ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-936/14 от 07.08.2014 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ

14 августа 2014 года Дело № А10-936/2014

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2014 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Марактаевой И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гармаевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Министерства регионального развития Российской Федерации (ОГРН 1047796791459, ИНН 7707530333) о взыскании 186 300 рублей,

к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892), Министерства образования и науки Республики Бурятия (ОГРН 1020300973010, ИНН 0323057290) о взыскании 31 050 рублей,

при участии в заседании

от истца: не явился, извещен, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие,

от ответчика РБ в лице Министерства финансов РБ: Вторушина Ю.С., представитель по доверенности № 01-01-12/09 от 05.02.2014,

от ответчика РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия: Клишина С.Г. – представитель по доверенности от 10.01.2013;

от РФ в лице Министерства регионального развития Российской Федерации: не явился, извещен;

от ответчика РБ в лице Министерства образования и науки Республики Бурятия: не явился, извещен,

установил:

Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, о взыскании (с учетом уточнения) 186 300 рублей – расходов, связанных с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии, к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия о взыскании 31 050 рублей - расходов, связанных с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии.

В обоснование иска истец указал, что решением суда общей юрисдикции с истца в пользу гражданки Тяжковой А. В., участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, взыскана недополученная сумма жилищной субсидии в связи с произведенным судом перерасчетом, исходя из стоимости 23 500 руб. одного квадратного метра.

Истец указал, что в соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 29, 30, 31 постановления Правительства РФ от 13.05.2006 №285 средства на реализацию приведенной подпрограммы предоставляются их федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средств на финансирование названной программы.

По мнению истца, увеличение общего размера субсидии должно привести к увеличению долевых бюджетных средств, направляемых на софинансирование мероприятий по реализации подпрограммы, включая средства федерального и республиканского бюджетов.

Истец указал, что решение суда общей юрисдикции исполнено, истец понес убытки, выплатив с учетом перерасчета за федеральный бюджет – 186 300 рублей, за республиканский бюджет – 31 050 рублей.

Правовым обоснованием иска истец указал статьи 321 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации, статьи 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ответчики, представляемые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством финансов Республики Бурятия, не признали иск.

В обоснование возражений ответчики указали, что исполнили свои обязательства по софинансированию указанной подпрограммы в соответствии с положениями нормативных актов, субсидии были выделены в запланированных суммах, определяемых в соответствии с установленным истцом нормативом стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по муниципальному образованию.

Основанием для взыскания с истца суммы недополученной субсидии в пользу гр-ки Тяжковой явилось признание судом общей юрисдикции незаконным постановления главы МО «Северо-Байкальский район» об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам указанной подпрограммы. Суд признал заниженным указанный норматив, произвел перерасчет и взыскал недополученную сумму, как сумму жилищной субсидии.

Ответчики считают, что правовые последствия незаконного постановления органа местного самоуправления не могут быть возложены на Российскую Федерацию и Республику Бурятия, истец должен самостоятельно нести ответственность, связанную с принятием незаконного постановления.

Определением арбитражного суда РБ от 03.06.2014г. к участию в деле привлечены Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Бурятия как государственные органы, выступающие в суде от имени ответчиков публично-правовых образований Российской Федерации и Республики Бурятия.

Министерство регионального развития РФ не признало иск.

В обоснование возражений Минрегион РФ указало, что размер субсидии, предоставляемый молодым семьям, участвующим в указанной программе, рассчитывается органом местного самоуправления в установленном порядке в соответствии с утвержденным им же нормативом стоимости 1 квадратного метра общей площади по муниципальному образованию.

Решением суда общей юрисдикции постановление истца об определении указанного норматива признано незаконным, истца обязали произвести перерасчет выплаченной субсидии и выплатить недостающую сумму семье гражданки Тяжковой.

Следовательно, нарушение прав Тяжковой, как участницы целевой программы, произошло вследствие незаконного постановления истца, в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации истец возмещает вред за счет своей казны.

Минрегион РФ указал на отсутствие оснований для возложения ответственности на РФ за недополученную гражданкой Тяжковой суммы жилищной субсидии по правилам статьи 1064 ГК РФ.

