ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7269/2017 от 05.03.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

14 марта 2018 года                                                                    Дело № А10-7269/2017

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 14 марта 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н.А., при ведении протокола секретарем Долгировой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (ОГРН 1020300965630, ИНН 0323082240) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117) о признании недействительным представления от 11.08.2017 № 02-11-46/23-3042,  

при участии в заседании:

от заявителя- ФИО1, представителя по доверенности от 10.12.2015, ФИО2, представителя по доверенности от 21.06.2017 №34,

от ответчика- Клишиной С.Г., представителя по доверенности от 29.02.2016 №02-18-29/35,

установил:

Государственное казенное учреждение Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее- заявитель, учреждение) обратилось с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее- ответчик, управление) о признании недействительным представления от 11.08.2017 № 02-11-46/23-3042.

Представитель заявителя при рассмотрении дела поддержал заявленное требование. Пояснил, что Управлением проведена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 года)» за 2016 год. По результатам проверки контролер-ревизор пришел к выводу о несоблюдении Учреждением уровня софинансирования расходного обязательства на 26,6 %, и как следствие неправомерное использование и перерасход средств субсидии из федерального бюджета на сумму 21 263 987,78 руб., а также о несоблюдении Учреждением как получателем бюджетных средств условий расходования субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на финансирование объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки РБ в Советском районе г.Улан-Удэ», а именно средства федерального бюджета в размере 13 095 326, 34 руб. израсходованы на приобретение оборудования для данного объекта, не предусмотренного соглашением от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16, о чем составлен акт проверки. На основании указанного акта проверки, Управлением в адрес Учреждения выдано оспариваемое предписание с требованием о рассмотрении информации о выявленных нарушениях, о принятии мер по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений в срок до 01.09.2017. Информация об исполнении оспариваемого представления направлена в адрес Управления 21.08.2017. Вместе с тем, Учреждение с представлением от 11.08.2017 № 02-11-46/23-3042 не согласно. В 2016 году доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 116 700 000 руб., в том числе федеральный бюджет- 82 280 000 руб., республиканский бюджет- 34 420 000 руб. На 31 декабря 2016 года освоено 79 886 613, 96 руб., в том числе федеральный бюджет- 77 584 050, 62 руб., республиканский бюджет- 2 302 563, 34 руб. Остаток неосвоенных средств составил 36 813 386, 04 руб., в том числе федеральный бюджет- 4 695 949,38 руб., республиканский бюджет- 32 117 436,66 руб. Остаток средств образовался в связи с неисполнением своих обязательств генеральным подрядчиком строительства, нарушением срока выполнения работ, предусмотренного государственным контрактом от 20.06.2016 №Ф2016.108269. Предвидеть и предотвратить негативные последствия, связанные с исполнением обязательств по контракту, государственный заказчик не мог. Остаток средств федерального бюджета по данным финансового отдела возвращен в бюджет и не восстановлен в 2017 году.  Остаток средств республиканского бюджета по данным финансового отдела возвращен в бюджет и восстановлен в 2017 году в размере 30 947 800 руб. Во исполнение условий соглашения между Министерством культуры Российской Федерации и Республикой Бурятия о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование строительства, реконструкции объектов культуры государственной  собственности Республики Бурятия №316-01-41/10-16 от 10.02.2016 по соблюдению доли софинансирования Министерством культуры РБ направлено письмо с просьбой о продлении срока устранения нарушения в части несоблюдения доли софинансирования в 2016 году. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 срок по освоению средств республиканского бюджета в размере 30 947,8 тыс.руб. продлен до 01.09.2017. По состоянию на 01.09.2017 средства республиканского бюджета, выделенные на строительств объекта, освоены в необходимом объеме. Таким образом, условие соглашения по соблюдению доли финансирования и распоряжение Правительства РФ от 26.05.2017 №1067-р выполнены в полном объеме. В части несоблюдения условий расходования субсидии на строительство, выразившегося в расходовании суммы на приобретение оборудования для данного объекта, сверх установленной соглашением от 10.02.2016 №316-01-41/10-16, пояснила следующее. Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено соглашение №316-01-41/10-16 от 10.02.2016 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов культуры государственной собственности Республики Бурятия. 18.02.2016 между Минстроем РБ и ГКУ РБ «УКС ПРБ» заключено соглашение №018-11/с-2016/м о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия «Строительство пристроя и реконструкции здания Национальной библиотеки, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ ( в том числе разработка проектно-сметной документации)». В мае 2016 года в Правительство Республики Бурятия поступила факсограмма заместителя министра культуры Российской Федерации от 18.05.2016 о безусловном кассовом исполнении федеральных бюджетных средств во 2 квартале 2016 года, в которой также было указано на возможность внесения изменений в график освоения федеральных средств на 2016 год и представления проекта соответствующего дополнительного соглашения. В соответствии с указанной факсограммой и в связи со значительным освоением генеральным подрядчиком бюджетных средств по заключенному государственному контракту на строительство объекта, учреждением принято решение о дополнительной закупке оборудования на сумму 13 095 326 руб. 34 коп.  В данном случае средства израсходованы на осуществление капитальных вложений в объект государственной собственности на приобретение оборудования, входящего в проектную и рабочую документацию, как это предусмотрено в пункте 1 заключенного Соглашения. В соответствии с указанной факсограммой Минкультуры России от 18.05.2016, Учреждением принимались меры по оформлению дополнительного соглашения к соглашению №316-01-41/10-16 от 10.02.2016, проект которого направлялся в Минкультуры Республики Бурятия и далее Минкультуры России, но по непонятным причинам остался неподписанным со стороны Минкультуры России. По информации Минкультуры Республики Бурятия, Минкультуры России устно ответило об отсутствии необходимости в изменении плана-графика в связи с тем, что данный план может изменяться в пределах видов работ и закупок по проектной документации. Принимая решение о необходимости закупки оборудования на сумму 13 095 326, 34 руб. и об одновременном направлении дополнительного соглашения о внесении соответствующих изменений в соглашение №316-01-41/10-16 от 10.02.2016, Учреждение действовало по аналогии с предшествующим фактом заключения дополнительного соглашения №4886-01-41/10-16 о внесении изменений в приложения 2, 4, 7, 8 Соглашения №316-01-41/10-16 от 10.02.2016 в части выделения средств на приобретение и поставку оборудования в размере 23 094, 59804 тыс. руб. Считает, что оспариваемое представление содержит указание на нарушения законодательства и условий Соглашений, фактически не имеющие места при рассматриваемых обстоятельствах, нарушает права и законные интересы Учреждения, а также Республики Бурятия в целом, поскольку в соответствии с указанными в представлении нарушениями к бюджету Республики Бурятия Минфином России применены меры бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания с казны Республики Бурятия 34 354 864, 56 руб.  

