ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7271/2021 от 09.06.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

16 июня 2022 года                                                                                  Дело № А10-7271/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С.-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению дачного некоммерческого товарищества «Родник» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
(ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным уведомления от 27.07.2021 №КУВД-001/2020-17446601/4/2 об отказе в государственной регистрации перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020, об обязании произвести государственную регистрацию перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.10.2021, диплом, паспорт,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, диплом, служебное удостоверение,

от Прибайкальской районной администрации: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022 №1, диплом, паспорт, (представляла интересы третьего лица до объявленного перерыва  в судебном заседании),

установил:

дачное некоммерческое товарищество «Родник» (далее – заявитель, ДНТ «Родник», Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – ответчик, Управление Росреестра по Республике Бурятия, Управление) о признании незаконным уведомления от 27.07.2021 №КУВД-001/2020-17446601/4/2 об отказе в государственной регистрации перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020, об обязании произвести государственную регистрацию перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прибайкальская районная администрация.

Обращаясь в суд с заявленным требованием, заявитель указал, что на основании проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 24.08.2020 Прибайкальская районная администрация и ДНТ «Родник» заключили договор аренды. На государственную регистрацию представлен договор №73/2020 от 28.08.2020, согласно которому предоставляется земельный участок для ведения садоводства и огородничества с кадастровым номером 03:16:000000:7099 из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под организацию дачного некоммерческого товарищества.

01 октября 2020 года данный договор был подан на регистрацию в Управление Росреестра по Республике Бурятия.

28 октября 2020 года регистрация права приостановлена по причине доработки документов до 14 апреля 2021 года. 27.04.2021 регистрация приостановлена до 26 июля 2021 года.

27 июля 2021 года Управлением Росреестра по Республике Бурятия вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020 по следующим основаниям:

- форма или содержание документа, представленного для осуществления государственного или кадастрового учета или государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства (п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона);

- сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки (п. 17 ч. 1 ст. 26 Закона).

Заявитель не согласен с решением регистрирующего органа ввиду следующего. Управление Росреестра по Республике Бурятия в качестве основания для отказа указывает на то, что предоставление земельного участка, покрытого лесом для ведения садоводства и огородничества нарушает запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории», так как использование земельного участка для целей, указанных в договоре аренды невозможно без осуществления сплошных рубок лесных насаждений. Однако регистратор в отказе не указал на основании каких сведений установлено, что на арендуемом земельном участке расположен лес в том понятии, которое приведено в статье 5 Лесного Кодекса Российской Федерации. Согласно сведениям из ЕГРН арендуемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования под организацию дачного товарищества, и находится в зоне «Ж» — зона застройки индивидуальными жилыми домами. Земельный участок не относится к землям лесного фонда, не отнесен к городским или к другим защитным лесам, расположен в зоне, предназначенной под застройку, что исключает запрет на освоение такого участка в связи с вырубкой леса.

Также заявитель отметил, что по сведениям Публичной кадастровой карты арендуемый участок находится в границах населенного пункта с. Исток. С восточный и южной стороны участка расположены индивидуальные жилые дома, дачи, дороги. С западной стороны участка расположены кладбище, линия электропередач, антенно-мачтовое сооружение. Расположение земельного участка в землях поселений, позволяет однозначно исключить его из земель незатронутой природной территории.    

Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2012 году с категорией земель - Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под организацию дачного некоммерческого товарищества. Исходя из указанных данных можно определить, что данный земельный участок будет предоставлен для ДНТ. На момент постановки на кадастровый учет земельного участка, у регистратора не возникло вопросов о невозможности капитального строительства и нахождении участка на незатронутой природной территории. По мнению Товарищества, Управление Росреестра по Республике Бурятия осуществило постановку на кадастровый учет земельного участка, тем самым признав, что земельный участок является объектом права, при этом регистрации права такого земельного участка отказывает по существу по причине незаконности его формирования на данной территории.

Кроме того, представитель ДНТ «Родник» указал, что на момент принятия решения от 27.07.2021 №КУВД-001/2020-17446601/4/2 постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 №643 утратило законную силу.

