АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: asrb@burnet.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
"13" мая 2009 г. Дело № А10- 754/2009
Резолютивная часть решения оглашена «06» мая 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено «13» мая 2009 г.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатьевым И.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Улан - Удэнский авиационный завод» к Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: ФИО1, доверенность №УК-УУАЗ-76/43, ФИО2, доверенность №130/114 от 01.01.2009;
от ответчика: ФИО3, доверенность 34 от 16.02.2009;
от третьего лица: ФИО4, доверенность №121 от 06.04.2009;
установил:
Открытое акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод» (далее –Общество, ОАО «У-УАЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Улан-Удэ (далее- Администрация) о признании незаконным бездействия по неустановлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для ОАО «У-УАЗ» на 2009 год.
Представители заявителя требования поддержали и пояснили, что ОАО «У-УАЗ» помимо основных видов деятельности осуществляет деятельность по теплоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению. Для ОАО «У-УАЗ» и его структурного подразделения - Улан-Удэнский моторостроительный завод (далее - У-УМСЗ) с 1996 года устанавливались отдельные тарифы на услуги по водоотведению и водоснабжению, поскольку структурное подразделение ОАО «У-УАЗ» территориально обособлено от основной площадки ОАО «У-УАЗ», расположено в другом административном районе г. Улан-Удэ, имеет обособленные источник водоснабжения, котельную, водопроводные и канализационные сети посредством которых оказывает услуги потребителям по водоснабжению и водоотведению.
Для утверждения тарифов на 2009 год для «ОАО «У-УАЗ» и его структурному подразделению У-УМСЗ заявителем в Администрацию г. Улан-Удэ были представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность установления указанных тарифов. Для основной площадки ОАО «У-УАЗ» тарифы на услуги по водоотведению и водоснабжению были утверждены на сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов 27 ноября 2008 года. Однако тарифы для Улан-Удэнского моторостроительного завода на указанной сессии утверждены не были, данный вопрос по предложению Мэра г. Улан-Удэ ФИО5 был снят с повестки сессии для проверки Прокуратурой Республики Бурятия правомерности установления второго тарифа одному юридическому лицу - ОАО «У-УАЗ». На сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов 09 декабря 2008 года в повестку дня вопрос по утверждению тарифов для У-УМСЗ включен не был.
В период с 27 ноября 2008 года по 09 декабря 2008 года Администрация в адрес ОАО «У-УАЗ» не направляла каких-либо запросов о предоставлении дополнительных документов, писем, пакет документов по вопросу установления тарифов в адрес заявителя не возвращался.
Заявитель самостоятельно принимал меры для разрешения вопроса о правомерности установления 2 тарифов одному юридическому лицу.
До 12 февраля 2009 года тарифы на указанные услуги утверждены не были.
12 февраля 2009 года на сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов (далее – Горсовет) было принято решение об установлении на 2009 года тарифов ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение в районе четвертого километра автодороги Улан-Удэ – Николаевский на период с 12 марта 2009 года по 11 марта 2010 года. Установленные для ОАО «У-УАЗ» тарифы вступают в силу только с 12.03.2009г.
Действующим законодательством не предусмотрен запрет на установление для одного юридического лица нескольких тарифов на один и тот же вид оказываемых услуг. Организацией коммунального комплекса, для которого необходимо установление тарифов на водоснабжение и водоотведение, выступало юридическое лицо - ОАО «У-УАЗ», а не его структурное подразделение. Все предусмотренные законодательством мероприятия, предшествовавшие процедуре установления тарифов на сессии Горсовета г. Улан-Удэ ОАО «У-УАЗ» выполнены.
Структурному подразделению ОАО «У-УАЗ» -Улан-Удэнскому моторостроительному заводу применять тарифы, установленные для основной площадки ОАО «У-УАЗ» невозможно, поскольку тарифы основной площадки не содержат показателей и затрат моторостроительного завода, соответственно не отражают финансовые потребности и производственную программу последнего.
