ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
12 марта 2018 года Дело № А10-7445/2015
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 12 марта2018 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е. М.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Полевым Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Бурятэнерго» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к ООО Арсенал, Администрация г. У-У (ОГРН <***>, ИНН <***>) Администрации города Улан-Удэ, МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию гор. Улан-Удэ»
об обязании ООО «Арсенал», Администрацию гор. «Улан-Удэ», МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию гор. Улан-Удэ» принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем удаления заграницы охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» следующих возведенных строений:
Порядковый номер | Наименование павильона | Собственник/владелец павильона |
1 | Ремстарт | ФИО1 |
2 | Honda VOD | ФИО2 |
3 | Автозапчасти Winner | ФИО3 |
4 | Сундучок | ФИО4 |
5 | AbtoMIX | ФИО5 |
6 | Автореал Автозапчасти | ФИО6 |
7 | ||
8 | Гараж | ООО «Автодеталь» |
9 | Пролай | ФИО7 |
10 | Без вывески | ФИО8 |
11 | Мастер ШКАФ | ФИО8 |
с участием третьих лиц.
при участии в заседании
от истца – ФИО9 – представитель по доверенности №00/101 от 04.03.2016;
от ответчиков:
от ООО «Арсенал»: не явился, извещен,
от Администрации города Улан-Удэ: ФИО10 –представитель по доверенности №04 от 23.01.2017;
МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ: ФИО10 - представитель по доверенности № 30 от 07.03.2017 г;
от третьих лиц:
от Управления Росреестра по РБ: не явился, извещен, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,
от ИП ФИО6: не явился, извещен;
от ООО «АвтоДеталь»: не явился, извещён;
от ИП ФИО4: не явился, извещен,
от ИП ФИО3: не явился, извещен,
от ИП ФИО8: не вился, извещен;
от ФИО11: не явился, извещен,
от АвтоMIX: не явился, извещен,
от АО «Читаэнергосбыт»: не явился, извещен,
от ООО «Основа»: не явился, извещен,
от АО «Улан-Удэ Энерго»: не явился, извещен,
от ФИО15:
от ФИО12 не явился, извещен,
от ФИО1: не явился, извещен,
от ФИО2: не явился, извещен,
от ФИО7: не явился, извещен,
от ИП ФИО13 (СпецТехноТорг) - не явился, извещен,
от ООО «Автотрейд» - не явился, извещен,
ООО «Спектр 03» - не явился, извещен,
ИП ФИО14 (Арабская шаурма)- не явился, извещен.
установил:
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Бурятэнерго» обратилось в суд с иском к ООО «Арсенал» об обязании устранить допущенные нарушения и восстановить положение, существующее до момента нарушения права, путем сноса возведенных строений в охранной зоне ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная – ТЭЦ»
Определением от 16.12.2015 суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».
Определением от 14.01.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия.
Определением от 15.02.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ». Исключил из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрацию Муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».
Определением от 12.04.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия.
Определением от 16.05.2016 судом принято уточнение, согласно которому истец просил:
- обязать ООО «Арсенал» принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем сноса в охранной зоне ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная – ТЭЦ» следующих возведенных строений: Павильон №6, Павильон №7, Павильон №5, Павильон №4, Павильон №3, Павильон №2, Павильон №1, Павильон №9, Павильон №8. Представил копии списков почтовых отправлений.
Определением от 21.06.2016 судом принято уточнение исковых требований, согласно которому истец просил:
- обязать ООО «Арсенал» принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем сноса в охранной зоне ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная – ТЭЦ» следующих возведенных строений: Павильон №6 (Автореал – магазин автозапчастей), Павильон №7 (Гараж – магазин автозапчастей), Павильон №5 (АвтоMIX- сеть магазин аксессуаров), Павильон №4 (Сундучок – магазин автозапчастей), Павильон №3 (Автозапчасти WINNER – сеть магазинов автозапчастей), Павильон №2 (Ритуальные услуги), Павильон №1 (Ремстарт – станция технического обслуживания), Павильон №9 (Мастер ШКАФ – мебельная компания), Павильон №8 (без названия).
Определением от 25.08.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП ФИО6, ООО «АвтоДеталь», ИП ФИО4, ИП ФИО3, ИП ФИО8, ФИО11.
Определением от 22.09.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Читаэнергосбыт», ООО «Основа».
Определением от 02.03.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц - ФИО15, ФИО12, ФИО1.
Определением от 23.03.2017 суд привлек Администрацию города Улан-Удэ в качестве соответчика.
