ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6898/2021 от 22.02.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

02 марта 2022 года Дело № А10-6898/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 02 марта 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-Инвест» (ОГРН 1210300001350, ИНН 0326591599) к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН 1020300979820, ИНН 0323055529) о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на работу высококвалифицированным специалистам,

при участии в заседании:

от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчика - Шелковниковой Е.Ю., представителя по доверенности от 10.01.2022 №Д/10, диплом о высшем юридическом образовании от 20.06.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибирь-Инвест» (далее - ООО «Сибирь-Инвест», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (далее – Управление, Министерство) о признании незаконным отказа в выдаче разрешений на работу высококвалифицированным специалистам.

В обоснование заявленных требований Обществом указано на обращение 11 и 26 октября 2021 года в Управление по вопросам миграции МВД по Республики Бурятия с ходатайством о выдаче 5 разрешений на работу высококвалифицированным специалистам. 28 октября 2021 года заявитель получил уведомление об отказе в предоставлении услуги по оформлению и выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. Заявитель не согласен с указанным решением и считает его подлежащим отмене. ООО «Сибирь-Инвест» не подавало ложных сведений в УВМ МВД по Республике Бурятия. Из уведомления невозможно установить, в чем выразилось ложность сведений.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.

Представитель Министерства с заявленными требованиями не согласилась, в отзыве указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что ООО «Сибирь-Инвест» обратилось в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Бурятия с заявлением об оформлении разрешений на работу высококвалифицированным специалистам в количестве 5 человек. К заявлениям обществом приложены трудовые договоры, в которых указано место работы - г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 77-67, в качестве предполагаемого адреса места пребывания иностранных граждан указан адрес - ул. Смолина, 77, кв.67. В ходе мониторинга представленных сведений, а также по результатам проведенной проверки установлено, что по адресам организации: г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 77 оф.67, ул. Трубачеева, 156-168 расположены жилые дома (квартиры). Также установлено, что Сюй Фулян, ЮЙ Цинбо не значатся на миграционном учете, даты въезда 08.05.2021 и 13.05.2021, У Гуймин находится на миграционном учете по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Пищевая,19, дата въезда 26.12.2020. Заявителем, в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации, не предоставлены иностранным работникам рабочие места соответствующие требованиям охраны труда, работники не обеспечены оборудованием, инструментами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей. В связи с выявленными нарушениями Управлением отказано в выдаче разрешений на работу иностранным гражданам.

Также пояснил, что в соответствии с пунктом 19 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Бурятия, утвержденного Приказом МВД России от 01.08.2017 № 585, МВД по Республике Бурятия осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции. В связи с изложенным требование МВД по Республике Бурятия об указании в трудовых договорах Сюй Фуцай, 27.01.1972 г.р., паспорт Е 43695796; Чжан Хуэйсинь, 27.01.1965 г.р., паспорт Е 52125336; Сюй Фулян, 10.08.1974 г.р., паспорт EJ 0485640; Юй Цинбо, 23.04.1983 г.р., паспорт ED 3624727; У Гуймин, 12.07.1987 г.р., паспорт Е 68566330 фактических мест работы высококвалифицированных иностранных граждан является обоснованным.

Заслушав объяснения представителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь-Инвест» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 февраля 2021 года за основным государственным регистрационным номером 1210300001350. Согласно выписке из Единого государственного реестра основным видом деятельности Общества является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

11 и 25 октября 2021 года ООО «Сибирь-Инвест» обратилось в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия с ходатайствами о выдаче разрешений на работу высококвалифицированным специалистам - иностранным гражданам.

26 октября 2021 года заместителем начальника ОВТМ УВМ МВД по Республике Бурятия составлен рапорт, согласно которому при мониторинге сведений имеющихся в информационных системах МВД установлено, что Сюй Фулян, ЮЙ Цинбо не значатся на миграционном учете, дата въезда 08.05.2021 и 13.05.2021, У Гуймин находится на миграционном учете по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Пищевая,19, дата въезда 26.12.2020. В ходе мониторинга указанных в заявлении сведений установлено, что по указанным адресам расположены жилые дома с офисными помещениями. В целях проверки сведений необходимо провести внеплановую выездную проверку (л.д.25).