В связи с бездействием Администрации г. Улан-Удэ Общество несет убытки в размере 236 785,26 рублей и тем самым нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. Просили обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Представитель ответчика заявленные требования не признал и пояснил, что у Улан-Удэнского городского Совета депутатов отсутствовали правовые основания для утверждения отдельного тарифа структурному подразделению ОАО «У-УАЗ», поскольку Улан-Удэнский моторостроительный завод не имеет статуса юридического лица
27 ноября 2008 года на сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов (далее – Горсовет) мэр г. Улан-Удэ предложил отложить принятие решения в связи с тем, что У-УМСЗ не является отдельным юридическим лицом и необходимо время для уточнения юридической стороны вопроса, касающегося установления тарифов Улан-Удэнскому моторостроительному заводу.
03 декабря 2008 года Улан-Удэнским городским Советом депутатов было подготовлено заключение на проект решения «Об установлении тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода-подразделения ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» на холодную воду и водоотведение на 2009 год», в котором указано, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса должна иметь статус юридического лица. Так как У-УМСЗ не зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица, тарифы на холодную воду и водоотведение не могут быть установлены для Моторостроительного завода.
09 декабря 2008 года на сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов в повестку дня вопрос по утверждению тарифов для У-УМСЗ включен не был, поскольку документы от ОАО «У-УАЗ» представлены не были.
19 января 2009 года Прокуратура Республики Бурятия направила заявителю письмо, в котором указала на то, что Улан-Удэнский моторостроительный завод не соответствует требованиям, установленным ст.2 Федерального закона №210-ФЗ и отказ Горсовета в утверждении тарифов вынесен на указанном основании.
22.01.2009г. на сессии городского совета депутатов вопрос об утверждении тарифов был снят в связи с отсутствием заключения Прокуратуры Республики Бурятия.
12 февраля 2009года на сессии Горсовета был принят согласованный с Прокуратурой Республики Бурятия проект решения «Об установлении тарифов ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение по сетям в районе 4-го км. автодороги Улан-Удэ – Николаевский.
Считает, что в мероприятиях проводимых органами местного самоуправления в период с ноября 2008г. по февраль 2009г. признаки бездействия отсутствуют. Кроме этого, заявитель самостоятельно не обращался в Улан-Удэнский городской Совет депутатов с предложением по установлению тарифов на 2009 год.
Определением арбитражного суда от 06 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Улан-Удэнский городской Совет депутатов.
Представитель третьего лица поддержал доводы ответчика и дополнительно пояснил, что Администрация г.Улан-Удэ 4 раза инициировала включение вопроса об установлении тарифа для У-УМСЗ в повестку сессий Улан-Удэнского городского Совета депутатов, разрабатывала проект решения по вопросу установления второго тарифа для Общества, проводились заседания Тарифной комиссии по данному вопросу, а также Администрацией г. Улан-Удэ проводились иные мероприятия. Таким образом, Администрацией г. Улан-Удэ предпринимались необходимые действия по установлению тарифов.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод» зарегистрировано в качестве юридического лиц, о чем выдано свидетельство №672-г от 12 августа 2008 года. В соответствии с положением о моторостроительном заводе Улан-Удэнский моторостроительный завод является структурным подразделением ОАО «У-УАЗ (том 2 л.д. 29-31).
25 июля 2008 года первым заместителем управляющего директора ОАО «У-УАЗ» и директором У-УМСЗ в Управление регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ были направлены материалы на рассмотрение и утверждение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2009 год, оказываемые Улан-Удэнским моторостроительным заводом (т.1, л.д.89).
12 августа 2008 года Управлением регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ директор У-УМСЗ извещен о том, что указанным Управлением открыто дело об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для У-УМСЗ (т.1, л.д.34, 90).
07 ноября 2008 года Управлением регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ было дано заключение по результатам проверки экономического обоснования тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода - подразделения ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение на 2009 год (т.1, л.д.23-25)
12 ноября 2008 года заместителем мэра по развитию инфраструктуры ФИО6 на имя председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов направлены материалы по установлению тарифов Улан-Удэнскому моторостроительному заводу - подразделению ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение на 2009 год (т.1, л.д.46).
12 ноября 2008 года тарифной комиссией принято решение №69 о внесении на рассмотрение сессии Улан-Удэнского городского Совета тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода – подразделения ОАО «У-УАЗ» на 2009 года в следующих размерах: на холодную воду – 32,35 рублей за куб. м (без учета НДС)., 38,17 руб. за куб.м.(с учетом НДС); на водоотведение – 10,89 руб. за куб. м. (без учета НДС), 12,84 за куб. м.(с учетом НДС) (Т.1, л.д.54).
