ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-8510/19 от 10.11.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

17 ноября 2020 года                                                                                 Дело № А10-8510/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Очировой Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Штурвал» (ОГРН 1033917006310, ИНН 3917019840) к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338) о признании незаконными действий должностных лиц по изъятию и утилизации товара,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Штурвал» - Сучковой Н.А. – представителя по доверенности от 23.12.2019, паспорт, диплом,

от Бурятской таможни – Стукаловой С.В. – представителя по доверенности от 23.12.2019, служебное удостоверение, диплом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Штурвал» (далее – заявитель, Общество, ООО «Штурвал») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее – ответчик, Бурятская таможня) о признании незаконными действий должностных лиц по изъятию и утилизации товара.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что Обществом осуществлялась перевозка груза «замороженное куриное мясо» по маршруту Голландия-Монголия. Заявки были получены для двух транспортных средств, принадлежащих Обществу. На каждое транспортное средство были оформлены транспортные и коммерческие  документы, экспортная декларация страны отправления, CMR, инвойс, ветеринарный сертификат. 01.09.2019 в пункте пропуска Каменный Лог 01.09.2019 и Бенякони 04.09.2019, белорусскими таможенными органами был оформлен выпуск товара при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита (авто М 943 НМ 750/ АН 3294 39 - транзитная декларация 11216404/010919/0233191, авто А 219 ВМ 198/ АН 3365 39 -  транзитная декларация – 11216407/040919/0177252), установлен срок транзита, установлено место доставки товара МАПП «Кяхта». При размещении транспортных средств в зоне таможенного контроля МАПП «Кяхта», должностными лицами принято решение о проведении таможенного контроля в отношении перемещаемого груза в форме таможенного досмотра. По результатам проведенного таможенного досмотра нарушений не выявлено, процедура таможенного транзита завершена. Однако таможенные органы отказали  в оформлении товара для вывоза с таможенной территории Союза. Считает, действия таможенного органа незаконными, поскольку товары, прибывшие на территорию Российской Федерации прибыли в режиме транзита, в связи с чем, положения Указа Президента № 560 не подлежат применению к правоотношениям, возникшим в связи с ввозом заявителем товаров, вследствие чего действия таможенного органа по уничтожению товара, также являются незаконными.

Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, указав, что действия таможенного органа были осуществлены в полном соответствии с действующим законодательством, поскольку таможенным органом было установлено, что прибывший товара не имел специальных пломб ГЛОНАСС, предусмотренных Указом Президента РФ № 560 в редакции, вступившей в силу с 01.07.2019 года, в связи с чем, товар является санкционным и подлежит уничтожению, следовательно, действия и решения таможни законны и обоснованы.

Рассмотрев представленные документы и доказательства судом установлено следующее.

09 сентября 2019 года на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни по транзитной декларации № 11216404/010919/0233191 прибыло транспортное средство номер М 943 НМ 750/ АН 3294 39 с товаром: товар № 1 «голени куриные замороженные», вес брутто – 19314 кг., вес нетто 18000 кг., код ЕТН ВЭД ЕАЭС 0207146000, 1800 картонных коробок, страна отправления и страна производства – Нидерланды, страна назначения – Монголия, товар №2 «окорочка куриные замороженные», вес брутто: 2156 кг., вес нетто 2000 кг, код ЕТН ВЭД ЕАЭС 0207142000, 200 картонных коробок, страна отправления и производства Нидерланды, страна назначения – Монголия.

16 сентября 2109 года на таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни по транзитной декларации № 11216404/040919/0177252 прибыло транспортное средство номер А 219 ВМ 198/ АН 3365 39 с товаром: товар № 1 «голени куриные замороженные», вес брутто – 19314 кг., вес нетто 18000 кг., код ЕТН ВЭД ЕАЭС 0207146000, 1800 картонных коробок, страна отправления и страна производства – Нидерланды, страна назначения – Монголия, товар №2 «окорочка куриные замороженные», вес брутто: 2156 кг., вес нетто 2000 кг, код ЕТН ВЭД ЕАЭС 0207142000, 200 картонных коробок, страна отправления и производства Нидерланды, страна назначения – Монголия.

Таможенная процедура таможенного транзита завершена в порядке статьи 151 Таможенного кодекса ЕАЭС: по ТД11216404/010919/0233191 – 12.09.2019, по
ТД 11216404/040919/0177252 – 16.09.2019.

