ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7048/16 от 17.04.2017 АС Республики Бурятия


  АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Улан-Удэ

19 апреля 2017 года Дело № А10-7048/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседании секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия от 11 ноября 2016 года № 01-260/2016 о прекращении административного производства,

при участии в заседании

заявителя: ФИО1, служебное удостоверение, ФИО2 – представителя по доверенности от 14.02.2017,

ответчика: ФИО3 – представителя по доверенности от 17.01.2017 № КД-145,

третьих лиц:

закрытого акционерного общества «ЭКОПРОМ» - не явился, извещен

Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу – не явился, извещен (уведомление о вручении почтового отправления № 670008 10 855147 11.04.2017);

Министерства природных ресурсов Республики Бурятия – не явился, извещен (расписка от 04.04.2017),

установил:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее – Управление Росприроднадзора по РБ, Управление) от 11 ноября 2016 года № 01-260/2016 о прекращении административного производства.

Определением суда от 1 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «ЭКОПРОМ» (далее – Общество, ЗАО «ЭКОПРОМ»).

Определением суда от 22 декабря 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Центрсибнедра), Министерство природных ресурсов Республики Бурятия (далее – Минприроды РБ).

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных третьих лиц.

В обоснование требований заявителем указано, что оспариваемое постановление от 11 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении № 01-260/2016 о прекращении производства по делу в отношении ЗАО «ЭКОПРОМ» вынесено незаконно.

Данное постановление не мотивировано. Ссылка в постановлении на разъяснения Федерального агентства по недропользованию является необоснованной, так как данное письмо не является нормативным правовым актом, не является обязательным для применения и содержит комментарий законодательства - в каком случае необходимо получать лицензию на пользование недрами, а в каком случае - разрешение.

Кроме того, в мотивировочной части постановления инспектор признаёт установленным факт того, что ЗАО «ЭКОПРОМ» осуществляет забор подземных вод без получения в установленном порядке лицензии на пользование недрами в нарушение требований статей 6, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

Проверкой установлено, что ЗАО «ЭКОПРОМ» осуществляет забор подземных вод, загрязнённых нефтепродуктами, через 11 подземных скважин и, пропуская через технологический цикл очистных сооружений, сбрасывает сточные воды в недра земли, а также осуществляет мониторинг за состоянием загрязнённых нефтепродуктами подземных вод, используя пробуренные гидронаблюдательные скважины.

Кроме того, скважины для откачки подземных вод оборудованы специальными насосами, работающими от электроэнергии. Каждая скважина оборудована павильоном с системой трубопроводов, подключенных к очистным сооружениям. После прохождения цикла очистки подземные воды сбрасываются обратно в подземный водоносный горизонт, являющийся частью недр.

Таким образом, ЗАО «ЭКОПРОМ» осуществляются работы, отнесенные к пользованию недрами, но не связанные с их добычей.

В ходе проверки установлен факт пользования ЗАО «ЭКОПРОМ» подземными сооружениями, используемыми для сброса сточных вод и иных нужд, признаваемого лицензируемым видом пользования недрами на основании положений п.4 ст.6 Закона о недрах и п.6.8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 (далее – Положение о лицензировании).

Таким образом, в соответствии с п.6.8. Положения о лицензировании ЗАО «ЭКОПРОМ» необходимо получить лицензию на право строительства и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, которая предоставит Обществу право пользования участком недр для сброса сточных вод.

Просили требования удовлетворить.

Представители Управления с доводами заявителя не согласились, представлен письменный отзыв и дополнения к нему.

В обоснование возражений представители Управления указали, что довод заявителя о незаконности оспариваемого постановления является необоснованным.

В соответствии с Положением о лицензировании получение лицензии не требуется для региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.

Кроме того, пунктом 6 Положения о лицензировании не предусмотрено получение лицензии на работы, осуществляемые ЗАО «ЭКОПРОМ» по условиям Государственного контракта.

Полномочиями по определению вида документа, необходимого при проведении данного вида работ, Управление в соответствии с Положением, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2016 № 570, не обладает и, соответственно, в постановлении не мотивирует. Данными полномочиями, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» обладает Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы.

