ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
07 февраля 2020 года Дело № А10-7198/2019
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алексеева» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 29 октября 2019 года № 499/2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
заявитель не явился, извещен, определение суда вручено 21.01.2020 заказным письмом №67000843869012;
ответчика: ФИО1 – представителя по доверенности от 10.12.2019, диплом по специальности «Юриспруденция» от 21.05.2010;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Алексеева» (далее – ООО «Алексеева, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – Министерство) от 29.10.2019 № 499/2019 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 14 ноября 2019 года рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства.
Суд перешел к рассмотрению дела №А10-7198/2019 по общим правилам административного судопроизводства определением от 15 января 2020 года.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не направил.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что правонарушение допущено ООО «Алексеева» не умышленно. На официальном сайте Администрации г. Улан-Удэ ulan-ude-eg.ru в разделе «нормативные акты» отсутствует информация об опубликовании постановления Администрации г. Улан-Удэ «О запрете продажи алкоголя в «День города 2019». В некоторых официальных источниках указано, что дни празднования проходят с 05.09.2019 по 07.09.2019. В распоряжении Администрации г. Улан-Удэ от 05.08.2019 № 996-р нет указания на прямой запрет продажи алкогольной продукции 7 сентября 2019 года, в Плане мероприятий, посвященных празднованию Дня города – 2019 указано на проведение мероприятия с 14.08.2019 по 29.09.2019. Также заявитель указал, что от Министерства не поступает информация о запрете продажи алкогольной продукции в определенные дни, а генеральный директор Общества является человеком пенсионного возраста и в недостаточной степени владеет интернет ресурсами.
Заявитель со ссылкой на часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ указал на наличие оснований для назначения Обществу наказания в виде предупреждения, в связи с включением в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия в представленном отзыве указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. В рамках исполнения должностных полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в форме систематического наблюдения за исполнением указанными лицами обязательных, в том числе лицензионных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции от 10.09.2019 №14, в ходе проведенного мониторинга информации, размещенной в личном кабинете Министерства на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка для проверки сведений фиксации документов в ЕГАИС servis.fsrar.ru, установлен факт розничной продажи алкогольной продукции в день проведения мероприятия «День города» ООО «Алексеева» в торговом помещении (магазин «Продукты»), расположенном по адресу: <...>.
В соответствии с журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной спиртосодержащей продукции по чекам 07.09.2019 Обществом осуществлена реализация алкогольной продукции в количестве 36 бутылок.
По доводам заявителя, представитель Министерства указала на надлежащее опубликование сведений о дате проведения мероприятия «День города» и отсутствие оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «Алексеева» ранее привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителя Министерства, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Алексеева» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22.06.2006 за основным государственным регистрационным номером <***>. Основным видом деятельности является деятельность торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия обществу с ограниченной ответственностью «Алексеева» выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 30.06.2016 № 03РПА0000014 (А 181) сроком действия до 30.06.2020. Места нахождения обособленных подразделений Общества согласно лицензии:
1)<...>, магазин «Продукты»;
2)<...>, кв. I: 1-6, магазин «Продукты».
В рамках исполнения должностных полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия, в соответствии с заданием на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в форме систематического наблюдения за исполнением указанными лицами обязательных, в том числе лицензионных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции от 10.09.2019 №14, в ходе проведенного мониторинга информации, размещенной в личном кабинете Министерства на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка для проверки сведений фиксации документов в ЕГАИС servis.fsrar.ru, Министерством установлен факт розничной продажи алкогольной продукции в день проведения мероприятия «День города» ООО «Алексеева» в торговом помещении (магазин «Продукты»), расположенном по адресу: <...>.