 В судебном заседании представитель ДНТ «Родник» заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что деятельность Управления по государственной регистрации прав регламентирована Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно статье 29 Закона «218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственной регистрации, предусмотренных статьями 26, 27 Закона №218-ФЗ.

01 октября 2020 года за № КУВД-001/2020-17446601 от ДНТ «Родник» поступили заявление и документы на государственную регистрацию договора аренды земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099.

С поступлением заявления от ДНТ «Родник» 14.10.2020 регистрационное действие приостановлено на основании части 1 статьи 30 Закона о регистрации сроком до 14.04.2021.

27 апреля 2021 года на основании пунктов 7 и 17 части 1 статьи 26 Закона о регистрации государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственной регистрации договора аренды, а 27.07.2021 на основании статьи 27 Закона о регистрации - решение об отказе.

Причины принятия оспариваемого решения об отказе изложены в уведомлении и состоят в следующем.

1. Форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

На государственную регистрацию представлен договор № 73/2020 от 28.08.2020, согласно которому предоставляется земельный участок для ведения садоводства и огородничества с кадастровым номером 03:16:000000:7099 из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под организацию дачного некоммерческого товарищества. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 03:16:000000:7099 расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ), покрыт лесом.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования земельного участка «ведение садоводства» включает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей; вид разрешенного использования «ведение огородничества» включает - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Таким образом, использование земельных участков, покрытых лесом, для видов деятельности, предусматривающих размещение жилых домов, хозяйственных построек будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный Федеральным законом от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Также ответчик указал, что в границах ЦЭЗ БПТ не должно осуществляться освоение земель, которое ранее не подвергалось хозяйственной деятельности.

2. Сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки (пункт 17 части 1 статьи 26 Закона).

Представленный договор аренды не содержит ограничений, связанных с нахождением земельного участка в границах ЦЭЗ БПТ, водоохранной зоны озера Байкал.

В судебном заседании представитель Управления заявленные требования не признал, считает их необоснованными.

Прибайкальская районная администрация поддержала позицию ДНТ «Родник» в рамках рассматриваемого спора, представила письменный отзыв на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

01 октября 2020 года за № КУВД-001/2020-17446601 от ДНТ «Родник» поступили заявление и документы на государственную регистрацию договора аренды земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099.

С поступлением заявления от ДНТ «Родник» 14.10.2020 регистрационное действие приостановлено на основании части 1 статьи 30 Закона о регистрации сроком до 14.04.2021.

27 апреля 2021 года на основании пунктов 7 и 17 части 1 статьи 26 Закона о регистрации государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственной регистрации договора аренды.

По результатам проведенной правовой экспертизы государственным регистратором прав 27.07.2021 на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020.

Причины принятия оспариваемого решения об отказе изложены в уведомлении и состоят в следующем:

1. Форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

2. Сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки (пункт 17 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

Несогласие ДНТ «Родник» с отказом Управления Росреестра по Республике Бурятия в государственной регистрации договора аренды № 73/2020 от 28.08.2020 явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131. 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

В силу пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основанием для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии со статьей 18 Закона о государственной регистрации недвижимости заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление); 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки (пункт 17).

В силу статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, причиной приостановления государственной регистрации, а впоследствии и отказа в государственной регистрации договора аренды земельных участков послужили два обстоятельства, в том числе, что представленный на регистрацию договор аренды земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099 не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку предоставляется арендатору в целях ведения садоводства и огородничества, по сведениям ЕГРН указанный земельный участок расположен в границах ЦЭЗ БПТ, покрыт лесной растительностью. На особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от  31.12.2020 № 2399 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25.1 Федерального закона «Об охране озера Байкал». Спорный участок имеет вид разрешенного использования «под организацию дачного некоммерческого товарищества», предполагающий осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей; вид разрешенного использования «ведение огородничества» включает - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. В связи с чем использование земельного участка, покрытого лесом, для целей ведения садоводства и огородничества (организация дачного некоммерческого товарищества), невозможно без проведения сплошных рубок лесных насаждений, что нарушает действующий запрет, установленный Постановлением № 2399. Также Представленный договор аренды не содержит ограничений, связанных с нахождением земельного участка в границах ЦЭЗ БПТ, водоохранной зоны озера Байкал.