13 ноября 2008 года заместителем мэра по экономическому развитию в адрес и.о. мэра г. Улан-Удэ вышеназванные материалы направлены для включения в повестку очередной сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов (т.1, л.д.47).
27 ноября 2008 года состоялась 96 сессия Улан-Удэнского городского Совета депутатов, в повестку работы которой был включен вопрос об установлении тарифов Улан-Удэнскому моторостроительному заводу – подразделению ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение на 2009 года. По предложению мэра г. Улан-Удэ рассмотрение данного вопроса было отложено до 09 декабря 2008 года, в связи с неясностью юридической стороны вопроса и необходимостью обращения в органы прокуратуры (т.1, л.д.51-65).
03 декабря 2008 года советником председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов было дано отрицательное заключение на проект решения «Об установлении тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода – подразделения ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение на 2009 год. Данное заключение мотивировано тем, что Улан-Удэнский моторостроительный завод не является юридическим лицом, поэтому ему не могут быть установлены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение (т.1, л.д.20).
09 декабря 2008 года состоялась 97 сессия Улан-Удэнского городского Совета депутатов вопрос об утверждении тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода – подразделения ОАО «У-УАЗ» в повестку сессии не включен (т.2, л.д.39-45).
23 декабря 2008 года Управлением регулирования тарифов в адрес руководства ОАО «У-УАЗ» было направлено письмо о том, что по оценке Прокуратуры Республики Бурятия тарифы на холодную воду и водоснабжение для У-УМСЗ установлены быть не могут. В связи с чем Управление регулирования тарифов просит ОАО «У-УАЗ» представить предложения по решению данного вопроса (т.1, л.д.95).
14 января 2009 года тарифной комиссией принято решение №1 о внесении на рассмотрение сессии Улан-Удэнского городского Совета тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ - Николаевский на период с 15 февраля 2009 года по 14 февраля 2010 года в следующих размерах: на холодную воду – 32,35 рублей за куб. м (без учета НДС)., 38,17 руб. за куб.м.(с учетом НДС); на водоотведение – 10,89 руб. за куб. м. (без учета НДС), 12,84 за куб. м.(с учетом НДС) (Т.1, л.д.64).
14 января 2009 года Правовым управлением Администрации г. Улан-Удэ дано заключение о том, что замечаний по проекту решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ - Николаевский на период с 15 февраля 2009 года по 14 февраля 2010 года» не имеется (т.1, л.д.96).
15 января 2009 года состоялась сессия Улан-Удэнского городского Совета депутатов, вопрос об установлении тарифов в повестку ее работы включен не был.
Заместитель мэра г.Улан-Удэ ФИО7 в письме от 22 января 2009 года в адрес председателя ГорСовета просил снять вопрос об установлении тарифов холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ – Николаевский в связи с отсутствием заключения прокуратуры Республики Бурятия (т.1, л.д.52).
22 января 2009 года состоялась 100 сессия Улан-Удэнского городского Совета депутатов. В повестку ее работы был включен вопрос об установлении тарифов холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ - Николаевский на период с 22 февраля 2009 года по 21 февраля 2010 года. Однако вышеназванный вопрос был исключен из повестки сессии в связи с письмом заместителя мэра города ФИО7 (т.2, л.д.46-50).
12 февраля 2009 года решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов, подписанным и.о. мэра г. Улан-Удэ, были установлены тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ - Николаевский на период с 12 марта 2009 года по 11 марта 2010 года в следующих размерах: на холодную воду – 32,35 рублей за куб. м (без учета НДС)., 38,17 руб. за куб.м.(с учетом НДС); на водоотведение – 10,89 руб. за куб. м. (без учета НДС), 12,84 за куб. м.(с учетом НДС) (т.1, л.д.65).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Под организацией коммунального комплекса в силу статьи 2 названного Федерального закона понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Судом установлено, что ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» является юридическим лицом. Помимо основного вида деятельности ОАО «У-УАЗ» оказывает населению и другим потребителям услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. Улан-Удэнский моторостроительный завод, являющийся структурным подразделением ОАО «У-УАЗ», территориально обособлен от основной площадки ОАО «У-УАЗ» и также оказывает потребителям услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. Потребителями У-УМСЗ, в частности, являются открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14», исправительная колония №8 УФСИН РФ. Таким образом, следует сделать вывод о том, что ОАО «У-УАЗ» является организацией коммунального комплекса.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Аналогичное полномочие органов местного самоуправления закреплено пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Из содержания названных норм следует, что полномочиями по регулированию тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые ОАО «У-УАЗ» обладают органы местного самоуправления городского округа «Город Улан-Удэ».