Министерство образования и науки Республики Бурятия не признало иск.

В обоснование возражений Министерство указало, что Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» называет источники финансирования: средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и устанавливает конкретные объемы финансирования по годам.

В соответствии с законодательством списки претендентов на получение указанных выплат определяются по годам. Орган местного самоуправления обязан до 1 августа года, предшествующего планируемому, сформировать с учетом средств, которые планируются выделить на предоставление субсидий из местного бюджета на соответствующий год списки молодых семей, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году. Исполнитель Подпрограмма, которым по РБ является Министерство, на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список участников Подпрограммы на соответствующий год и передает его на рассмотрение и утверждение в Комиссию.

На основании сводного списка и заявок органов местного самоуправления и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление субсидий из республиканского бюджета на соответствующий год, исполнитель Подпрограммы формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления субсидий.

Обязательства Российской Федерации и Республики Бурятия по условиям софинансирования были полностью выполнены.

Ответственность за принятие незаконного акта лежит на истце.

Заслушав пояснения представителей ответчиков, рассмотрев доводы истца, изложенные в исковом заявлении и дополнении к нему, письменные возражения ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации указанных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в состав указанной федеральной программы вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Основной целью подпрограммы явилось создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 № 84 «О республиканских целевых программах» в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающего доступность жилья для широкого круга граждан и безопасные комфортные условия проживания в нем, Правительством Республики Бурятия 30.07.2003 было принято постановление № 243, которым утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы.

Целью указанной республиканской целевой программы явилось комплексное решение вопросов устойчивого развития и функционирования жилищной сферы, обеспечивающее доступность для широкого круга граждан жилья, отвечающего условиям безопасности и комфортного проживания.

На основании федеральной целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы в состав республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы вошла подпрограмма «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия».

Главной целью указанной подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, молодых специалистов, многодетных семей, граждан - работников бюджетных организаций, граждан, приобретающих жилье по системе ипотечного жилищного кредитования. С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального, республиканского и местных бюджетов для предоставления гражданам субсидий на приобретение жилья (раздел 9.2 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 № 243).

Разделами 9.5, 9.6 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 №243 были предусмотрены механизм реализации утвержденной подпрограммы и механизм взаимоотношений государственного заказчика подпрограммы с её исполнителями.

Постановлением Правительством Республики Бурятия № 310 от 02.10.2006 «Об утверждении положений о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы» определен порядок предоставления субсидии молодым семьям, размеры субсидии, порядок формирования списков молодых семей и перечисления денежных средств, утвердило формы необходимых документов для предоставления субсидии.

В соответствии с разделом II Положения в 2010 году размер субсидии формировался из средств:

- федерального бюджета в объеме 30 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья;

- республиканского бюджета в объеме 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более;

- местных бюджетов в объеме не менее 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

По смыслу указанного постановления в обязанности Администрации МО «Северо-Байкальский район» входило прием и регистрация заявлений от молодых семей на участие в подпрограмме, рассмотрение документов, подтверждающих право на участие в подпрограмме, подготовка районного списка семей, претендующих на участие в подпрограмме, расчет размеров субсидий по каждой семье, желающей стать участником подпрограммы.

В пункте 9 Положения о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы указано, что расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Бурятия, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма соответствует пункту 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285, согласно которому норматив стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, истец был наделен компетенцией по определению размера субсидии, подлежащей выплате молодой семье, участнику подпрограммы.

Во исполнение требований подпрограммы Администрацией МО «Северо-Байкальский район» были подготовлены необходимые документы для предоставления в 2010 году молодым семьям – участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья, принято постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район» в 2010 году в размере 12 000 рублей.

Истец представил в материалы дела решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012г.

Указанным решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия установлено, что Тяжковой А.Г., проживающей в п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия, как участнику подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, предоставлена субсидия для приобретения жилья в размере 259 200 рублей, из расчета субсидии, определенной на основании постановления №76 от 18.03.2010 МО «Северо-Байкальский район», которым утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. проживающим на территории муниципального образования в размере 12 000 рублей.