Для определения вида документа, необходимого ЗАО «ЭКОПРОМ» для осуществления деятельности по государственному контракту от 15.11.2013 № 7-р (далее – государственный контракт), Общество обратилось в Минприроды РБ и получило ответ, в котором указано на необходимость получения разрешения на право пользования недрами и рекомендовано обратиться за данным документом в Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра) или его территориальные органы. Ответ Роснедра от 01.11.2016 № 01-03-37/13679, представленный ЗАО «ЭКОПРОМ» к рассмотрению административного дела, не содержит однозначного ответа на поставленный вопрос.

Именно неопределенность уполномоченного органа в вопросе лицензирования деятельности ЗАО «ЭКОПРОМ», не связанной с добычей полезных ископаемых, а также тот факт, что глава 7 КоАП РФ относится к административным правонарушениям в области охраны собственности, то есть предполагает административное наказание за незаконное пользование чьей-либо собственностью (в данном случае отсутствует, ввиду наличия государственного контракта), явилось достаточным основанием для принятия решения об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в отношении ЗАО «ЭКОПРОМ».

Просили отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Представители третьего лица Минприроды РБ поддержали позицию Управления, в обоснование представили отзыв и дополнения к нему.

Сославшись на Закон о недрах, Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденное Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 05.07.1999 № 83-р, Градостроительный кодекс Российской Федерации, письмо АУ РБ «ГОСЭКСПЕРТИЗА», представители третьего лица указали, что объект «Мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды реки Селенга в районе п. Стеклозавод г.Улан-Удэ - рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод» не является объектом капитального строительства, в связи с чем, не может быть объектом лицензирования с целью получения права пользования участком недр местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. Работы в рамках государственного контракта от 15.11.2013, проводимые без существенного нарушения целостности недр, не связанные с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых, со строительством и эксплуатацией подземных сооружений, образованием особо охраняемых геологических объектов, сбором минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов не являются одним из видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах, подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законодательством.

Третье лицо ЗАО «ЭКОПРОМ» поддержало позицию Управления. В отзыве, представленном в материалы дела, и в ходе рассмотрения настоящего дела представитель Общества указал, что извлечение подпочвенного скопления нефтепродуктов в целях ликвидации загрязнения геологической среды и поверхностных водных объектов не признается самостоятельным видом пользования недрами и не является добычей полезных ископаемых. В действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество «ЭКОПРОМ» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.01.1992 за основным государственным регистрационным номером 1027807973710. Основным видом деятельности Общества является забор, очистка и распределение воды (л.д.99-93 т.1).

15 ноября 2013 года между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия (Заказчик) и ЗАО «ЭКОПРОМ» (Подрядчик) заключен государственный контракт № 7-р на выполнение работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р.Селенга в районе п.Стеклозавод г.Улан-Удэ – рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод (л.д.3-30 т.2, далее – государственный контракт).

Согласно п.1.1 государственного контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р.Селенга в районе п.Стеклозавод г.Улан-Удэ – рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод, и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

Пунктом 4.1 государственного контракта предусмотрен срок выполнения работ по объекту: начало – с момента заключения контракта; окончание - 8 февраля 2019 года.

Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «ЭКОПРОМ», в ходе которой выявлены нарушения законодательства при пользовании недрами.

По результатам проверки заместителем Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора 27 сентября 2016 года в отношении ЗАО «ЭКОПРОМ» вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами (л.д.51-53 т.1).

Данное постановление и материалы проверки направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия для рассмотрения по существу.

11 ноября 2016 года Управлением вынесено постановление № 1-260/2016 о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании ст.24.5КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ЗАО «ЭКОПРОМ» состава административного правонарушения (л.д.41-42 т.1).

Не согласившись с данным постановлением, прокурор обжаловал его в судебном порядке.

Пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела об административных правонарушениях подведомственны арбитражному суду, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к его компетенции.

На основании части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 3 пункта 19.2 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) указано, что поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.