Представитель ответчика в судебном заседании требование не признала. Пояснила, что оспариваемое представление не содержит конкретных обязательных предписаний по устранению выявленных нарушений, а лишь указывает на необходимость принятия мер по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений бюджетной дисциплины. Письмом от 21.08.2017 №2694 Учреждение направило требуемую информацию в адрес Управления, то есть фактически исполнило представление от 11.08.2017 №02-11-46/23-3042. Считает, что при таких обстоятельствах, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, отсутствует. По эпизоду, связанному с несоблюдением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), выразившегося в необеспечении уровня софинансирования за счет средств Республики Бурятия указала следующее. С учетом обстоятельств, установленных в ходе проверки, Управление пришло к выводу о том, что при общем объеме фактически использованных средств в размере 79 886 613, 96 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 56 324 512,4 руб. Перерасход средств федерального бюджета составил 21 259 538, 22 руб. Указанное расценено Управлением как нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 8 Правил №186, пунктов 1.2, 3.2.2 Соглашения №316-01-41/10-16, условий соглашения №018-11/с-2016/М. В отношении эпизода, связанного с несоблюдением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), выразившегося в расходовании средств федерального бюджета на приобретение оборудования для объекта сверх суммы, установленной соглашением от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16), указала следующее. Согласно плану-графику выполняемых строительных работ по объекту капитального строительства- «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г.Улан-Удэ» (приложение №4 к соглашению №316-01-41/10-16) стоимость строительно-монтажных работ составила 116 700 000 руб., в том числе строительно-монтажных работ на 91 105 45, 78 руб., прочих затрат и услуг на 2 499 996,18 руб. и приобретение оборудования на 23 094 598,04 руб. В рамках реализации соглашения №018-11/1-2016/м Учреждением заключены государственные контракты на поставку компьютерного оборудования на указанный объект от 01.11.2016 №010220000161004680-0339067-02, от 07.12.2016 №254, от 13.12.2016 №0102200001616005007-0339067-01. По указанным государственным контрактам и на основании актов-приема передачи от 19.12.2016, 20.12.2016, 23.12.2016 платежными поручениями от 23.12.2016 №№108672, 108673, от 28.12.2016 №171351 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, оплачена поставка компьютерного оборудования в общей сумме 36 189 924, 38 руб., что превышает на 13 095 326, 34 руб. объем средств на приобретение оборудования для данного объекта, установленный соглашением №018-11/с-2016/м, которые подлежали использованию в том числе на строительно-монтажные работы и на прочие затраты и услуги. Указанное расценено Управлением как нарушение пункта 3 статьи 132, пункта 2 статьи 79.1  БК РФ, пункта 8 Правил №186, условий соглашения №316-01-41/10-16, соглашения №018-11/с-2016/м. В отношении довода заявителя о продлении срока устранения нарушения обязательства (выполнения работ) до 01.09.2017 пояснила, что Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2017 №1067-р срок устранения нарушений обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, продлен в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года №999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации». Из буквального толкования пункта 10 во взаимосвязи с пунктами 19, 20 указанных Правил, усматривается, что ответственность в виде возврата объема средств, соответствующему размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации возникает за нарушение условий соглашений, касающихся: значений показателей результативности использования субсидий (пункт «б») ; перечня объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательств субъекта по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства или стоимости приобретения объектов- в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества (пункт «в»). Ответственность за нарушение условий соглашения, касающихся размера предоставляемой субсидии, порядка, условий и сроков ее перечисления в бюджет субъекта, а также объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств (пункт «а» пункта 10 Правил) Правилами не регулируется, как и не регулируется продление срока устранения нарушения данного обязательства. 

