ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7166/2023 от 14.12.2023 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

21 декабря 2023 года Дело № А10-7166/2023

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Лоскутниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кабанскому району (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>,
ИНН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи
14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился,

от ответчика: представитель не явился,

установил:

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кабанскому району (далее – заявитель, ОМВД РФ по Кабанскому району) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о начавшемся судебном разбирательстве считается извещенным надлежащим образом (телефонограмма).

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие его представителей.

Суд считает возможным рассмотреть спор по имеющимся доказательствам, в отсутствие заявителя и ответчика в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.06.2018, ей присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя <***>.

Предприниматель осуществляет свою деятельность в магазине «Рус.Лен», расположенном по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, ст. Посольская,
ул. Октябрьская, д. 25.

В отделение ЭБ и ПК ОМВД России по Кабанскому району имеется материал проверки от 05.02.2023 КУСП №500 по факту обнаружения табачной продукции с признаками контрафакта в вышеуказанном магазине.

В ходе проверки по материалу от 05.02.2023 КУСП №500 и.о. начальника отделения ЭБ и ПК ОМВД России по Кабанскому району майор полиции ФИО2 произвел осмотр магазина, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, ст. Посольская, ул. Октябрьская, д. 25, о чем составил протокол осмотра места происшествия (л.д. 23). Получены объяснения от ИП ФИО1 о том, что табачная и алкогольная продукции приобретены ею 02.02.2023 у неизвестного торгового представителя (л.д. 27).

Майором полиции ФИО2 составлен рапорт о том, что в ходе работы по материалу проверки от 05.02.2023 №КУСП №500 в магазине «Рус.Лен» также обнаружена алкогольная продукция с признаками контрафакта.

05 февраля 2023 года начальником отдела МВД РФ по Кабанскому району полковником полиции ФИО3 принято распоряжение №4 о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в отношении ФИО1 в вышеуказанном магазине. Распоряжение вручено ФИО1 нарочно 05.02.2023.

05 февраля 2023 года в присутствии ФИО1 произведено гласное обследование вышеуказанного магазина. В ходе проведенного осмотра выявлен факт реализации контрафактной алкогольной продукции, а именно 40 бутылок с надписью на этикетке «Спецпаёк», объемом 0,5 литра каждая и 32 бутылок с надписью на этикетке «Премиум с серебром», объемом 0,5 литра каждая. Установлено, что всего в магазине «Рус.Лен» реализовано 8 бутылок с надписью на этикетке «Премиум с серебром», объемом 0,5 литра каждая.

Результаты осмотра отражены в протоколе обследования от 05.02.2023 (л.д.14).

Алкогольная продукция изъята на основании протокола обследования от 05.02.2023.

06 февраля 2023 года в отношении предпринимателя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования ЭКЦ МВД по Республике Бурятия назначена химическая экспертиза, в ходе которой установлено, что представленные на исследование жидкости, находящиеся в бутылке с надписью «Спецпаёк», крепостью - 36,7%об, в бутылке с надписью «Премиум с серебром», крепостью - 36,4%об, являются спиртосодержащими жидкостями. В представленных на исследование жидкостях в качестве основных микрокомпонентов присутствует метанол (л.д. 31-33).

20 марта 2023 года должностным лицом о/у отделения ЭБ и ПК отдела МВД России по Кабанскому району ФИО4 по результатам проведенного административного расследования составлен протокол об административном правонарушении № 23290368 по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 37). Предприниматель присутствовал при составлении протокола, о чем имеется соответствующая отметка.

Заявитель 31.03.2023 направил в Кабанский районный суд Республики Бурятия протокол об административном правонарушении от 20.03.2023 и другие материалы дела в отношении ИП ФИО1, привлекаемой по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кабанский районный суд Республики Бурятия определением 03 апреля 2023 года возвратил протокол об административном правонарушении в отношении
ИП ФИО1, привлекаемой по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для устранения нарушений
(л.д. 39-41).

30 мая 2023 года ОМВД РФ по Кабанскому району по почте направлено в адрес индивидуального предпринимателя уведомление о необходимости явиться 19.06.2023 в
10 часов 00 минут в кабинет №3 отделения ЭБ и ПК ОМВД России по Кабанскому району для внесения дополнений (изменений) в административный протокол от 20.03.2023 №23290368 (л.д. 42-43).

Согласно представленному отчету об отслеживании почтового отправления, вышеуказанное уведомление получено предпринимателем 07.06.2023.

19 июня 2023 года внесены дополнения в административный протокол от 20.03.2023 №23290368.

Копия протокола от 20.03.2023 №23290368 с внесенными дополнениями направлена предпринимателю 21.06.2023 (л.д. 46-47).

На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОМВД России по Кабанскому району обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Диспозицией части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Объективной стороной названного правонарушения является незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П, от 30 марта
2016 года № 9-П, от 18 февраля 2019 года № 11-П и от 29 апреля 2020 года № 22-П).

Указанные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона
№ 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежит лицензированию.

Одной из мер государственного принуждения за нарушение требований Закона
№ 171-ФЗ является административная ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 11 и пункту 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.

В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 47) указано, что в соответствии с Законом № 171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией действующим законодательством не предусмотрена.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных выше требований в магазине «Рус.Лен», расположенном по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район,
ст. Посольская, ул. Октябрьская, д. 25, индивидуальным предпринимателем незаконно осуществлялась реализация спиртосодержащей продукции, предприниматель лицензии на продажу спиртосодержащей продукции не имеет, в соответствии с Законом № 171-ФЗ ему осуществление такой деятельности запрещено.

Предприниматель не обеспечил при организации своей предпринимательской деятельности исключение незаконной реализации спиртосодержащей продукции, чем допустил вышеуказанное правонарушение.

Данный факт подтверждается совокупностью представленных доказательств: протоколом осмотра места происшествия от 05.02.2023, протоколом обследования от 05.02.2023, фотоматериалами, объяснениями предпринимателя, заключением эксперта от 07.02.2023 №1/126.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены формы вины, согласно части 2 административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ей административного правонарушения, поскольку осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, она не могла не осознавать противоправный характер своих действий и не предвидеть их вредные последствия. У предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Какие-либо нарушения порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлены.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхгодичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения настоящего решения не истек.

Основания для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) либо для признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) суд не усматривает.

Согласно части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено субъектам малого или среднего предпринимательства на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Поскольку продажа спиртосодержащей продукции без лицензии сопряжена с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель) наказание в виде, административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В этой связи, привлекая предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд, назначает наказание в пределах санкции части 2 статьи
14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в денежном выражении – 100 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018, алкогольная продукция, находящиеся в незаконном обороте (реализация без лицензии, тем более без акцизных марок) подлежат изъятию.

На основании изложенного изъятая спиртосодержащая продукция по протоколу обследования от 05.02.2023 подлежит направлению на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015
№ 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленное требование удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1
(ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: Республика Бурятия, <...>, фактическое место жительство по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район,
ст. Посольская, ул. Партизанская, д. 33) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере
100 000 рублей.

Спиртосодержащую продукцию («Спецпаёк» в количестве 40 бутылок объемом
0,5 литров каждая, «Премиум с серебром» в количестве 32 бутылок, объемом 0,5 литров каждая»), изъятые в магазине «Рус.Лен» ИП ФИО1, на основании протокола обследования от 05.02.2023, изъять из оборота с направлением на уничтожение в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Г.В. Борголова