В соответствии с абзацем 4 пункта 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от № 10 порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

Исходя из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 29, статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации дела об административных правонарушениях, в том числе связанные с оспариванием постановления о прекращении дела об административном правонарушении, подведомственные арбитражному суду, подлежат рассмотрению по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения - лицензии.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах).

Согласно преамбуле к Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

На основании статьи 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 (далее – Положение о лицензировании), предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Кроме того, пункт 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, также предусматривает, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Разделом 6 Положения о лицензировании предусмотрены виды лицензий на пользования недрами, так пунктом 6.1 предусмотрены виды лицензий для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и образования особо охраняемых объектов.

На основании пункта 6.8 Положения о лицензировании лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации 22.06.1998 (далее – Методические указания) методические указания применяются при предоставлении в пользование недр для следующих целей:

а) строительства и эксплуатации подземных сооружений (объектов) различного назначения, размещаемых в специально пройденных горных выработках или выработках, пройденных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также в естественных подземных полостях (пещерах);

б) захоронения в недрах отходов (включая радиоактивные) и вредных веществ, сброса сточных вод;

в) возврата (обратной закачки) в недра дренажных, попутно извлеченных, а также использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных и технических вод;

г) создания подземных хранилищ газа и нефтепродуктов.

Согласно календарному плану выполнения работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р.Селенга в районе п.Стеклозавод г.Улан-Удэ – рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод, являющемуся приложением № 3 к государственному контракту, ЗАО «ЭКОПРОМ» разрабатывает рабочую документацию; изготавливает основные емкости и вспомогательное оборудование для них с поставкой на склад Подрядчика; оборудует и монтирует внутренние системы контейнеров; осуществляет бурение и обустройство наблюдательных, нефтезаборных и водоприемных скважин; отбирает пробы грунта и воды, производит химико-аналитическое исследование проб; производит работы по утвержденным регламентам; вывозит на утилизацию нефтеотходы, извлеченные из подземного горизонта; проводит площадный и технологический мониторинг; проводит режимные газохимические наблюдения и др.

На основании п.2.4 Программы работ по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р.Селенга в районе поселка Стеклозавод г.Улан-Удэ ЗАО «ЭКОПРОМ», являющейся приложением № 2 к государственному контракту № 7-р, для перехвата подземной линзы нефтепродуктов предусматривается система нефтезаборных скважин, состоящих из десяти скважин диаметром 219 мм (диаметр бурения 325 мм), глубиной 45 м по пять скважин на куст. Нефтезаборные скважины оборудуются мембранными насосами на колонне водоподъемных труб. Рабочая часть фильтра устанавливается в интервале 27-45 м. В скважине насос устанавливается над поверхностью жидкости на колонне алюминиевых труб диаметром 16 мм на глубине 28-44 м от поверхности. Из сборника чистой воды очищенная жидкость сбрасывается в водоприемные скважины при помощи центробежного насоса по водоводам, расположенным попарно с нефтедобывающими скважинами. Диаметр скважин 219 мм (диаметр бурения 325 мм), глубиной 45 м по пять скважин на куст. Глубина водоприемных скважин 55 м. Проходка скважин осуществляется роторным способом. Водоприемные скважины располагаются на расстоянии 5-10 м от нефтезаборных ближе к р.Селенга (л.д.18-30 т.2).

Таким образом, из изложенного и материалов дела следует, что ЗАО «ЭКОПРОМ» осуществляет забор подземных вод, загрязнённых нефтепродуктами, через 11 подземных скважин и, пропуская через технологический цикл очистных сооружений, сбрасывает сточные воды в недра земли, а также осуществляет мониторинг за состоянием загрязнённых нефтепродуктами подземных вод, используя пробуренные гидронаблюдательные скважины.

Кроме того, скважины для откачки подземных вод оборудованы специальными насосами, работающими от электроэнергии. Каждая скважина оборудована павильоном с системой трубопроводов, подключенных к очистным сооружениям. После прохождения цикла очистки подземные воды сбрасываются обратно в подземный водоносный горизонт, являющийся частью недр.