На грузовом отделении транспортного средства отсутствовали средства идентификации (пломба), отсутствовал специальный учетный талон.

В связи с несоблюдением Обществом правил перевозки товара в третьи страны, установленных Указом президента № 560 от 06.08.204 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее - Указ № 560).

20.09.2019 таможенным постом  МАПП Кяхта направлено письмо в адрес Общества с предложением вывезти товар по обратному маршруту следования в целях исполнения Указа № 560.

В связи с непринятием мер по вывозу товара 27.09.2019 таможенным органом принято решение об изъятии запрещенной к ввозу продукции, по фактам изъятия составлены акты (протоколы) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции от 27.09.2019 №№ 10718000/270919/И0001, 10718000/270919/И0002.

В связи с истечением срока хранения товаров, таможенным органом осуществлена процедура уничтожения товаров в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого товары задержаны.

ООО «Штурвал» считая незаконными действия Бурятской таможни по незаконному изъятию и утилизации товара,  в результате которых Обществу причинен значительный материальный ущерб, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действии (бездействия), а также устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Согласно подпункта 1, пункта 1, статьи 46 Договора «О Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - договор) в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования, одной из которых является - запрет ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением № 7 к настоящему Договору (статья 47 Договора).

Согласно пункту 4 раздела II Протокола (приложение N 7 к Договору) решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией.

Товары, в отношении которых принято решение о применении мер, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее - единый перечень товаров).

Единый перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию ЕАЭС, установлен решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии № 30 от 21.04.2015 года (Приложение № 1).

Порядок введения нетарифных мер в одностороннем порядке государством - членом определен разделом X Протокола (приложение № 7 к Договору).

Согласно п. 50 раздела X Протокола (приложение № 7 к Договору) в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII настоящего Протокола, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры, в том числе по основаниям, отличным от указанных в разделах III и IV настоящего Протокола.

После получения указанной в пункте 55 настоящего Протокола информации таможенные органы государств-членов не допускают:

вывоз соответствующих товаров, происходящих с территории государства-члена, применившего временную меру, сведения о которых содержатся в данной информации, без лицензии, выданной уполномоченным органом этого государства-члена;

ввоз соответствующих товаров, предназначенных для государства-члена, применившего временную меру, сведения о которых содержатся в данной информации, без лицензии, выданной уполномоченным органом этого государства-члена. При этом государства-члены, не применяющие временную меру, предпринимают необходимые усилия, направленные на недопущение ввоза соответствующих товаров на территорию государства-члена, применившего временную меру (пункт 56 раздела X Протокола).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2, 3 статьи 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, а также документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 9, статьи 92 ТК ЕАЭС убытие товаров с таможенной территории Союза допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, за исключением товаров для личного пользования, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на таможенной декларации, либо на ее копии, либо на ином документе, допускающем вывоз товаров с таможенной территории Союза, и на транспортных (перевозочных) документах.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно пунктам 10 и 11 указанной статьи ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Согласно пункту 3, статьи 161 Федерального закона РФ № 311-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов. (п. 1, ст. 12 ТК ЕАЭС).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее - Федеральный закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 281-ФЗ).

Указом Президента РФ № 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Постановлением Правительства РФ № 778 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, а также мясо и пищевые субпродукты домашней птицы.

В соответствии с Указом Президента РФ № 391 ввезенная на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения, которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению (пункт 1).

Таким образом, указанными выше нормативными актами установлены определенные экономические ограничения и запреты, а также определен круг субъектов, на которых распространяются такие ограничения и запреты.

Указом Президента РФ от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» внесены следующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»:

а) в преамбуле слова «специальных экономических мерах» заменить словами «специальных экономических мерах и принудительных мерах»;

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. Ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными».

Внесены в Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» изменения, пункт 2 изложен в следующей редакции:

«2. Положения настоящего Указа не применяются в отношении:

а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования;

б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:

подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;

действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;

соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.».

Указ Президента РФ от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» вступил в силу с 01.07.2019.

Таким образом, Указ Президента РФ № 391 (пункт 2) содержит в себе определенные условия, при соблюдении которых последствия, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента РФ № 391, не наступают, а именно: в отношении товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:

подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;

действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;

соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.».

