ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7703/2017 от 16.04.2018 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

19 апреля 2018 года Дело № А10-7703/2017

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой Н.П., при ведении протокола секретарем Рысаковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании страховых взносов и пени в сумме 373 349,14 руб.,

при участии:

от заявителя: ФИО2– представителя по доверенности от 01.06.2016 №264;

от ответчика: не явился, извещен (возврат заказного письма №67000821905602 с отметкой органа связи «истек срок хранения»);

от третьего лица: не явился, извещен (почтовое уведомление от 07 марта 2018 года №67000821854030);

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о взыскании суммы страховых взносов и пени в размере 373 349 руб. 14 коп.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее – Отделение).

ИП ФИО1 и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Инспекции заявленные требования поддержал и пояснил, что Отделением в налоговый орган представлены сведения о задолженности ИП ФИО1 по страховым взносам и пеням в размере 373 349 руб. 14 коп., возникшей до 01.01.2017 года. В установленный срок сумма страховых взносов и начисленных на нее пеней за 2014 год не уплачена, что послужило основанием для обращения в суд.

Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности в связи с уважительностью причин его пропуска.

Из материалов дела следует, что 17 сентября 2013 года ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.16-22).

16 июня 2016 года Отделением составлена справка о выявлении недоимки у ИП ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 121 299,36 рублей за 2014 год (л.д. 11).

16 июня 2016 года Отделением предпринимателю направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №003S01160048380 в размере 137 905 руб. 24 коп. (л.д.12).

В связи с неисполнением указанного требования, Инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суд, выслушав объяснение представителя Инспекции, исследовав представленные доказательства, считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со статьей 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в силу с 01.01.2017, признан утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ)

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ) налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, на момент обращения в суд и рассмотрения дела по существу полномочиями по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование обладает налоговый орган, на учете в котором состоит плательщик страховых взносов.

В силу требований статьи 5 Закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, ИП ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии со статьей 3 Закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

В силу части 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (статья 25 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с положениями Закона №212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.

Статьей 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов, пени, штрафов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках. При недостаточности, отсутствии денежных средств или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля вправе взыскать задолженность за счет иного имущества плательщика в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (часть 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).

В силу части 5.3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 данной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 указанной статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Аналогичные нормы в правоотношениях по уплате налогов и сборов предусмотрены статьями 46, 70 НК РФ.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 51 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57), требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется на основании пункта 1 статьи 79 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки. При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

В рассматриваемом случае, требованием от 16 июня 2016 года №003S01160048380 предпринимателю предложено уплатить сумму задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам в размере 137 905 руб. 24 коп. в добровольном порядке до 05 июля 2016 года.

Вместе с тем, решение о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени с ИП ФИО1 за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя в банках в установленный срок – до 05 сентября 2016 года принято не было, в связи, с чем налоговый орган обратился суд с настоящим заявлением.

Налоговый орган (до 01.01.2017 – Отделение) как в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, так и в соответствии с Налоговым кодексом РФ, мог обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, но не позднее 05 января 2017 года.

Однако, согласно штампу регистрации входящей корреспонденции, заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням сдано заявителем в арбитражный суд 27 ноября 2017 года.

Таким образом, налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с настоящим заявлением.

Согласно заявлению налоговый орган ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании задолженности по страховым взносам.

Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Восстановление процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 117 АПК РФ, согласно которой процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а восстановление пропущенного срока производится судом при условии признания причин их пропуска уважительными. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.

Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный АПК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Однако, в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков не могут рассматриваться необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (пункт 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В качестве уважительной причины заявитель указал на то, что администрирование страховых взносов налоговыми органами началось с 01.01.2017, техническая передача сведений из органов ПФР и ФСС России об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время и не осуществлена по сей день.

Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в порядке, предусмотренном статьей 117 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные налоговым органом причины не являются основанием для восстановления срока.

В данном случае пропуск срока обращения в арбитражный суд обусловлен внутренними организационными причинами, которые в соответствии с вышеприведенными разъяснениями не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока.

Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование состоялась в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2017. То есть, государственные органы, в частности, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговый орган должны были своевременно организовать процедуру взыскания с плательщиков страховых взносов, имеющихся у них на конец 2016 года задолженности с учетом реорганизационных процессов в названных органах с пониманием того, что передача полномочий от одного государственного органа другому не продлевает сроки принудительного взыскания задолженностей с плательщиков взносов.

Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании задолженности и отсутствие уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

При указанных обстоятельствах, требования налогового органа в части взыскания 137 905 руб., 24 коп., в том числе задолженности по страховым взносам за 2014 год в размере 121 299 руб. 36 коп., соответствующей суммы пени в 16 605 руб. 88 коп., удовлетворению не подлежит, в связи с пропуском срока для обращения в суд.

В отношении оставшейся суммы требования в размере 235 443 руб. 90 коп., суд приходит к следующим выводам.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, налоговый орган просит взыскать с
ИП ФИО1 сумму страховых взносов и пени в размере 373 349 руб. 14 коп.

В обоснование заявленных требований налоговый орган представляет копии документов, подтверждающих сумму задолженности в размере 137 905 руб., 24 коп., в том числе:

- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.06.2016 № 003S01160048380 на сумму 137 905 руб.24 коп., из них: 121 299 руб. 36 коп – сумма страховых взносов, 16 605 руб. 88 коп. – пени (л.д.12),

- таблица расчета пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2014 по 16.06.2016 начислено страховых взносов на сумму – 121 299 руб.36 коп., пеней – 16 605 руб. 88 коп (л.д. 6).

- справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации от 16.06.2016 № 003С02160033043, согласно которой сумма недоимки по страховым взносам за периоды начиная с 2014 года составляет – 121 299 руб. 36 коп.(л.д.11).

При этом как следует из заявления налогового органа и пояснений представителя заявителя, данных в ходе рассмотрения дела, документов, подтверждающих оставшуюся сумму задолженности в размере 235 443 руб. 90 коп., у налогового органа не имеется.

Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Учитывая непредставление заявителем доказательств, свидетельствующих об обоснованности требования о взыскании с ИП ФИО1 задолженности в размере – 235 443 руб. 90 коп., суд также приходит к выводу об отсутствии оснований его удовлетворения.

При изложенных обстоятельствах, учитывая выводы об отсутствии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на обращение в суд с требованием о взыскании с ИП ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени в сумме 137 905 руб. 24 коп., а также о непредставлении доказательств, свидетельствующих об обоснованности требования о взыскании с ИП ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени в размере 235 443 руб. 90 коп., в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Н.П. Кушнарева