26 октября 2021 года министром внутренних дел по Республике Бурятия вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Сибирь-Инвест» (л.д.26).

По результатам проверки составлен акт проверки №53 от 27.10.2021.

27 октября 2021 года отобраны объяснения Тыжеева В.В., генерального директора ООО «Сибирь-Инвест», согласно которым адрес г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д.77 кв.67 является юридическим адресом общества. Организация осуществляет деятельность с февраля текущего года. По юридическому адресу иностранные граждане фактически трудовую деятельность не осуществляют. Трудовая деятельность будет разъездного характера. На текущий момент фактическое место работы иностранных граждан не определено (л.д.29).

27 октября 2021 года инспектором по ОП ОИК УВМ МВД по Республике Бурятия составлен рапорт по установленным обстоятельствам (л.д. 31).

28 октября 2021 года Министерство внутренних дел по Республике Бурятия направило в адрес ООО «Сибирь-Инвест» уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (л.д.7).

Не согласившись с отказом Министерства внутренних дел по Республике Бурятия в выдаче разрешений на работу высококвалифицированным специалистам, ООО «Сибирь-Инвест» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).

С учетом изложенного, требования Общества могут быть удовлетворены в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемых решения и требования закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этими ненормативными правовыми актами.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования Общества удовлетворению не подлежат.

На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

На основании пункта 6 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - его уполномоченный территориальный орган):

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.

По правилам части 6 статьи 18 Закона № 115-ФЗ порядок выдачи разрешения на работу, порядок выдачи дубликата разрешения на работу, порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу, и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, выдаче дубликата разрешения на работу, внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 01.08.2020 N 541 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее – Административный регламент).

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, представительств и представителей МВД России за рубежом по оформлению и выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, внесению изменений в содержащиеся в них сведения, продлению срока действия и выдаче дубликатов указанных разрешений.

Согласно пунктам 26, 27 Административного регламента Срок выдачи работодателю, заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников составляет 30 календарных дней со дня поступления документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе в форме электронного документа с использованием Единого портала.

В случае, если требуется проведение дополнительной проверки документов, поданных работодателями, заказчиками работ (услуг), срок выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.

Пунктом 10 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что решение об отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 10 пункта 9 и пунктами 9.1 и 9.7 статьи 18 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9.7 статьи 18 Закона № 115-ФЗ помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается и не продлевается, а выданное разрешение на работу аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом в случае представления работодателем или заказчиком работ (услуг) в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган поддельных или подложных документов либо сообщения работодателем или заказчиком работ (услуг) заведомо ложных сведений о себе или о данном иностранном гражданине.

Как следует из материалов дела, ООО «Сибирь-Инвест» обратилось в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия с ходатайствами о выдаче разрешения на работу высококвалифицированным специалистам - иностранным гражданам: Сюй Фуцай, 27.01.1972 г.р., Чжан Хуэйсинь, 27.01.1965 г.р., Сюй Фулян, 10.08.1974 г.р., Юй Цинбо, 23.04.1983 г.р., У Гуймин, 12.07.1987 г.р.

Вместе с ходатайством, при обращении в Управление, обществом представлены трудовые договоры от 11.10.2021, 25.10.2021.

Из представленных ООО «Сибирь-Инвест» трудовых договоров следует, что работа у работодателя является для работника основным местом работы (п. 1.6).

В качестве адреса (места нахождения) работодателя ООО «Сибирь-Инвест» в ходатайствах указал – г.Улан-Удэ, ул.Смолина, д.77, оф.67.

В качестве предполагаемого места пребывания указан адрес: г.Улан-Удэ, ул. Смолина, д.77, кв. 67.

При рассмотрении документов сотрудниками Министерства осуществлен мониторинг сведений ООО «Сибирь-Инвест» с целью выявления возможных нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей стороной обязательных требований.