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В период с 30 июня по 21 июля 2017 года УФК по РБ на основании приказа руководителя Управления от 29.06.2017 №273 в отношении  ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в 2016 году.

По результатам проверки составлен акт от 21.07.2017, копия которого получена представителем Учреждения 21.07.2017.

Согласно указанному акту от 21.07.2017 Управлением по результатам проверки установлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля:

1) в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.2 Соглашения о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов культуры государственной собственности Республики Бурятия от 10.02.2016 №316-01-41/10-16, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирований объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2016 №018-11/с-2016/м-5), заключенного между ГКУ РБ «УКСПРБ» и Минстроем РБ, не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств Республики Бурятия;

2) в нарушение пункта 2 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, соглашения от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 ( в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16, соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2016 №018-11/с-2016/м-5, получателем средств бюджета не соблюдено условие расходования субсидии на строительство объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г.Улан-Удэ», а именно средства федерального бюджета израсходованы сверх суммы установленной на приобретение оборудования для данного объекта.

 11.08.2017 заместителем руководителем Управления ФИО4 в адрес ГКУ РБ «УКСПРБ» вынесено представление №02-11-46/23-3042, которым указано на необходимость в срок до 01.09.2017 рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.

Не согласившись с названным представлением от 11.08.2017 №02-11-46/23-3042, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, Управление федерального казначейства по Республике Бурятия является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила №1092), объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются, в том числе федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.

Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое представление вынесено Управлением по результатам проведения проверки соблюдения Учреждением в 2016 году условий предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

Поскольку заявитель является казенным учреждением, которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не относится к участникам бюджетного процесса, УФК по РБ осуществлен контроль за соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в части соблюдения заявителем условий предоставления и использования средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты (субсидии), предоставленные из федерального бюджета.

В силу подпункта «г» пункта 10 Правил N 1092 заместитель руководителя территориального органа Федерального казначейства, вправе выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 67 Правил №1092 также установлено, что по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

 Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, оспариваемое представление вынесено заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО4 в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Из акта выездной проверки и оспариваемого предписания следует, что Учреждением допущено неправомерное использование субсидий из федерального бюджета на сумму 21 263 987 рублей 78 копеек в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, пункта 3.2.2 Соглашения от 10.02.2016 №316-01-41/10-16, Соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2016 №018-11/с-2016/м-5).

В соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186 утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»,  приложением №8 к которой, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).

