Арбитражный суд Республики Бурятия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело № А10-744/09
12 мая 2009 г.
Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 12.05.2009 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Урмакшинова В.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астраханцевой Ю.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Водоканал»
к Федеральному государственному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Бурятия»
о взыскании 259 306 руб. 21 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 18.06.2008 г.
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности № 4/68-1373 от 24.06.2008 г.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Федеральному государственному учреждению «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Бурятия» о взыскании 259 306 руб. 21 коп., из которых 253 475 руб. 45 коп. – плата за сброс сточных вод содержащих загрязняющие вещества в 1,3,4 кварталах 2008 г., 5 830 руб. 76 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами.
До рассмотрения спора по существу истец, в связи с частичной оплатой задолженности, в порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил размер исковых требований:
- в части суммы долга размер исковых требований уменьшен до 202 203 руб. 69 коп. – суммы, представляющей собой плату за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в систему канализации в 4 квартале 2008 г.;
- в части взыскания суммы процентов за пользование чужими денежными средствами размер исковых требований увеличен до 6 117 руб. 37 коп. исчисленных за период с 07.05.2008 г. по 10.04.2009 г.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.04.2009 г. судом указанное уточнение размера исковых требований принято.
Ответчик возражает против предъявленных исковых требования, считает, что требования истца не обоснованны, поскольку счета-фактуры поступали в учреждение позже сроков, установленным государственным контрактом. Результаты исследования проб воды не соответствуют требованиям, предъявляемым к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, ГОСТ Р 51592-2000. Результат испытаний, отраженный в протоколе испытаний не соответствует действительности. Документы, представленные истцом не могут являться доказательствами, достоверно подтверждающими превышение ответчиком предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, так как их содержание не позволяет установить, когда были произведены испытания сточной воды, в каких условиях хранились отобранные пробы, по какой методике производился анализ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов следует, что между муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» и федеральным государственым учреждением Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия существует обязательственное правоотношение из договора энергоснабжения № 59 от 01.01.2008 г.
В соответствии с условиями указанного государственного контракта на поставку питьевой воды и прием сточных вод МУП «Водоканал» обязалось подавать питьевую воду, отвечающую требованиям СанПиН «Питьевая вода» 2.1.4.1074-01» и принимать сточные воды через присоединенную водопроводную и канализационную сеть, а абонент (Изолятор № 1 УФСИН России) соответственно обязался оплачивать принятую питьевую воду и сброшенные сточные воды (пункты 1.1, 1.2).
Границей раздела являются контрольные колодцы, согласно акта раздела границ балансовой принадлежности, являющегося неотъемлемой частью договора (Приложение № 1) (п. 1.3. договора).
Расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, принятые от него сточные воды производятся по тарифам, утвержденным решением Городского совета депутатов г. Улан-Удэ, на соответствующий период времени (п. 4.1. договора).
При этом абонент обязался не превышать концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в систему канализации по показателям установленным п.2.2.12 контракта.
В соответствии с п. 4.7 контракта оплата за сброс загрязняющих веществ производится абонентом за квартал в срок не более 15-ти дней с момента получения счета-фактуры.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999
Пунктом 11 Правил установлено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации 26.12.2003г. принято постановление Правительства Республики Бурятия № 374, которым утвержден Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ с организаций, отводящих сточные воды в системы канализации населенных пунктов Республики Бурятия.
Согласно пункту 4.6. контракта сумма платы за сброс сточных вод содержащих загрязняющие вещества определяется в соответствии с указанным Постановлением.
При отсутствии у Абонента оформленного в установленном порядке разрешения на сброс сточных вод в сети канализации, вся масса загрязняющих веществ учитывается как превышающая нормативы, а плата взимается в соответствии с пунктом 8.6 «Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ с организаций, отводящих сточные воды в системы канализации населенных пунктов Республики Бурятия» (пункт 3.6 контракта).
В случае отсутствия у абонента разрешения на сброс произведенных сточных вод в системы канализации населенного пункта республики Бурятия вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная. В этом случае плата за сброс всех загрязняющих веществ умножается на повышенный коэффициент, равный 5, без ограничения предельного размера платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (пункт 8.6).
В соответствии с пунктами 64, 88 Правил, абонент обязан осуществлять контроль за составом сбрасываемых в систему городской канализации сточных вод, соблюдать установленные нормы допустимых концентраций (НДК) загрязняющих веществ. Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах для ответчика определены контрактом (п.2.2.12).
В соответствии с условиями упомянутого контракта (пункт 3.4) МУП «Водоканал» проведена проверка качества сточных вод в четвертом квартале 2008 г.
Анализ контрольных проб сточных вод ответчика проводился лабораторией истца (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) № ГСЭН.RU.ЦОА.083.572 зарегистрирован в реестре системы аккредитации лабораторий 22.10.2007 г., действителен до 22.10.2010 г.).
Предприятием водопроводно-канализационного хозяйства при отборе проб составляется сопроводительная записка испытаний сточной воды с протоколом испытаний в присутствии представителя от абонента, который подписывает данную записку и может внести особые отметки и замечания. На основании сопроводительной записки и протокола испытания сточной воды в адрес абонента направляется уведомление о результатах проведенного контроля сточных вод.