Как указано в справке о результатах участия в проверке Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, составленной старшим государственным инспектором по охране окружающей среды, ЗАО «ЭКОПРОМ» на данном участке занимается деятельностью, связанной с пользованием недрами. То есть фактически происходит ликвидация загрязнения подземного водного горизонта, а не подпочвенного скопления нефтепродуктов, как указано в госконтракте. В результате выполненных работ проведен большой объем работ по бурению скважин, проводятся откачки подземных вод для локального водопонижения и откачка нефтепродуктов и загрязненных вод из скважин, очищенные от нефтепродуктов воды закачиваются в подземные горизонты. Создана сеть и ведется мониторинг состояния недр, контроль за режимом подземных вод. Эта деятельность предусматривает обязанность получения лицензии на пользование недрами в соответствии с главой 6 Закона о недрах (л.д.56-68 т.1)

В ходе рассмотрения дела на предложение суда Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу представлены письменные пояснения по вопросу необходимости (отсутствия необходимости) получения лицензии в порядке статьи 11 Закона о недрах на пользование недрами в целях извлечения подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга (л.д.59-61 т.2).

Из письменных пояснений Центрсибнедра от 09.03.2017 № 05-04/31 следует, что «законодательством Российской Федерации о недрах, в том числе ст.6 Закона о недрах, извлечение подпочвенного скопления нефтепродуктов в целях ликвидации загрязнений геологической среды и поверхностных водных объектов, не признается самостоятельным видом пользования недрами.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Закона о недрах и статьями 336 и 337 Налогового кодекса Российской Федерации, извлечение подпочвенного скопления нефтепродуктов в вышеуказанных целях не является добычей полезных ископаемых.

Вместе с тем, для извлечения подпочвенного скопления нефтепродуктов необходимо осуществление отдельных видов работ, которые относятся к пользованию недрами, предусмотренному статьями 6 и 10.1 Закона о недрах.

Так, в соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Закона о недрах, недра предоставляются в пользование для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

При этом в соответствии с абз.3 п.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, для осуществления контроля за режимом подземных вод не требуется получение лицензии, и данные работы проводятся на основании разрешений.

В свою очередь, согласно п.4 ч.1 ст.6 Закона о недрах, недра предоставляются в пользование для сооружения и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, в случае если при ликвидации подпочвенного слоя скопления нефтепродуктов проводятся работы, отнесенные к пользованию недрами, для их осуществления необходимо получение в установленном порядке лицензии на пользование недрами или иных разрешений».

Аналогичные разъяснения даны Федеральным агентством по недропользованию в письме от 01.11.2016, Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в письме от 21.12.2016, адресованным ЗАО «ЭКОПРОМ», (л.д.13-14, 38-39 т.1).

На основании изложенного, заявителем обоснованно указано, что ЗАО «ЭКОПРОМ» осуществляло эксплуатацию подземных сооружений в нарушение требований статьи 11 Закона о недрах без лицензии.

Представители Минприроды РБ указали, что у Общества отсутствует необходимость в получении лицензии, так как подземные сооружения, эксплуатируемые ЗАО «ЭКОПРОМ», не являются объектами капитального строительства.

Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359 (действовавшим до 1 января 2017 года, далее - ОКОФ 013-94), к подразделу "Сооружения" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Например, в качестве сооружений в ОКОФ 013-94 включены установка обезвоживания нефти с очисткой пластовой воды, скважина водозаборная.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст с 1 января 2017 года введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее – ОКОФ ОК 013-2014). Объектами классификации в ОКОФ ОК 013-2014 являются основные фонды. Основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и оказания услуг.

По коду 220 ОКОФ ОК 013-2014 предусмотрена группировка «Сооружения», куда включены, в том числе скважина нефтяная эксплуатационная, скважина водозаборная, резервуары железобетонные наземные и подземные.

Таким образом, учитывая правовой смысл и содержание понятия "сооружение", изложенное в пункте статьи 2 Технического регламента, а также приведенное в ОКОФ 013-94, ОКОФ ОК 013-2014 в данном случае подземные сооружения, используемые ЗАО «ЭКОПРОМ», являются специально обустроенными, установленными, смонтированными сооружениями для извлечения нефтепродуктов из подземных вод, доочистки сточных вод до качества, позволяющего направлять очищенные стоки в городскую канализацию.