В соответствии с журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной спиртосодержащей продукции по чекам за период 07.09.2019 Обществом осуществлена реализация алкогольной продукции в количестве 36 бутылок, а именно:
1)07.09.2019 в 09 час. 21 мин. по чеку №102295 вино фруктовое столовое полусладкое «Старый хуторок», 1 бутылка;
2)07.09.2019 в 09 час. 23 мин. по чеку №102296 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
3)07.09.2019 в 09 час. 43 мин. по чеку №102297 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
4)07.09.2019 в 09 час. 52 мин. по чеку №102299 настойка горькая «Жгучий перчик»» 1 бутылка;
5)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 напиток слабоалкогольный газированный «Черный Русский Перфект. Коктейль с коньяком и вкусом миндаля, 1 бутылка;
6)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
7)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 вино фруктовое столовое полусладкое «Старый хуторок», 1 бутылка;
8)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Царь», 1 бутылка;
9)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Кедровица на кедровых орехах», 1 бутылка;
10)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Беловка Люкс», 1 бутылка;
11)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 напиток винный фруктовый полусладкий «Топоры», 1 бутылка;
12)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
13)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Урожай на расторопше», 1 бутылка;
14)07.09.2019 в 10 час. 05 мин. по чеку №3080 водка «Пчелка Люкс», 1 бутылка;
15)07.09.2019 в 10 час. 15 мин. по чеку №102306 вино фруктовое столовое полусладкое «Старый хуторок», 1 бутылка;
16)07.09.2019 в 10 час. 26 мин. по чеку №102310 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
17)07.09.2019 в 10 час. 44 мин. по чеку №102317 водка особая «Зеленая марка кедровая», 1 бутылка;
18) 07.09.2019 в 10 час. 51 мин. по чеку №102320 водка «Тельняшка», 1 бутылка;
19)07.09.2019 в 10 час. 52 мин. по чеку №102321 водка «Кедровица на кедровых орехах», 1 бутылка;
20)07.09.2019 в 11 час. 05 мин. по чеку №102324 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
21)07.09.2019 в 11 час. 05 мин. по чеку №102324 водка «Медвежий улов северная», 1 бутылка;
22)07.09.2019 в 11 час. 06 мин. по чеку №102325 водка «Пять Озер», 1 бутылка;
23) 07.09.2019 в 11 час. 08 мин. по чеку №102327 водка «Урожай на расторопше», 1 бутылка;
24)07.09.2019 в 11 час. 13 мин. по чеку №102328 водка «Урожай на расторопше», 1 бутылка;
25)07.09.2019 в 11 час. 13 мин. по чеку №102328 водка «Урожай на расторопше», 1 бутылка;
26)07.09.2019 в 11 час. 13 мин. по чеку №102328 водка «Кедровича кедровая мягкая», 1 бутылка;
27)07.09.2019 в 11 час. 16 мин. по чеку №102329 водка «Пять Озер», 1 бутылка;
28) 07.09.2019 в 11 час. 20 мин. по чеку №102332 водка «Тельняшка», 1 бутылка;
29)07.09.2019 в 11 час. 29 мин. по чеку №102337 вино фруктовое столовое полусладкое «Винный погреб», 1 бутылка;
30) 07.09.2019 в 11 час. 29 мин. по чеку №102337 вино фруктовое столовое полусладкое «Винный погреб», 1 бутылка;
31)07.09.2019 в 11 час. 33 мин. по чеку №102338 водка «Урожай на расторопше», 1 бутылка;
32) 07.09.2019 в 11 час. 44 мин. по чеку №102342 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
33)07.09.2019 в 11 час. 44 мин. по чеку №102342 водка «Топаз Люкс», 1 бутылка;
34) 07.09.2019 в 11 час. 49 мин. по чеку №102345 напиток винный фруктовый полусладкий «Топоры», 1 бутылка;
35)07.09.2019 в 12 час. 16 мин. по чеку №102352 водка «Граф Ледофф», 1 бутылка;
36) 07.09.2019 в 12 час. 17 мин. по чеку №102354 вино фруктовое столовое полусладкое «Винный погреб», 1 бутылка.
На основании проведения мониторинга информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и в личном кабинете Министерства, консультантом отдела лицензирования Министерства определением от 16.09.2019 № 499/2019 возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в отношении ООО «Алексеева» (л.д. 49).