 В соответствии с пунктом 8 указанных Правил (в редакции от 28.07.2017)  предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, содержащего следующие положения:

а) реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;

б) порядок осуществления контроля за соблюдением субъектом Российской Федерации условий соглашения;

в) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета;

г) последствия недостижения субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности использования субсидии и несоблюдения графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства;

д) размер предоставляемой субсидии, сроки и условия ее предоставления, а также направление расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

е) значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов Программы и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению;

ж) сведения о размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) муниципальном бюджете на финансирование объектов капитального строительства;

з) перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, план-график строительных работ и обязательства по его соблюдению - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства;

и) график перечисления субсидии, составленный с учетом оценки ожидаемых платежей, подлежащих осуществлению в отношении объектов капитального строительства, а также порядок внесения в него изменений и порядок контроля за его исполнением;

к) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

л) порядок и условия перечисления субсидий в бюджет субъектов Российской Федерации и (или) муниципальный бюджет на реализацию расходных обязательств;

м) обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими субъектами бюджетного планирования государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), софинансируемых за счет средств федерального бюджета, и внесению в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ) и (или) изменение состава мероприятий указанных программ, на которые предоставляются субсидии.

Как следует из материалов дела, 10.02.2016 между Министерством культуры Российской Федерации и Республикой Бурятия заключено соглашение о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов культуры государственной собственности Республики Бурятия №316-01-41/10-16.

Пунктом 3.2.2 Соглашения от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 предусмотрено, что субъект Российской Федерации обеспечивает направление бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение расходов по капитальным вложениям объектов капитального строительства в объеме, указанном в приложении №8 к настоящему соглашению.

Согласно приложению №8 к Соглашению от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16) плановый годовой объем субсидии из федерального бюджета на софинансирование объекта- пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г.Улан-Удэ составляет 82,28 млн.руб., софинансирование из республиканского бюджета - 34,42 млн.руб.

Таким образом, установленный объем финансирования по указанному объекту составляет в процентах от общего финансирования за счет средств федерального бюджета 70,5%, за счет средств республиканского бюджета 29,5%.

Республиканской адресной инвестиционной программой (приложение 21) Республики Бурятия от 21.12.2015 № 1575-V «О республиканском бюджете на 2016» предусмотрены бюджетные ассигнования по целевой статье 53203R0140 «Софинансирование на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» по виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» на строительство объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе, г. Улан-Удэ» за счет средств республиканского бюджета в размере 34 420 000,00 рублей.

18.02.2016 между Минстроем Республики Бурятия и государственным казенным учреждением Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия заключено Соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия «Строительство пристроя и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г.Улан-Удэ ( в том числе разработка проектно-сметной документации) №018-11/с-2016/м.

Согласно соглашению от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м капитальные вложения в указанный объект осуществляются за счет средств республиканского бюджета в объеме 34 420 000,00 рублей. Предоставление бюджетных инвестиций осуществляется путем перечисления денежных средств государственному заказчику в соответствии с графиком финансирования.

Результатом исполнения соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м является освоение представленных государственному заказчику бюджетных инвестиций, ввод объекта в эксплуатацию, не позднее 31.12.2016 в соответствии с графиком производства работ и освоения средств (пункт 1.4. Соглашения).

Согласно Графику производства и освоения работ (Приложение № 2 к Соглашению), работы по объекту «Строительство пристроя и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе, г. Улан-Удэ (в том числе разработка проектно-сметной документации)» должны быть выполнены в декабре 2016 года.

В соответствии с пунктом 2.2.13. Соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м государственный заказчик представляет главному распорядителю бюджетных средств отчеты по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100, приказом Росстата от 03.08.2011 № 343 с приложением КС-3, ежемесячного конъюктурного обзора.

Соглашение от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2016.

Дополнительным соглашением от 25.05.2016 № 018-11/С -2016/М-1 в Соглашение от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м внесены следующие изменения и дополнение:

- наименование соглашения изложено в следующей редакции: «Соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятияв Советском районе, г.Улан-Удэ»;

-пункт 1.1. Соглашения изложен в следующей редакции «1.1. По настоящему соглашению главный распорядитель бюджетных средств предоставляет государственному заказчику бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе, г. Улан-Удэ в 2016 году»;

-пункт 1.2. Соглашения изложен в следующей редакции: «1.2. Капитальные вложения в объект осуществляются за счет средств федерального бюджета КБК 811, РЗ 08, ПР 01, ЦСР 5320350140, BP 414, доп. класс 470-11754 в объеме 82 280 000,00 рублей, республиканского бюджета -КБК 811, РЗ 08, ПР 01, ЦСР 53203R0140, BP 414, доп. класс 1544 в объеме 35 479 700 рублей, 00 копеек»;

-внесено дополнение в пункт 2.2.17. Соглашения следующего содержания: «2.2.17. Соблюдает запрет приобретения за счет субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологического импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами».

