ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-10003/12 от 04.02.2014 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир Дело № А11-10003/2012

«11» февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена – 04.02.2014.

Полный текст решения изготовлен – 11.02.2014.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Е.В. Ушаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Молиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительным постановления администрации города Коврова Владимирской области от 28.11.2012 № 2789 «Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта» в части пункта 1: «отказать ФИО1, проживающему по адресу: <...>, в предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью 1250 кв.м, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Ковров, в районе домов 57 и 59 по проспекту Ленина,

при участии представителей:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО1 – лично (паспорт), ФИО2 – по доверенности от 05.12.2013 (сроком на 3 года), ордер от 05.12.2013;

от администрации города Коврова Владимирской области: ФИО3 – по доверенности от 27.03.2013 № 01-41/386 (сроком на 1 год);

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, ФИО1, заявитель) обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным постановления администрации города Коврова Владимирской области (далее – Администрация, заинтересованное лицо) от 28.11.2012 № 2789 «Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта» в части пункта 1: «отказать ФИО1, проживающему по адресу: <...>, в предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью 1250 кв.м, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Ковров, в районе домов 57 и 59 по проспекту Ленина».

В качестве способа восстановления своих нарушенных прав и законных интересов заявитель просил суд обязать Администрацию
 принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - спортивно-оздоровительного центра на испрашиваемом заявителем земельном участке площадью 1250 кв.м,
 расположенном по адресу: Владимирская область, город Ковров, в районе домов №№ 57 и 59.

В обоснование заявленного требования Предприниматель указал, что оспариваемый им отказ не соответствует действующему земельному и градостроительному законодательству.

Заявитель пояснил, что начиная с 2009 года,  в соответствии действующим земельным законодательством, официально направленные им в Администрацию документы, подтверждают принципиальную возможность строительства объекта  - спортивно-оздоровительного центра на испрашиваемом земельном участке.

Несмотря на все представленные ФИО1 материалы, Администрация, в течение 2009 - 2012гг. неоднократно отказывала заявителю в предоставлении испрашиваемого им участка для строительства спортивно-оздоровительного центра.

Указанная позиция органа местного самоуправления отображена, в том числе, в следующих ненормативных правовых актах: постановлении главы города Ковров Владимирской области № 2382 от 18.12.2009; постановление Администрации № 746 от 21.04.2011; постановлении Администрации № 419 от 24.02.2012.

Данные постановления были обжалованы Предпринимателем в Арбитражном суде Владимирской области и соответствующими решениями суда признаны недействительными (вступившие в законную силу решения по делам №№ А11-804/2010, А11-3094/2011, А11-1919/2012).

По мнению заявителя, судебными актами по вышеназванными делам неоднократно была подтверждена принципиальная возможность строительства  заявленного объекта - спортивно-оздоровительного центра на испрашиваемом ФИО1 земельном участке с учетом соблюдения существующих строительных, противопожарных и санитарных норм, правил и нормативов.

Соответствие испрашиваемого ФИО1 земельного участка под строительство спортивно-оздоровительного центра градостроительному регламенту территориальной зоны, в пределах которой он находится, установлено, в том числе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.08.2011 по делу № А11-3094/2011.

После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Владимирской области по делу № А11-3094/2011, Администрацией было издано постановление от 12.01.2012 № 58 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».

Данным постановлением была утверждена схема расположения испрашиваемого ФИО1 земельного участка на кадастровом плане территории и установлено разрешенное использование  испрашиваемого ФИО1 земельного участка - для строительства спортивно-оздоровительного центра.

Постановление Администрации от 12.01.2012 № 58 не отменено.

В настоящее время решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 28.11.2012 № 295 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова» Приложение №10 части IV Правил землепользования и застройки города Коврова «Список зон природных рекреаций города Коврова» дополнено земельным участком под наименованием - «Сквер по проспекту Ленина», под номером - «25»,  с месторасположением: «расположен со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина».

По своему месторасположению данный земельный участок, обозначенный как «сквер по проспекту Ленина, расположенный со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина»,  включает в свой состав испрашиваемый заявителем земельный участок под строительство спортивно-оздоровительного центра.

Включение сквера по проспекту Ленина г. Коврова в список зон природных рекреаций послужило для Администрации основанием для издания ею оспариваемого в рамках настоящего дела постановления от 28.11.2012 № 2789.

Заявитель подчеркнул, что определение территории, в пределах которой находится испрашиваемый ИП ФИО1 земельный участок для строительства спортивно-оздоровительного центра, в качестве зоны природных рекреаций города Коврова не является законным основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом им земельном участке по нижеследующим причинам.

