ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7998/2021 от 04.08.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

10 августа 2022 года Дело № А10-7998/2021

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Чукреева Андрея Альбертовича (ОГРНИП 316032700068985, ИНН 032300664502) к Министерству промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия
(ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) о признании недействительным решения
№ 15/21 от 01.10.2021 об отказе в предоставлении субсидии, об обязании Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия выплатить заявителю субсидию в размере 6 396 рублей, о взыскании 15 000 рублей –судебных расходов на оплату юридических услуг, о взыскании 300 рублей - судебных расходов на оплату государственной пошлины,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Глушковой А.А. по доверенности от 01.12.2021, диплом, паспорт,

от ответчика: Данзановой С.Н. по доверенности от 22.12.2021, диплом, паспорт,

установил:

индивидуальный предприниматель Чукреев Андрей Альбертович
(далее – заявитель, ИП Чукреев А.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия (далее – ответчик, Минпромторг РБ, министерство) о признании с учетом уточнения недействительным решения № 15/21 от 01.10.2021 об отказе в предоставлении субсидии, об обязании Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия выплатить заявителю субсидию в размере 6 396 рублей, о взыскании 15 000 рублей – судебных расходов на оплату юридических услуг, о взыскании 300 рублей - судебных расходов на оплату государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указано, что ИП Чукреев А.А. осуществляет деятельность в области розничной торговли непродовольственными товарами. Основным видом деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) является код вида деятельности 47.7 - Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах.

Во исполнение пункта 7.2 Указа главы Республики Бурятия от 24 июня 2021 года №183 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)» деятельность объекта розничной торговли ИП Чукреева А.А. была приостановлена в период с 27 июня 2021 года
по 11 июля 2021 года включительно.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2021 г №333 «Об утверждении порядка предоставления субсидий работникам и о внесении изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» утверждены условия, требования и порядок предоставления субсидии, выдаваемой в целях возмещения затрат по выплате заработной платы работникам получателей субсидии, понесенных с 15 июня 2021 года по 11 июля 2021 года в период введения ограничений в соответствии с Указами Главы Республики Бурятия.

В соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2021 года №333 ИП Чукреев А.А. как индивидуальный предприниматель без работников, имел право на подачу заявления на получение субсидии.

20 сентября 2021 года в соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2021 года №333
ИП Чукреевым А.А. подана заявка на получении субсидии из республиканского бюджета как индивидуальному предпринимателю, ведущему деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции на возмещение затрат по оплате заработной платы, с приложением необходимого комплекта документов в Центр «Мой бизнес» в бумажном виде.

19 октября 2021 года ИП Чукреевым А.А. по электронной почте получено уведомление Минпромторга РБ (№12-07-01-06-И3961/21 от 07.10.2021) об отказе в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат по оплате заработной платы работникам по следующим основаниям: представленные документы не соответствуют требованиям Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2021 № 333, а именно: нет согласия в налоговую.

Вместе с тем в пакете документов, входящих в состав заявки на странице 15 содержалось согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, представленное по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия в электронном виде в формате, предусмотренном Приложением 2 Приказа ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы».

Также в документах, входящих в состав заявки на странице 16 содержалась квитанция о приеме Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия документа в электронном виде «Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными» (КНД 1110058).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2.4. Порядка для получения субсидии заявитель представляет копии письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме регламентирован в Приложении 2 к приказу ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Выбор формата представления согласия налогоплательщика в электронной форме в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия обусловлен необходимостью соблюдения рекомендаций размещенных на сайте ФНС в разделе «Коронавирус: рекомендации для налогоплательщиков».

20 октября 2021 года ИП Чукреев А.А. направил в адрес Министерства письмо, с изложением вышеуказанных обстоятельств и содержащее просьбу о пересмотре решения об отказе в выплате субсидии.

