ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7316/2017 от 21.06.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

27 июня 2018 года Дело № А10-7316/2017

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 27 июня 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Путинцевой Н.Г. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Саенко В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Бабръ» (ОГРН 1080326008575, ИНН 0323341600)

к Бурятскому отделению №8601 публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893)

о признании действий банка незаконными,

при участии в заседании

от истца: Параконов Борис Владимирович – генеральный директор, предъявлен паспорт,

от ответчика: Яковлева Юлия Леонидовна – представитель по доверенности №30-03/04 от 20.02.2018,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бабръ» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Бурятскому отделению №8601 публичного акционерного общества «Сбербанк России» о разблокировании счета, дать возможность работать, официально сообщить об основаниях проверки и заблокирования деятельности, о возмещении материального и морального ущерба.

Определением от 02.03.2018 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.

Определением от 03.04.2018 принято уточнение исковых требований о признании незаконными действий отделения Сбербанка России в г. Улан-Удэ по применению 115-ФЗ к ООО «Бабръ».

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в исковом заявлении, дополнениях к исковому заявлению.

Представитель ответчика исковые требования не признал, дав пояснения по обстоятельствам дела так, как они указаны в отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании заявления о присоединении от 11.03.2014 между ПАО Сбербанк и клиентом ООО «Бабръ» был заключен договор банковского счета (договор-конструктор) №ЕД 86010000298464, в соответствии с которым клиенту был открыт расчетный счет в валюте Российской Федерации с условием о дистанционном банковском обслуживании по системе «Сбербанк Бизнес ОнЛайн».

На основании заявления на заключение договора о предоставлении услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания от 30.06.2016, общество акцептировало «Условия банка предоставления услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания ПАО Сбербанк юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Решением от 09.10.2017 ПАО «Сбербанк России» приостановило услуги дистанционного банковского обслуживания ООО «Бабръ», по мотиву наличия подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

До этого, 22.08.2017 ПАО "Сбербанк" от общества запрошены письменные пояснения, разъясняющие экономический смысл операций, документы и их копии, подтверждающие источник образования денежных средств и документы, подтверждающие их исполнение по операциям с контрагентами, копии бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, подтверждающих уплату налогов и сборов в бюджет в случае их уплаты через счета, открытые в других банках, данные о численности и составе работников, наличие материально технической базы, складских помещений для ведения основного вида деятельности и факты учета соответствующих товаров на них, документы по расчетам наличными денежными средствами.

28.09.2017 ПАО "Сбербанк" дополнительно от общества запрошены документы, подтверждающие покупку ПГС у поставщиков и произведенные расчеты за поставку товаров, документы, подтверждающие уплату НДФЛ, смету и КС-2 к договору с ООО «Строительные технологии», письменные пояснения о причинах неуплаты налоговых отчислений организацией.

Также общество было предупреждено, что в случае непредоставления испрашиваемой информации в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, банк имеет право приостановить действие оказываемых услуг, в том числе услуги по дистанционному банковскому обслуживанию, отказать в выполнении распоряжений о совершении операций.

По требованию ПАО "Сбербанк" общество, с нарушением указанного срока, представило договор купли-продажи от 01.07.2017 с ООО «Байкал», договор №17 от 08.08.2017 с ООО «Строительные технологии», товарные накладные №16 от 29.08.2017, №13 от 10.08.2017, №12 от 25.07.2017, штатное расписание за период с 01.01.2017, оборотно-сальдовую ведомость по счету 01 за июль 2017г. – август 2017г., налоговую декларацию за отчетный 2016 год, бухгалтерский баланс, касса за 16.08.2017, приходный кассовый ордер №25 от 16.08.2017, платежные ведомости №11 от 16.08.2017, №12 от 16.08.2017, №14 от 16.08.2017, расходный кассовый ордер №40 от 16.08.2017, касса за 17.08.2017, приходный кассовые ордера №27 от 17.08.2017, №27 от 17.08.2017, платежные ведомости №13 от 17.08.2017, №8 от 17.08.2017, инкассовое поручение №41522 от 31.08.2017, договор аренды нежилого помещения №01/2017 от 02.01.2017, лицензию на право пользования участком недр серии ИВЛ №0258 НЭ от 25.08.2010, горноотводный акт №950 к лицензии на пользование недрами ИВЛ 0258 НЭ от 25.08.2010, требование №115231 по состоянию на 27.07.2017.

22.08.2017 ПАО «Сбербанк» обратилось к обществу с требованием о предоставлении в срок до 21.08.2017 информации и документов, подтверждающих источник образования денежных средств, расходование снятых со счета в период с 25.07.2017 по 17.08.2017 средств, налоговых деклараций, сведений о численности штата, документов, подтверждающих наличие имущества, сообщило о возможном приостановлении операций в случае непредоставления документов.