В Правилах землепользования и застройки города Коврова не содержится запрета на размещение в пределах зон природных рекреаций города различного рода объектов.

Запрашиваемый ИП ФИО1 земельный участок под строительство спортивно-оздоровительного центра соответствует условию, закрепленному в части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, исходя из его установленного разрешенного использования и из перечня представленных в орган местного самоуправления по данному участку материалов, он предназначен и может быть использован для занятий  физической культурой и спортом.

При этом спорный участок Предпринимателем в собственность не испрашивается.

Заявитель обратил внимание суда на то, что режим использования зон рекреационного назначения в пределах территории городских поселений определяется большим числом строительных норм и правил (сводов правил) федерального уровня, в том числе:

- СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее -   СП 42.13330.2011);

- СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее  - СНиП 2.07.01-89*).

СП 42.13330.2011 является актуализированной версией СНиП 2.07.01.89*, которые, в свою очередь, входят в Перечень национальных стандартов и сводов правил  (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данный Перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р.

Указанные выше своды правил, регламентирующие вопросы градостроительной деятельности, связанные с планировкой и застройкой, в том числе, городских поселений, не содержат запрета на размещение различного рода объектов в пределах зон рекреационного назначения.

Так, в соответствии с пунктом 9.1. СП 42.13330.2011 в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Единственный запрет, распространяющийся на вопрос использования территорий рекреационного назначения, а, именно, скверов, содержится в пункте 2.4.21 Областных нормативов градостроительного проектирования «Планировка и застройка городских округов и поселений Владимирской области», утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341 (далее -   Областные нормативы градостроительного проектирования), согласно положениям которых на территории сквера запрещается размещение зданий и сооружений.

По мнению Предпринимателя, Областные нормативы градостроительного проектирования также не исключают возможности размещения различного рода объектов в границах зон рекреационного назначения.

Пунктом 1.2.10 данных Нормативов установлено, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно определению, данному в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение,  объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Областные нормативы градостроительного проектирования, запрещая размещение на территории скверов зданий и сооружений, не вводят такого запрета как на размещение строений  (одной из разновидностей объектов капитального строительства), так и временных построек.

Заявитель определял планируемый им к размещению объект как строение (пункт 5 анкеты, приложенной к его обращению о предоставлении земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного центра от 15.10.2009). Кроме того, Предприниматель указывал на возможность использования различных вариантов конструктивного решения планируемого к возведению объекта: от легких металлоконструкций до кирпича, что, в свою очередь, дает возможность отнести данный объект как к строениям, так и к некапитальным постройкам.

Заявитель указал, что всеми представленными в Администрацию документами и материалами ИП ФИО1 обосновывал, что в пределах запрашиваемого им земельного участка под строительство спортивно-оздоровительного центра и в границах прилегающей территории, им планируется провести за свой счет большой объем работ по благоустройству территории, в том числе, возвести новые детскую и игровую площадки, осуществить санитарную подрезку деревьев и компенсационное озеленение (в случае спила зеленых насаждений, по своему состоянию представляющих угрозу для населения).

В случае предоставления в аренду ИП ФИО1 запрашиваемого им участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, с учетом проведения всех заявленных мероприятий, по которым Предприниматель взял на себя обязательство по их выполнению, в районе домов №№ 57, 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области, фактически появилась бы новая зона рекреационного назначения, по своему содержанию предназначенная для отдыха, занятий физической культурой и спортом и т.д.

Таким образом, по мнению Предпринимателя, запланированный им к строительству объект - спортивно-оздоровительный центр, удовлетворяет условиям использования территорий рекреационного назначения; данный объект может использоваться для отдыха, занятий физической культурой и спортом.

Подробнее позиция Предпринимателя изложена в заявлении от 03.12.2012, в дополнениях к нему и в возражениях на отзыв Администрации от 13.12.2012, от 26.11.2013, от 05.12.2013, от 23.12.2013, от 09.01.2014, от 28.01.2014, от 04.02.2014.

Администрация в отзыве на заявление от 14.01.2013 № 04-41-3/40 и в пояснениях от 16.12.2013 № 04-41-3/1468, от 30.01.2014 № 04-41-3/101 со ссылкой на нормы части 1 и части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 31, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, положения пункта 2.4.21 Областных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341, просила отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на законность и обоснованность обжалуемого постановления и невозможность осуществления капитального строительства на территории сквера, каковой является испрашиваемый Предпринимателем участок.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

15.10.2009 на основании пункта 1 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации ИП ФИО1 на имя главы города Коврова Владимирской области было подано заявление о выделении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 0,13 га для размещения спортивно-оздоровительного центра по адресу: Владимирская область, город Ковров, в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина.

