ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-904/2021 от 21.05.2021 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

28 мая 2021 года                                                                                         Дело № А10-904/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2021 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автобусы Бурятии» (ОГРН 1130327012738, ИНН 0326515990) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387) о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2021 № ТБ-АТ-16/02/2021/03РБ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании

от заявителя: не явился, извещен, заказные письма с уведомлением
№№ 6700856917014, 67000857970810 вручены адресату 06.03.2021 и 06.05.2021 соответственно,

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 24.12.2020, служебное удостоверение, диплом, ФИО2 по доверенности от 24.12.2020, служебное удостоверение,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автобусы Бурятии» (далее – заявитель, ООО «Автобусы Бурятии») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ответчик, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2021 № ТБ-АТ-16/02/2021/03РБ о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Определением от 03 марта 2021 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

 Определением суда от 29 апреля 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

В обоснование заявления указано на то, что постановлением об административном правонарушении от 16.02.2021 № ТБ-АТ-16/02/2021/03РБ, вынесенным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. ООО «Автобусы Бурятии» с постановлением не согласно, полагает его вынесенным в нарушение норм процессуального права. Юридическое лицо не было извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Извещение было получено обществом после составления протокола.

УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора возражало относительно удовлетворения заявленного требования, представлен письменный отзыв (л.д. 15-18). Факт нарушения подтверждается материалами дела, фото- и видеофиксацией. Почтовое отправление с извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлялось по юридическому адресу общества, а также адресу, указанному в путевом листе. Кроме того Управление извещало ООО «Автобусы Бурятии» путем направления сообщений генеральному директору в мессенджерах Вайбер и Ватсап. Представитель общества присутствовал при рассмотрении дела и вынесении постановления о назначении административного наказания.

В судебном заседании представители УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора доводы, изложенные в отзыве, поддержали, пояснили, что оспариваемое постановление вынесено 18.02.2021, в экземпляре заявителя опечатка в части указания даты. Номер телефона, по которому направлялись сообщения в мессенджерах, взят из путевого листа, являющегося официальным документом.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.

Выслушав представителей стороны, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

04 февраля 2021 года в соответствии с распоряжением от 29.12.2020 № 525-р, заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного транспорта в процессе их эксплуатации от 29.12.2020 № 377, графиком проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследования транспортных средств на январь-март 2021 года проведен плановый осмотр, обследование транспортного средства: автобуса марки PEUGEOTBOXER 2227 SK, г/н Н952 ОА97RUS, маршрут 70, находящегося в хозяйственном ведении ООО «Автобусы Бурятии».

В ходе обследования установлен факт нарушения обществом Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640, а именно подпункта 13 пункта 6.

По результатам проверки составлен акт от 04.02.2021 №30, в котором зафиксированы указанные нарушения.

Также в ходе проверки была проведена сверка указанного транспортного средства с Реестром объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального дорожного агентства, выявлено нарушение подпункта 3 пункта 6 Требований.

08 февраля 2021 года государственным инспектором отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № ТБ-АТ-08/02/2021/03РБ об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения, квалифицированные административным органом по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. Протокол составлен без участия представителя общества.

Назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 16 февраля 2021 года на 11 часов 00 минут.

16 февраля 2021 года по ходатайству представителя ООО «Автобусы Бурятии» рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 18 февраля 2021 года на 14 часов 00 минут.

18 февраля 2021 года Управление, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление № ТБ-АТ-16/02/2021/03РБ о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей. При рассмотрении дела присутствовал представитель общества по доверенности от 26.08.2020 – ФИО3

Не согласившись с постановлением, ООО «Автобусы Бурятии» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2021 № ТБ-АТ-16/02/2021/03РБ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 23.36 КоАП РФ, органы, осуществляющие федеральный государственный транспортный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе, частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 23.36 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи в области обеспечения транспортной безопасности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора).

На основании части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, а также по контролю за осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом.

Постановление о назначении административного наказания от 18.02.2021 № ТБ-АТ-16/02/2021/03РБ в отношении общества вынесено государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, то есть уполномоченным должностным лицом.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлено, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются установленные требования по обеспечению транспортной безопасности.

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении, невыполнении либо нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности.

Транспортная безопасность в понимании статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; к транспортным средствам относится, в том числе, подвижной состав автомобильного городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Целями обеспечения транспортной безопасности на основании части 1 статьи 2 Закона о транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу требований статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12).

Статьей 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 1).

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Требования № 1640), подпунктом 13 пункта 6 которых установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся.

В силу подпункта 3 пункта 6 Требований № 1640 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны представить в Федеральное дорожное агентство полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Как следует из материалов дела, общество владеет транспортными средствами и осуществляет перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, в связи с чем признается субъектом транспортной инфраструктуры обязанным соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В ходе обследования установлен факт нарушения ООО «Автобусы Бурятии» подпунктов 3 и 13 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для № 1640, а именно:

- не обеспечено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части их касающейся в салоне автобуса марки PEUGEOTBOXER 2227 SK, г/н Н952 ОА97RUS, маршрут 70,

- не представлена в Федеральное дорожное агентство полная и достоверная информация на автобус марки PEUGEOTBOXER 2227 SK, г/н Н952 ОА97RUS для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона о транспортной безопасности.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктами 2, 4 частью 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговременно, то есть располагает соответствующей информацией и имеет возможность подготовиться к участию в данном процессуальном действии.

Риски признания уведомления ненадлежащим лежат на административном органе.