16 ноября 2021 года на письмо был получен ответ от Министерства, направленный по электронной почте (№12-01-32—И4499/1 от 16.11.2021) в котором Министерство, ссылаясь на Приказ ФНС России от 16.07.2020 №ЕД-7-2/448@ (ред. от 23.10.2020) «Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2020 №59335) указывает, что Министерство не являясь участником электронного взаимодействия не имеет доступа к данным в формате XML-файла и для последующего направления представленных в ФНС России данных по запросу в иные структуры, не имеющие доступа к цифровому формату документов, служит форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, утвержденная приложением № 1 к приказу. Министерством в письме установлен следующий порядок предоставления указанного документа: при подаче заявки необходимо конвертировать XML файл в форму, утвержденную приказом ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7- 17/615(@ (приложение № 1), и направить в Министерство в составе заявки в соответствии с п. 2.5. Постановления Правительства Республики Бурятия от 02.07.2021 № 333.

Заявитель полагает, что для получения субсидии он должен представить копию письменного согласия налогоплательщика, в то время как согласно требованиям Министерства возможность подачи согласия ограничена именно письменной формой документа на бумажном носителе.

По мнению предпринимателя, у него имелось право на получение субсидии, предпринимателем был предоставлен полный пакет документов и в установленный законом срок, министерством при рассмотрении заявки допущено нарушение условий Порядка для получения субсидии, отказом Минпромторга РБ были нарушены права и законные интересы ИП Чукреева А.А. как субъекта экономической деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями ИП Чукреева А.А. не согласился, представлен письменный отзыв на заявление. Ответчик указал, что Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2021 № 333 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам.

Пунктом 2.4 Порядка установлен перечень документов, необходимых для получения субсидии, которые заявитель направляет в Центр «Мой бизнес», в том числе копию письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@.

Все представляемые документы должны быть представлены в бумажном виде, прошитыми, скрепленными печатью (при наличии) и (или) подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, с описью документов. Поданные документы не возвращаются (пункт 2.5 Порядка).

После объявления о проведении приема заявок для получения субсидии ИП Чукреев А.А. представил пакет документов, предусмотренный пунктом 2.4 Порядка, с учетом требований пункта 2.5, за исключением копии письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@.

На странице 15 пакета документов заявителем представлен XML файл (файл обмена) (пункт 1 Приложения № 2 к Приказу) и имеет вид, описанный в разделе II Приложения №2 к Приказу. Данный документ не является Согласием в той форме, которая утверждена Приказом и копию которого в соответствии с Порядком заявитель должен был представить, а лишь свидетельствует о направлении заявителем согласия в налоговый орган в электронном виде.

Порядок предоставления субсидии не предусматривает предоставление в пакете документов на получение субсидии XML файла (файла обмена). Порядком утвержден определенный перечень документов, который является закрытым и не может подлежать расширительному толкованию.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20 сентября 2021 года в соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия
от 2 июля 2021 года №333 ИП Чукреевым А.А. подана заявка на получении субсидии из республиканского бюджета как индивидуальному предпринимателю, ведущему деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции на возмещение затрат по оплате заработной платы в Центр «Мой бизнес» в бумажном виде.

19 октября 2021 года ИП Чукреевым А.А. по электронной почте получено уведомление Минпромторга РБ (№12-07-01-06-И3961/21 от 07.10.2021) об отказе в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат по оплате заработной платы работникам по следующим основаниям: представленные документы не соответствуют требованиям Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2021 № 333, а именно: нет согласия в налоговую.

01 октября 2021 года И.о министра промышлености, торговли и инвестиций Республики Бурятия принято решение №15/21, в том числе об отказе в предоставлении государственной поддержки ИП Чукрееву А.А.

ИП Чукреев А.А., не согласившись с решением в части отказа в предоставлении ему субсидии № 15/21 от 01.10.2021, обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии счастью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2021 года №333 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам (далее – Порядок №333).

Порядок №333 устанавливает цели, порядок и условия предоставления в 2021 году из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Бурятия (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия) и деятельность которых ограничена указом Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 №37 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-2019)», указом Главы Республики Бурятия от 24.06.2021 №183 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-2019)» (пункт 1.1 Порядка №333).

Согласно пункту 1.3 Порядка №333 в целях настоящего Порядка получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июня 2021 г.

Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (пункт 1.4 Порядка №333).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка №333 требованиями для предоставления субсидии, которым должен соответствовать заявитель на 1 июня 2021 года, являются:

1) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2021 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

2) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка;

3) заявители - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

4) не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.

