АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
01 апреля 2022 года Дело № А10-7870/2021
Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С.-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>,
ИНН <***>) об отмене постановления от 15.12.2021 №003/04/9.21-1040/2021 о назначении административного наказания,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 01.12.2020 №03/461;
от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности от 26.11.2021 №06-82/4982,
от третьего лица: представитель не явился,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – заявитель,
ПАО «Россети Сибирь», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – ответчик, УФАС по РБ, административный орган) об отмене постановления от 15.12.2021 №003/04/9.21-1040/2021 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечен ФИО3.
Представитель заявителя при рассмотрении дела поддержал заявленные требования, пояснил, что 15 декабря 2021 года Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №003/04/9.21-1040/2021. Общество не согласно с данным постановлением, поскольку УФАС по РБ не учтены объективные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствие вины ПАО «Россети Сибирь» в содеянном административном правонарушении, а именно – недостаточность источников финансирования, что явилось причиной нарушения сроков выполнения мероприятий со стороны сетевой организации. Также ПАО «Россети Сибирь» не согласно с размером вмененного наказания и считает его значительным и несоразмерным совершенному правонарушению, полагает, ввиду тяжелого финансового положения на предприятие имеются основания для уменьшения размера административного наказания.
Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился, представил письменный отзыв, в котором указал на то, что 15.09.2021 в УФАС по РБ поступило заявление гражданина ФИО3 о нарушении ПАО «Россети Сибирь» Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.
01 августа 2019 года между ФИО3 и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») заключен договор №20.0300.3381.19 об осуществлении технологического присоединения фермы, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, кадастровый номер земельного участка 03:14:350112:442.
16 июня 2020 года между ФИО3 и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») заключено дополнительное соглашение, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, установлен до 31.03.2021. По истечение двух лет с момента заключения договора ПАО «Россети Сибирь» принятые на себя договорные обязательства по технологическому присоединению в установленный договором и дополнительным соглашением срок не исполнило.
УФАС по РБ по результатам рассмотрения заявления ФИО3 установлено, что ПАО «Россети Сибирь» в нарушение сроков технологического присоединения, установленных пунктом 5 договора от 01.08.2019 №20.0300.3381.19 и пунктов 3, 6 Правил не выполнило мероприятия по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих ФИО3
09 ноября 2021 года в отношении ПАО «Россети Сибирь» составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Относительно довода заявителя о нарушении сроков технологического присоединения потребителя ввиду недостаточности источников финансирования для целей технологического присоединения, административный орган указал следующее. Неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами и заключенным договором в срок, нарушает положения Правил и свидетельствует о совершении ПАО «Россети Сибирь» вменяемого административного правонарушения.
ФИО3 в судебное заседание не явился, о начавшемся судебном процессе извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением №67000868853393. Также третье лицо извещалось дополнительно в порядке статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса телефонограммой. Письменные пояснения ФИО3 в суд не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
Суд считает возможным рассмотреть спор по имеющимся доказательствам, в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
04 июля 2005 года публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная компания Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом его деятельности является передача электроэнергии.
На основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года №179-э ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».
01 августа 2019 года между ФИО3 и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») заключен договор №20.0300.3381.19 об осуществлении технологического присоединения фермы, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, кадастровый номер земельного участка 03:14:350112:442. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств определена - 15 кВт, класс напряжения электрических сетей - 0,4 кВ (технические условия №8000388530).
Согласно пункту 5 договора от 01.08.2019 №20.0300.3381.19 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.
16 июня 2020 года между ФИО3 и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») заключено дополнительное соглашение, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, установлен до 31.03.2021.
ПАО «Россети Сибирь» принятые на себя договорные обязательства по технологическому присоединению в установленный договором и дополнительным соглашением срок не исполнило.
15 сентября 2021 года в УФАС по РБ поступило заявление гражданина ФИО3 о нарушении ПАО «Россети Сибирь» Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения к электрическим сетям №861).
Уведомлением от 28.09.2021 №05-13/4297 ПАО «Россети Сибирь» извещено о необходимости явки 09 ноября 2021 года в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлялось электронной почтой.
09 ноября 2021 года главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы УФАС по РБ в присутствии представителя ПАО «Россети Сибирь» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №05-13/4741 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 22.11.2021 в 15 часов 00 минут. Копия протокола вручена представителю Общества, а также направлена электронной почтой.
ПАО «Россети Сибирь» направило пояснения по делу об административном правонарушении от 22.11.2021 №1.2/18.2/3080-лд, где пояснило, что причиной неисполнения мероприятий является недостаточность источников финансирования. Финансирование льготного технологического присоединения до 150 кВт инвестиционной программе общества утверждено в размере 110,667 млн.руб. (с учетом КЗ), в том числе:
- кап. затраты на ЛТП – 54,491 млн. руб.,
- на установку счетчиков – 56, 176 млн. руб.