В качестве доказательств, свидетельствующих о превышении ответчиком норм допустимых концентраций загрязняющих веществ истец представил подписанные ответчиком (ФИО3) акт об отборе пробы сточной воды для химического анализа от 01.10.2008 г., сопроводительную записку испытания сточной воды от 01.10.2008 г., журнал регистрации проб. В адрес руководителя предприятия ФГУ «Следственный изолятор № 1 УФСИН» направлено соответствующее уведомление о результатах аналитического контроля производственных сточных вод, отобранных в контрольной точке на сбросе в городскую канализацию 01.10.2008 г.
Отбор контрольных проб из колодцев абонента со стороны организации ВКХ производился пробоотборщицей ФИО4 в соответствии с должностной инструкцией.
Согласно пункту 3.5 контракта предприятие систематически контролирует качество сточных вод, отводимых Абонентом и его субабонентами в канализацию предприятия ВКХ путем отбора проб. Отбор проб сточных вод производится в любое время суток в присутствии представителя абонента. Полученный результат отобранной пробы считается действительным в течение расчетного периода.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для выводов о недействительности результатов отбора контрольных проб сточных вод.
При сомнении в анализах контрольных проб сточных вод, производимых лабораторией ВКХ, абонент согласно пункту 68 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 может одновременно отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств. Ответчик правом на параллельный отбор проб воды не воспользовался.
На основании Постановления Правительства Республики Бурятия № 374 истцом произведен следующий расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ:
П. 8.1 При сбросе абонентами в систему канализации сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, превышающие установленные ДК (допустимые концентрации), но не превышающие ВДК (временно-допустимые концентрации):
Плата = ФК фактическая концентрация каждого загрязняющего вещества в сточных водах Абонента (мг\л) минус ДК (допустимая концентрация) того же загрязняющего вещества (мг\л) умножить на Q(фактический объем сточных вод за расчетный период (куб.м.) умножить на 0,000001 (10 в минус шестой степени) переводной коэффициент (мг\л в т\куб.м.) умножить на норматив платы за сброс загрязняющего вещества (руб\т) умножить на Кинд (коэффициент индексации к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду ) принимаемый ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год) умножить на Кэ (коэффициент Байкальской природной территории).
П.8.2. При сбросе абонентами в систему канализации сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, превышающие установленные ВДК .
Формула расчета:
Плата =(ФК - ВДК) х Q х 10 в минус шестой степени х норматив оплаты х Кинд. х 5 (повышающий коэффициент к нормативам платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Бурятия) х Кэ.
- БПКп : (п.8.2. ФК-ВДК) 184,9-133=51,9 х 24449,64х 0,000001=1,268936316 х 455 х 1,48 =854,50 х 5= 4272,51 рублей;
- Железо: (п.8.1. ФК-ДК) 0,39 х 24449,64 х 0,000001=0,009535 х 13775x1,21 = 158,93 рублей;
- Жиры: (п.8.2. ФК-ВДК) 43,9-27,6=16,3 х 24449,64 х 0,000001= 0,398528936 х 27550 х
1,48 =16249,62 х 5 = 81248,09 рублей.
Общая сумма по трем загрязняющим веществам: 4272,51+158,93+81248,09=85679,53 рубля х 2 (байкальский территориальный коэффициент) - 171 359,06 рублей х 18% (НДС) = 202 203,69 руб.
Поскольку ответчик фактически пользовался услугами по водоотведению и нарушил норматив сброса загрязняющих веществ в сточных водах, у него в соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло обязательство по возмещению платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в канализацию.
МУП "Водоканал" в адрес ответчика направило счет-фактуру № 274/1-274 от 31.03.2008 г. на сумму 50 647 руб. 42 коп., счет-фактуру 274/3-274 от 30.09.2008 г. на сумму 624 руб. 34 коп., счет-фактуру 274/4-274 от 31.12.2008 г. на сумму 202 203 руб. 69 коп.
В качестве доказательств вручения указанных счетов-фактур в адрес ответчика истцом представлены уведомления о вручении соответственно 17.04.08 г., 16.10.2008 г., 19.01.2009г.
Ответчиком произведена частичная оплата задолженности, что подтверждается платежным поручением № 925 от 13.08.2008 г. на сумму 50 647 руб. 42 коп, платежным поручением № 1418 от 12.11.2008 г. на сумму 624 руб. 34 коп.
Доказательств оплаты счета-фактуры 274/4-274 от 31.12.2008 г. на сумму 202 203 руб. 69 коп. ответчиком не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 395 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
В связи с изложенным, с ответчика за период с 07.05.2008 г. по 10.04.2009 г. также подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 117 руб. 37 коп., согласно расчета.
На основании изложенного, учитывая, что расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на стороны по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ответчика - Федерального государственного учреждения «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Бурятия» в пользу истца - Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» 208 321 руб. 06 коп., в том числе 202 203 руб. 69 коп. – задолженность за сброс загрязняющих веществ, 6 117 руб. 37 коп. – сумму процентов за пользование чужими денежными средствами.
Взыскать с ответчика - Федерального государственного учреждения «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Бурятия» в доход федерального бюджета 5 666 руб. 42 коп. – сумму государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья В. К. Урмакшинов