Как следует из положений статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 24.1 постановления от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

При этом важно различать такие самостоятельные факты, как направление и получение того документа, в котором говорится о совершении соответствующего процессуального действия в определенном месте и в определенное время. О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для привлечения к административной ответственности, соответствующего уведомления.

При этом возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.

Анализ изложенных положений позволяет сделать вывод о том, что надлежащим извещение будет являться только в том случае, если предусмотрена возможность фиксации его получения адресатом (отчет оператора почтовой связи о передаче телеграммы уполномоченному представителю адресата, отметка в уведомлении о вручении заказного письма, отчет об отправке сообщения факсимильной связью с указанием принявшего его сотрудника и т.д.). Следовательно, направление в адрес привлекаемого к ответственности лица уведомления о совершении процессуальных действий при отсутствии со стороны отправителя возможности контроля за прочтением сообщения не может свидетельствовать о выполнении административным органом обязанности по уведомлению такого лица.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2015 года № 310-АД14-6262.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 08.02.2021 № ТБ-АТ-08/02/2021/03РБ составлен в отсутствие законного представителя общества.

В целях уведомления о дате и месте составления протокола об административном правонарушении Управлением 05.02.2021 было направлено извещение о составлении протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении заказными письмами на юридический адрес, а также иной адрес общества:

- 670042, <...>, идентификационный номер отправления 67003453050917;

- 670042, <...>, идентификационный номер отправления 67003453050825.

В доказательство отправки извещений почтовой связью приложены отчеты об отслеживании отправлений, согласно которым письма получены 08 и 19 февраля 2021 года соответственно. При этом в отчете об отслеживании почтового отправления на юридический адрес общества № 67003453050917 указано время получения 18 часов 17 минут 08 февраля 2021 года.

Кроме того административным органом была осуществлена попытка дозвониться на номер телефона <***>, направлены сообщения в мессенджерах Вайбер и Ватсап на указанный номер.

В ходе судебного разбирательства представители Управления пояснили, что указанный номер <***> принадлежит ФИО4, являвшемуся директором ООО «Автобусы Бурятии» согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.02.2021. Номер телефона указан в путевом листе водителя ФИО5, осуществлявшего управление транспортным средством: автобусом марки PEUGEOT BOXER 2227 SK, г/н Н952 ОА97RUS, маршрут 70.

Как указывалось ранее именно на административный орган возложена обязанность доказывания факта надлежащего извещения лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении о дате, времени и месте его составления.

Суд считает, что у административного органа на дату составления протокола об административном правонарушении 08.02.2020 отсутствовали основания полагать, что факт направления заказного письма на юридический адрес и сообщений на телефонный номер является достаточным для признания общества извещенным о процессуальных действиях, совершаемых в отношении него.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Согласия на уведомление посредством СМС-сообщений, в частности посредством мессенджеров, ООО «Автобусы Бурятии» не давало, доказательств получения такого согласия УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в материалы дела не представило, как и не представлено доказательств,  с достоверностью подтверждающих факт принадлежности указанного номера телефона директору Общества. В то же время общество отрицает получение и прочтение уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Поскольку из скриншотов в мессенджерах Вайбер и Ватсап не представляется возможным определить факт получения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении уполномоченным представителем ООО «Автобусы Бурятии», также невозможно установить, когда именно отправленный документ был прочитан, суд полагает, что указанное не свидетельствует о действительном получении направленного уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Скриншоты об отправке сообщений в мессенджерах Вайбер и Ватсап на номер телефона <***> не принимаются судом в качестве доказательства надлежащего уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Отчет об отслеживании отправления №67003453050917 достоверным доказательством получения извещения не может быть признан, т.к. в нем указано время получения почтового отправления 18 часов 17 минут 08 февраля 2021 года т.е. после составления протокола об административном правонарушении.

Согласно информации об отслеживании почтовых отправлений, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России», почтовое отправление № 67003453050825 принято в отделении связи 05.02.2021, прибыло в место вручения 08.02.2021,  08.02.2021 в 18:29 состоялась неудачная попытка вручения, 16.02.2021 возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

Таким образом, доказательств своевременного направления через органы почтовой связи и своевременного вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.

Наличие таких сведений у Управления на день составления протокола об административном правонарушении, то есть на 08.02.2021 не подтверждается материалами дела.

Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 № 3563/13).Таким образом, протокол об административном правонарушении от 08.02.2021 составлен в отсутствие законного представителя, не извещенного надлежащим образом и месте и времени его составления, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, которое не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.

У административного органа имелась возможность принять меры к извещению лица, привлекаемого к ответственности средствами, позволяющими увеличить вероятность получения отправления и получить достоверные доказательства извещения. Однако имеющиеся фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что достаточные меры к извещению административным органом приняты не были.

Суд считает, что протокол об административном правонарушении от 08.02.2021 составлен в отсутствие законного представителя, не извещенного надлежащим образом и месте и времени его составления, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, которое не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В данном случае нарушение порядка привлечения к административной ответственности является существенным нарушением, препятствующим полноте, всесторонности и объективности рассмотрения дела.

В соответствиях частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

При изложенных обстоятельствах по делу суд полагает, что заявленное требование ООО «Автобусы Бурятии» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Постановление  от 18 февраля 2021 года №ТБ-АТ-18/02/2021/03РБ о назначении административного наказания вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении общества с ограниченной ответственностью «Автобусы Бурятии» признать незаконным и отменить полностью. 

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                                 А.А. Бурдуковская