АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-10184/2012
«07» февраля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена – 06.02.2013.
Решение в полном объеме изготовлено – 07.02.2013.
В судебном заседании 30.01.2013 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 06.02.2013 до 15 час. 00 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Е.В. Ушаковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Молиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры города Владимира о привлечении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская международная академия туризма» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от прокуратуры города Владимира: ФИО1 – удостоверение ТО № 125804 от 11.07.2012 (сроком действия до 11.07.2015);
от негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская международная академия туризма»: ФИО2 – директора филиала (приказ от 01.07.2010 № 208к), доверенность от 15.05.2012 № 23 (сроком действия по 21.06.2013); ФИО3 – по доверенности от 15.01.2013 № 01 (сроком действия на 1 год);
установил:
прокуратура города Владимира (далее – Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская международная академия туризма» (далее – Учреждение, Академия) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение в отзыве на заявление и дополнениях к нему с предъявленным требованием не согласилось, указав при этом на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Учреждение имеет лицензию от 31.03.2011 № 1074 на осуществление образовательной деятельности.
31.10.2012 Прокуратурой проведена проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе проверки выявлено, что образовательная деятельность осуществляется Академией с нарушением подпунктов «б» и «г» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174, пунктов 7.1, 7.15, 7.16 федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «080200.62 Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 № 544.
Усмотрев в действиях Учреждения признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной правовой нормой.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, арбитражный суд счел заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение о лицензировании).
Подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям отнесено наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Из Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, утвержденных письмом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2011 № 05-4806 следует, что наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования (подпункт «б» пункта 5 Положения) должно подтверждаться документами, указанными в пунктах 6, 6.1, 8 статьи 9, пунктах 1, 8 статьи 15 Закона «Об образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях соответствующих типов, федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях, лицензионных нормативах.
Учреждение в соответствии с лицензией, реализует федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «080200.62 Менеджмент», утвержденный в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2010 № 544 (далее - Стандарт).
В соответствии с пунктом 7.1 Стандарта, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Пунктом 7.15 Стандарта установлено, что раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации основной образовательной программы предусматриваются следующие виды практик: учебно-ознакомительная, производственная.
Конкретные виды практик определяются основной образовательной программой вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
В ходе проверки было выявлено, что в Учреждении отсутствует разработанная и утвержденная в установленном порядке общая образовательная программа бакалавриата, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Пунктом «г» Положения о лицензировании установлено, что к лицензионным требованиям и условиям отнесено наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
В соответствии с пунктом 7.16 Стандарта, преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.
Проверкой установлено, что в Учреждении, в нарушение указанного пункта, ФИО4 преподает дисциплину профессионального цикла «Основы туризма», имея диплом по специальности «История и обществоведение»; ФИО5 преподает дисциплину профессионального цикла «Проблемный туризм», имея базовое образование по специальности «География и экология»; ФИО6, имея базовое образование по специальности «Товароведение», преподает дисциплину профессионального цикла «Этика деловых отношений».
Как следует из пункта 6 Положения о лицензировании, осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Грубым нарушением лицензионных требований и условий является нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.6, частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Фактическим основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административным правонарушениях установлена административная ответственность.
При производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении дела арбитражному суду необходимо установить, имелось ли событие административного правонарушения.
Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 Кодекса.
В силу части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Квалифицирующим признаком объективной стороны данного правонарушения является осуществление Учреждением именно предпринимательской деятельности.
В силу положений части 1 и 2 статьи 46 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Судом установлено, что Учреждение является некоммерческой организацией, негосударственным образовательным учреждением, реализующим основные и дополнительные образовательные программы высшего, послевузовского, среднего и начального профессионального образования, осуществляющим подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы туристского и гостиничного обслуживания, спорта, экономики, права, других отраслей хозяйственной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств (п. 1.1 Устава Учреждения).
В соответствии с пунктом 1.11 Устава Академии основными целями ее деятельности являются: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, среднего, послевузовского, основного и/или дополнительного профессионального образования по образовательным программам туристского профиля; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации в сфере туризма, гостеприимства, экономики, образования, права, спорта и других областях; развитие науки посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; организация и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований и иных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области туристской деятельности, оздоровительной деятельности средствами туризма, а также по проблемам образования в сфере туризма; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
Согласно пункту 8.8 Устава Учреждения, Академия ведет платную образовательную деятельность. Плата взимается с обучающихся за предоставляемые образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность Академии в соответствии с законодательством об образовании не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), на его развитие и совершенствование. Средства, полученные в качестве платы за подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, повышение квалификации и переподготовка кадров, являются целевым взносом на финансирование затрат Академии по обеспечению образовательного, воспитательного процесса, научно-исследовательской работы студентов.
В силу части 1 статьи 47 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, положения Устава Учреждения, представленные в материалы дела финансовые документы Академии: бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2012 года с приложением, бюджет на 2012-2013 учебный год; плановую калькуляцию затрат на установление стоимости обучения для студентов на 2012-2013 учебный год; отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев 2012 года, суд приходит к выводу, что Учреждение не осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратурой не представлено доказательств использования Учреждением полученных доходов не на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что Прокуратурой не доказано наличие в действиях Академии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Отказать прокуратуре города Владимира в удовлетворении требования о привлечении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская международная академия туризма» (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенного по адресу: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Судья Е.В. Ушакова