Судом принято уточнение исковых требований, согласно которым истец просил обязать ООО «Арсенал» принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем сноса в охранной зоне ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная -ТЭЦ-1» следующих возведенных строений:
Порядковый номер | Наименование павильона | Собственник/владелец павильона |
1 | AbtoMIX | ФИО5 |
2 | Сундучок | ФИО4 |
3 | Автозапчасти Winner | ФИО3 |
4 | Honda VOD | Неизвестен |
5 | Ремстарт | ФИО1 |
6 | Автореал | ФИО6 |
7 | Автозапчасти | Неизвестен |
8 | Гараж | ФИО12 |
9 | Пролай | Неизвестен |
10 | Без вывески | Неизвестен |
11 | Мастер ШКАФ | Неизвестен |
12 | Подшипники | ФИО15 |
Определением от 04.05.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, ФИО7.
Судом принято уточнение, согласно которому истец просил обязать солидарно ответчиков принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем сноса в охранной зоне ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная -ТЭЦ-1» следующих возведенных строений:
Порядковый номер | Наименование павильона | Собственник/владелец павильона |
1 | AbtoMIX | ФИО5 |
2 | Сундучок | ФИО4 |
3 | Автозапчасти Winner | ФИО3 |
4 | Honda VOD | Неизвестен |
5 | Ремстарт | ФИО1 |
6 | Автореал | ФИО6 |
7 | Автозапчасти | Неизвестен |
8 | Гараж | ФИО12 |
9 | Пролай | Неизвестен |
10 | Без вывески | Неизвестен |
11 | Мастер ШКАФ | Неизвестен |
12 | Подшипники | ФИО15 |
Судом принято уточнение исковых требований, согласно которым истец просил обязать солидарно ответчиков принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем удаления за границы охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная -ТЭЦ-1» следующих возведенных строений:
Порядковый номер | Наименование павильона | Собственник/владелец павильона |
1 | AbtoMIX | ФИО5 |
2 | Сундучок | ФИО4 |
3 | Автозапчасти Winner | ФИО3 |
4 | Honda VOD | ФИО2 |
5 | Ремстарт | ФИО1 |
6 | Автореал | ФИО6 |
7 | Автозапчасти | ФИО6 |
8 | Гараж | ООО «Автодеталь» |
9 | Пролан | ФИО7 |
10 | Без вывески | ФИО8 |
11 | Мастер ШКАФ | ФИО8 |
12 | Подшипники | ФИО15 |
Также в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд привлек в качестве соответчика - МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ». В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП ФИО13 (СпецТехноТорг), ООО «Автотрейд», ООО «Спектр 03», ИП ФИО14 (Арабская шаурма).
Определением от 11.09.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ.
Определением от 02.10.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ.
Определением от 09.11.2017 судом принято уточнение исковых требований, согласно которым истец просил обязать ООО «Арсенал», Администрацию гор. «Улан-Удэ», МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию гор. Улан-Удэ» принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем удаления заграницы охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» следующих возведенных строений:
Порядковый номер | Наименование павильона | Собственник/владелец павильона |
1 | Ремстарт | ФИО1 |
2 | Honda VOD | ФИО2 |
3 | Автозапчасти Winner | ФИО3 |
4 | Сундучок | ФИО4 |
5 | AbtoMIX | ФИО5 |
6 | Автореал Автозапчасти | ФИО6 |
7 | ||
8 | Гараж | ООО «Автодеталь» |
9 | Пролай | ФИО7 |
10 | Без вывески | ФИО8 |
11 | Мастер ШКАФ | |
12 | Подшипники | ФИО15 |
Истец поддержал заявленные требования в полном объеме, дал суду устные пояснения по заявленным в исковом заявлении требованиям, представил исполнительную съемку границ павильонов с границами охранной зоны, представил уточнение исковых требований, по которым он исключает из исковых требований 12-й павильон «Подшипники»- ФИО15. Съемка произведена геодезистом 1 категории ФИО16, принятым на работу в ПАО МРСК приказом от 17.09.2014.
Суд, в порядке ст. 49 АПК РФ, принял уточнение по иску и приобщил представленные документы к материалам дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что зона с особыми условиями использования территории, установленная по обе стороны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ» составляет 20 метров от крайних проводов и является объектом электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт. В нарушение норм права, в границах охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ», построены торговые павильоны, что прямо запрещено пунктом 9 Правил. Просил суд обязать ответчиков принять меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем удаления за границы охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная ТЭЦ-1».
В качестве правового обоснования сослался на Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, статьи 40-42, 56, 89 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответчик – ООО «Арсенал» исковые требования не признал, указал на невозможность установления расположения торговых павильонов в охранной зоне линии электропередач.