При этом фактическое исполнение мероприятий по технологическому присоединению льготной категории заявителей (до 150 кВт) за 6 месяцев 2021 года составило 188,937 млн. руб. или 94% от годового финансирования по скорректированного ИПР (200,790 млн. руб.) и 170% от утвержденного ИПР (110, 667 млн. руб.). По результатам 9 месяцев 2021 года фактическое исполнение составило – 231, 844 млн. руб. или 117% от годового финансирования по скорректированной ИПР. Дефицит источника на начало IV квартала составляет 31 млн. руб. (200,79 млн. руб. – 231,204 млн. руб.). Иные источники финансирования мероприятий по технологическому присоединению в 2021 году отсутствуют.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 30.03.2021 признано незаконным решение Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия о распределении в целях «Сглаживания» на последующие периоды регулирования суммы в размере 112 711, 46 тыс. руб. – плановые выпадающие расходы по технологическому присоединению.
Решением Верховного суда Республики Бурятия от 11.11.2021 признаны незаконными приказы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об установлении НВВ ПАО «Россети Сибирь» и об установлении ЕКТ на 2021 год в части необоснованного «сглаживания» на последующие периоды регулирования суммы в размере 903238,64 тыс. руб., из которых 217 млн. руб. – плановые выпадающие расходы по технологическому присоединению.
ПАО «Россети Сибирь» считает, что у Общества отсутствовала объективная возможность для выполнения мероприятий по технологическому присоединению и Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства РФ. Вина в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку нарушение сроков исполнения договора об осуществлении технологического присоединения обусловлено недостаточностью источников финансирования.
Также 22.11.2021 от ПАО «Россети Сибирь» поступило заявление о переносе рассмотрения административного дела на более позднюю дату для предоставления дополнительных доказательств.
Определением от 22.11.2021 срок рассмотрения дела об административном правонарушении №003/04/9.21-1040/2021 продлен до 22.12.2021.
Также определением от 22.11.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении №003/04/9.21-1040/2021 отложено на 15.12.2021 в 14 часов 00 минут.
Определения направлены в адрес заявителя электронной почтой.
14 декабря 2021 года заявитель направил в адрес административного органа ходатайство об объединении дел №003/04/9.21-1040/2021, №003/14.3-1043/2021, №003/14.3-1042/2021 в одно производство, с пояснениями по делу.
Определением от 15.12.2021 в удовлетворении ходатайства ПАО «Россети Сибирь» об объединении дел №003/04/9.21-1040/2021, №003/14.3-1043/2021, №003/14.3-1042/2021 в одно производство отказано.
Постановлением от 15.12.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №003/04/9.21-1040/2021 ПАО «Россети Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д. 70-76). Копия постановления направлена электронной почтой и получена заявителем 23.12.2021 (л.д. 7).
Не согласившись с постановлением, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и его отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 № 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 № 180, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Объектом посягательства, данного правонарушения являются правоотношения в области электроэнергетики.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).
В статье 3 Закона об электроэнергетике установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту - Правила № 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил № 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил № 861).
Подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 установлено, что договор должен содержать условия о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Потребитель ФИО3 в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 относится к категории заявителей, срок осуществления мероприятий в отношении которых не может превышать 6 месяцев.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58.
01 августа 2019 года между ФИО3 и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») заключен договор №20.0300.3381.19 об осуществлении технологического присоединения фермы, расположенной по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, кадастровый номер земельного участка 03:14:350112:442. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств определена - 15 кВт, класс напряжения электрических сетей - 0,4 кВ (технические условия №8000388530).
Согласно пункту 5 договора от 01.08.2019 №20.0300.3381.19 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.
16 июня 2020 года между ФИО3 и ПАО «МРСК Сибири» (в настоящее время - ПАО «Россети Сибирь») заключено дополнительное соглашение, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, установлен до 31.03.2021.
Как следует из материалов дела, ПАО «Россети Сибирь» принятые на себя договорные обязательства по технологическому присоединению в установленный договором и дополнительным соглашением срок не исполнило. Указанное сторонами не оспаривается.