Администрация г. Улан-Удэ в соответствии с Положением, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 августа 2008 г. N 894-89, осуществляет проверку обоснованности формирования и применения цен и тарифов, регулируемых органами местного самоуправления; вносит их на рассмотрение в Улан-Удэнский городской Совет депутатов.
Порядок принятия решений об установлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ утвержден Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.03.2007 N 608-60. В силу пунктов 3.1 и 3.4 названного Порядка установление цен (тарифов) производится по инициативе органов местного самоуправления или организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Решения об установлении цен (тарифов) принимаются регулирующим органом на основании решения Тарифной комиссии и по результатам рассмотрения обосновывающих документов МУ "Управление регулирования тарифов". Регулирующим органом в соответствии с данным Порядком является Улан-Удэнский городской Совет депутатов.
Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 17 апреля 2007 года №174 утвержден Регламент представления и рассмотрения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пунктами 2, 5, 13 и 14 данного Регламента представление и рассмотрение материалов для утверждения тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется по инициативе организаций коммунального комплекса по представленным обосновывающим документам, а также по инициативе органов местного самоуправления. Для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации, организация коммунального комплекса в срок до 1 августа года, предшествующего очередному периоду действия тарифов, представляет в Управление регулирования тарифов Администрации города Улан-Удэ ряд документов. По результатам проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации Управление регулирования тарифов готовит заключение и представляет на рассмотрение Тарифной комиссии. Решения Тарифной комиссии принимаются в соответствии с Положением о Тарифной комиссии и с заключением Управления регулирования тарифов направляются на рассмотрение Улан-Удэнского городского Совета депутатов не позднее 1 ноября.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2008 года Управлением регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ открыто дело об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для У-УМСЗ как структурного подразделения ОАО «У-УАЗ».
07 ноября 2008 года Управлением регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ было дано заключение по результатам проверки экономического обоснования тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода - подразделения ОАО «У-УАЗ» на холодную воду и водоотведение на 2009 год.
12 ноября 2008 года тарифной комиссией принято решение №69 о внесении на рассмотрение сессии Улан-Удэнского городского Совета тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода – подразделения ОАО «У-УАЗ» на 2009 года в следующих размерах: на холодную воду – 32,35 рублей за куб. м (без учета НДС)., 38,17 руб. за куб.м.(с учетом НДС); на водоотведение – 10,89 руб. за куб. м. (без учета НДС), 12,84 за куб. м.(с учетом НДС). В дальнейшем материалы направлены в Улан-Удэнский городской Совет депутатов для принятия решения об утверждении тарифов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «У-УАЗ» соблюдены требования Регламента представления и рассмотрения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 17 апреля 2007 года №174, касающиеся представления необходимых документов и сроков их представления. Представленные документы на доработку Обществу не возвращались.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Срок действия предыдущих тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые У-УМСЗ структурным подразделением ОАО «У-УАЗ», истекал 31 декабря 2008 года (т.1, л.д.28). В связи с этим тарифы на следующий период должны были быть установлены с 1 января 2009 года. Решение об установлении тарифов для потребителей основной площадки ОАО «У-УАЗ» было принято Улан-Удэнским городским Советом депутатов 27 ноября 2008 года. Однако, судом установлено, что решение об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемых потребителям Улан-Удэнского моторостроительного завода – структурного подразделения ОАО «У-УАЗ» принято 12 февраля 2009 года и вступило в силу с 12 марта 2009 года (т.1, л.д.65).
В соответствии со статьей 16 Устава городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного Улан-Удэнского городского Совета депутатов решением от 8 мая 2007 г. N 624-63 (далее – Устав) структуру органов местного самоуправления составляют: Улан-Удэнский городской Совет депутатов, глава муниципального образования - мэр города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 28 Устава администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ. Администрацией города руководит мэр города на принципах единоначалия.
