АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
21 апреля 2017 года Дело № А10-7741/2016
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2017года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Пунцуковой А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству финансов Республики Бурятия о признании незаконным предписания от 29 сентября 2016 года № 5,
при участии:
заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 04.05.2016 № 25,
ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 08.06.2016 № 01-01-12/7, ФИО3 - представителя по доверенности от 17.03.2017 № 01-01-12,
установил:
Государственное казенное учреждение Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее – УКС Правительства РБ, ГКУ РБ «УКС Правительства РБ», Учреждение) обратилось в суд с заявлением к Министерству финансов Республики Бурятия (далее – Минфин РБ, Министерство) о признании незаконным предписания от 29.09.2016 № 5.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и дал пояснения согласно заявлению. В обоснование указал, что вывод проверяющего о произведенной оплате ООО «Бурятгеопроект» в отсутствие актов сдачи-приемки работ не соответствует действительности, поскольку работы были выполнены в полном объеме, оплата произведена на основании подписанных сторонами актов выполненных работ от 22 декабря 2014 года.
Основанием платежа в платежных поручениях указаны соответствующие акты выполненных работ. При этом для проведения платежей Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, к заявке на кассовый расход необходимо прилагать копии соответствующих документов, в том числе актов выполненных работ, в противном случае в проведении платежа будет отказано.
В нарушение Административного регламента Министерства финансов Республики Бурятия по исполнению государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Бурятия от 5 октября 2016 года № 327 (далее – Административный регламент), у заявителя отсутствовала возможность представить возражения на акт проверки, поскольку акт проверки Министерством составлен 28.09.2016 и получен Учреждением в тот же день, предписание № 5 вынесено 29.09.2016.
Просил заявленные требования удовлетворить.
Представители Министерства с требованиями заявителя не согласились, представили письменный отзыв. В обоснование возражений пояснили, что УКС Правительства РБ заключены договоры с ООО «Бурятгеопроект» по объекту «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия. Согласно условиям данных договоров оплата производится в течение 15 банковских дней после подписания акта сдачи-приема работ. В нарушение условий договоров Учреждение перечислило в адрес ООО «Бурятгеопроект» 292 033 руб. без актов сдачи-приема работ. В ходе проведения контрольного мероприятия Учреждением соответствующие акты выполненных работ представлены не были.
Нарушений Административного регламента не допущено, поскольку акт проверки вручен Учреждению 28 сентября 2016 года, предписание, направленное почтой, получено заявителем 7 октября 2016 года. В период с 28 сентября по 7 октября 2016 года у Учреждения имелась возможность представить возражения на акт проверки, однако Учреждение такие возражения не представило.
Просили отказать в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Правительство Республики Бурятия постановлением от 16 декабря 2013 года № 664 в соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определило Министерство финансов Республики Бурятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия по осуществлению полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.
4 февраля 2016 года Председателем Комитета государственного финансового контроля издано распоряжение № 24 о проведении на основании плана проведения контрольных мероприятий Министерства на 1 квартал 2016 года в ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» с 15.02.2016 плановой проверки по теме: «Проверка использования средств, выделенных из республиканского бюджета бюджетам МО «Тункинский район», МО «Кабанский район», МО «Иволгинский район», МО «Кяхтинский район» на реализацию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы) за 2012-2015 гг.»; «Проверка устранения нарушений, выявленных предыдущим контрольным мероприятием» (л.д.1-2 т.2).
23 сентября 2016 года должностными лицами Минфина РБ составлена справка о завершении контрольных действий № 16 (л.д.4 т.2).
28 сентября 2016 года по результатам проверки составлен акт № 16 плановой выездной проверки в ГКУ РБ «УКС Правительства РБ» (л.д.5-28 т.2).