Постановлением главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 18.12.2009 № 2382 Предпринимателю было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка.

05.05.2010 Арбитражным судом Владимирской области по итогам рассмотрения заявления ИП ФИО1 о признании незаконным данного постановления было принято решение по делу № А11-804/2010, в соответствии с которым пункт 3 вышеуказанного постановления главы муниципального образования город Ковров Владимирской области от 18.12.2009 М 2382 «Об отказе в предоставлении земельных участков» был признан недействительным. Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1 и рассмотреть в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, его заявление по вопросу выбора земельного участка для размещения объекта (строительства спортивно-оздоровительного центра) в районе домов ММ 57, 59 по проспекту Ленина в городе Ковров.

25.06.2010 Предприниматель повторно обратился с заявлением на имя главы муниципального образования город Коврова Владимирской области с просьбой принять решение, разрешающее ему проведение выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.

При этом ИП ФИО1 в вышеназванном обращении были сообщены следующие сведения по испрашиваемому земельному участку и рассматриваемому к размещению объекту:

- наименование (назначение) объекта - спортивно-оздоровительный центр;

- предполагаемое место размещения объекта - Владимирская область, город Ковров, в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина;

- примерный размер запрашиваемого земельного участка - 0,13 га;

- испрашиваемое право на земельный участок - аренда.

В целях принятия уполномоченным органом положительного решения по заявлению Предпринимателя, последним 01.04.2011 на имя заместителя Главы города Ковров Владимирской области, начальника Управления экономики, имущественных и земельных отношений Администрации города Ковров Владимирской области, председателя комиссии по землепользованию и застройке администрации города Коврова Владимирской области были направлены следующие документы и материалы:

- предпроектное предложение по размещению спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью - 1250 кв.м., в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области;

- схема расположения земельного участка, площадью - 1250 кв.м., для размещения спортивно-оздоровительного центра в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области, на кадастровом плане соответствующей территории;

- копия санитарно - эпидемиологического заключения Территориального отдела Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах № ЗЗ.ВЛ.12.000.Т.000038.03.11 от 17.03.2011 о соответствии рассматриваемого земельного участка площадью 1250 кв.м под размещение спортивно-оздоровительного центра в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- копия письма из ОП ОАО «ВОЭК» «ФИО4 горэлектросеть» от 19.01.2011 № 14, подтверждающего возможность электроснабжения  предполагаемого к строительству объекта - спортивно-оздоровительного центра в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области;

- копия письма из МУП «Жилэкс» от 15.03.2011 № 153, подтверждающего возможность теплоснабжения  предполагаемого к строительству объекта - спортивно-оздоровительного центра в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области;

- копия письма из МУП «Водоканал» от 31.01.2011 № 65, подтверждающего возможность подключения  предполагаемого к строительству объекта - спортивно-оздоровительного центра в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области к сетям водоснабжения и водоотведения;

Постановлением главы муниципального образования город Ковров Владимирской области 21.04.2011 № 746 (пункт 1) в предоставлении земельного участка, расположенного в районе домов № 57 и № 59 по проспекту Ленина, для строительства спортивно-оздоровительного центра ИП ФИО1 было отказано.

Вступившим в законную силу решением от 23.08.2011 по делу № А11-3094/2011 Арбитражный суд Владимирской области признал постановление Администрации недействительным и обязал Администрацию в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу оформить ИП ФИО1 акт о выборе земельного участка площадью 1250 кв.м для размещения спортивно-оздоровительного центра в районе домов № 57 и № 59 по проспекту Ленина в г.Коврове Владимирской области и утвердить на кадастровом плане территории схему расположения указанного земельного участка.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 решение суда первой инстанции от 23.08.2011 оставлено без изменения.

12.01.2012 Администрацией было принято постановление № 58 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, расположенного в г. Коврове Владимирской области, в районе домов № 57 и 59 по проспекту Ленина, и считать его площадь равной 1250 кв.м. Разрешенное использование вышеназванного земельного участка - для строительства спортивно-оздоровительного центра.

20.01.2012 Администрацией в газете «ФИО4 неделя» № 3 было опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить с предварительным согласованием места размещения объекта земельный участок в районе домов № 57 и 59 по проспекту Ленина, площадью 1250 кв.м для строительства спортивно-оздоровительного комплекса.