Пунктом 2.4 Порядка №333 предусмотрено, что для получения субсидий заявитель направляет в Центр «Мой бизнес» не позднее 15 октября 2021 г. следующие документы:

1) заявку по форме согласно приложению (далее - заявка);

2) заверенную руководителем организации копию документа о назначении руководителя юридического лица; заверенную руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность руководителя или индивидуального предпринимателя;

3) утратил силу. - Постановление Правительства РБ от 13.07.2021 N 366;

4) сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п, подписанные руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и главным бухгалтером (при наличии), с оттиском печати заявителя (при наличии), с отметкой о принятии Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, по состоянию на 1 июня 2021 г.;

5) для юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, - копии списков (реестров) о зачислении заработной платы на счета работников, осуществляющих трудовую деятельность за месяцы, в которые были установлены ограничения, установленные пунктом 1.2 Порядка, регламентированные положениями Банка России, заверенные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным в установленном порядке лицом и главным бухгалтером (при наличии), с оттиском печати заявителя (при наличии) либо иные кассовые документы, подтверждающие выплату заработной платы работникам, осуществляющим трудовую деятельность за месяцы, в которые были установлены ограничения, установленные пунктом 1.2 настоящего Порядка, оформленные в соответствии с указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";

6) копии письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 №ММВ-7-17/615@;

7) описи входящих в состав заявки документов.

Как указано в пункте 2.5 Порядка №333 документы представляются в Центр «Мой бизнес» в бумажном виде, прошитыми, скрепленными печатью (при наличии) и (или) подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, с описью документов. Поданные документы не возвращаются.

Документы могут быть направлены в адрес Центра «Мой бизнес» по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены через законного представителя под расписку уполномоченному представителю Центра «Мой бизнес».

Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, выданной авторизованным удостоверяющим центром, могут быть направлены через личный кабинет предпринимателя на едином информационном портале «Работающая Бурятия».

Центр «Мой бизнес» принимает и регистрирует заявку в день поступления в Центр «Мой бизнес» в Журнале регистраций и на следующий день направляет на рассмотрение Комиссии при Министерстве промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства о предоставлении государственной поддержки (далее - Комиссия).

Состав, функции и порядок работы Комиссии утверждаются приказами Министерства.

Комиссия в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем подачи заявки, рассматривает заявки субъектов малого и среднего предпринимательства и по результатам рассмотрения составляет мотивированное заключение, которое носит рекомендательный характер.

В течение 5 календарных дней с даты составления заключения Комиссия направляет указанное выше заключение министру либо лицу, его замещающему, для принятия решения о предоставлении государственной поддержки либо об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается в течение 5 календарных дней министром, либо лицом, его замещающим (пункт 2.7 Порядка №333).

Пунктом 2.8 Порядка №333 предусмотрено, что Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет заявителю письменное уведомление по адресу электронной почты, указанному в заявке.

Уведомление должно содержать следующую информацию:

- в случае предоставления субсидии - дату и место заключения соглашения о предоставлении субсидии;

- в случае отказа в ее предоставлении - основания для отказа.

В соответствии с пунктом 2.9 Порядка №333 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

- несоответствие представленных заявителем документов требованиям и условиям, определенным пунктом 2.4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

- установление факта недостоверности, представленной заявителем информации;

- несоответствие заявителя категории лиц, установленной пунктами 1.1, 1.5 настоящего Порядка, несоответствие заявителя условиям и требованиям, установленными пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка;

- использование в полном объеме бюджетных ассигнований, выделенных в текущем финансовом году;

- заявка подана по истечении срока, установленного пунктом 2.4 настоящего Порядка.

Приказом Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. №ММВ-7-17/615@ «Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы» утверждены форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно (приложение №1 к приказу), формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме (приложение №2 к приказу), порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно (приложение №3 к приказу).

Согласно пункту 2 Порядка заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными форма Согласия заполняется рукописным способом чернилами черного, фиолетового или синего цвета либо с использованием соответствующего программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Согласия вывод двумерного штрих-кода, либо через сервис Личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.

Все поля Согласия подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком. Каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест (пункт 3).