Согласно акту Министерством выявлены нарушения бюджетного законодательства на сумму 1117768,15 руб.:
67 799,69 руб. – непредъявленный штраф 10% в нарушение п.5.6 госконтракта от 31.12.2014 с Автономным учреждением Республики Бурятия «Управление государственной экспертизы Республики Бурятия»;
23 492 руб. – непредъявленные пени в нарушение п.5.5 госконтракта от 31.12.2014 с Автономным учреждением Республики Бурятия «Управление государственной экспертизы Республики Бурятия»;
292 033,0 руб. – при отсутствии актов сдачи-приема работ перечислено ООО «Бурятгеопроект» в нарушение п.2.3 договора от 18.12.2014, п.1 ст.702, п.1 ст.711 и ст.746 Гражданского кодекса Российской Федерации;
29 553,74 руб. – непредъявление пеней в нарушение п.5.1 договора с ООО «Бурятгеопроект» от 18.12.2014;
677 996,9 руб. – перечисленные Автономному учреждению Республики Бурятия «Управление государственной экспертизы Республики Бурятия» 31.12.2014 и возвращенные Автономным учреждением Республики Бурятия «Управление государственной экспертизы Республики Бурятия» 12.08.2015, согласно ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют признаки неэффективного использования средств республиканского бюджета;
26 892,2 руб. – завышение стоимости акта выполненных работ ООО «БайкалСнабСтрой» № 1 от 02.12.2015 из-за излишек в виде 2 опор одностоечных, 1 опоры одностоечной с одним подкосом и недостачи 1 опоры одностоечной с двойными приставками с одним подкосом и 1 опоры одностоечной с двойными приставками с двумя подкосами, выявленных в ходе визуального осмотра наличия объектов строительства ВЛ 10/0,4 кВ ТРК «Подлеморье».
Данный акт получен Учреждением 28 сентября 2016 года, входящий номер 2292.
28 сентября 2016 года Министерством вынесено решение по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), заключения и иных материалов контрольного мероприятия, согласно которому решено направить в адрес ГКУ РБ «УКС Правительства РБ»:
предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правонарушения, с требованием о возмещении причиненного ущерба Республике Бурятия;
представление с информацией о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требованием о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений (л.д.29-30 т.2).
29 сентября 2016 года выдано предписание № 5, согласно которому Министерство обязало Учреждение:
в соответствии с частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возместить в республиканский бюджет ущерб, допущенный неправомерным расходованием выделенных на реализацию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» средств республиканского бюджета в сумме 292 033,0 руб.;
в срок до 05.12.2016 проинформировать Комитет государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Бурятия об исполнении настоящего предписания (л.д.32-33 т.2).
Не согласившись с данным предписанием УКС «Правительства РБ» обжаловало его в судебном порядке.
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
На основании абзаца 4 части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля выступают, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно части 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (часть 2 статьи 269.2 БК РФ). Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций (часть 3 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии со ст.270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (часть 1).
Частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Частью 1 статьи 306.1 БК РФ установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
24 декабря 2014 года между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (Главный распорядитель бюджетных средств) и УКС Правительства РБ (Государственный заказчик) заключен договор № 64 о порядке финансирования объекта «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия (в том числе разработка проектно-сметной документации)», согласно п.1.1, 1.2 которого предметом настоящего договора является осуществление сторонами совместных действий по финансированию и использованию бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в 2014 году за счет средств республиканского бюджета. Целевое финансирование осуществляется по объекту – «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия (в том числе разработка проектно-сметной документации)», за счет средств Республиканского бюджета в объеме 5 250 000 руб. (л.д.46-49 т.2).
Из материалов дела следует, что по КБК 811.0412.5620400.414.226 доп.класс1401 из средств республиканского бюджета при лимите бюджетных обязательств в сумме 5 250 000 профинансировано 1554 005,93 руб., кассовый расход составил 970 029,93 руб.
