ЖЖН-257 и о подтверждении факта неисполнения Обществом в установленный срок законных пунктов указанного предписания.
Таким образом, действия (бездействие) Общества образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания в установленный срок, судом не установлено.
Соблюдение процессуальных требований при привлечении Общества к административной ответственности судом проверено, нарушений не выявлено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения не имеется, поскольку допущенное нарушение представляет существенную угрозу охраняемым отношениям в сфере порядка управления и осуществления строительного надзора.
Таким образом, требование о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия сведений о привлечении АО «Труд» к административной ответственности ранее, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, суд направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебный пристав-исполнитель после получения судебного акта для принудительного исполнения составляет в отношении лица, не уплатившего штраф, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В целях своевременного исполнения судебного акта о наложении административного штрафа лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить в суд документ, подтверждающий уплату административного штрафа.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь акционерное общество «Труд» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 664017, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Перечисление штрафа производить по следующим реквизитам:
Получатель – Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора)
Лицевой счет <***>,
ИНН <***>,
КПП 032601001,
ОКТМО 81701000,
БИК 048142001,
Расчетный счет № <***>,
Банк получателя: Отделение-НБ Республики Бурятия г.Улан-Удэ,
КБК 84411690040040000140.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней
со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи
апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в
законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной
инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/.
Судья Н.А. Логинова