ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
01 марта 2017 года Дело № А10-6941/2016
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2017 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н. П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Конный остров» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 670000, <...>), индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) к Городскому округу г. Улан-Удэ в лице Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения от 24 октября 2016 года №810-р «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, в части изменения территориальной зоны земельных участков по ул. Окинской», возложении обязанности внести изменения в указанные Правила путем изменения территориальной зоны «СХ» земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 на территориальную зону «ОД»,
при участии в заседании:
от заявителя ООО «Конный остров»: ФИО2 – представителя по доверенности от 11.07.2016 №10/22,
от заявителя - ИП ФИО1: ФИО3 представителя по доверенности от 10.02.2017;
от ответчика: ФИО4 – представителя по доверенности от 19.08.2016 №96;
от третьих лиц:
Улан-Удэнского городского Совета депутатов: ФИО5 – представитель по доверенности от 22.09.2016 №01-26/736;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Конный остров» (далее – Общество, ООО «Конный остров») обратилось в арбитражный суд заявлением к Администрации г. Улан-Удэ (далее – Администрация) о признании незаконным распоряжения от 24 октября 2016 года №810-р «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, в части изменения территориальной зоны земельных участков по ул. Окинской», возложении обязанности внести изменения в указанные Правила путем изменения территориальной зоны «СХ» земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 на территориальную зону «ОД».
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Улан-Удэнский городской Совет депутатов (далее – Совет депутатов) и индивидуальный предприниматель ФИО1.
20 февраля 2017 года ИП ФИО1 вступила в дело с самостоятельными требованиями в качестве созаявителя (соистца), о чем судом вынесено определение.
Представители ООО «Конный остров» и ИП ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные требования и пояснили, что Общество являлось собственником четырех земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных в территориальной зоне «СХ» (сельское хозяйство), имеющих вид разрешенного использования – для строительства тепличного комплекса и питомника (два земельных участков проданы ИП ФИО1). В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации Общество обратилось в Администрацию с предложением об изменении названной территориальной зоны на территориальную зону «ОД» (общественно-деловая). Объективных препятствий для изменения территориальной зоны не имеется. 12 мая 2016 года постановлением Мэра г. Улан-Удэ назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки. 27 мая 2016 года проведены публичные слушания, в результате которых предложение об изменении территориальной зоны было принято. Главой местной администрации проект изменений в Правила землепользования и застройки был направлен на рассмотрение в представительный орган местного самоуправления. Однако, на рассмотрение Улан-Удэнского городского Совета депутатов вопрос об изменении Правил землепользования и застройки вынесен не был и 30 сентября 2016 года материалы возвращены в Администрацию для доработки и устранения замечаний прокуратуры. 24 октября 2016 года главой Администрации принято решение об отклонении предложения о внесении в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», в части изменения территориальной зоны указанных земельных участков. Обжалуемое решение мотивировано тем, что земельные участки расположены в зоне рекреации и предназначены для размещения питомника и теплиц, а также в границах зоны затопления. Приведенные Администрацией доводы являются несостоятельными, поскольку земельные участки, непосредственно примыкающие к участкам заявителя, находятся в территориальной зоне «ОД». Земельные участки, принадлежащие Обществу и ИП ФИО1, используются неэффективно, в результате чего снижается их стоимость. Ссылки на то, что спорные земельные участки находятся в зоне рекреации, противоречат Генеральному плану г. Улан-Удэ, поскольку он предусматривает в их отношении общественно-деловую зону. Действующее законодательство не содержит основания для отказа в изменении территориальной зоны в связи нахождением земельного участка в границах зоны затопления. Границы такой зоны в установленном порядке не определены. Водный кодекс Российской Федерации запрещает строительство в таких зонах без проведения защитных мероприятий. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ООО «Конный остров» ИП ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, поскольку изменение территориальной зоны «СХ» на зону «ОД» противоречит Генеральному плану г. Улан-Удэ.
Представитель Совета депутатов в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, сославшись на законность обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что 22 февраля 2012 года общество с ограниченной ответственностью «Конный остров» зарегистрировано в качестве юридического лица (т.1, л.д.109-125).
25 января 2001года ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Общество с 01 февраля 2012 года являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 относящихся к категории земель населенных пунктов, предназначенных для строительства тепличного комплекса и питомника и находящихся в <...> (т. 1, л.д.105-108).