18 декабря 2014 года между ГКУ РБ «УКС Правительства РБ» (Государственный заказчик) и ООО «Бурятгеопроект» (Исполнитель) заключены договоры:
№ 120 на инженерно-изыскательские работы. Согласно п.1.1 данного договора Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение инженерно-геологических изысканий на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия. Пунктами 2.1, 2.2. договора предусмотрено, что Государственный заказчик обязуется оплатить Исполнителю стоимость выполненных по настоящему договору работ из средств республиканского бюджета. Стоимость работ по договору составляет 99 942 руб., НДС не предусмотрен, согласно смете;
№ 121 на инженерно-изыскательские работы. Согласно п.1.1 данного договора Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение инженерно-геодезических изысканий на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия. Пунктами 2.1, 2.2. договора предусмотрено, что Государственный заказчик обязуется оплатить Исполнителю стоимость выполненных по настоящему договору работ из средств республиканского бюджета. Стоимость работ по договору составляет 71 243 руб., НДС не предусмотрен, согласно смете;
№ 122 на инженерно-изыскательские работы. Согласно п.1.1 данного договора Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение инженерно-экологических изысканий на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия. Пунктами 2.1, 2.2. договора предусмотрено, что Государственный заказчик обязуется оплатить Исполнителю стоимость выполненных по настоящему договору работ из средств республиканского бюджета. Стоимость работ по договору составляет 60 329 руб., НДС не предусмотрен, согласно смете;
№ 123 на инженерно-изыскательские работы. Согласно п.1.1 данного договора Государственный заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение инженерно-гидрометеорологических изысканий на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия. Пунктами 2.1, 2.2. договора предусмотрено, что Государственный заказчик обязуется оплатить Исполнителю стоимость выполненных по настоящему договору работ из средств республиканского бюджета. Стоимость работ по договору составляет 60 519 руб., НДС не предусмотрен, согласно смете (л.д.50-77 т.2).
Пунктами 2.3. названных договоров предусмотрено, что оплата производится в течение 15 банковских дней после подписания акта сдачи-приема работ при наличии денежных средств на лицевых счетах Государственного заказчика.
На основании пунктов 2.4. договоров все платежи, предусмотренные договором, производятся Государственным заказчиком по предъявленным счетам исполнителя.
УКС Правительства РБ по данным договорам произведена оплата в адрес ООО «Бурятгеопроект» платежными поручениями от 29 декабря 2014 года:
№ 53266 на сумму 99 942 руб.,
№ 53263 на сумму 71243 руб.,
№ 53265 на сумму 60 329 руб.,
№ 53264 на сумму 60 519 руб. (л.д.78-81 т.2).
В ходе проведения контрольного мероприятия Министерством сделан вывод, что Учреждение перечислило в адрес ООО «Бурятгеопроект» денежные средства в сумме 292033,0 руб. безосновательно, при отсутствии актов сдачи-приема работ, в нарушение пунктов 2.3 договоров от 18.12.2014, п.1 ст.702, п.1 ст.711 и ст.746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно указанным платежным поручениям, оплата производилась на основании заключенных договоров, счетов-фактур, актов выполненных работ, что отражено в поле платежных поручений «назначение платежа», а именно:
1. в платежном поручении от 29.12.2014 № 53266 на сумму 99 942 руб. указано: «(811041256204004142261401, 03022249790) За вып.инженерно-геологич.изыск. АВР № б/н от 22.12.2014 с/ф № 164 от 22.12.2014 дог.№120 от 18.12.2014 Водозаборные сооруж.Подлеморье».
2. в платежном поручении от 29.12.2014 № 53263 на сумму 71243 руб. указано: «(811041256204004142261401, 03022249790) За вып.инженерно-геодезич.изыск. АВР № б/н от 22.12.2014 с/ф № 165 от 22.12.2014 дог.№121 от 18.12.2014 Водозаборные сооруж.Подлеморье».
3. в платежном поручении от 29.12.2014 № 53265 на сумму 60 329 руб. указано: «(811041256204004142261401, 03022249790) За вып.инженерно-экологич.изыск. АВР № б/н от 22.12.2014 с/ф № 166 от 22.12.2014 дог.№122 от 18.12.2014 Водозаборные сооруж.Подлеморье».
4. в платежном поручении от 29.12.2014 № 53264 на сумму 60 519 руб. указано: «(811041256204004142261401, 03022249790) За вып.инженерно-гидрометеоролог.изыск. АВР № б/н от 22.12.2014 с/ф № 167 от 22.12.2014 дог.№123 от 18.12.2014 Водозаборные сооруж.Подлеморье».
Заявителем в материалы дела представлены: акты выполненных работ по договорам от 18 декабря 2014 года №№ 120-123, составленные 22 декабря 2014 года, подписанные сторонами, скрепленные печатями (л.д.16-19 т.1).
Представитель заявителя указал, что для проведения платежей Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, к заявке на кассовый расход необходимо прилагать копии соответствующих документов, в том числе актов выполненных работ, в противном случае в проведении платежа будет отказано.
В соответствии с пунктом 2 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219 БК РФ).