Общество, с нарушением установленного срока, письмом от 21.09.2017 на запрос ПАО «Сбербанк» просило продлить срок предоставления документов в рамках исполнения требований ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ до 20.09.2017.

В последующем, ООО «Бабръ», вновь с нарушением установленного срока, представило в банк договоры с ООО «Байкал», ООО «Строительные технологии», бухгалтерский баланс за 2016г., штатное расписание, оборотно-сальдовую ведомость наличия основных средств, документы по расчетам наличными денежными средствами. Дополнительно общество пояснило, что уплата налогов в других банках не производилась, так как открытых р/счетов в других банках нет.

28 сентября 2017г. ПАО «Сбербанк» обратилось к ООО «Бабръ» с требованием о предоставлении документов, подтверждающих покупку ПГС у поставщиков и произведенные расчеты за поставку товаров, документы, подтверждающие уплату НДФЛ, смету и КС-2 к договору с ООО «Строительные технологии», письменные пояснения о причинах неуплаты налоговых отчислений организацией.

ООО «Бабръ» представило в банк письмо №12 от 25.10.2017, в котором пояснило, что покупку ПГС у поставщиков не производит, т.к. общество само занимается добычей ПГС, уплата НДФЛ была произведена инкассовым поручением №41522 от 06.09.2017, сметы нет, так как согласно условий договора фиксированная оплата за 1 куб. м. бетона, КС-2 оформляется за выполненный этап работы, этап работы еще не выполнен, КС-2 не готовили.

В письме №14 от 30.10.2017 ООО «Бабръ» дополнительно пояснил, что на сумму 361 000 руб., полученную по чеку от 16.08.2017 выдана заработная плата, согласно ведомостям. Обществом был представлен договор аренды нежилого помещения №01/2017 от 02.01.2017

По результатам анализа документов, предоставленных клиентом, операции банком признаны подозрительными по следующим основаниям:

- размер уставного капитала минимальный для ООО – 10 000 руб.;

- строительно-монтажные работы по устройству монолитных конструкций (согласно договору от 08.08.2017) не относятся к основному виду деятельности клиента;

- клиент не обосновал поступление 16.08.2017 от ООО «Строительные технологии» 500 000 руб.;

- налоговые платежи оплачиваются только по решениям уполномоченного органа о взыскании;

- отсутствует подтверждение эксплуатационных расходов по технике, отсутствие расходов по аренде помещений для ведения основного вида деятельности;

- не выплачивается заработная плата (платежные ведомости не соответствуют заявленной штатной численности: по штатному расписанию – 9 человек, при этом 16-17 августа заработная плата выплачена 7 сотрудникам);

- несоответствие заработной платы генерального директора Параконова Б.В. по штатному расписанию с реальными выплатами: по штатному расписанию ежемесячная заработная плата составляет 13 500 руб., соответственно за период январь – август 2017г. оплата труда генерального директора должна составлять 108 000 руб. Однако согласно сведениям из кассовой книги за 17.08.2017 и выписки по расчетному счету ООО «Бабръ» оплата труда генерального директора за период январь – август 2017г. составила 402 216,08 руб.;

- не представлены документы, подтверждающие наличные денежные расчеты (расчетно-кассовые ордера, приходно-кассовые ордера, кассовые чеки, авансовые отчеты).

Банк пришел к выводу о том, что сделки клиента носят сомнительный характер, преследуют цели легализации денежных средств, полученных преступным путем или иные противоправные цели.

С целью защиты банка от возможного вовлечения в легализацию (отмывание) доходов полученных преступным путем и финансирование терроризма в отношении ООО «Бабръ» 09.10.2017 принято решение приостановить услугу ДБО, инициировать внесение данных клиента в ФП «СТОП-ЛИСТ» АС ВИК; проведение каждой расходной операции клиента только с разрешения подразделения финансового мониторинга подразделения комплаенс территориального банка, где открыт счет клиента, за исключением операций, связанных с 1 – 4 очередностью списания денежных средств и перечислений в бюджетную систему Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов 5 очередности.

Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения ООО «Бабръ» в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Спорные правоотношения регулируются нормами о договоре банковского счета (глава 45 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также Законом № 115-ФЗ.

В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1).

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (пункт 3).

Согласно статье 848 названного Кодекса банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Согласно положениям статьи 849 указанного выше Кодекса банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Статьей 858 этого же Кодекса установлено, что ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Из приведенных норм в их совокупности следует, что операции, которые банк обязан совершать для клиента по счету данного вида, контроль и ограничение банком распоряжения клиентом денежными средствами по счету, сроки выполнения банком операций по счету могут устанавливаться законом.