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (статья 142 ТК ЕАЭС).

Указанные выше положения Федерального закона № 281-ФЗ, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются обязательными для исполнения органами государственной власти, к которым относятся и таможенные органы.

Таможенные органы осуществляют выполнение обязанностей, возложенных на них указанными нормативными актами, в том числе в рамках осуществления таможенного контроля.

Применительно рассматриваемой ситуации товар прибыл на таможенную территорию ЕАЭС через белорусский участок таможенной границы после 01.07.2019, проследовали по территории Российской Федерации к месту доставки, без выполнения условий указанных в Указе Президента РФ № 560 с учетом вступивших в силу изменений, а именно не имели установленных средств идентификации системы ГЛОНАСС и действительных учетных талонов. Обществом иным способом прослеживаемость перемещения товара также не обеспечена, в связи с чем, было нарушено законодательство Российской Федерации. Данные нарушения выявлены таможенным постом МАПП Кяхта Бурятской таможни на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 4 статьи 143 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 настоящего Кодекса, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Статьей 150 ТК ЕАЭС определено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан:

доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;

обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.

Обществом товары по транзитным декларациям №№ 11216404/010919/0233191, 11216407/04092019/0177252 доставлены в место доставки - зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Кяхта Бурятской таможни в установленные таможенными органами Республики Беларусь сроки транзита (в том числе в сроки транзита, которые были неоднократно продлены также белорусскими таможенными органами).

После проверки соблюдения перевозчиком обязанностей, установленных статьей 150 ТК ЕАЭС, в том числе с применением формы таможенного контроля - таможенный досмотр, в ходе которой были подтверждены сведения о стране происхождения товаров, таможенный пост МАПП Кяхта Бурятской таможни осуществил операции по завершению таможенной процедуры таможенного транзита.

Положения, касающиеся применения таможенной процедуры таможенного транзита, регламентированы главой 22 ТК ЕАЭС.

Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС и таможенные операции, связанные с таким убытием регламентированы главой 15 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 51 раздела IX Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ФТС России от 26 мая 2011 № 1067 (далее -инструкция), если перевозка товаров осуществлялась в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, уполномоченное должностное лицо до выполнения действий, указанных в пунктах 42 - 50 Инструкции (т.е. операций по принятию решения о выдаче разрешение на убытие), передает необходимые документы уполномоченному должностному лицу, осуществляющему совершение таможенных операций при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. После завершения таможенной процедуры таможенного транзита уполномоченное должностное лицо передает оформленные документы уполномоченному должностному лицу, принимающему решение о завершении совершения таможенных операций при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, таможенные операции по завершению таможенной процедуры таможенного транзита и таможенные операции по убытию с таможенной территории ЕАЭС это различные таможенные операции, осуществляемые уполномоченными должностными лицами пунктов пропуска последовательно.

Таможенным постом МАПП Кяхта Бурятской таможни перемещение через таможенную территорию Российской Федерации указанных товаров, ввоз которых в том числе и для осуществления международных автомобильных транзитных перевозок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 560 запрещен и определены условия, при которых осуществляются транзитные операции по территории РФ с 01.07.2019, выявлено на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитным декларациям №№ 11216404/010919/0233191, 11216407/04092019/0177252.

В случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с таможенной территории Союза товаров, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

При получении решения таможенного органа о запрете вывоза товаров с таможенной территории Союза и неосуществлении их возврата на таможенную территорию Союза из места убытия в течение срока, установленного законодательством государств-членов, товары, указанные в пункте 2 настоящей статьи, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса (пункты 5 и 4 статьи 12 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ТК ЕАЭС меры по вывозу с таможенной территории Союза товаров, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, принимаются перевозчиком.

Таможенным постом МАПП Кяхта Бурятской таможни, посредством электронной почты, в адрес Общества направлялось письмо с указанием информации о необходимости обратного вывоза товара, запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации, в срок не позднее 26.09.2019 исх. № 17-02-36/03908 от 20.09.2019.

Действия по обратному вывозу товара с территории России Обществом не были приняты.

В связи с неисполнением ООО «Штурвал» требований Бурятской таможни по осуществлению обратного вывоза за пределы Российской Федерации товаров, прибывших на таможенный пост МАПП Кяхта, товары изъяты на основании актов (протоколов) от 27.09.2019 №№ 10718000/270919/И0001, 10718000/270919/И0002.