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями названного Кодекса (пункт 5 статьи 219 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 16 пункта Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 87н (действовавшим в спорный период), документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства при выполнении работ, оказании услуг является акт выполненных работ (оказанных услуг), счет и (или) счет-фактура, представляемые в орган федерального казначейства.
Таким образом, довод заявителя о невозможности проведения оплаты по платежным поручениям в отсутствие подтверждающих документов является обоснованным.
По ходатайству представителей Министерства определением от 30 марта 2017 года у Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия истребованы составленные по указанным выше договорам, представленные Учреждением к платежным поручениям, акты выполненных работ, счета-фактуры.
14 апреля 2017 года Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия данные документы представлены:
- акт выполненных работ по договору № 120 от 18 декабря 2014 года, составлен 22 декабря 2014 года, инженерно-геологические изыскания на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия, стоимость работ составляет 99 942 руб., НДС не предусмотрен, следует к перечислению 99 942 рубля, без НДС,
- счет-фактура № 164 от 22 декабря 2014 года на сумму 99 942 руб.;
- акт выполненных работ по договору № 121 от 18 декабря 2014 года, составлен 22 декабря 2014 года, инженерно-геодезические изыскания на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия, стоимость работ составляет 71 243 руб., НДС не предусмотрен, следует к перечислению 71 243 рубля, без НДС,
- счет-фактура № 165 от 22 декабря 2014 года на сумму 71 243 руб.;
- акт выполненных работ по договору № 122 от 18 декабря 2014 года, составлен 22 декабря 2014 года, инженерно-экологические изыскания на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия, стоимость работ составляет 60 329 руб., НДС не предусмотрен, следует к перечислению 60 329 рубля, без НДС,
- счет-фактура № 166 от 22 декабря 2014 года на сумму 60 329 руб.;
- акт выполненных работ по договору № 123 от 18 декабря 2014 года, составлен 22 декабря 2014 года, инженерно-гидрометеорологические изыскания на объекте: «Строительство водозаборных сооружений ТРК «Подлеморье» в Кабанском районе Республики Бурятия, стоимость работ составляет 60 519 руб., НДС не предусмотрен, следует к перечислению 60 519 рубля, без НДС,
- счет-фактура № 167 от 22 декабря 2014 года на сумму 60 519 руб.
Таким образом, довод Министерства об осуществлении Учреждением оплаты в общей сумме 292 033 руб. по договорам, заключенным с ООО «Бурятгеопроект», в отсутствие актов выполненных работ не подтверждается материалами дела.
При этом представители Минфина РБ указали, что заявителем на неоднократные требования проверяющих указанные документы не представлены.
Вместе с тем, приказом Минфина РБ от 05.10.2016 № 327 утвержден Административный регламент Министерства финансов Республики Бурятия по исполнению государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур Министерства финансов Республики Бурятия при исполнении государственной функции по внутреннему государственному финансовому контролю.
Пунктами 2 и 3 Административного регламента предусмотрено наименование государственной функции - осуществление внутреннего государственного финансового контроля (далее - государственная функция, государственный контроль). Исполнение государственной функции осуществляется Министерством финансов Республики Бурятия.
На основании пункта 10 Административного регламента должностные лица Минфина РБ, указанные в пункте 9 настоящего Административного регламента, в пределах установленных должностными регламентами полномочий при исполнении государственной функции имеют следующие права:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной и устной формах информацию, документы, материалы, объяснения, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
б) при осуществлении выездного контрольного мероприятия беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии распоряжения о проведении выездного контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется выездное контрольное мероприятие, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг и другие.
При этом должностные лица объектов контроля обязаны, в том числе в сроки, установленные в запросе, и в полном объеме представлять информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий; давать устные и письменные объяснения должностным лицам, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия; выполнять законные требования должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, а также не препятствовать законной деятельности указанных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей; в установленные сроки и в полном объеме исполнять требования представлений, предписаний.