В ходе рассмотрения искового заявления Тяжковой А.Г. Северобайкальский городской суд Республики Бурятия пришел к выводу, что постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы», проживающих на территории МО «Северо-Байкальский район» принята без учета Методики определения рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета, утвержденной приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РБ от 19.06.2007 №91.

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия указал, что учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы» всеми поселениями Северо-Байкальского района была пересмотрена, приняты решения о стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 13.05.2006 №285 и приказа Министерства регионального развития РФ от 25.12.2009 №603, согласно которых средняя рыночная стоимость жилого помещения по Республике Бурятия, исходя из стоимости одного квадратного метра по Республике Бурятия на тот период 23 500 рублей.

Судом установлено, что Тяжкова А.Г. имела право па получение субсидии согласно стоимости 1 кв. м. по Республике Бурятия в размере 23 500 рублей, а получила субсидию исходя из неправомерно принятого администрацией МО «Северо-Байкальский район» стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения 12 000 рублей.

Согласно решению Северобайкальский городской суд Республики Бурятия обязал администрацию МО «Северо-Байкальский район»: отменить постановление №76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости I кв.м общей площади жилья на 2010 для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы», проживающим на территории «Северо-Байкальский район»; произвести перерасчет суммы выданной субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 23 500 рублей. С администрации МО «Ссверо-Байкальский район» в пользу Тяжковон Анны Геннадьевны взыскана жилищная субсидия в сумме 248 400 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, госпошлина в доход муниципального бюджета в сумме 5 684 рублей.

Апелляционным определением от 24.10.2012 Верховный суд Республики Бурятия решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012 оставлено без изменения.

Платежным поручением №3015134 от 23.01.2013 Администрация МО «Северо-Байкальский район» перечислила Тяжковой А.Г. денежные средства в сумме 268 400 рублей. В качестве назначения платежа указано: оплата по исполнительному документы ВС №030444699 от 20.11.2012 по решению №2-1163/2012 в пользу Тяжковой А.Г. о взыскании задолженности: жилищных субсидий и расходы по оплате услуг представителя.

Истец полагает, что решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия увеличен размера субсидии, подлежащей выплате Тяжковой А.Г., данное увеличение должно привести к увеличению долевых обязательств всех бюджетов, задействованных в реализации подпрограммы.

Довод истца не соответствует содержанию принятого решения суда общей юрисдикции.

Из решения суда общей юрисдикции следует, что суд произвел перерасчет субсидии и причиной произведенного судом перерасчета является признание судом незаконным акта органа местного самоуправления. Решение суда принято в отношении истца, как лица, обязанного возместить Тяжковой причиненный ущерб.

Следовательно, довод истца о том, что увеличение суммы субсидии судом общей юрисдикции влечет увеличение долевых обязательств бюджетов ответчиков, является безосновательным.

Из решения суда общей юрисдикции следует, что сумма субсидии 259 200 руб. Тяжковой, как участнице Подпрограммы, выплачена за счет бюджетов трех уровней, размер выплаченной субсидии определил истец.

Следовательно, Российская Федерация и Республика Бурятия выполнили принятые обязательства по софинансированию указанной Подпрограммы.

Поэтому ссылку истца на статью 86 Бюджетного кодекса РФ суд отклоняет, так как отсутствует основание считать, что истец, выплатив по решению суда общей юрисдикции взысканную сумму в пользу Тяжковой, исполнил расходные обязательства ответчиков и понес убытки.

Ссылку истца на статью 321 Гражданского кодекса Российской Федерации, как правовое обоснование иска, суд отклоняет, так как обязательства ответчиков и истца по софинансированию Подпрограммы не являются правоотношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ.

Решение суда общей юрисдикции не содержит выводов о нарушении ответчиками обязательства перед Тяжковой и, как следствие, причинении ей имущественного вреда, и возложении на истца обязанности возместить Тяжковой вред, причиненный ответчиками.

Поэтому отсутствует основание считать, что истец обратился с регрессным иском к ответчикам.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании расходов, связанных с реализацией подпрограммы в части предоставления субсидии.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Администрации МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья И.Г.Марактаева