Ответчики – Администрация г. Улан-Удэ и МУ «КУиЗ» города Улан-Удэ против иска возражали, поскольку им не понятно, каким образом, при удовлетворении требований истца будет исполняться решение суда, поскольку требования направлены арендатору земельного участка, арендаторимел возможность использовать земельный участок по назначению вне границ охранной зоны ВЛ-1 ЮкВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1».
Город распоряжается земельными участками, разрешенное использование земельных участков установлено как «размещение автопарковки и торговых павильонов». Именно арендатор несет ответственность по использованию земельных участков. Истцом не представлены доказательства факта невозможности установки торговых павильонов на земельном участке в принципе, а именно не затрагивая охранную зону воздушных линий электропередач.
Третье лицо - Управление Росреестра по РБ ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия.Указывал, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об охранной зоне ВЛ-1 ЮкВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» с учетным номером 03.24.2.48. Дополнительно ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ» сообщены кадастровые номера земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в указанной охранной зоне. Среди перечисленных объектов земельного участка с кадастровым номером 03:24:023403:61 нет.
Третье лицо – ИП ФИО6 в письменных пояснения указало, что в случае удовлетворения исковых требований, будет причинен значительный ущерб, поскольку после сноса павильоны не будут подлежать восстановлению и будет утрачена целостность павильонов, что приведет к значительному ущербу.
Ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий в данном случае несут ответчик, третьи лица (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд разместил информацию о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчик, третьих лиц.
Исследовав и оценив доказательства в рамках ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах относятся к ограничениям прав на землю (ст. 56 ЗК РФ).
Часть 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ устанавливает, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009г. № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее -Правила).
В соответствии с п. 5 Правил, Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон. Пунктом 6 Правил определено следующее.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Как следует из материалов дела Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ и ООО «Арсенал» 16.06.2010 г. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 03:24:023403:61, для размещения автопарковки.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 28.12.2012 за №1847-р, земельному участку изменен вид разрешенного использования «для размещения автопарковки и торговых павильонов».
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 N 307-29 утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, в соответствии с которым, Комитет принимает решения о предоставлении земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Через указанный земельный участок проходит охранная зона В Л-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1». Охранная зона составляет 20 метров от крайних проводов. Собственником высоковольтной линии является ПАО «МРСК Сибири».
Вместе с тем, на земельном участке 03:24:023403:61, в период владения этим участком ООО «Арсенал» были размещены торговые павильоны, большая часть которых, согласно Акту осмотра от 13.02.2017, оказалась размещенной в пределах охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1».
Заявляя свои требования, истец ссылается на следующие обстоятельства.
В соответствии с п.8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 (далее - Правила), в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут... повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц...
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки и т.д.
ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» является объектом электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт.
В нарушение указанных норм права, в границах охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» построены торговые павильоны, что прямо запрещено пунктом 9 Правил.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 16.11.2015г. №03-0-1-105/4004/2015-2142 на земельном участке с кадастровым номером №03:24:023403:61 зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО «Арсенал».
Как установлено ст.40 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 41 Земельного кодекса РФ закреплено, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, для арендатора данного земельного участка ООО «Арсенал», как и для Администрации гор. Улан-Удэ, и для МУ «КУИиЗ» установлены обязательные правила использования данного земельного участка.
Учитывая, что дальнейшее нахождение торговых павильонов под высоковольтной линией электропередач может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, а также повлечь иные последствия, истец считает необходимым принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановлению положения, существовавшего до момента нарушения права путем удаления за границы охранной зоны возведенных строений.
В пункте 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ установлено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства особых условийиспользования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила).
В доказательство нахождения в границах охранной зоны В Л-11 ОкВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» земельного участка 03:24:023403:61 истец предоставил копии выдержек Землеустроительного дела по установлению границ зоны с особыми условиями использования территории воздушной линии электропередачи ПОкВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1», подготовленное, ООО «ЗЕНИТ» КБ. Представлен для сличения оригинал землeyстроительного дела.
Из представленных документов, а также из фактических обстоятельств дела, пояснений третьих лиц и ответчиков, не опровергающих фактическое прохождение ВЛ-110кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» через земельный участок 03:24:023403:61, представленных фотографий и сведений из публичной кадастровой карты (скрин-шот с сайта ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ») следует, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:023403:61 расположен в границах охранной зоны ВЛ-110кВ РТ-104 Районная - ТЭЦ-1».
Следовательно, в нарушение Правил, в границах охранной зоны ВЛ-".10 кВ рт-104 «Районная-ТЭЦ-1», на земельном участке с кадастровым номером 03:24:023403:61 построены торговые павильоны, что прямо запрещено пунктом 9 Правил.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок 03:24:023403:61 передан МУ «КУИиЗ» на праве аренды Обществу с ограниченной ответственностью «Арсенал».