Уведомлением от 16.09.2019 Общество извещено о необходимости явки 15.10.2019 в Министерство для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 50). Уведомление направлено по юридическому адресу Общества и получено им 18.09.2019.
15 октября 2018 года консультантом отдела лицензирования Министерства в присутствии представителя ООО «Алексеева» ФИО2 по доверенности от 02.10.2019 по факту выявленных нарушений, а именно реализации алкогольной продукции в день проведения мероприятия «День города Улан-Удэ», составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 45-48).
Определением от 15 октября 2019 года № 499/2019 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вручено представителю Общества ФИО2
29 октября 2019 года в присутствии представителя Общества ФИО2 состоялось рассмотрение протокола и материалов дела об административном правонарушении.
Постановлением от 29.10.2019 № 499/2019 ООО «Алексеева» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.12-15).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на возможность замены наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. на предупреждение, а также на отсутствие публикации в установленном порядке сведений о дате проведения мероприятия «День города Улан-Удэ».
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 22.07.2011 № 186 путем реорганизации в форме слияния Республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и Республиканской службы по потребительскому рынку и лицензированию создано Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2011 № 492, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, реализующим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции.
Согласно пунктам 3.9.11, 3.9.13 названного Положения Министерство осуществляет полномочия по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции, составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях, связанные с нарушением обязательных требований, и принимает меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Приказом Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия от 30.09.2014 №88 утвержден Перечень должностных лиц отдела лицензирования Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять, в том числе, консультант отдела лицензирования.
Согласно статье 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (часть 1).
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении Общества и оспариваемое постановление составлены уполномоченным лицом.
Согласно части 1 статьи 2.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П и от 30 марта 2016 года № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Схожие цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 47), ограничения, касающиеся розничной продажи алкогольной продукции, установлены статьей 16 Закона № 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ № 47 указано, что применительно к пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующие акты могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку ими вводятся ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Бурятия от 15.11.201 № 2361-IV «О некоторых вопросах регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия» не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Республики Бурятия с 21 часа до 9 часов по местному времени, а также в дни проведения мероприятий «Последний звонок», «Сурхарбан», «День города (муниципального района)», определенные нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия и (или) муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом положений абзаца второго настоящего пункта, Международного дня защиты детей (1 июня) и Дня знаний (1 сентября).
Информация о днях проведения мероприятий «Последний звонок», «Сурхарбан», «День города (муниципального района)» направляется в уполномоченный орган и размещается органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции в сфере физической культуры и спорта, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанных мероприятий.
В соответствии с распоряжением Администрации города Улан-Удэ от 05.08.2019 №996-р «О подготовке и проведении Дня города-2019» на 07 сентября 2019 года назначено проведение мероприятия «День города». Согласно пункту 12 Плана мероприятий, посвященных празднованию Дня города-2019, торжественное открытие Дня города-2019 и закрытие Дня города-2019 назначено на 07.09.2019.
Информация о дне проведения мероприятия «День города» размещена в сети «Интернет» в установленном порядке, а именно: на официальном сайте города Улан-Удэ ulan-ude-eg.ru09.08.2019 опубликован муниципальный вестник (выпуск №30), в котором размещено распоряжение от 05.08.2019 №996-р «О подготовке и проведении Дня города-2019», план мероприятий, посвященный празднованию дня города-2019. Муниципальный вестник города Улан-Удэ является официальным периодическим изданием органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что распоряжение Администрации города Улан-Удэ о проведении Дня города-2019 размещено своевременно и в надлежащих источниках суд, суд приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя об отсутствии информации в официальных источниках о дне проведения мероприятия «День города».
Кроме того, 6 сентября 2019 года на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия в разделе «Новости» была размещена информация о запрете розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции 07 сентября 2019 года в день проведения мероприятия «День города».
Информация о дне проведения мероприятия «День города» также размещена и в средствах массовой информации («Байкал Daily», информационное агентство «БМК», телекомпания «АРИГУС»).