Суд полагает, что неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами № 861 и заключенным договором срок, нарушает положения Правил № 861 и свидетельствует о совершении ПАО «Россети Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, событие и объективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2021 №05-13/4741, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.08.2019 №20.0300.3381.19, дополнительным соглашением от 16.06.2020 №1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.08.2019 №20.0300.3381.19, пояснениями ПАО «Россети Сибирь», иными материалами административного дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия ПАО «Россети Сибирь» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличия объективной невозможности соблюдения установленных требований Правил № 861, в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии в деянии общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Довод ПАО «Россети Сибирь» о том, что имеются объективные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствие вины ПАО «Россети Сибирь» в содеянном административном правонарушении, а именно – недостаточность источников финансирования, что явилось причиной нарушения сроков выполнения мероприятий со стороны сетевой организации, суд признает несостоятельным, поскольку нарушение Обществом сроков технологического присоединения потребителя к электрическим сетям является нарушением положений Правил № 861 и является достаточным основанием для признания ПАО «Россети Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом наличие финансовой возможности у сетевой организации Правилами № 861 не ставится в качестве основания для выполнения мероприятий по подключению потребителя к электрическим сетям. Правилами № 861, а также договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.08.2019 №20.0300.3381.19, предусмотрена обязанность потребителя выполнение своих обязательств перед сетевой организацией в установленные сроки, неисполнение которых может служить основанием для нарушения сроков подключения потребителя к электрическим сетям, при этом ПАО «Россети Сибирь» не представлено доказательств нарушения сроков выполнения своих обязательств ФИО3, что является нарушением статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того суд отмечает, что ПАО «Россети Сибирь» является профессиональным участником рынка электроэнергетики, и на него возложены обязанности сетевой организации по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лиц, к нему обратившихся с соответствующей заявкой. Общество, заключив с потребителями договоры, возложило на себя обязательства по исполнению условий данных договоров в предусмотренные правилами технологического присоединения сроки. При отсутствии у сетевой организации собственных источников финансирования технологического присоединения указанных объектов, неучтенных в инвестиционной программе, устранение сетевых ограничений может осуществляться за счет привлечения заемных источников. Затраты сетевой организации на технологическое присоединение заявителей подлежат полному возмещению путем включения в тариф на передачу электрической энергии, в том числе проценты за пользование банковским кредитом.
С учетом изложенного, суд считает, что материалы дела содержат достаточную совокупность допустимых и относимых доказательств, достаточных для установления в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, административным органом и судом не установлены.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены.
Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Размер административного штрафа определён УФАС по РБ в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ – 100 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства общество просило снизить размер назначенного административного штрафа в связи с тяжёлым финансовым положением.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 №4-П, суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав юридического лица.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Таким образом, из приведённых положений в их совокупности, следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, реализуемым в исключительных случаях с учётом характера и последствий совершённого правонарушения, степени вины привлекаемого к ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств.
В рассматриваемом случае арбитражный суд полагает, что Обществом указаны обстоятельства и представлены доказательства в обоснование ограничения его финансовых возможностей в результате наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В материалы дела ПАО «Россети Сибирь» представлена справка о финансовом состоянии филиала Бурятэнерго по состоянию на 01.03.2022, в соответствии с которой фактический убыток по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго» за 2020 год составил 461 млн. руб., ожидаемый убыток за 2021 год составит 168 млн. руб. Также тяжелое финансовое положение филиала усугубляют неплатежи потребителей, задолженность которых по состоянию на 01.03.2022 составляет 4 457, 5 млн. руб.
Установление финансового и имущественного положения заявителя необходимо для оценки существенности ограничения его прав при уплате назначенного административного штрафа, создания реальной угрозы для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности.
Арбитражный суд считает необходимым отметить, что исходя из общих принципов права, а также положений, закреплённых в статьях 1.2, 1.6, 3.1 КоАП РФ, назначаемое виновному лицу административное наказание не может иметь только карательный характер; применяемое административное наказание не должно свидетельствовать об игнорировании принципов законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности и общеправовой цели наказания, которая несёт не только карательный характер, но и является воспитательной мерой, направленной, с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений, а с другой стороны, – на неотвратимое, справедливое наказание за уже совершённое нарушение.
При этом необходимо учитывать то, что административное наказание (в его карательной части) не может обременять правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным целям, а также принципам справедливости и целесообразности юридической ответственности.
В соответствии с выводами, изложенными Конституционным судом РФ в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, в случае применения к обществу указанных штрафных санкций данное административное наказание перестает быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и превращается в средство подавления экономической деятельности хозяйствующего субъекта, что, как неоднократно подчеркивалось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, является недопустимым в правовом государстве.
Кроме того, административным органом в постановлении от 15.12.2021 №003/04/9.21-1040/2021 о назначении административного наказания обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом изложенного суд полагает, что заявителем обосновано наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого правонарушения и его последствиями, представлены документальные доказательства тяжёлого финансового положения общества, поэтому приходит к выводу о том, что назначенное Обществу наказание не может быть признано отвечающим обозначенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 № 4-П критериям соразмерности и справедливости.
Назначенный штраф в размере 100 000 рублей, не обусловлен характером совершённого правонарушения, степенью его общественной вредности и последствиями, является значительной суммой, уплата которой приведёт к ухудшению финансового положения общества.
Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, с учётом установленных фактических обстоятельств настоящего дела и правил части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения обществу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.
Указанный размер административного штрафа соответствует характеру вменённого административного правонарушения и его последствиям, с учётом тяжелого финансового положения общества.
Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершённого правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснением, приведённым в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учётом названных обстоятельств.
С учётом изложенного, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере, превышающем 50 000 рублей.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, вопрос распределения судебных расходов арбитражным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 15.12.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №003/04/9.21-1040/2021 совершенном публичным акционерным обществом «Россети Сибирь», предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Назначить публичному акционерному обществу «Россети Сибирь»
(ОГРН <***>, ИНН <***>), дата регистрации - 04.07.2005, адрес (место нахождения) – 660021, <...>) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.
Судья А.А. Бурдуковская