Дополнительным соглашением от 14.06.2016 № 018-11/С-2016/У-2 внесены изменения в приложение № 1 «График финансирования в 2016 году средств республиканского бюджета», № 2 «График производства работ и освоения средств».

Дополнительным соглашением от 27.07.2016 № 018-11/С-2016/У-3 также внесены изменения- приложение № 1 «График финансирования в 2016 году средств республиканского бюджета», № 2 «График производства работ и освоения средств» изложены в новой редакции;

Дополнительным соглашением от 12.09.2016 №-018-11/С-2016/У-4 внесены следующие изменения в Соглашение от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м:

-пункт 2.2.6. Соглашения изложен в следующей редакции «2.2.6. Возвращает экономию, образовавшуюся от закупочной деятельности не позднее 31.12.2016».

-приложения № 1 «График финансирования в 2016 году средств республиканского бюджета», № 2 «График производства работ и освоения средств» изложены в новой редакции;

Дополнительным соглашением от 09.12.2016 № 018-11/С-2016/м-5 в Соглашение от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м внесены следующие изменения:

- пункт 1.2 Соглашения изложен в следующей редакции: «1.2 Капитальные вложения в объект осуществляются за счет средств республиканского бюджета  КБК 811, РЗ 08, ПР 01, ЦСР 53203R0140, BP 414, доп. класс 1544 в объеме 34 420 000 руб. 00 коп.

- приложения №1 «График финансирования в 2016 году средств республиканского бюджета», №2 «График производства работ и освоения средств» изложены в новой  редакции.

Лимиты бюджетных обязательств по средствам федерального бюджета доведены расходным расписанием от 18.05.2016 № 3 по КБК 81108015320350140414, доп. класс - 470-11754 в объеме 82 280 000,0 рублей.

Предельные объемы финансирования по средствам федерального бюджета доведены по КБК 81108015320350140414, доп. класс - 470-11754 всего на 82 280 000,0 рублей следующими расходными расписаниями:

-от 14.09.2016 № 3 в объеме 30 449 100,00 рублей;

-от 08.11.2016 № 3 в объеме - 2 354 212,06 рублей;

-от 25.11.2016 № 5 в объеме 5 278 649,76 рублей;

-от 13.12.2016 № 2 в объеме 44 198 038,18,00 рублей;

Согласно данным Отчета о состоянии лицевого счета № <***> на 31.12.2017, Отчета об исполнении бюджета получателя бюджетных средств (ф.0503127) на 01.01.2017, доведенные объемы бюджетных ассигнований, лимит бюджетных обязательств, всего по объекту составили 116 700 000,0 рублей, из них:

- за    счет средств    федерального    бюджета    по    КБК 81108015320350140414 на 82 280 000,0 рублей;

- за    счет    средств    республиканского    бюджета    по    КБК 811080153203R0140414 на 34 420 000,0 рублей.

Предельные объемы финансирования доведены на:

-по КБК 81108015320350140414 на 82 280 000,0 рублей;

-по КБК 811080153203R0140414 на 3 241 105,24 рублей.

Всего кассовые расходы за 2016 года составили 79 886 613,96 рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета- 77 584 050,62 рублей,

за счет средств республиканского бюджета- 2 302 563,34 рублей.

Таким образом, по объекту капитального строительства «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе, г. Улан-Удэ» в 2016 году фактически освоено средств в размере 79 886 613,96 рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета в размере 77 584 050,62 рублей, или 97,1 % от общего объема финансирования; за счет средств республиканского бюджета -2 302 563,34 рублей, или 2,9 % от общего объема финансирования.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Учитывая то, что соглашением от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16) установленный объем финансирования по спорному объекту составляет в процентах от общего финансирования за счет средств федерального бюджета 70,5%, за счет средств республиканского бюджета 29,5%, суд соглашается с позицией Управления о том, что при общем объеме фактически использованных средств в размере 79 886 613, 96 руб., субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 56 324 512, 4 руб.

Исходя из этого, суд признает, что Учреждением допущено расходование средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, сверх уровня софинансирования из бюджета Республики Бурятия, в нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16), Соглашением от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2016 №018-11/с-2016/м-5), излишнее израсходование средств субсидии, предоставленной за счет средств федерального бюджета, составило 21 259 538, 22 руб.