02 августа 2016 года земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:68172 продан ИП ФИО1 (т.1, л.д.75-78).
09 сентября 2016 года земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:68173 разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 03:24:000000:68404 и 03:24:000000:68405. 02 декабря 2016 года земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:68404 продан ИП ФИО1 (т.2, л.д. 93).
04 мая 2016 года в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ поступило заявление о внесении изменении в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 с зоны «СХ» на зону «ОД» (т.2, л.д.2).
Постановлением и.о. руководителя Администрации г. Улан-Удэ от 04 мая 2016 года №112 предписано разработать проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов, постоянно действующей комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ – обеспечить выполнение организационных мероприятий (т.2, л.д.7).
Постановлением Мэра г. Улан-Удэ от 12 мая 2016 года №17 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ в части изменения границ территориальных зон (т.2, л.д.9-11).
13 мая 2016 года информация о публичных слушаниях опубликована в средствах массовой информации (т.2, л.д.12).
27 мая 2016 года по результатам публичных слушаний предложено представить проект изменений в Правила землепользования и застройки руководителю Администрации г. Улан-Удэ в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 по ул. Окинской (т.2, л.д.13-18, 21).
27 мая 2016 года постоянно действующей комиссией по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ согласованы предложения по изменению территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 по ул. Окинской (т.2, л.д.19-20).
09 июня 2016 года Администрацией г. Улан-Удэ на имя Мэра г. Улан-Удэ направлен проект решения о внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ в части изменения территориальных зон (т.2, л.д.22).
16 июня 2016 года вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ включен в повестку совместного заседания постоянных комитетов Улан-Удэнского городского Совета депутатов (т.1, л.д.45-46).
В тот же день на совместном заседании постоянных комитетов Совета депутатов принято решение о вынесении указанного вопроса на День депутата с приглашением представителя ООО «Конный остров» (т.1, л.д.47-52).
23 июня 2016 года вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ включен в повестку Дня депутата Совета (т.1, л.д.53).
В тот же день по результатам заседания вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ снят с повестки Дня депутата и не вынесен на обсуждение очередной сессии. Комитету по градостроительной политике, муниципальному имуществу, строительству и землепользованию Совета депутатов рекомендовано рассмотреть указанный вопрос (т.1, л.д.54-61).
29 сентября 2016 года Комитетом по градостроительной политике, муниципальному имуществу, строительству и землепользованию Совета депутатов по результатам выездного заседания единогласно принято решение о направлении руководителю Администрации г. Улан-Удэ для доработки проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ, внесенного 09 июня 2016 года (т.1, л.д. 66-70).
Письмом мэра г. Улан-Удэ от 30 сентября 2016 года названный проект решения возвращен в Администрацию г. Улан-Удэ (т.1, л.д.71).
Распоряжением руководителя Администрации г. Улан-Удэ от 24 октября 2016 года №810-р отклонены предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, в части изменения территориальной зоны земельных участков по ул. Окинской (т.1, л.д.20).
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество и ИП ФИО1 оспорили его в арбитражном суде.
Обжалуемое распоряжение не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку носит индивидуально-определенный характер, не рассчитано на многократное применение и не влечет правовых последствий для неопределенного круга лица.
В связи с этим суд считает, что настоящее дело подведомственно арбитражному суду.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым заявления удовлетворить.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого распоряжения незаконным необходимо совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
В силу статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.
Таким образом, порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки состоит из ряда последовательных стадий, включающих в себя: направление в уполномоченный орган предложений о внесении соответствующих изменений; проверку этим органом названных предложений на предмет соответствия действующему законодательству; проведение публичных слушаний; разработку по их итогам проекта решения об изменении указанных Правил; передача его на рассмотрение в представительный орган местного самоуправления; утверждение изменений представительным органом местного самоуправления.
При этом предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки может быть отклонено уполномоченным лицом.
Оспариваемое распоряжение принято руководителем Администрации г. Улан-Удэ в пределах компетенции, установленной статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основанием для его принятия послужило то, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:000000:47556, 03:24:000000:68172, 03:24:000000:68173, 03:24:011055:5 расположены в зоне рекреации и предназначены для размещения питомника и теплиц, а также в границах зоны затопления.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в т.ч. общественно-деловым; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Таким образом, земельным законодательством предусмотрено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Соответственно, территориальные зоны сельскохозяйственного использования в населённых пунктах подлежат изменению в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом различных факторов, в т.ч. функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; планируемых изменений границ земель различных категорий.
