ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6831/18 от 24.12.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

29 декабря 2018 года Дело № А10-6831/2018

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» города Улан-Удэ о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней в общем размере 18 244 866 рублей 15 копеек,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия - Большаковой М.А. (доверенность от 19.01.2018 № КД-232, служебное удостоверение),

ответчика - муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Улан-Удэ - Очировой Н.А. (доверенность от 12.09.2018 № 47, паспорт),

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Республике Бурятия (далее – заявитель, Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» города Улан-Удэ (ОГРН 1150327010426, ИНН 0326540932, далее – ответчик, предприятие МУП «Водоканал») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней в общем размере 18 244 866 рублей 15 копеек, из которых 17 334 103 рубля 46 копеек - задолженность за 2017 год по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме, 910 762 рубля 69 копеек – пени.

В обоснование заявленных требований указано, что у МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ по справке ЕГРЮЛ основным видом деятельности является распределение воды для питьевых и промышленных нужд. При этом ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным объектами, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а так же в виде размещения отходов производства и потребления.

30.01.2018 ответчик представил в адрес истца декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. Согласно представленной декларации размер платы составляет 17 334 103 рубля 46 копеек. Указанная плата за 2017 год должна быть внесена ответчиком не позднее 01.03.2018. Однако до настоящего времени денежные средства в бюджет ответчик не внес. За несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 02.03.2018 по 03.10.2018 ответчику начислены пени в размере 910 762 рублей 69 копеек.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик указал, что расчет требований не оспаривает, ссылается на тяжелое финансовое положение, ходатайствовал о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также об уменьшении размера государственной пошлины.

В судебном заседании 19.12.2018 объявлялся перерыв до 24.12.2018.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «Водоканал» 11.08.2015 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020300974176.

Из материалов дела видно, что 30.01.2018 предприятием в Управление представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.

Задолженность предприятия за 2017 год составила 17 334 103 рубля 46 копеек, в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 246 767 рубль 46 копеек; за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 16 982 131 рубль 62 копейки; за размещение отходов производства и потребления – 105 204 рубля 38 копеек.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-0 и Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден действовавшим в спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у общества и возникнуть у лиц, оказывающих услуги утилизации (захоронения) отходов.

Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а, следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.

Полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие обладает Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, что следует из Положения об управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 570, Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», которым пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 дополнен подпунктом 15, в соответствии с которым, к источникам доходов, закрепляемых за Росприроднадзором, включена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Представленной в материалы дела декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год подтверждается оказание предприятием негативного воздействия на окружающую среду.

В декларации указаны наименования показателей загрязнения (виды) и размер платы, приходящийся на каждый вид, имеются записи «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю». Декларация подписана И.о. директора и предприятия, содержат оттиск печати предприятия.

Управлением в адрес предприятия направлено требование от 04.10.2018 № 23 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год с расчетом недоимки, которое получено предприятием 08.10.2018.

Таким образом, задолженность предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год составила 17 334 103 рубля 46 копеек.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

МУП «Водоканал» не представило суду доказательств внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, наличие задолженности не оспорило.

Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу части 4 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки; пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 «О разъяснениях по плате»), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.

Произведенный управлением расчет пеней является верным. Учреждением контррасчет не представлен.

Учитывая изложенное выше, суд удовлетворяет требования о взыскании пени в размере 910 762 рублей 69 копеек.

Ответчик заявил об уменьшении размера неустойки.

Согласно части 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Как разъяснено в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств судом не усмотрено, доказательств тому, что рассматриваемый случай является исключительным, ответчиком не представлено, таким образом суд оснований для снижения размера начисленной неустойки не усматривает.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.

МУП «Водоканал» заявило ходатайство об уменьшении подлежащей взысканию суммы государственной пошлины.

В соответствии с частью 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

С учетом конкретных обстоятельств дела (тяжелое финансовое положение, наличие решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке) суд находит возможным уменьшить размер взыскиваемой с МУП «Водоканал» государственной пошлины до 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Улан-Удэ (ОГРН 1020300974176, ИНН 0323067130) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ОГРН 1020300982790, ИНН 0326010491) задолженность за 2017 год по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 17 334 103 рубля 46 копеек, пени в размере 910 762 рубля 69 копеек, всего 18 244 866 рублей 15 копеек.

Перечисление производить по следующим реквизитам:

УФК по Республике Бурятия (Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, л/с 04021780810) ИНН 0326010491 КПП 032601001 ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ Г. УЛАН-УДЭ БИК 048142001 Сч. N 40101810600000010002

ОКТМО 81701000

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120 плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 216 031 рубль 49 копеек;

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120 плата за сбросы - 16 440 967 рублей 88 копеек;

КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 плата за размещение отходов производства и потребления - 88 919 рублей 99 копеек.

ОКТМО 81622000

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120 плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 30 735 рублей 97 копеек;

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120 плата за сбросы - 541 163 рубля 74 копейки;

КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 плата за размещение отходов производства и потребления - 16 284 рубля 39 копеек.

ОКТМО 81701000

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120 плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 11 350 рублей 65 копеек;

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120 плата за сбросы - 863 835 рублей 85 копеек;

КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 плата за размещение отходов производства и потребления - 4 672 рубля.

ОКТМО 81622000

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120 плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 1 614 рубля 93 копейки;

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120 плата за сбросы 28 433 рубля 65 копеек;

КБК 048 1 12 01041 01 6000 120 плата за размещение отходов производства и потребления - 855 рублей 61 копейка.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Улан-Удэ (ОГРН 1020300974176, ИНН 0323067130) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Судья В.С. Ниникина