В соответствии с ч.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему смотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник (как непосредственно собственник, так и любой другой законный владелец) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом он несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе создание безопасных условий для пользования имуществом третьими лицами.
В соответствии с п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст.209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого земельногоучастка, если иное не предусмотрено законом о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п. 3 ст.261 ГК РФ).
Анализ приведенных требований закона позволяет прийти к выводу о том, что собственник земельного участка несет бремя содержания, включающее обязанность по созданию безопасных условий его с пользования, не только в отношении самого земельного участка, но и объектов (как движимого, так и недвижимого имущества), расположенных на нем.
По смыслу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники и иные законные владельцы земельных участков при использовании ими земельных участков обязаны, в том числе, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим кодексом, федеральными законами.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 №307-29 утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом и землепользованию Администрации гор. Улан-Удэ, в соответствии с которым Комитет принимает решения о предоставлении земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ». Именно МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации гор. Улан-Удэ» является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».
В материалах дела находятся договор аренды земельного участка 33:24:023403:61, заключенный между гор. Улан-Удэ и ООО «Арсенал», договоры возмездного оказания услуг по обеспечению размещения объекта розничной торговли. Данные договоры заключены между ООО «Арсенал» и третьими лицами (собственниками павильонов).
В свою очередь, именно распоряжением Администрации города Улан-Удэ №1847-р от 28.12.2012г. был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 1 684 кв.м., с кадастровым номером 3:24:023403:61.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены, в том числе утверждение правил землепользования и застройки, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены в Законе Республики Бурятия от 07.12.2004 №601-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 25.11.2004) и Законе Республики Бурятия от 30.12.2003 №601-III «О земле» (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 25.12.2003).
П.27 ст.5 Устава муниципального образования «Город Улан-Удэ» ( в редакции Решений Совета депутатов муниципального образования г.Улан-Удэ от 19.06.2008г.№ 852-87; от 16.10.2008 г № 927-92; от 24.12.2009 г.№ 218-16) к вопросам местного значения относятся :
- утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; (В редакции Решения Совета депутатов муниципального образования г. Улан-Удэ от 19.06.2008 г. N852-87).
Отсюда именно Администрация г. Улан-Удэ и МУ «КУИиЗ» могли и должны были осуществлять контроль за строительством размещением) на арендованном земельном участке спорных объектов торговли (павильонов) и своевременно принимать меры к тому, чтобы указанные павильоны не располагались в охранной зоне, а нахождение на ней граждан не угрожало их жизни и здоровью, поскольку согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутациянеприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В связи с этим, возражения ответчиков о том, что именно арендатор должен следить за надлежащим использованием земельного участка отклоняются судом.
Аналогичная правовая позиция высказана Арбитражным судом ВСО в Постановлении от 20.12.2016 по делу №А10-5098/2015.
На основании изложенного, анализируя собранные по делу доказательства, установленные в судебных заседаниях юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению, при этом решение подлежит исполнению после вступления его в законную силу.
Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу о том, что хотя осуществление земельного контроля отнесено к компетенции администрации МО «Город Улан-Удэ», вместе с тем полномочия собственника согласно Положению МУ «КуиЗ» осуществляет комитет, обязанности по исполнению решения надлежит возложить на обоих ответчиков, равно, как и расходы по государственной пошлине.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчиков поровну, по три тысячи на каждого.
Руководствуясь статьями 101-112, 167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Бурятэнерго» (ОГРН <***>; ИНН <***>) по делу А10-7445/2015 удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Муниципального образования « Город Улан-Удэ» в лице МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию гор. Улан-Удэ» принять безотлагательные меры по устранению допущенных нарушений и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, путем удаления заграницы охранной зоны ВЛ-110 кВ РТ-104 «Районная - ТЭЦ-1» следующих возведенных строений:
Порядковый номер | Наименование павильона | Собственник/владелец павильона |
1 | Ремстарт | ФИО1 |
2 | Honda VOD | ФИО2 |
3 | Автозапчасти Winner | ФИО3 |
4 | Сундучок | ФИО4 |
5 | AbtoMIX | ФИО5 |
6 | Автореал Автозапчасти | ФИО6 |
7 | ||
8 | Гараж | ООО «Автодеталь» |
9 | Пролай | ФИО7 |
10 | Без вывески | ФИО8 |
Взыскать Администрации Муниципального образования « Город Улан-Удэ», МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию гор. Улан-Удэ» в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» по 3 000 рублей государственной пошлины с каждого.
В иске к Обществу с ограниченной ответственностью «Арсенал» отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Е.ФИО17