ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7820/19 от 20.02.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

28 февраля 2020 года                                                                                   Дело № А10-7820/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Макеевской А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества «Читаэнергосбыт» в лице территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии» к администрации муниципального образования «Город Гусиноозерск» о взыскании 131 649 рублей 24 копеек суммы убытков за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период сентябрь 2016 года, январь-февраль, май-июль, сентябрь, ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март, май-июнь, август-октябрь, декабрь 2018 года, январь, март, июль-август 2019 года, 1 261 рубля 64 копеек пени за период с 30.09.2019 по 14.11.2019 с последующим начислением по день фактической оплаты долга (с уточнением),

при участии представителя истца - акционерного общества «Читаэнергосбыт» в лице территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии» - ФИО1 (доверенность от 29.12.2018 № 48/ТП, паспорт),

от ответчика - Администрации муниципального образования «Город Гусиноозерск» - не явились, извещен (почтовое отправление № 67000842862205 вручено 09.12.2019),

установил:

акционерное общество «Читаэнергосбыт» в лице территориального подразделения «Энергосбыт Бурятии» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – истец, АО «Читаэнергосбыт») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Гусиноозерск» (далее – ответчик, администрация МО «Город Гусиноозерск», администрация) о взыскании с учетом уточнений суммы убытков за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период сентябрь 2016 года, январь-февраль, май-июль, сентябрь, ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март, май-июнь, август-октябрь, декабрь 2018 года, январь, март, июль-август 2019 года в размере 131 649 рублей 24 копеек; сумму пени в размере 1 261 рубля 64 копеек, начисленная за период с 30.09.2019 по 14.11.2019, с последующим начислением по день фактической оплаты долга.

В обоснование исковых требований истец указал, что в многоквартирных домах, расположенных по адресу 6-й мкр., д.5/1, 9-й мкр­., д. 70-2 за период с сентября 2016 года по август 2019 года отсутствовала управляющая организация. Однако в указанный период многоквартирные дома поступала электрическая энергия через энергопринимающие устройства, находящиеся внутри домов и местах общего пользования.

 Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06,05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставляемой потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами № 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы  за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной наобщедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной нa общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Согласно показаниям ОДПУ и ведомостям начисления ОДН потребление электрической энергии в спорных домах на ОДН превышает нормативное. Таким образом, при отсутствии управляющей организации по вине Администрации МО «Город Гусиноозерск» АО «Читаэнергосбыт» понесло убытки в виде неоплаченного полезного отпуска электрической энергии на ОДН за период с сентября 2016 по август 2019 года.

Представитель истца в судебном заседании 17.02.2020 заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части требования о взыскании пени за просрочку платежа за период с 30.09.2019 по 14.11.2019 в размере 1 261 рубля 64 копеек. Просил взыскать с ответчика убытки за период сентябрь 2016 года, январь-февраль, май-июль, сентябрь, ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март, май-июнь, август-октябрь, декабрь 2018 года, январь, март, июль-август 2019 года в размере 131 649 рублей 24 копеек, представил дополнительные пояснения по иску.

В судебном заседании 17.02.2020 был объявлен перерыв до 15 час. 45 мин. 20.02.2020.

Ответчик в судебное заседание до и после перерыва не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В представленном отзыве на иск ответчик указал, что в рассматриваемых правоотношениях отсутствует прямая причинно-следственная связь между неполученными истцом доходами от реализации ресурса гражданам, проживающим в спорных МКД, и действиями ответчика по непринятию мер по выбору управляющей компании. Кроме того, конкурсы на право управления многоквартирными домами, расположенными на территории поселения в 2015 году, в 2019 году не состоялись по причине отсутствия заявок. Поведение истца не свидетельствует о приложении им максимальных профессиональных усилий для защиты на основе гарантированных законом процессуальных механизмов. Истец, в частности, не предпринял мер по взысканию сверхнормативного потребления электроэнергии с граждан, проживающих в МКД.

Суд на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ от иска в части подписан представителем истца ФИО2, действующей на основании доверенности № 6/ТП от 31.12.2019.

Учитывая, что данный отказ от иска в части не противоречит законодательству, не нарушает права и интересы ответчика и третьих лиц, подписан уполномоченным лицом, его следует принять и прекратить на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части требования о взыскании пени за просрочку платежа за период с 30.09.2019 по 14.11.2019 в размере       1 261 рубля 64 копеек.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 № 252 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» истцу присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» с 01 июня 2014 года.

Таким образом, с 01 июня 2014 года поставку электрической энергии на территории Республики Бурятия осуществляет АО «Читаэнергосбыт».

Договоры энергоснабжения (на поставку электрической энергии) заключены истцом напрямую с собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: <...>­, д.70-2.

Администрацией подтвержден довод о том, что в указанных домах в спорный период управляющая компания не избрана (в том числе путем открытого конкурса, проведенного администрацией).

Истцом заявлено о взыскании убытков от ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по избранию управляющей организации. Размер убытков определен истцом в виде неоплаченного полезного отпуска электрической энергии на общедомовые нужды за период с сентября 2016 года по август 2019 года в сумме 131 649 рублей 24 копейки.

Как следует из статьи 27 Устава МО «Город Гусиноозерск», администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, следовательно, является надлежащим ответчиком по данному спору.

Согласно пояснениям администрации в 2015, 2019 году была осуществлена попытка выбрать управляющую компанию для указанных домов посредством проведения открытого конкурса, однако такая попытка результата не дала.

Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в конкурсе по выбору управляющей организации, представленных ответчиком (л.д. 22-32), конкурсы признаны несостоявшимися, так как на участие не подано ни одной заявки.