Основания и порядок приостановления операций с денежными средствами, отказа в выполнении расчетных операций предусмотрены Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Данный Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1 Федерального закон № 115-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Данное требование Закона соответствует международным стандартам в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, согласно которым финансовым учреждениям предписано на постоянной основе осуществлять надлежащую проверку деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы заключаемые сделки соответствовали сведениям учреждения о клиенте, его деловой деятельности и характеру рисков, в том числе, когда необходимо, выяснять сведения об источнике средств (Сорок рекомендаций ФАТФ, пятая рекомендация).

На основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которым не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Пунктом 12 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 этой статьи не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

В соответствии с названным положением, Банком России установлены требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отраженные в Положении от 02.03.2012 № 375-П (далее - Положение № 375-П).

Так, в пункте 5.2 Положения № 375-П предусмотрено, что решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.

Из материалов дела следует, что на требования ПАО "Сбербанк России" от 22.08.2017 и 28.09.2017 истец, в установленные банком сроки, не предоставил документы, подтверждающие товарно-материальную базу, нформации о выплате заработной платы сотрудникам (со счета юридического лица оплата не производится, в иных банках счетов нет), документально не обосновал перевозку товара, реализованного контрагентам, документально не обосновал основания арендных платежей, что не позволило банку установить экономический смысл проводимых по счету операций.

В ходе анализа операций общества, ПАО «Сбербанк России» установлено, что общество зарегистрировано 03.03.2016, размер уставного капитала минимальный для ООО – 10 000 руб., строительно-монтажные работы по устройству монолитных конструкций (согласно договору от 08.08.2017) не относятся к основному виду деятельности клиента, клиент не обосновал поступление 16.08.2017 от ООО «Строительные технологии» 500 000 руб., налоговые платежи оплачиваются только по решениям уполномоченного органа о взыскании, отсутствует подтверждение эксплуатационных расходов по технике, отсутствуют расходы по аренде помещений для ведения основного вида деятельности, не выплачивается заработная плата (платежные ведомости не соответствуют заявленной штатной численности: по штатному расписанию – 9 человек, при этом 16-17 августа заработная плата выплачена 7 сотрудникам), не соответствует заработная плата генерального директора Параконова Б.В. по штатному расписанию с реальными выплатами: по штатному расписанию ежемесячная заработная плата составляет 13 500 руб., соответственно за период январь – август 2017г. оплата труда генерального директора должна составлять 108 000 руб. Однако согласно сведениям из кассовой книги за 17.08.2017 и выписки по расчетному счету ООО «Бабръ» оплата труда генерального директора за период январь – август 2017г. составила 402 216,08 руб., не представлены документы, подтверждающие наличные денежные расчеты (расчетно-кассовые ордера, приходно-кассовые ордера, кассовые чеки, авансовые отчеты).

Довод истца о том, что банк не вправе контролировать использование денежных средств клиентом, несостоятелен.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 № 1307/10 и 09.07.2013 № 3173/13,к числу требований банковского законодательства, предъявляемых к операциям по исполнению кредитными организациями платежных поручений, относятся требования Закона о противодействии легализации преступных доходов, которые возлагают на банки как на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, ряд публично-правовых обязанностей, к числу которых относятся: идентификация клиента; документальное фиксирование информации об отдельных видах совершаемых банковских операций; а также отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона о противодействии легализации преступных доходов.

При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в письме от 03.09.2008 № 111-Т, и Сорока рекомендациями ФАТФ.

В соответствии с письмом Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» осуществление уплаты налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, является одним из признаков осуществления транзитных операций. Деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.

При выявлении кредитными организациями в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным выше признакам, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: запрашивать у клиента документы, подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации; обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента.

В рамках реализации требований Федерального закона № 115-ФЗ, Банком выявлены операции клиента ООО «Бабръ», подпадающие под критерии "сомнительных" согласно терминологии Письма Банка России от 26.12.2005 № 161-Т.

В частности, из представленной в дело переписки сторон и документов следует, что ПАО «Сбербанк» по результатам анализа движения денежных средств по счету истца за период с 25.07.2017 по 17.08.2017 установлено следующее: «деятельность клиента ООО «Бабръ» носит теневой характер и направлена на сокрытие реальных объемов бизнеса.

Налоговые платежи оплачиваются только по решениям уполномоченного органа о взыскании, отсутствует подтверждение эксплуатационных расходов по технике, по аренде помещений для ведения основного вида деятельности и т.п.