Данный вывод постановлен государственным регистратором при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для приостановления регистрации прав.

В соответствии с преамбулой Федерального Закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее – Закон № 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона № 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).

При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в список участков всемирного природного наследия.

При этом согласно части 1 статьи 3 Закона № 94-ФЗ решение об установлении или изменении границ Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния, границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал принимается Правительством Российской Федерации.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены, соответственно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-Р.

Факт нахождения земельного участка  в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границах водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал подтверждается материалами дела (сведениями ЕГРН) (л.д. 21-28, т.1) и сторонами не оспаривается.

Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «под организацию дачного некоммерческого товарищества», предполагающий осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Согласно пункту 1.1 договора аренды № 73/2020 от 28.08.2020 цель использования арендатором земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099 для ведения садоводства и огородничества, предполагающая осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости.

Согласно пункту 216 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее - Административный регламент) при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливается, в том числе, соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства.

В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Учитывая приведенную норму Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, заключаемый уполномоченным на распоряжение землями из неразграниченной собственности органом местного самоуправления, проходит процедуру проверки не только как сделка, но и как акт органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 235 Административного регламента государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании акта органа государственной власти (акта органа местного самоуправления), кроме обстоятельств, указанных в пунктах 221, 222 Административного регламента  проверяет:

- соблюдение установленных законодательством, действовавшим на момент издания и в месте издания документа, требований к объекту рассматриваемых правоотношений, то есть проверяет, что конкретный объект недвижимости в соответствии с законом может быть предоставлен на определенном праве лицу, в отношении которого принят рассматриваемый акт органа государственной  власти (органа местного самоуправления).

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона № 94-ФЗ).

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона № 94-ФЗ).

В соответствии с подпунктом  1 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ в центральной экологической зоне запрещаются сплошные рубки.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2399 «Об утверждений перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее - Постановление № 2399), который вступил в силу с 01.01.2021, установлен запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 25.1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (п. 4 Постановления).

Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о необоснованности довода ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 03:16:000000:7099 полностью покрыт лесной растительностью. Согласно публичной кадастровой карты (л.д. 121, т.1), аэрофотоснимков, акта осмотра земельного участка от 25.05.2022 земельный участок с кадастровым номером 03:16:000000:7099 покрыт частично лесной растительностью, при этом имеются свободные от насаждений участки. Указанный факт также подтверждается и письмом Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 23.08.2021 № 07-36-2021/216 (л.д. 52, т. 1).

Кроме того, из письма Прибайкальской районной администрации от 11.06.2021 №1789 следует, что инспектором по муниципальному земельному контролю в Прибайкальском районе проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099 на местности, в результате которого установлено, что лесные насаждения имеются в северной части земельного участка, вместе с тем для его использования по назначению проведения сплошных рубок не требуется, так как вид разрешенного использования «ведение гражданами садоводства и огородничества», что подразумевает, в том числе и осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек.

Кроме того, из представленной в материалы дела карты состояния местности на 1991 год с. Исток Прибайкальского района Республики Бурятия, следует, что истребуемый земельный участок использовался в хозяйственной деятельности, в связи с чем его нельзя отнести к незатронутой природной территории, которая ранее не подвергалась хозяйственной деятельности.

Также суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, лес, в понимании статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации, может размещаться как на земельном участке, отнесенным к лесному фонду, так и на земельных участках, относящимся к иным категориям, установленным статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации

Отнесения земельных участков, на которых размещается лес, к землям лесного фонда, либо к землям, относящимся к иным категориям использования, не изменяет вышеуказанный правовой статус леса как экологической системы или природного ресурса, а влияет только на правовой порядок использования (распоряжения) данным лесом.