Мэр города в соответствии с полномочиями, определенными статьей 32 Устава подписывает и обнародует решения, принятые городским Советом, издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения, вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета, обладает правом внесения в городской Совет проектов решений.
В соответствии со статьей 25 Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 7 мая 2008 г. N 831-85, мэр города вправе вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку ведения заседаний городского Совета, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, выступать на заседаниях городского Совета, вносить на сессию городского Совета проекты решений и поправки к ним, участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), ставить вопрос о необходимости разработки нового проекта решения городского Совета или изменения действующего решения.
Суд приходит к выводу о том, что тарифы на услуги, оказываемые потребителям Улан-Удэнского моторостроительного завода – структурного подразделения ОАО «У-УАЗ» были несвоевременно установлены в результате бездействия Администрации г. Улан-Удэ.
Из представленных доказательств видно, что в повестку 96 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, проходившей 27 ноября 2008 года по инициативе Администрации г. Улан-Удэ был включен вопрос об установлении тарифов У-УМСЗ на холодное водоснабжение и водоотведение. Согласно протоколу сессии, исследованного судом, рассмотрение данного вопроса по инициативе мэра г. Улан-Удэ было отложено до 9 декабря 2008 года в связи с необходимостью выяснения вопроса о возможности установления 2 тарифов на одни и те же услуги одному юридическому лицу, при этом мэром было решено направить запрос в органы прокуратуры. С юридической стороной вопроса было поручено разобраться ФИО8 – должностному лицу Администрации до 09 декабря 2008 года.
В период времени с 27 ноября 2008 года по 09 декабря 2008 года Администрацией г. Улан-Удэ в адрес ОАО «У-УАЗ» не направлялись требования о предоставлении дополнительных документов, касающихся установления тарифов на услуги, оказываемые У-УМСЗ, а также не совершались другие действия, направленные на внесение вопроса по установлению спорного тарифа на рассмотрение очередной сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
На сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, проходившей 09 декабря 2008 года, вопрос об установлении тарифов У-УМСЗ на холодное водоснабжение и водоотведение не рассматривался.
Таким образом, суд находит доводы заявителя обоснованными в части бездействия Администрации в период с 27 ноября 2008 года по 09 декабря 2008года по не исполнению полномочий по вопросу установления тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение организации коммунального комплекса в сроки и период, установленными статьей 13 Федерального закона №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Судом рассмотрен довод ответчика и третьего лица о том, что документы для принятия соответствующего решения на сессию Совета от 09 декабря 2008 года не представлены самим заявителем. Данный довод является необоснованным, вопрос по установлению тарифов на рассмотрение Улан-Удэнского городского Совета депутатов был внесен Администрацией г. Улан-Удэ, рассмотрение данного вопроса отложено также по инициативе Администрации. Поручение о доработке вопроса по установлению спорного тарифа поручено должностным лицам Администрации. Материалы по указанному вопросу ни ответчиком, ни третьим лицом заявителю не возвращались, а также не запрашивались у него какие-либо дополнительные документы. Кроме этого на сессиях Совета, проходивших в период времени с 10 декабря 2008 года по 22 января 2009 года, вопрос об установлении тарифов У-УМСЗ на холодное водоснабжение и водоотведение также не рассматривался, поскольку рассмотрение данного вопроса Администрацией г. Улан-Удэ не вносилось.
Судом рассмотрен также доводы ответчика, что вопрос по установлению тарифа не вносился ответчиком в связи с отсутствием заключения прокуратуры по данному вопросу.
23 декабря 2008 года Управление регулирования тарифов направило в адрес ОАО «У-УАЗ» письмо о том, что по оценке прокуратуры Республики Бурятия 2 тарифа на одни и те же услуги одному юридическому лицу установлены быть не могут.
22 января 2009 года вопрос об установлении тарифов У-УМСЗ был включен в повестку 100 сессии Горсовета. Однако решение об установлении тарифов принято не было в связи письмом заместителя мэра г. Улан-Удэ ФИО7, в котором он просил снять данный вопрос с повестки сессии ввиду отсутствия заключения Прокуратуры Республики Бурятия о возможности установления 2 тарифов на одни и те же услуги одному юридическому лицу. В ходе сессии по предложению мэра города данный вопрос был снят с повестки дня.