13.02.2012 в Администрацию поступило обращение жителей домов № 57, 59 по проспекту Ленина города Коврова, в котором жители категорически возражали против строительства спортивно-оздоровительного комплекса в районе указанных домов.

Решением комиссии по землепользованию и застройке (протокол 13.02.2012 № 102) главе города Коврова было рекомендовано отказать заявителю в предварительном согласовании места размещения объекта с учетом жалобы жителей.

Главой муниципального образования город Ковров Владимирской области 24.02.2012 было принято постановление № 419, согласно которому ФИО1 отказано в предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью 1250 кв.м, расположенном по адресу: Владимирская область, город Ковров, в районе домов № 57 и 59 по проспекту Ленина.

Данное постановление было обжаловано Предпринимателем в арбитражном суде.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.06.2012 по делу № А11-1919/2012 указанное постановление было признано недействительным.

10.07.2012 ИП ФИО1 на имя главы города Ковров Владимирской области было направлено повторное обращение с просьбой принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью - 1250 кв.м., расположенном по адресу: Владимирская область, город Ковров, в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина.

19.11.2012 комиссией по землепользованию и застройке Администрации города Коврова Владимирской области (протокол № 131) решено рекомендовать главе города отказать ИП ФИО1 в предварительном согласовании места размещения объекта - спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью - 1250 кв.м., в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в городе Ковров Владимирской области по итогам публичных слушаний от 29.10.2012, в соответствии с которыми было принято предварительное решение по включению в список зон природных рекреаций города Коврова Владимирской области земельного участка, со статусом сквер, по своему местоположению включающему в свои границы испрашиваемый ИП ФИО1 земельный участок под строительство спортивно-оздоровительного центра.

Постановлением главы муниципального образования город Ковров Владимирской области 28.11.2012 е № 2789 (пункт 1) Предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра на земельном участке, площадью 1250 кв.м., расположенном по адресу: Владимирская область, города Ковров, в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина.

Полагая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует действующего земельному и градостроительному законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы Предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области, органом, осуществляющим предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, является Администрация.

Актом, устанавливающим порядок предоставления земельных участков для строительства, на территории города Коврова являются Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета народных депутатов г. Коврова от 01.12.2011 № 460.

Данным актом предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта принимается органом местного самоуправления по результатам работы комиссии по землепользованию и застройке.

Приложением 10 части IV «Правил землепользования и застройки г. Коврова» установлен список зон природных рекреаций, включающий в себя парки, скверы, бульвары, пляжи, аллеи и т.д.

С учетом мнения населения администрацией г. Коврова было принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Коврова в части включения в список зон природных рекреаций (приложение № 10 части 4 Правил землепользования и застройки) сквера, расположенного со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина в г. Ковров.

Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

07.09.2012 г. в порядке частей 11, 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией было опубликовано информационное сообщение в газете «ФИО4 неделя» № 36 о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Коврова в части включения в приложение 10 части IV «Правил» сквера со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина.

29.10.2012 в Администрации состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Коврова.

Согласно части 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Во исполнение данной нормы закона комиссией по землепользованию и застройке подписаны протоколы публичных слушаний от 29.10.2012 № 12/2012 , а также заключение по результатам публичных слушаний № 12/2012 от 29.10.2012, которым было рекомендовано главе города принять и направить для утверждения проект изменений в Правила землепользования и застройки г. Коврова.

В протокол о результатах публичных слушаний внесены замечания и возражения ИП ФИО1 по вопросу включения сквера по проспекту Ленина в зону природных рекреаций.

Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «ФИО4 неделя» от 16.11.2012 г. № 46.

Внесение изменений в Правила землепользования и застройки утверждено решением Совета народных депутатов города Коврова от 28.11.2012 № 295, в том числе в части включения в список зон природных рекреаций (приложение 10 части 4 правил) сквера по проспекту Ленина, расположенного со стороны внутридомовой части домов №№ 57-59 по проспекту Ленина.

Решение Совета народных депутатов г. Коврова о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Коврова опубликовано 30.11.2012 в газете ФИО4 неделя № 37, а также размещено на официальном сайге муниципального образования в сети «Интернет» (http://sovet.kovrov-gorod.ru/uploads/act_norm/478.doc).

ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействующим вышеуказанного решения Совета народных депутатов города Коврова в части  пункта 1.15, а именно, в части дополнения приложения 10 части IV Правил землепользования и застройки г. Коврова земельным участком под наименованием  «Сквер по проспекту Ленина», под номером – «25», с месторасположением – «Расположен со стороны внутридомовой части домов № 57-59 по проспекту Ленина».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 31.07.2013 по делу № А11-101313/2013 в удовлетворении данного заявления Предпринимателю было отказано.

