ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7038/2023 от 15.12.2023 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

20 декабря 2023 года Дело № А10-7038/2023

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола секретарем Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКОАЛЬЯНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным отказа в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах от 08.09.2023 №3/235410512847, об обязании предоставить сведения,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 10.01.2023 № 5, диплом о юридическом образовании,

от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 09.01.2023 № Д/7, диплом о юридическом образовании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЭКОАЛЬЯНС» (далее – ООО «ЭКОАЛЬЯНС», заявитель) обратилось в суд с заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (далее – ответчик, Министерство, МВД по РБ) о признании недействительным отказа в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах от 08.09.2023 №3/235410512847, об обязании предоставить сведения.

В обоснование требования заявителем указано следующее. В соответствии с соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 (Зона № 1) и от 20.06.2018 (Зона № 2, Зона № 3), заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», заявителю присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет. С 01.04.2019 ООО «ЭкоАльянс» приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия. ООО «ЭкоАльянс» включено в реестр операторов персональных данных (per. № 3-18-001007) и является оператором персональных данных потребителей - физических лиц, которым оказывается коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. ООО «ЭкоАльянс», являясь стороной публичного договора об оказании услуг по обращению с ТКО, имеет право обладать сведениями о потребителях с целью надлежащего исполнения условий публичного договора и вправе запрашивать и получать от уполномоченных государственных и муниципальных органов персональные данные (в том числе фамилию имя отчество, дату и место рождения, паспортные данные и др.) граждан, являющихся собственниками/пользователями жилых помещений без согласия потребителей на обработку персональных данных в соответствии со статьей 6 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Уполномоченными государственными органами, ведущими регистрационный учет граждан Республики Бурятия по месту пребывания и по месту жительства, являются подразделения МВД по Республике Бурятия. Вопреки части 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан Республики Бурятия в информационной системе не размещается. ООО «ЭкоАльянс» испытывает трудности по правильности начислений объемов за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в проведении работы по взысканию задолженности в судебным порядке в связи с отсутствием информации о количестве зарегистрированных граждан, а также отсутствием сведений о потребителях (ФИО, даты, место рождения, паспортные данные и иные данные). Ввиду отсутствия у регионального оператора сведений о количестве зарегистрированных гражданах по месту жительства (пребывания), отсутствия данных потребителей - фамилии имени отчества, даты и места рождения, паспортных данных, ООО «ЭкоАльянс» обратился в Министерство внутренних дел Республики Бурятия с заявлением о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах за период с 01.04.2019 по настоящее время, с указанием их даты и места рождения, паспортных данных в отношении жилых помещений (письмо исх. №3497 от 09.08.2023). МВД Республики Бурятия в письме №3/235410512847 от 08.09.2023 ответило отказом, пояснив, что информация может передаваться только органам государственной власти, МСУ, Фондам пенсионного и социального страхования в рамках их полномочий, а также собственникам жилых помещений. ООО «ЭкоАльянс» считает отказ министерства необоснованным, незаконным, нарушающим права и законные интересы регионального оператора.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам изложенным в заявлении. Пояснил, что действующее законодательство Российской Федерации допускает заключение между региональным оператором и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме. Заключение договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами регионального оператора по приведенным в запросе адресам, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные ООО «ЭкоАльянс» потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. В связи с тем, что жилые помещения по адресам указанным в запросе не являются помещениями многоквартирных домов и в отношении них отсутствует управляющая компания, требования по предоставлению сведений к Министерству внутренних дел, которое ведет работу по регистрации граждан по месту жительства/пребывания, являются правомерными. ООО «ЭкоАльянс», являясь оператором персональных данных потребителей - физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные у уполномоченных органах, поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора.