Следовательно, Управлением правомерно квалифицировано указанное нарушение по статье 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как указанное условие предоставления межбюджетного трансферта из федерального бюджета было нарушено Учреждением, являющимся в рассматриваемых отношениях получателем бюджетных средств.

Доводы заявителя о том, что указанное нарушение допущено по вине генерального подрядчика, нарушившего сроки выполнения работ, по спорному объекту, а также о том, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 №1067-р срок по освоению средств республиканского бюджета в размере 30 947,8тыс.руб. продлен до 01.09.2017 и по состоянию на 01.09.2017 средства республиканского бюджета, выделенные на строительство объекта, освоены в необходимом объеме, что свидетельствует о соблюдении условия предоставления межбюджетного трансферта, судом не принимается в силу следующего.

Как следует из материалов дела письмами от 15.04.2017 №01.08-015-И2621, №01.08-015-И2622 (л.д. 4-7, т.3) временно исполняющий обязанности Главы Республики Бурятия обращался в адрес Министерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ о продлении срока устранения нарушений обязательств (выполнения) работ до 01.09.2017, в обоснование продления срока ссылался пункт 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 «1067-р (л.д. 100-102, т.1) срок устранения нарушений обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, заключенными главными распорядителями средств федерального бюджета и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999, продлен до 01.09.2017.

 В соответствии с пунктом 10 указанных Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в том числе:

- размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение соответствующих расходных обязательств (подпункт «а»);

- уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящих Правил (подпункт «а(1)»);

- перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества (подпункт «в»).

   Пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено, что в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.

Согласно пункту 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.

В случае если в отчетном году или до 1 апреля текущего года прекращены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), заключившего соглашение, содержащиеся в котором обязательства, предусмотренные подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, нарушены, и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) назначено (избрано) другое лицо, то указанное лицо до 15 апреля текущего года вправе направить в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации обращение о продлении срока устранения нарушений обязательств, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, до 1 сентября текущего года.

Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации на основании указанного обращения подготавливают заключение о возможности принятия и достаточности предпринятых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мер для обеспечения исполнения условий соглашения в отношении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов до 1 сентября текущего года.

Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 мая текущего года вносят в Правительство Российской Федерации предложения:

о продлении срока устранения нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, с приложением соответствующего проекта распоряжения Правительства Российской Федерации и указанного заключения;

о перераспределении средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, на иные цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета с приложением соответствующего проекта распоряжения Правительства Российской Федерации и указанного заключения.

В случае если в срок, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации в соответствии с абзацем одиннадцатым настоящего пункта, нарушение предусмотренных соглашением обязательств не устранено, средства субсидии в объеме, предусмотренном пунктом 19 настоящих Правил, подлежат возврату в доход федерального бюджета в течение одного месяца по истечении указанного срока.

В случае нарушения указанного срока Министерство финансов Российской Федерации не позднее одного месяца по истечении этого срока на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, представляемых в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 15 дней по истечении указанного срока, вносит в Правительство Российской Федерации предложения о перераспределении средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, на иные цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета с приложением соответствующего проекта распоряжения Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 №1067-р Республике Бурятия продлен срок устранения нарушения обязательств, связанных с соблюдением графика выполнения мероприятий по строительству.

При этом обстоятельств, свидетельствующих о продлении срока выполнения условий предоставления субсидии из федерального бюджета в части софинансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, судом не установлено.

Кроме того, суд отмечает, что указанными Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, не регулируется ответственность за нарушений условий соглашения, касающихся размера предоставляемой субсидии, порядка, условий и сроков ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на исполнение соответствующих расходных обязательств, как и не урегулировано продление срока устранения данного нарушения.

            С учетом изложенного, суд признает законными и обоснованными, выводы Управления, указанные в пункте 1 оспариваемого представления от 11.08.2017 № 02-11-46/23-3042.

  В отношении выводов Управления о том, что Учреждением не соблюдено условие расходования субсидии на строительство объекта «Пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г.Улан-Удэ», а именно средства федерального бюджета израсходованы сверх суммы установленной на приобретение оборудования для данного объекта в нарушение пункта 2 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, соглашения от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16, соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2016 №018-11/с-2016/м-5), суд установил следующее.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 79.1 БК РФ Федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда в соответствии со статьей 179.2 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №186, настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с капитальными вложениями в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) предоставлением субсидий местным бюджетам на указанные цели, в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" (далее соответственно - Программа, объекты капитального строительства, субсидии). Субсидии не могут направляться субъектами Российской Федерации на выполнение мероприятий по проектированию (пункт 1).

 Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (определенных сводной бюджетной росписью федерального бюджета), а также лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства культуры Российской Федерации и Федерального архивного агентства как до получателей средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, с распределением согласно приложению (пункт 3).

Как следует из акта проверки и предписания, вменяя Учреждению несоблюдение условий расходования субсидии, предусмотренных соглашениями от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2016 №4886-01-41/10-16), от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2016 №018-11/с-2016/м-5), Управление указывает, что в соответствии с пунктом 3.2.4 Соглашения от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 субъект Российской Федерации представляет план-график выполняемых строительных работ согласно приложению №4, а также график выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в текущем году по форме согласно приложению №5 к соглашению.

В соответствии с планом- графиком выполняемых строительных работ пристроя и реконструкции здания Национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе, г.Улан-Удэ, утвержденного Министерством культуры Российской Федерации, согласованного Правительством Республики Бурятия и подписанного Учреждением, в 2016 году подлежали выполнению следующие работы: подготовительные (разбивка осей здания, снос строений); вынос электрических сетей (наружные электрические сети, трансформаторная подстанция); общестроительные работы (блок а, блок б, блок в).

14.10.2016 дополнительным соглашением  приложение №4 к соглашению от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 изложено в новой редакции, согласно приложению №2.

Указанным приложением №2 план-график выполняемых строительных работ предусматривает выполнение следующих работ: подготовительные ( демонтаж подпорной стенки, снос строений, земляные работы); вынос электрических сетей (монтажные работы электрических сетей 0,4 кВ); общестроительные работы (шпунтовое ограждение (устройство железобетонных буронабивных свай, блок Б (ниже отм. 0.00), блок В (ниже отм.0.00); прочие затраты и услуги; приобретение и поставка оборудования на сумму 23 094 589 руб.

В соответствии с пунктом 1.4 Соглашения от 18.02.2016 №018-11/с-2016/м результатом исполнения соглашения является освоение предоставленных заказчику бюджетных инвестиций, ввод объекта в эксплуатацию, не позднее 31.12.2016 в соответствии с графиком производства работ и освоения средств, согласно приложению №2 (т.1, л.д. 98), согласно которому экономия составляет 23 094 598, 04 руб.

В ходе проверки Управлением установлено, что Учреждением на приобретение и поставку оборудования израсходовано 36 189 924, 38 руб., за счет средств федерального бюджета, указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела документами и лицами, участвующими в деле не оспаривается. 

Установив, что Учреждение израсходовало на приобретение оборудования сумму 13 095 326 руб. 34 коп., сверх установленной суммы в 23 094 598,04 руб., в отсутствии соответствующих изменений в План-график выполняемых строительных работ, График производства работ и освоения средств в части, касающихся изменения суммы на приобретение и поставку оборудования, Управление пришло к выводу о нарушении Учреждением указанных условий соглашения от 10.02.2016 №316-01-41/10-16, в том числе  пункта 3.2.11 данного соглашения, предусматривающего обязанность по перечислению в федеральный бюджет неиспользованного на 01.01.2017 остатка межбюджетного трансферта в течение первых 15 рабочих дней и, как следствие, о несоблюдение Учреждением условий расходования субсидии на строительство объекта.

Вместе с тем, соглашением от 10.02.2016 №316-01-41/10-16 не предусмотрено условие расходования средств субсидии, предусматривающее разбивку по целевым направлениям расходования бюджетных средств, с учетом пункта 1 указанного соглашения, назначение субсидии заключалось в софинансировании строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства учреждений культуры и архивов, относящихся к государственной собственности субъектов Российской Федерации, в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

В данном случае Учреждением средства федерального бюджета израсходованы на осуществление капитальных вложений в объект государственной собственности, на приобретение оборудования в соответствии с проектной документацией, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.   

При таких обстоятельствах, суд признает, что Управлением не доказано нарушение Учреждением условий расходования межбюджетных трансфертов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные Государственным казенным учреждением Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требования удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 2 представления Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 11.08.2017 № 02-11-46/23-3042 как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                                  Н.А. Логинова