В силу статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав общественно-деловых зон могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Из содержания данной нормы следует, что в состав зон рекреационного назначения не подлежат включению территории занятые питомниками и теплицами, поскольку данные объекты не могут быть использованы для отдыха граждан и туризма.
Спорные земельные участки находятся в границах г. Улан-Удэ и относятся к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ), основными видами разрешенного использования земельных участков в которой, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" (далее – Правила), утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82, являются: ведение садоводства; ведение огородничества; ведение дачного хозяйства; научное обеспечение сельского хозяйства; ведение личного подсобного хозяйства; питомники; земельные участки (территории) общего пользования; магазины; объекты амбулаторного обслуживания населения; пункты общественной безопасности; объекты инженерной инфраструктуры; связь.
Правилами также определены градостроительные регламенты зон рекреационного назначения (Р-1 и Р-2), которыми не предусмотрено размещение в этих зонах питомников и теплиц.
Доказательства того, что согласно Генеральному плану г. Улан-Удэ, иному документу территориального планирования земельные участки, принадлежащие заявителям, в перспективе будут отнесены к зоне рекреационного назначения, суду не представлены.
Кроме того, из представленного Администрацией основного чертежа Генерального плана г. Улан-Удэ (т.1, л.д.140-141) видно, что питомники подлежат размещению в зоне специального назначения, в которой согласно Правилам основными видами разрешенного использования земельных участков являются: ритуальная деятельность; земельные участки (территории) общего пользования; обеспечение внутреннего правопорядка; объекты инженерной инфраструктуры; связь.
В материалах дела имеется выписка из Генерального плана г. Улан-Удэ (т.2, л.д.44-47), согласно которой в перспективе планируется размещение 3-4 этажной застройки на левом берегу реки Селенги на острове Конном, т.е. в месте расположения спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрацией не доказан факт расположения спорных земельных участков в зоне рекреации.
Ссылка Администрации на то, что зона специального назначения входит в рекреационную зону, противоречит требованиям действующего законодательства. Исходя из Правил землепользования и застройки г. Улан-Удэ данные зоны являются самостоятельными.
Суд также учитывает, что по результатам публичных слушаний и заседания постоянно действующей комиссией по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ не были установлено каких-либо препятствий для изменения территориальной зоны спорных земельных участков и были даны положительные заключения по вопросу изменения территориальной зоны.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По мнению суда, данные нормы не являются препятствием для изменения одной территориальной зоны на другую (допускающую строительство капитальных объектов) при условии, что строительство объектов капитального строительства будет производиться после проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления. Вопрос о допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (например, водным) подлежит разрешению при выдаче разрешения на строительство.
Суд также учитывает, что постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 октября 2016 года №483 утвержден проект планировки и межевания территории линейного объекта регионального значения «Защита г. Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда» (т.2, л.д.68-69), предусматривающий возведение защитных сооружений в месте нахождения спорных земельных участков.
Генеральным планом г. Улан-Удэ (т.2, л.д. 48-52) также предусматривается возведение дамб в указанном месте.
При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое распоряжение противоречащим статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающим права заявителей в сфере предпринимательской деятельности, лишающим возможности эффективно использовать, принадлежащие им земельные участки.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителей суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность продолжить по заявлению ООО «Конный остров» процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Суд не находит оснований для возложения на Администрацию г. Улан-Удэ обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, как того просят заявители, поскольку Градостроительным кодексом Российской Федерации регламентирована процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки и Администрация г. Улан-Удэ не является представительным органом власти, уполномоченным на внесение соответствующих изменений в нормативный правовой акт.
Судебные расходы ООО «Конный остров» по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение руководителя Администрации г. Улан-Удэ от 24 октября 2016 года №810-р «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, в части изменения территориальной зоны земельных участков по ул. Окинской», как противоречащее Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ продолжить по заявлению ООО «Конный остров» процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года №817-82, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Взыскать с Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Конный остров» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 рублей судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Н.ФИО6