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества создаются, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены леса. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15.12.2021 №924 «О создании лесничества на землях населенных пунктов муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия, занятых городскими лесами, и установлении его границ» создано на части земель населенных пунктов муниципального образования «Прибайкальский район» (с. Гремячинск, с. Турунтаево, с. Исток) Республики Бурятия, занятых городскими лесами, Прибайкальское городское лесничество площадью 162,5008 га, а также установлены границы указанного лесничества. Земельный участок с кадастровым номером 03:16:000000:7099 в границы Прибайкальского городского лесничества не вошел.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что использование земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099  в целях ведения садоводства и огородничества (организация дачного некоммерческого товарищества) с очевидностью не свидетельствует о необходимости сплошной вырубки лесных насаждений и нарушения уникальной экосистемы Байкальской природной территории, следовательно, в рассматриваемом случае суд не усматривает нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ и Постановления № 2399.

Таким образом, оспариваемый отказ в государственной регистрации договора аренды от 27.07.2021 №КУВД-001/2020-17446601/4/2 по основанию того, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Между тем, суд считает обоснованным и законным отказ в государственной регистрации договора аренды от 27.07.2021 №КУВД-001/2020-17446601/4/2 по основанию, указанному в пункте 2 о том, что сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки (пункт 17 части 1 статьи 26 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ ограничения использования земельных участков могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий.

Виды зон с особыми условиями использования территорий установлены статьей 105 ЗК РФ. На основании пункта 13 указанной статьи к таким зонам относится водоохранная зона.

Пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В данном случае установлено, что в отношении спорного земельного участка имелись ограничения, обусловленные фактом его вхождения в ЦЭЗ БПТ, установленной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006
№ 1641-р, а также нахождения в водоохранной зоне озера Байкал, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р.

Сведения о данном ограничении использования земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:7099 отражены в ЕГРН.

В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 27.04.2021 №КУВД-001/2020-17446601/3 Управление Росреестра сообщило ДНТ «Родник» о наличии сведений об ограничениях использования земельного участка в связи с его нахождением в ЦЭЗ БПТ.

Таким образом, поскольку в силу положений пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю в связи с нахождением земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий подлежит государственной регистрации, то в силу пункта 17 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ сделка в отношении объектов недвижимости, находящихся в данной зоне, должна содержать сведения об установленных ограничениях прав сторон сделки.

Поскольку представленный на государственную регистрацию договор аренды
№73/2020 от 28.08.2020 не содержал сведений об установленном в отношении земельного участка ограничении (обременении) прав в связи с нахождением его в ЦЭЗ БПТ и водоохранной зоне озера Байкал, Управление Росреестра по Республике Бурятия правомерно на основании пункта 17 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ приняло решение о приостановлении государственной регистрации прав, а в дальнейшем приняла решение об отказе в государственной регистрации перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020.

Выводы суда о неправомерности отказа Управления по основаниям не соответствия представленного на регистрацию договор аренды земельного участка подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ и Постановлению № 2399 не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа в целом, учитывая, что Товарищество в нарушение требований, предусмотренных пункта 17 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ, при обращении в Управление представило договор аренды земельного участка, в котором отсутствовали сведения об установленном в отношении земельного участка ограничений (обременений) прав в связи с нахождением его в ЦЭЗ БПТ.

В этой связи уведомление Управления Росреестра по Республики Бурятия об отказе в государственной регистрации прав от 27.07.2021 №КУВД-001/2020-17446601/4/2 прав заявителя не нарушает.

Кроме того,  суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 02.06.2022 земельный участок с кадастровым номером 03:16:000000:7099 снят с кадастрового учета 01.03.2022, в связи с чем объект спора отсутствует и отмена решения Управление Росреестра по Республике Бурятия об отказе в государственной регистрации перехода права аренды по договору от 28.08.2020 №73/2020 не будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов ДНТ «Родник».

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, оснований для удовлетворения требований ДНТ «Родник» у арбитражного суда не имеется.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в федеральный бюджет суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями  167-170, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований дачного некоммерческого товарищества «Родник» отказать.

Взыскать с дачного некоммерческого товарищества «Родник»
(ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 3000 рублей – государственно пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                А.А. Бурдуковская