ООО «Бабръ» не выплачивается заработная плата. Платежные ведомости не соответствуют заявленной штатной численности: по штатному расписанию – 9 человек, при этом 16-17 августа заработная плата выплачена 7 сотрудникам. Не соответствует заработная плата генерального директора Параконова Б.В. по штатному расписанию с реальными выплатами: по штатному расписанию ежемесячная заработная плата составляет 13 500 руб., соответственно за период январь – август 2017г. оплата труда генерального директора должна составлять 108 000 руб. Однако согласно сведениям из кассовой книги за 17.08.2017 и выписки по расчетному счету ООО «Бабръ» оплата труда генерального директора за период январь – август 2017г. составила 402 216,08 руб.

Операции клиента не имеют очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, не представлены документы, подтверждающие наличные денежные расчеты (расчетно-кассовые ордера, приходно-кассовые ордера, кассовые чеки, авансовые отчеты), контрагенты клиента имеют признаки «фирм-однодневок» (ООО «Байкал» внесено в Стоп-лист по причине использования услуг банка для совершения сомнительных операций (обналичивание). Управлением комплаенс Банка по данному клиенту были отказаны в проведении операций).

Номинальность руководителя ООО «Бабръ». Параконов Б.В., учредитель и генеральный директор ООО «Бабръ», является директором трех юридических лиц и совладельцем пяти юридических лиц, что также является признаком номинальности руководителя (некоторые организации зарегистрированы по одному адресу)».

Ответчиком в адрес истца направлен запрос о предоставлении документов, необходимых для анализа операций, осуществляемых по счету клиента и его деятельности.

Пакет документов, запрошенный ПАО «Сбербанк» у истца в соответствии с запросами от 22.08.2017 и 28.09.2017, был представлен последним с нарушением установленных банком сроков 27.09.2017, 25.10.2017 и 30.010.2017, и не в полном объеме.

Материалами дела подтверждено несвоевременное предоставление обществом оправдательных документов, подтверждающих наличие товарно-материальной базы для такого рода деятельности, эксплуатационные расходы, по выплате заработной платы (при этом, представленные обществом платежные ведомости не соответствуют заявленной штатной численности), по уплате налогов, включая НДФЛ (которые по представленным документам удерживаются исключительно по решениям о взыскании).

По указанным основаниям, операции ООО «Бабръ» по регулярному зачислению денежных средств на расчетный счет от нескольких контрагентов юридических лиц, с последующим снятием денежных средств в наличной форме с указанием основания на заработную плату и выплаты социального характера, которые фактически не производились, в течение короткого промежутка времени, верно квалифицированы банком как сомнительные, запутанные, не имеющие очевидного экономического смысла.

В случае, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, банк в праве воспользоваться правом отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с указанным выше юридическим лицом, а при наличии договора банковского счета - отказать такому юридическому лицу в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе.

Согласно абзацу 10 пунктом 5.2 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае совершения необычных сделок банк вправе отказать клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе.

Установив, что операции истца подпадают под понятие сомнительных сделок, Банк, реализуя свои законодательно предусмотренные права, приостановил оказание обществу услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания.

Право банка на приостановление услуги дистанционного обслуживания предусмотрено и соглашением сторон. Согласно пункту 3.21 «Условий банка предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой в порядке, установленном РФ», если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также в случае непредставления клиентом в установленный п. 4.2.22 Условий информации документов, необходимых для исполнения банком требований закона о легализации, приостановление может осуществляться на неограниченный срок.

Таким образом, в спорной ситуации, на дату проведения банком проверочных мероприятий по имеющимся документам, действия банка суд расценивает правомерными на предмет выявления сомнительных операций клиента, в связи с чем, ПАО «Сбербанк России» выбрана обоснованная мера в соответствии с требованиями Федерального № 115-ФЗ - приостановление оказания услуг по дистанционному банковскому обслуживанию.

При этом права и законные интересы ООО «Бабръ» данным действием не нарушены, поскольку, приостановив дистанционное банковское обслуживание, банк не приостанавливал и не прекращал расчетно-кассовое обслуживание клиента.

При установленных обстоятельствах, Банком правомерно 09.10.2017 принято решение о приостановлении услуги дистанционного банковского обслуживания.

Таким образом, Банк действовал в рамках, возложенных на него Законом № 115-ФЗ публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями, в связи с чем, основания для признания действий Банка незаконными отсутствуют.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей суд на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на истца.

Истцу при принятии искового заявления к производству предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Бабръ» (ОГРН 1080326008575, ИНН 0323341600) в федеральный бюджет 6 000 рублей – государственную пошлину.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Н.Г. Путинцева