Следовательно, Общество имело возможность знать о дне проведения спорного мероприятия.
Кроме того, как пояснила представитель Министерства, факт реализации алкогольной продукции выявлен только в одной торговой точке ООО «Алексеева», что свидетельствует об осведомленности проведения дня города и о запрете реализации алкогольной продукции.
Кроме того, Общество, являясь участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, не могло не знать об установленном законодательством запрете розничной продажи алкогольной продукции, поскольку лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдана ООО «Алексеева» 30 июня 2006 года.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, в соответствии с журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной спиртосодержащей продукции по чекам за период 07 сентября 2019 года Обществом осуществлена реализация алкогольной продукции в количестве 36 бутылок.
По факту фиксации в системе ЕГАИС продажи 36 бутылок алкогольной продукции 07 сентября 2019 года представитель Общества при составлении протокола об административном правонарушении указал на обучение продавцом стажера продажам, в том числе алкогольной продукции на ПОС-Терминале, при этом стажер и продавец возврат чеков не проводили.
Вместе с тем согласно сведениям протокола запроса, сформированного в личном кабинете Министерства на портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка для проверки сведений фиксации документов в ЕГАИС servis.fsrar.ru, алкогольная продукция в количестве 36 бутылок продана Обществом 07 сентября 2019 года. Отмена продаж и возврат алкогольной продукции 07 сентября 2019 года в последующем не проводились.
С учетом изложенного, суд считает подтвержденным факт реализации ООО «Алексеева» алкогольной продукции в запрещенное время, выразившейся в продаже 07 сентября 2019 года алкогольной продукции в количестве 36 бутылок.
Розничная продажа алкогольной продукции подтверждается Журналом учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период 07 сентября 2019 года, информацией об алкогольной продукции, зафиксированной в ЕГАИС 07 сентября 2019 года. Заявителем по существу данный факт не оспорен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО "Алексеева", осуществляя на основании соответствующей лицензии деятельность по обороту (розничной продаже) алкогольной продукции, не могло не знать об установленных Законом № 171-ФЗ требованиях об обязательном наличии сопроводительных документов на алкогольную продукцию, подтверждающих легальность ее производства и оборота, однако не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению таких требований (в частности, допустило продажу алкогольной продукции в день, когда такая продажа не допускалась), в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Следовательно, выводы административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, суд считает правильными.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Суд считает обоснованным назначение административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1.4 КоАП РФ данным Кодексом устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Так, согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В свою очередь, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, с 4 июля 2016 года КоАП РФ предусмотрены особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно возможность замены административного штрафа на предупреждение.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 9 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа.
Судом установлено, что ООО «Алексеева» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 под категорией «микропредприятие».
Согласно статье 3.4 КоАП Российской Федерации предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Аналогичные основания применения административного наказания в виде предупреждения закреплены и в части 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Из приведенных взаимосвязанных положений статей 3.4, 4.1 и 4.1.1 КоАП РФ следует, что субъектам малого или среднего предпринимательства административный штраф может быть заменен на предупреждение при соблюдении следующих условий:
- административное правонарушение совершено ими впервые;
- совершенное административное правонарушение не упомянуто в части 2 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации;
- отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.
Министерством представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Алексеева» ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение требований Закона № 171-ФЗ.
Так, постановлением от 17.06.2019 № 193/2019 ООО «Алексеева» привлечено Министерством к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ (нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте) с назначением наказания в виде предупреждения.
Постановлением от 29.10.2019 № 481/2019 ООО «Алексеева» привлечено Министерством к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (реализация алкогольной продукции в «День знаний») с назначением наказания в виде предупреждения.
С учетом указанного, в рассматриваемом случае недопустима замена административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, суд признает постановление Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия от 29 октября 2019 года № 499/2019 законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, суд отказывает обществу с ограниченной ответственностью «Алексеева» в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Алексеева» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.ФИО3