Кроме того, пунктом 1.3. Методических указаний предусмотрено, что к сооружениям (объектам) различного назначения, размещаемым в выработках (все виды подземных горных выработок и естественные полости (пещеры), перспективные для размещения объектов различного назначения, далее по тексту именуются "выработками"), относятся:

а) технические системы, требующие особых условий эксплуатации (в том числе обеспечивающие научные исследования);

б) сооружения транспортного и энергетического назначения (линии метрополитена, путепроводы глубокого заложения, тоннели, электростанции различных типов, трансформаторные станции и т.д.);

в) объекты оборонного и иного специального назначения, в т.ч. обеспечивающие научные исследования для целей обороны, других специальных целей, и защитные сооружения гражданской обороны;

г) хранилища газонефтепродуктов, химических и радиоактивных веществ;

д) склады длительного хранения продовольственных, промышленных товаров, иной продукции и материалов, в т.ч. для создания и хранения запасов на особые периоды;

е) сооружения, предназначенные для хранения особо ценных вещей и предметов, государственных архивов и культурных ценностей;

ж) сооружения, предназначенные для организации учреждений здравоохранения (соляные пещеры и др.);

з) сооружения, предназначенные для организации туризма, отдыха и досуга людей;

и) выработки, являющиеся памятниками природы, культуры и истории. Перечисленные выше сооружения и объекты, в дальнейшем именуются "объекты".

На основании пункта 1.4 Методических указаний к объектам для захоронения отходов (включая радиоактивные) и вредных веществ, возврата в недра использованных или дренажных и попутно извлеченных подземных вод относятся:

а) системы закачки сточных вод, не содержащих радиоактивных и вредных компонентов;

б) системы подземного захоронения жидких радиоактивных отходов и вредных веществ;

в) системы возврата (обратной закачки) в недра попутно извлеченных и использованных минеральных, теплоэнергетических, промышленных, дренажных и технических вод;

г) системы подземного захоронения твердых и отвержденных вредных веществ и отходов (в том числе радиоактивных).

В связи с изложенным, суд соглашается с доводом заявителя о том, что ЗАО «ЭКОПРОМ» эксплуатирует подземные сооружения, в том числе для сброса сточных вод и иных нужд, то есть пользуется недрами не в связи с добычей полезных ископаемых, что является лицензируемым видом пользования недрами на основании Закона о недрах и Положения о лицензировании.

Административный орган производство по названному делу об административном правонарушении прекратил в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Оценив представленные доказательства и доводы участников процесса, суд полагает, что производство по делу об административном правонарушении прекращено Управлением без достаточных на то оснований.

Согласно статье 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

В соответствии с частью 2 статьи 29.4, пункта 1 части 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое дело подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, отсутствия состава административного правонарушения.

Вместе с тем, суд полагает, что в рассматриваемом случае административный орган преждевременно пришел к выводу об отсутствии события и состава административного правонарушения, Управлением не приняты во внимание фактические обстоятельства дела.

В данном случае неполучение лицензии на пользование недрами при осуществлении деятельности по эксплуатации подземных сооружений, позволяет Обществу фактически эксплуатировать 11 подземных сооружений при безлицензионном пользовании недрами, что противоречит требованиям действующего законодательства, указывающего на необходимость рационального использования и охрану недр, в том числе, соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

При этом доказательства, подтверждающие отсутствие у Общества реальной возможности соблюсти требования законодательства в целях получения лицензии и предотвращения тем самым совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, суд полагает, что административный орган необоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «ЭКОПРОМ».

На основании пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия от 11 ноября 2016 года № 01-260/2016 о прекращении административного производства в отношении ЗАО «ЭКОПРОМ» является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия от 11 ноября 2016 года № 01-260/2016 о прекращении административного производства в отношении ЗАО «ЭКОПРОМ» признать незаконными и отменить.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.Т.Пунцукова