Таким образом, в настоящее время Правилами землепользования и застройки г. Коврова испрашиваемый ИП ФИО1 земельный участок в районе домов №№ 57 и 59 по проспекту Ленина в г. Ковров включен в список зон природных рекреаций.

Из смысла статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того или иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Парки, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц) согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В пункте 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.

Согласно пункту 2.4.21 Областных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341, на территории  сквера запрещается размещение зданий и сооружений.

Как уже указывалось выше, в силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Перечень оснований для отказа в размещении объекта действующим законодательством не установлен и относится на усмотрение органа местного самоуправления.

Судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела № А11-10131/2012 (решение от 31.07.2013) установлено, что фактически испрашиваемый ИП ФИО1 земельный участок в районе домов № 57 и № 59 по проспекту Ленина занят зелеными насаждениями, ни за кем не закреплен, данной территорией может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.

Из материалов настоящего дела также следует, что с момента застройки территория, расположенная на внутридомовой части домов № № 57-59 по проспекту Ленина, фактически является сквером.

13.02.2012 в Администрацию поступило обращение жителей домов №№ 57,59 по проспекту Ленина г. Коврова, в котором жители категорически возражали против строительства спортивно-оздоровительного комплекса в районе указанных домов.

14.02.2012 в Администрацию поступило обращение Объединения Ковровских литераторов и Дома детского творчества, детской видеостудии «Лидер», которые так же выступили против строительства спортивного комплекса.

Из указанных обращений усматривается, что жители считают необходимым сохранение на испрашиваемой ИП ФИО1 территории существующего сквера.

Статьей 3 Конституции Российской Федерации закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как указано выше, в силу части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства может быть осуществлен лишь при наличии возможности размещения данного объекта в пределах испрашиваемой территории, исходя из сложившихся экологических, градостроительных и иных условий ее использования.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не является свободным, а, следовательно, процедура предоставления этого участка для строительства по правилам статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации неприменима, так как она может создать препятствия для сохранения зоны зеленых насаждений - сквера.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 названного Федерального закона должны действовать, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций.

В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления имеют право осуществлять в рамках предоставленных полномочий деятельность по организации обустройства городских скверов. Тем самым им обеспечивается возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

При таких обстоятельствах, с учетом запрета нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации – постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341 «Областные нормативы градостроительного проектирования», осуществлять строительство на территории сквера зданий и сооружений, правовых оснований для признания недействительным оспариваемого постановления Администрации в рассматриваемом случае не имеется.

Каких-либо противоречий положений Областных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341, правилам СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», арбитражный суд не усматривает. В судебном порядке несоответствие Областных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341, положениям вышестоящих нормативных правовых актов не устанавливалось.

Довод Предпринимателя о том, что предполагаемый им к строительству на испрашиваемом земельному участке спортивно-оздоровительный комплекс является строением (которое может носить и некапитальный характер), на которое не распространяется запрет, установленный в пункте 2.4.21 Областных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 № 341, подлежит отклонению арбитражным судом.

Сама процедура предварительного согласования места размещения объекта, регламентированная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагает выбор земельного участка под строительство именно объектов капитального строительства.

Согласно предпроектным предложениям, в числе основных показателей спортивно-оздоровительного центра предполагаемый к размещению объект представляет собой одноэтажное здание.

Данное обстоятельство установлено постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 по делу № А11-3094/2011.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения.

Между тем Градостроительный кодекс Российской Федерации не дает понятия вышеперечисленных объектов.

В настоящее время общие понятия зданий и сооружений закреплены в Федеральном законе от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», где под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 статьи 2 вышеназванного Закона).

При таких обстоятельствах, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.40 Налогового кодекса Российской Феде­рации Предпринимателю подлежит возврату из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 03.12.2012.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении заявленного требования индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.

2. Обеспечительную меру в виде запрета федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области осуществлять действия по постановке на кадастровый учет земельного участка – сквера по проспекту Ленина, расположенного со стороны внутридомовой части домов №№ 57 – 59 по проспекту Ленина города Коврова Владимирской области, принятую определением арбитражного суда от 14.12.2012, отменить с момента вступления решения в законную силу.

3. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), проживающему по адресу: <...>, государственную пошлину в сумме 200 руб., уплаченную по квитанции от 03.12.2012.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

4. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

Е.В. Ушакова