При мониторинге установлено, что по адресам организации: г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 77, офис 67, г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 156-168, расположены жилые дома с офисными помещениями, кроме этого согласно имеющихся сведений в информационных системах МВД установлено, что:

1. Сюй Фулян не значится на миграционном учете, дата въезда 08.05.2021;

2. Юй Цинбо не значится на миграционном учете, дата въезда 13.05.2021;

3. У Гуймин миграционный учет: г.Улан-Удэ, ул.Пищевая, 19, дата въезда 26.12.2020.

Также установлено, что 17.08.2021 ООО «Сибирь-Инвест» в адрес УВМ МВД по РБ подано уведомление о потери связи с иностранными гражданами Сюй Фуцай, Чжан Хуэйсинь.

В целях установления достоверности представленных сведений и принятия правового решения в предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на работу иностранным гражданам 27.10.2021 сотрудниками УВМ МВД по Республике Бурятия совместно с сотрудником УЭБ и ПК МВД по Республике Бурятия на основании распоряжения МВД по Республике Бурятия от 26.10.2021 №53 осуществлена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «Сибирь-Инвест».

В ходе проверки сотрудниками Министерства установлено, что по юридическим адресом ООО «Сибирь-Инвест» значится - г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 77-67, генеральный директор Тыжеев Виталий Валерьевич. Офис расположен в квартире №67 на 11 этаже многоквартирного жилого дома. Помещение является жилым. Тыжеев В.В. пояснил, что данное помещение принадлежит гр. Тыжеевой Екатерине Валерьевне на праве собственности, гр.Тыжеева Е.В. является его гражданской женой. Помещение является 2х-комнатной квартирой. Имущества связанного с организацией хозяйственной деятельности по переработке древесины в квартире не имеется. По фактическому адресу организации г.Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 156-168 расположено жилое помещение (квартира) в многоквартирном жилом доме, принадлежащее также гр.Тыжеевой Екатерине Валерьевне на праве собственности. Квартира по указанному адресу является постоянным местом жительства Тыжеева В.В.

В ходе организации проверочных мероприятий также была опрошена гр.Борголова Татьяна Георгиевна, проживающая с 2016 года по адресу г.Улан-Удэ, ул. Смолина, 77, кв. 65. Согласно пояснениям собственников квартиры №67 не знает, жильцов не видела, то, что в квартире размещается офис организации не знает, иностранных граждан, осуществляющих какую-либо деятельность не видела.

27 октября 2021 года отобраны объяснения Тыжеева В.В., генерального директора ООО «Сибирь-Инвест», согласно которым адрес г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д.77 кв.67 является юридическим адресом общества. Организация осуществляет деятельность с февраля текущего года. По юридическому адресу иностранные граждане фактически трудовую деятельность не осуществляют. Трудовая деятельность будет разъездного характера. На текущий момент фактическое место работы иностранных граждан не определено (л.д.29).

Таким образом, ООО «Сибирь-Инвест», обращаясь в Управление с ходатайством о выдаче разрешения на работу гражданам КНР, представило недостоверные сведения о себе или о данном иностранном гражданине, о месте нахождения, месте пребывания, работы иностранных граждан, что в силу подпункта 1 пункта 9.7 статьи 18 Закона № 115-ФЗ является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину.

Приходя к указанному выводу, суд также принимает во внимание представленные в материалы дела сведения о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания, не соответствующему месту пребывания, указанному в ходатайствах.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Общество в ходатайствах указало должности высококвалифицированных специалистов «станочник специальных деревообрабатывающих станков», «заточник деревообрабатывающего инструмента», «менеджер»

С учетом указанным положений Трудового кодекса Российской Федерации суд учитывает пояснения Министерства, что обществом в нарушение положений Трудового кодекса Российской Федерации иностранным работникам не предоставлены рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда, работники не обеспечены оборудованием, инструментами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, оспариваемый Обществом отказ Управления в выдаче разрешения на работу высококвалифицированным специалистам-иностранным гражданам соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с чем, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.А. Логинова