Решение об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемых потребителям ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ-Николаевский было принято Советом 12 февраля 2009 года.
Названное решение по содержанию полностью соответствует решению, одобренному 12 ноября 2008 года тарифной комиссией Администрации г. Улан-Удэ, за исключением формулировки названия данного решения. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что тарифы могли быть установлены на сессии Совета 27 ноября 2008 года с внесением соответствующих корректив в проект решения.
Действующее законодательство не запрещает устанавливать 2 тарифа на одни и те же услуги одному юридическому лицу. Наличие или отсутствие заключения прокуратуры на проект решения не является основанием для принятия или непринятия соответствующего нормативно-правового акта, поскольку при осуществлении надзора за исполнением на территории Российской Федерации федерального законодательства прокурор не вправе вмешиваться в деятельность представительного органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест прокурора, внесенный в соответствии с вышеназванной статьей, не является обязательным для исполнения, т.к. в его удовлетворении может быть отказано.
В силу статьи 5 Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 7 мая 2008 г. N 831-85 по вопросам, вносимым на очередную сессию, необходимые материалы направляются депутатам городского Совета и Администрации города не позднее чем за 2 дня до открытия сессии. Проекты решений очередной сессии направляются в Прокуратуру Республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия, Объединенную организацию профсоюзов Республики Бурятия, а также в Администрацию города, в случае если проект решения внесен городским Советом, Контрольно-счетной палатой или Избирательной комиссией города.
Анализ данной нормы свидетельствует о том, что проекты решений направляются в указанные органы и организации для сведения. Наличие или отсутствие отзывов на проекты решений Горсовета не является основанием для их принятия или непринятия.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что Администрация г. Улан-Удэ по разным предлогам препятствовала принятию решения об установлении тарифов заявителю. Администрация г. Улан-Удэ, снимая вопрос об установлении тарифов с повестки сессии 27 ноября 2008 года, не использовала полномочия по внесению вопроса на очередную сессию, по созыву внеочередного заседания Совета, не принимала иных действий по своевременному установлению тарифов.
Кроме этого, суд принял во внимание следующее.
В силу пункта 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктов 3.1, 3.4 Порядка принятия решений об установлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.03.2007 N 608-60, пункта 2.1 Положения об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 августа 2008 г. N 894-89, на Администрацию возложены обязанности по регулированию тарифов на коммунальные услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с установленной вышеизложенными нормативными актами процедурой. Администрацией эти обязанности соответствующим образом не исполнены.
В результате бездействия Администрации г. Улан-Удэ при установлении тарифов на коммунальные услуги нарушены требования статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО «У-УАЗ» в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ-Николаевский на период с 01 января по 11 марта 2009 года не установлены, тем самым нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с договорами, заключенными с потребителями оплата услуг по водоснабжению и водоотведению производится на основании тарифов, утвержденных Горсоветом (т.2 л.д.87-97). Из представленных доказательств следует, что «Улан-Удэнский энергетический комплекс» ОАО «ТГК-14» отказался оплачивать счета, выставленные заявителем, ввиду отсутствия утвержденного тарифа (т.1, л.д.40,106). Таким образом, заявитель вынужден нести убытки в связи с тем, что оплата выставленных потребителям счетов не производится.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку решение об установлении тарифов в настоящее время принято, и оно в силу закона не имеет обратной силы, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично. Восстановление нарушенных прав заявителя невозможно путем обязания ответчика принять соответствующий нормативно-правовой акт. Кроме этого, заявитель не лишен права обратиться в суд с требованием о взыскании убытков, понесенных в результате бездействия ответчика.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным бездействие Администрации города Улан-Удэ в период с 27 ноября 2008 года по 09 декабря 2008 года, выразившиеся в неустановлении тарифов на услуги по холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей Открытого акционерного общества «Улан-Удэнский авиационный завод» в районе 4-го км.автодороги Улан-Удэ-Николаевский на 2009 год (период с 01.01.2009 по 11.03.2009).
3. В остальной части отказать.
4. Взыскать с Администрации города Улан-Удэ в пользу Открытого акционерного общества «Улан-Удэнский авиационный завод» государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
7. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
8. В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья Г.Д.-С. Мархаева