Таким образом, должностные лица Министерства вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы путем направления запроса в письменной и в устной формах.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, что должностное лицо, проводившее проверку в УКСе Правительства РБ, воспользовалось предоставленным ему правом и истребовало спорные документы у объекта контроля. При этом ссылка представителей Министерства на неоднократные, устные запросы о представлении актов выполненных работ какими-либо доказательствами не подтверждается. Суд при этом принимает во внимание, что проверка проводилась в период с 15 февраля до 3 марта 2016 года, с 12 сентября по 23 сентября 2016 года, поэтому у должностного лица Министерства имелась реальная возможность направить письменный запрос в адрес УКСа Правительства РБ об истребовании указанных документов.
Кроме того, пунктом 96 Административного регламента предусмотрено, что в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения контрольных действий в рамках выездной проверки проводится встречная проверка.
Следовательно, у должностного лица Министерства также имелась возможность провести встречную проверку для установления наличия/отсутствия оснований для перечисления денежных средств по уплате за выполненные работы в ООО «Бурятгеопроект».
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента должностные лица, указанные в пункте 9 настоящего Административного регламента, в соответствии со своими должностными регламентами при исполнении государственной функции обязаны среди прочего своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности; соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности; проводить контрольные мероприятия в соответствии с распоряжением о проведении контрольного мероприятия.
На основании пункта 88 Административного регламента проведение выездной проверки состоит в совершении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.
Согласно п.89 Административного регламента контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля.
Таким образом, в обязанности должностного лица Министерства входит своевременное и в полной мере исполнение предоставленных полномочий, установление реальных обстоятельств по расходованию средств бюджета.
В связи с изложенным, заявителем документально подтверждено расходование бюджетных средств при оплате за выполненные работы ООО «Бурятгеопроект» по платежным поручениям от 29 декабря 2014 года на основании актов выполненных работ и счетов-фактур.
Следовательно, вывод, изложенный в предписании о нарушении Учреждением пунктов 2.3 договоров, статей 702, 711 и 746 Гражданского кодекса РФ, является необоснованным, не подтверждается материалами дела, что свидетельствует о неправомерности вынесенного предписания, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В данном случае, Министерством допущены нарушения Бюджетного кодекса РФ, Административного регламента при вынесении оспариваемого предписания, на заявителя незаконно возложена обязанность возместить в республиканский бюджет средства, выделенные на реализацию ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», в сумме 292 033 руб.
Кроме того, заявителем указано, что Министерством не предоставлена возможность представить возражения на акт проверки.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие постановлений и действий (бездействия) судебного пристава закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемыми постановлениями и действиями (бездействием). При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования удовлетворению не подлежат.
Исходя из пунктов 154, 155, 156 Административного регламента акт в течение 3 рабочих дней со дня его подписания направляется представителю объекта контроля в порядке, установленном пунктом 25 настоящего Административного регламента. Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения на акт контрольного мероприятия направляются председателю Комитета госфинконтроля или лицу, его замещающему.
На основании пункта 157 Административного регламента возражения, представленные объектом контроля на акт контрольного мероприятия позднее установленного срока, не принимаются и не рассматриваются.
В данном случае, акт проверки получен Учреждением 28 сентября 2016 года. Данный факт заявителем не оспаривается.
Оспариваемое предписание направлено в адрес УКС Правительства РБ 3 октября 2016 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений с оттиском штампа почты и квитанцией УФПС РБ – филиала ФГУП «Почта России» от 3 октября 2016 года. Согласно сведениям об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67000099158052 предписание получено адресатом 7 октября 2016 года. Факт получения предписания 7 октября 2016 года заявителем в ходе рассмотрения дела подтвержден.
Установленный Административным регламентом трехдневный срок для направления возражений на акт проверки истек 3 октября 2016 года. УКС Правительства РБ своим правом на представление возражений на акт проверки не воспользовался, при этом данное обстоятельство не связано с выдачей оспариваемого предписания, как указал заявитель, поскольку предписание получено Учреждением значительно позже истечения срока для представления возражений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Учреждение не было лишено возможности представить возражения на акт контрольного мероприятия в трехдневный срок, при изложенных обстоятельствах заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности вынесением предписания на следующий день после составления акта проверки. В связи с чем, данный довод заявителя судом не принимается.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, требование заявителя о признании недействительным предписания Министерства финансов Республики Бурятия от 29 сентября 2016 года № 5 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Министерства финансов Республики Бурятия от 29 сентября 2016 года № 5, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Министерство финансов Республики Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.Т.Пунцукова