Товары, задержанные таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 12 ТК ЕАЭС, и документы на них хранятся таможенным органом в течение 3 календарных дней.

Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 382 ТК ЕЭАС, - использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого задержаны эти товары.

Поскольку задержанные товары не были востребованы, осуществлены мероприятия по уничтожению задержанных товаров, акты об уничтожении запрещенной к ввозу продукции от 11.10.2019 № 10718000/111019/У0001, от 19.10.2019
№ 10718000/191019/У0002.

О принятии мер по уничтожению товаров общество проинформировано письмом от 17.10.2019 № 12-01-31/17180.

Таким образом, действия таможенного органа по изъятию  и утилизации товара, являются законными и обоснованными, а также соответствующими ТК ЕАЭС с учетом Указа Президента РФ № 560 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2019.

В данном случае Обществом не соблюдены специальные условия (ограничительные меры), при которых осуществляется международный транзит через территорию Российской Федерации.

На момент начала транзитной перевозки заявитель не обращался с разъяснениями в таможенный орган о необходимости применения специальных средств идентификации. Действуя добросовестно, Общество должно было принять меры к соблюдению условий перемещения транзитных товаров по территории РФ.

Судом проверен довод заявителя о невозможности применения Указа Президента РФ № 560 к транзитным перевозкам и отклонен судом.

Согласно преамбуле Указа Президента РФ № 560, указ разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»  и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправные деяние, либо недружественное действие иностранного государства представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ
«О безопасности» (далее - ФЗ «О безопасности») деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе и применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации (пункт 2 статья 4 ФЗ
«О безопасности»).

Таким образом, принятые таможенным органом меры в соответствии с Указом Президента РФ № 560 являются специальными экономическими мерами.

Указ Президента РФ, направлен на установление специальных экономических мер и принудительных мер в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.

Общие условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита определены в статье 142 ТК ЕАЭС. При этом пунктом 10 статьи 142 ТК ЕАЭС государству - члену предоставлено право устанавливать особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита, но только в отношении товаров, перевозимых по территории только государства - члена вводящего такие особенности.

В новой редакции Указа Президента РФ № 560, действующей с 01.07.2019 года пунктом 1.1 установлено, что ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.

В Указе Президента РФ с учетом изменений вступивших в силу с 01.07.2019 года речь идет о соблюдении условий, при котором транзитные операции осуществляются через территорию Российской Федерации.

Бурятская таможня выявила, что транспортные средства с рассматриваемым товаром, должны были быть опломбированы пломбами, функционирующими на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а водители должны были иметь учетные талоны, в соответствии с п. 1.1. Указа Президента РФ № 560.

27.12.2019 во исполнение Указа Президента РФ от 24.06.2019 № 290 принято Постановление Правительства РФ № 1877 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 24.06.2019 года № 290» в соответствии, с котором утверждены все указанные правила, а также требования к средствам идентификации и перечень пропуском через государственную границу РФ.

При этом в перечне пунктов пропуска указаны, в том числе, стационарные и передвижные контрольные пункты на Российско-белорусской государственной границе. Следовательно, исходя из утвержденных правил транспортные средства, следующие в режиме транзитных международных перевозок должны на установленных пунктах пропуска применять средства идентификации, функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и получать учетные талоны.

Судом не принята во внимание судебная практика, сформированная до внесения изменений в Указ Президента РФ № 560.

С учетом правовой позиций ВС РФ, изложенной в определении № 307-ЭС19-12268 от 07.11.2019 Указ Президента РФ № 560 не содержит запрета на ввоз транзитных товаров, а указывает только на необходимость соблюдения дополнительных мер обеспечивающих соблюдение условий транзита в форме применения на транспортных средствах пломб на основе технологии глобальной навигационное спутниковой системы (ГЛОНАСС), а также учетных талонов в порядке.

Соответствующий порядок не был соблюден.

Таким образом, оспариваемые действия таможни соответствуют таможенному законодательству и не нарушают прав заявителя по делу.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.

Следовательно, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И Л:

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Штурвал» требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Штурвал» (ОГРН 1033917006310, ИНН 3917019840) 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                                А.А. Бурдуковская