Для указания даты используются последовательно три поля: день (поле из двух ячеек), месяц (поле из двух ячеек) и год (поле из четырех ячеек), разделенные знаком «.» (точка) (пункт 4).

Не допускается двусторонняя печать Согласия на бумажном носителе и скрепление листов Согласия, приводящее к порче бумажного носителя, а также исправление ошибок с помощью корректирующего и иного аналогичного средства (пункт 5).

После заполнения Согласия налогоплательщику необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле «Стр.» Порядковый номер страницы указывается в определенном для нумерации поле слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа, например, для первой страницы – «001», для двенадцатой – «012» (пункт 10).

Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 г. №ЕД-7-2/448@ «Об утверждении порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах

и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» утвержден Порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, согласно приложению к настоящему приказу (далее Порядок направления и получения документов).

В соответствии с пунктом 1 Порядка направления и получения документов указанный Порядок определяет общие положения организации электронного взаимодействия по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП):

1) при направлении и получении в электронной форме документов, предусмотренных:

Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

уведомления, указанного в пункте 10 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 188; 2020, N 17, ст. 2769);

2) при представлении в налоговые органы документов:

по требованиям налоговых органов;

указанных в пунктах 2.1, 2.2, 3.2, 7 статьи 23, пункте 6 статьи 24.2, пункте 4 статьи 25.14, подпункте 11 пункта 1 статьи 32, пункте 5.1 статьи 84, подпункте 1 пункта 1 статьи 102, пункте 2 статьи 105.16, пункте 4 статьи 105.16-2, пункте 4 статьи 105.16-3, пункте 3.10, 16 статьи 165, пункте 3 статьи 187.1, пункте 11 статьи 198, подпункте 3 пункта 11, подпункте 2 пункта 13, подпункте 1 пункта 14, подпункте 3 пункта 15, подпункте 3 пункта 20, подпункте 3 пункта 21, подпункте 3 пункта 25, подпункте 5 пункта 28 статьи 201, пункте 15 статьи 226.1, пункте 1.1 статьи 346.51, пункте 3 статьи 361.1, пунктах 3.1, 3.4 статьи 362, пунктах 5, 6 статьи 363, статье 366, пунктах 4.1, 8 статьи 382, пункте 10 статьи 396, пункте 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Документы, указанные в настоящем пункте, а также прилагаемые к ним документы далее в настоящем Порядке именуются Документами.

Направление и получение документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» (пункт 6 Порядка).

Документ налогового органа в электронной форме составляется по формату, утвержденному ФНС России (пункт 11 Порядка).

Документ плательщика составляется в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России, либо формируется путем преобразования из ранее составленного Документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС России (пункт 12 Порядка).

Отправитель формирует Документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по телекоммуникационным каналам связи оператору электронного документооборота. При этом отправитель фиксирует дату отправки такого документа (пункт 13 Порядка).

Оператор электронного документооборота, получив Документ в электронной форме, в течение одного часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня - подтверждение даты отправки электронного документа (пункт 14 Порядка).

Отправитель, получив подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота извещение о получении электронного документа.

Оператор электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем Документа в электронной форме направляет получателю Документ в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, подписанное УКЭП оператора электронного документооборота.

Получатель, получив Документ в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота два соответствующих извещения о получении электронного документа (пункт 15 Порядка).

При получении Документа в электронной форме и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме электронного документа, подписывает ее УКЭП и направляет ее оператору электронного документооборота.

Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по телекоммуникационным каналам связи в течение 6 рабочих дней со дня отправки Документа в электронной форме отправителем (пункт 16 Порядка).

Из материалов дела следует, основанием для отказа в предоставлении субсидии
ИП Чукрееву А.А. явилось несоответствие представленных заявителем документов требованиям и условиям, определенным пунктом 2.4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, а именно не представлена копия письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

При этом заявитель полагает, что в составе заявки представлена копия письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, а именно – документ в формате XML-файла (пункт 3 описи) (л.д. 96), а также представлена квитанция о приеме от МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия в электронном виде документа «Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (КНД 1110058) (пункт 4 описи)
(л.д. 97).

Суд, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что ИП Чукреев А.А. не исполнил требования, установленные пунктом 2.4 Порядка №333, а именно не представил копию письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.