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 30.09.2019 с требованием погасить имеющуюся задолженность, однако ответа на них не поступило.

Поскольку администрация задолженность не оплатила, на претензию не ответила, истец обратился с настоящими требованиями в суд.

В соответствии с нормами Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В пункте 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила соответствующего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не предусмотрено иное.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», в соответствии с пунктами 68 - 70 которых энергоснабжение многоквартирных домов может осуществляться на основании договоров, заключенных энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) с исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), или напрямую с собственниками и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, в соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее - Порядок).

Согласно пункту 59 Порядка в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов. Аналогичные последствия предусмотрены для случая, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов.

Таким образом, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, а в случае, если таковой будет признан несостоявшимся в течение трех месяцев, провести новый конкурс.

Последствия признания несостоявшимся повторного конкурса Порядок не регламентирует.

Как видно из материалов дела, попытки администрации провести конкурс по отбору управляющей организации для управления спорными многоквартирными домами оказались безуспешными. Сведений о своевременном проведении повторного конкурса не представлено.

Между тем, суд приходит к выводу о том, что названное обстоятельство не позволяет истцу предъявлять требования о взыскании убытков в виде стоимости объема электроэнергии, потребленного на общедомовые нужды в спорных многоквартирных домах, в силу следующего.

По общему правилу обязанность оплатить поставленную электроэнергию является договорной и вытекает из договора, заключенного между энергоснабжающей организацией и потребителем.

Правоотношения с учетом специфики многоквартирных домов регламентируют пункты 6 - 17 Правил № 354.

В частности, законодательно закреплено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 указанных Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

В свою очередь поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Соответственно, применительно к каждой из перечисленных ситуаций исполнителем коммунальной услуги будет являться управляющая организация; товарищество или кооператив; ресурсоснабжающая организация (непосредственный способ управления).

Условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются:

а) в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору;

б) в договоре безвозмездного пользования - для ссудополучателя по такому договору;

в) в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения с юридическим лицом, которое может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

При этом собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем коммунальной услуги договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа указанных выше договоров.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В силу подпункта «б» пункта 17 названных Правил ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом.

Из приведенных положений следует, что вне зависимости от того, что управление спорным многоквартирным домом не может осуществляться непосредственно собственниками, а управляющая компания не выбрана, истец обязан приступить к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению, и в таких условиях выступает исполнителем соответствующей коммунальной услуги для собственников помещений в спорном доме.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание жилого помещения была включена помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, также плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Между тем, истец как ресурсоснабжающая организация, не является лицом, имеющим право на получение от собственников помещений многоквартирного дома платы за содержание жилого помещения.

Соответственно истец полагает, что бездействие администрации исключает для него возможность получения платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Однако, приводя указанный довод, истец не учитывает положения части 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, вне зависимости от того, правомерно ли избрание в спорном многоквартирном доме непосредственного способа управления, либо указанный дом надлежит считать домом, в отношении которого способ управления не выбран (по причине недопустимости выбранного) истец сохраняет право начисления платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, непосредственно собственникам помещений.

Указанное следует также и из действующей редакции пункта 40 Правил № 354 (изменена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»), согласно которой потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Соответственно, следует признать ошибочным довод истца о возникших у него как энергосбытовой компанией убытков по причине отсутствия (непринятия мер администрацией по выбору управляющей компании) субъекта (управляющей компании), которому единственно возможно вменить в обязанность оплату за электроэнергию, потребленную на ОДН.

Суд также отмечает, что органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг только до заселения этих жилых помещений (указанная позиция подтверждается Определением ВС РФ от 01.09.2015 № 302-ЭС15-1968 и абзаца 2 пункта 34 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

Так, в Определении Верховного Суда РФ от 01.09.2015 № 302-ЭС15-1968 по делу № А19-12940/2013 применительно к действовавшему в соответствующий период времени законодательству была выражена следующая правовая позиция.

В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленный Жилищным кодексом (статья 60 Кодекса).

На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

В силу части 4 названной статьи Кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.

Правила № 354 также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.

Таким образом, жилищное законодательство не устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи наймодателю.

Суд отмечает, что произведенные вышеуказанными нормативными актами изменения положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 354 не изменили правомерность указанной позиции.

Так, согласно части 1.1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей редакции плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 данного Кодекса и плату за коммунальные услуги. При этом плата за наем определяется особым образом и не включает в себя согласно положениям статьи 156.1 ЖК РФ плату за коммунальные услуги, потребленные на ОДН.

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 4.1, согласно которой наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, плата за электроэнергию, потребленную на ОДН, не может быть вменена администрации и как наймодателю по договорам социального найма, заключенным в отношении части помещений спорных многоквартирных домов.

С учетом изложенного основания для взыскания убытков в виде стоимости объема электроэнергии, потребленной на ОДН в спорных многоквартирным домах в период сентябрь 2016 года, январь-февраль, май-июль, сентябрь, ноябрь-декабрь 2017 года, февраль-март, май-июнь, август-октябрь, декабрь 2018 года, январь, март, июль-август 2019 года в размере 131 649 рублей 24 копейки с администрации отсутствуют, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Расходы по оплате государственной пошлины суд возлагает на истца на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец при подаче искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей.  В дальнейшем истец увеличил размер исковых требований до 131 649 рублей 24 копеек.

Согласно статье 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Принять отказ от иска в части взыскания 1 261 рубля 64 копеек суммы пени за период с 30.09.2019 по 14.11.2019.

Производство по делу №А10-7820/2019 в указанной части прекратить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с акционерного общества «Читаэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 949 рублей.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объёме) через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                              В.С. Ниникина