Также представитель заявителя поддержал поданное через систему «Мой Арбитр» ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым ООО «ЭкоАльянс» просит признать недействительным отказ Министерства внутренних дел Республики Бурятия №3/235410512847 от 08.09.2023 в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах с указанием их даты и места рождения, паспортных данных в отношении жилых помещений; обязать ответчика предоставить истцу на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица и на электронном носителе (диск СD-R), сведения о зарегистрированных гражданах за период с 01.04.2019 по дату вынесения решения суда с указанием их даты и места рождения, паспортных данных в отношении следующих жилых помещений (согласно спику-100 помещений).

С учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приняты заявленные уточнения.

Представитель Министерства внутренних дел по Республике Бурятия в судебном заседании возражал против заявленного требования. Пояснил, что возможность предоставления содержащейся в базах данных полиции информации, в том числе о регистрации по месту жительства конкретных физических лиц, коммерческим организациям частями 5 - 5.4 статьи 17 Закона о полиции не предусмотрена. В соответствии с буквальным прочтением абзаца 22 статьи 3 Закона о праве граждан на свободу передвижения, в отличие от Закона о полиции, предусматривает возможность предоставления адресно - справочной информации, содержащейся в банках данных, коммерческим юридическим лицам, но по общему правилу только с согласия лица в отношении которого такая информация предоставляется, единственное исключение — собственник жилого помещения, желающий получать адресно - справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Аналогичные положения содержатся и в пунктах 141.3, 162.3 Регламента, которые предусматривают отказ в предоставлении услуги юридическому лицу, запрашивающему адресно - справочную информацию в отношении физического лица, в случае отсутствия согласия на предоставление третьим лицам персональных данных по установленной форме от лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Отказ МВД по Республике Бурятия в предоставлении запрашиваемых сведений не может быть признан незаконным, поскольку Федеральным законом «О персональных данных», ведомственными актами МВД России, в том числе Приказами МВД России от 13.01.2020 №3 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России», от 17.07.2017 №467 «Об утверждении правил рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей в МВД России», от 21.12.2017 №949 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение выполнения МВД России обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» предоставление органами МВД персональных данных субъекта третьим лицам без его согласия не предусмотрено.

Представитель Министерства в судебном заседании заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица начальника отдела адресно-справочной работы УВМ МВД ФИО3, также в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратуры Республики Бурятия.

Суд, рассмотрев указанные ходатайства, с учетом положений статей 51, 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в привлечении указанных лиц к участию в деле ввиду отсутствия оснований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 (Зона № 1) и от 20.06.2018 (Зона № 2, Зона № 3), заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», заявителю присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.

С 01.04.2019 ООО «ЭкоАльянс» приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.

ООО «ЭкоАльянс» включено в реестр операторов персональных данных - per. № 3-18-001007 и является оператором персональных данных потребителей - физических лиц, которым оказывается коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ввиду отсутствия у регионального оператора сведений о количестве зарегистрированных гражданах по месту жительства/пребывания, отсутствия данных потребителей - фамилии имени отчества, даты и места рождения, паспортных данных, ООО «ЭкоАльянс» обратилось в Министерство внутренних дел Республики Бурятия с заявлением (запрос-письмо исх. №3497 от 09.08.2023) о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах за период с 01.04.2019 по настоящее время с указанием их даты и места рождения, паспортных данных в отношении следующих жилых помещений (согласно списку -100 помещений).

08 сентября 2023 года УВМ МВД по РБ направлен ответ ООО «Экоальянс» об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений. В отказе указано, что запрос не подлежит исполнению в связи с тем, что предоставление адресно-справочной информации может быть предоставлена юридическому лицу при наличии согласия субъекта персональных данных на предоставление запрашиваемых о нем сведений либо при наличии договора, стороной которого является субъект персональных данных.

ООО «ЭкоАльянс» полагая незаконным отказ в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, изложенный в письме от 08.09.2023 №3/235410512847, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭкоАльянс» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Республики Бурятия на основании заключенного 14.05.2018 между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс» соглашения.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера плата за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с положениями частей 1, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, статей 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации императивно закреплена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.

Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, допускает заключение между Региональным оператором - ООО «ЭкоАльянс» и потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО договора без соблюдения письменной формы, и потребитель, пользующийся коммунальной услугой, является стороной публичного договора независимо от заключения договора по обращению с ТКО в письменной форме.

Обстоятельства заключения договора фиксируется конклюдентными действиями самих потребителей по фактическому пользованию услугами Регионального оператора по приведенным в запросе от 09.08.2023 адресам, о чем свидетельствуют также действующие открытые лицевые счета, присвоенные ООО «ЭкоАльянс» потребителям коммунальной услуги для внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Таким же образом договоры на оказание услуг по обращению с ТКО путем конклюдентных действий в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ с 01.07.2017 заключены Региональным оператором с подавляющим количеством собственников жилых помещений, расположенных на территории Республики Бурятия.

Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что оплата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги, которая предполагает наличие у исполнителя, в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.

В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения необходимых сведений.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.

Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

МВД по Республике Бурятия является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.

Таким образом, обязанность по внесению запрашиваемых сведений в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета (в состав МВД по Республике Бурятия входит отделение по вопросам миграции).

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).

ООО «ЭкоАльянс» является региональным оператором и включен в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (регистрационный N 3-18-001007) в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, ООО «ЭкоАльянс» включено в реестр операторов персональных данных и является оператором персональных данных потребителей - физических лиц на основании публичного договора, который заключен на основании конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.

При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.

Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения необходимых сведений.

Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

При этом, как было выше сказано, предоставление указанных сведений также не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.

Из указанного следует, что ООО «ЭкоАльянс», являясь оператором персональных данных потребителей-физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку обработка персональных данных необходима для осуществления хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора, выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, то общество вправе запрашивать и получать у уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для исполнения условий публичного договора.

Осуществляя деятельность, ООО «ЭкоАльянс» является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего законодательства обязан осуществлять сбор, обновление информации о собственниках и нанимателях в жилых помещениях, осуществлять обработку полученных персональных данных в целях предоставления коммунальных услуг.

Исходя из пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных Федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.

Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.

С учетом изложенного, у ООО «ЭкоАльянс», как регионального оператора по обращению с ТКО, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления ООО «ЭкоАльянс» своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора оказания услуг по вывозу ТКО, в целях реализации защиты прав и экономических интересов организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, соответственно, общество имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством.

Таким образом, ООО «ЭкоАльянс» вправе обратиться к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Бурятия за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Вопреки доводам ответчика о невозможности предоставления адресно-справочной информации без согласия субъекта персональных данных, МВД по РБ в данном случае не представило доказательств того, что передача персональных данных соответствующей информации без согласия субъектов в целях корректного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, нарушает права последних на конфиденциальность и противоречит целям Закона N 152-ФЗ. При этом, как указано выше, запрашиваемые обществом у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право получения которых у общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета.

Таким образом, отказ МВД по Республике Бурятия, изложенный в письме от 08.09.2023 №3/235410512847, о невозможности предоставления сведений, поскольку запрашиваемые сведения являются персональными данными, не подлежащими разглашению, не соответствует закону и нарушает права общества в сфере экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным, и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В связи с чем, с целью устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя суд возлагает соответствующую обязанность по предоставлению сведений (запрошенных в письме (запрос) от 09.08.2023 №3497 (идентичны сведениям в уточненном заявлении)) на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 08.09.2023 №3/235410512847 в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием даты и места рождения, паспортных данных в отношении жилых помещений, указанных в запросе общества с ограниченной ответственностью «ЭКОАЛЬЯНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 09.08.2023 №3497.

Обязать Министерство внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЭКОАЛЬЯНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) путем предоставления сведений о зарегистрированных гражданах за период с 01.04.2019 по день вынесения решения, с указанием даты и места рождения, паспортных данных, в отношении жилых помещений, указанных в запросе от 09.08.2023 №3497.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОАЛЬЯНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.А. Логинова