Из представленного документа в формате XML-файла не возможно установить, что указанный документ является именно согласием на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.

Форма «Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными» установлена приказом Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. №ММВ-7-17/615@ в приложении №1. Заполненной формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, по форме, предусмотренной приказом Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. №ММВ-7-17/615@, ИП Чукреев А.А. в составе заявки не представил.

Довод заявителя о том, что в Минпромторг РБ представлена форма заявления в виде документа в формате XML-файла в том виде, как было представлено в налоговый орган в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 г. №ЕД-7-2/448@, суд отклоняет как основанный на неверном толковании закона. Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 г. №ЕД-7-2/448@ утвержден порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, который предусматривает формат передачи документов налоговыми органами, операторами электронного документооборота, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями в электронном виде с применением квалифицированной электронной подписи. При этом приказ от 16 июля 2020 г. №ЕД-7-2/448@ четко определяет, что документ плательщика составляется в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России, либо формируется путем преобразования из ранее составленного документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС России. Саму форму согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, определяет приказ ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ в приложении №1. Кроме того, из анализа Порядка заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными следует, что форма согласия заполняется рукописным способом либо с использованием соответствующего программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании согласия вывод двумерного штрих-кода, либо через сервис Личный кабинет налогоплательщика в электронной форме, все поля согласия подлежат обязательному заполнению, также необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц. Из указанного следует вывод, что согласие представляет собой документ, установленной формы, имеющей определенный требования к заполнению. Представленный в составе заявки документ в формате XML-файла не соответствует форме и требованиям, установленным приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Кроме того, суд отмечает, что из представленной ИП Чукреевым А.А. квитанции о приеме от МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия в электронном виде документа согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными не представляется возможным оценить, что представлена именно копия письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленная в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Также суд отклоняет довод заявителя относительно невозможности подачи согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в ином виде, кроме как в электронном формате. Приказ ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ предусматривает возможность подачи документов в налоговый орган как в письменном виде (нарочно, при помощи почтовой связи), так и в электронном виде.

Довод ИП Чукреева А.А. о том, что согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными подано в налоговый орган через сервис «Сфера. Отправка отчетности в ФНС» и конвертация в данном сервисе документа в формате XML-файла в иной формат невозможен, суд отклоняет, поскольку из руководства пользователя сервиса «Сфера. Отправка отчетности в ФНС» следует, что указанный сервис предусматривает возможность сохранения файла (исходного документа) в том числе в PDFформате (глава 6.6 пункт 3 руководства).

Также заявитель в ходе судебного разбирательства пояснял, что не воспользовался возможностью заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными и отправки ее в личном кабинете на сайте ФНС России, поскольку такой способ является финансово нецелесообразным.

При этом суд отмечает, что ИП Чукреев А.А. в соответствии с гражданским законодательством по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права и несет ответственность за наступление тех или иных последствий в результате совершения либо не совершения им действий по реализации своих гражданских прав.

Более того, согласно пункту 2.6 Порядка №333 Министерство в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в соответствующих органах (организациях) следующие имеющиеся в их распоряжении документы (сведения) в течение 2 рабочих дней с момента получения заявки от Центра «Мой бизнес» сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Иных полномочий Министерства по запросу сведений в соответствующих органах (организациях) Порядок №333 не предусматривает, то есть Минпромторг РБ самостоятельно не мог получить из налогового органа копию письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.

Решение № 15/21 от 01.10.2021 не может быть признано нарушающим права и охраняемые законом интересы, поскольку принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а защите подлежит только право, основанное на законе.

При таких обстоятельствах решение Минпромторга РБ № 15/21 от 01.10.2021 соответствует нормам закона и не нарушает права и законные интересы ИП Чукреева А.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку решение Минпромторга РБ № 15/21 от 01.10.2021 признано законным и обоснованным, суд находит неподлежащим удовлетворению требований предпринимателя об обязании ответчика выплатить заявителю субсидию в размере
6 396 рублей.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Поскольку судебный акт принят не в пользу ИП Чукреева А.А., суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины суд на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Чукреева Андрея Альбертовича (ОГРНИП 316032700068985, ИНН 032300664502) отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.А. Бурдуковская