АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, город Владимир, Октябрьский проспект, дом 14.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир № А11-10306/2012
23 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена – 16 мая 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено - 23 мая 2013 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Тимчука Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лужновым О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Орион" (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного по адресу: 601144, Владимирская область, Петушинский район., <...>) от 13.12.2012 о признании недействительным постановления администрации Петушинского района Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированной по адресу: 601144, Владимирская область, г. Петушки, Советская площадь, д.5) от 26.11.2012 № 2666 "Об отмене постановления главы администрации Петушинского района от 14.08.1992 №245 «О перерегистрации прав на земельный участок крестьянского хозяйства ФИО1", при участии: от заявителя – ФИО1 – глава КФХ «Орион» (приказ №1 от 01.12.1994), ФИО2 (доверенность от 11.01.2013 сроком действия один год); от Администрации – ФИО3 (доверенность от 01.11.2012 №ПУ-5924/01-22 сроком действия один год); от общества с ограниченной ответственностью Агропромышленное объединение «Сплав» - ФИО4 (приказ №2-к от 26.03.2010 и протокол №3 от 29.03.2010); от Совета народных депутатов Петушинского района – не явились, извещены надлежащим образом (телефонограмма от 14.05.2013), информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru (отчёты о публикации судебных актов), установил:
Крестьянское фермерское хозяйство "Орион" (далее – Хозяйство, КФХ "Орион", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Петушинского района Владимирской области (далее - Администрация) от 26.11.2012 № 2666 "Об отмене постановления главы администрации Петушинского района от 14.08.1992 №245 «О перерегистрации прав на земельный участок крестьянского хозяйства ФИО1" (далее – постановление №2666).
В обоснование заявленных требований Хозяйство указывает на то, что изначально спорный земельный участок предоставлен Советом народных депутатов Петушинского района. В свою очередь постановление главы Петушинского района от 14.08.1992 № 245 «О перерегистрации прав на земельный участок крестьянского хозяйства ФИО1» (далее – постановление №245) принято в полном соответствии с положениями действующего на момент его принятия законодательства. На основании данного постановления зарегистрировано право собственности на этот земельный участок.
Администрация не в праве произвольно отменять принятый ранее акт без подтверждения его несоответствия нормам права. Отмена постановления №245 направлена на незаконное прекращение права собственности заявителя. Более подробно позиция Хозяйства изложена в заявлении, письменных уточнениях и дополнениях.
Администрация требования КФХ «Орион» не признала, сославшись на недоказанность последним нарушения его прав оспариваемым постановлением. По мнению Администрации постановление № 245 было отменено в связи с нарушением при его издании статьи 58 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 №1103-1 и статей 4-7 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью Агропромышленное объединение «Сплав» (далее – АПО «Сплав») и Совет народных депутатов Петушинского района (далее – Совет), поддержали позицию Администрации, изложив свои доводы в отзывах.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 15.05.2013 объявлен перерыв до 16.05.2013.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил.
Постановлением Президиума Совета от 21.11.1990 № 103/22 «О прекращении права пользования земельным участком площадью 63,15 га совхоза «Клязьминский»; отнесение указанной площади в земельный запас в целях предоставления земель во владение для организации коллективного крестьянского хозяйства «Альфа» и крестьянского хозяйства гр. ФИО1» ФИО1 в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок площадью 7,78 га для организации крестьянского хозяйства.
Решением исполнительного комитета Совета от 12.12.1990 №387/14 «Об утверждении плана отвода земельного участка площадью 7,0 га под организацию крестьянского хозяйства «Орион» гр. ФИО1» утвержден план отвода земельного участка на местности площадью 7,0 га под организацию крестьянского хозяйства «Орион» ФИО1
14.08.1992 постановлением № 245 «О перерегистрации прав на земельный участок крестьянского хозяйства ФИО1» Администрацией ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок 7,0 га под организацию крестьянского хозяйства и выдан соответствующий государственный акт (бланк №ВЛ-11-28).
01.12.1994 администраций Петушинского района зарегистрировано КФХ «Орион» (свидетельство о государственной регистрации предприятия от 01.12.1994) главой которого является ФИО1 (пункт 4 устава Хозяйства).
26.12.2007 на основании постановления №245 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на данный земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства (кадастровый № 33:13:070203:0264) свидетельство о государственной регистрации права (бланк серии 33АК №359208).
19.01.2009 этот земельный участок разделен на два участка площадью 4000 кв.м., кадастровый номер 33:13:070203:881 и 66000 кв.м., кадастровый № 33:13:070203:880 (кадастровый паспорт земельного участка от 26.05.2010 №33/201/10-11021, свидетельства о государственной регистрации права от 19.01.2009 бланки серии 33АК630765, 33АК630766).
26.11.2012 Администрацией постановлением №2666 отменено постановление №245.
Не согласившись с постановлением № 2666, КФХ «Орион» обратилось в арбитражный суд Владимирской области с настоящим заявлением.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, при рассмотрении данной категории дел суду необходимо установить совокупность двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 48 названного закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
По смыслу указанных норм орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 52, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в порядке искового производства путем предъявления соответствующего иска и не подлежит оспариванию в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам главы 24 АПК РФ.
Вопрос о правомерности принятия постановления N 245, послужившего единственным основанием для регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, должен разрешаться при рассмотрении спора о праве на данный земельный участок.
При наличии зарегистрированного права собственности на земельный участок Администрация не вправе была отменять в порядке самоконтроля ненормативный правовой акт, на основании которого произведена государственная регистрация права, поскольку эти действия выходят за рамки ее компетенции. Рассмотрение указанных вопросов должно осуществляться исключительно судом. Поскольку на момент издания оспариваемого постановления зарегистрированное право собственности не было оспорено в установленном законом порядке, следовательно, у Администрации отсутствовали правовые основания для отмены постановления №245.
Более того, земельный участок площадью 7,0 га право на который возникло на основании данного постановления перестал существовать в результате его раздела.
Фактически постановление № 2666 направлено на прекращение права собственности, в связи с чем, утверждение Администрации о том, что она не нарушила права и законные интересы заявителя, является несостоятельным.
Также суд отклоняет доводы Администрации о незаконности издания постановления №245 ввиду отсутствия у нее таких полномочий и обращения в суд по настоящему делу лица - КФХ «Орион» права которого не нарушены, поскольку право собственности на земельный участок принадлежит гражданину ФИО1
В соответствии со статьей 58 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 №1103-1 гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собственность, пожизненное наследуемое владение или в аренду.
В силу пункта 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или собственности земельных участков.
Предоставление земельных участков для ведения крестьянского фермерского хозяйства осуществлялось по заявлению гражданина решением Совета народных депутатов, в ведение которого находился земельный участок, в пользование (аренду, пожизненное наследуемое владение) или в собственность удостоверялось посредством выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности или подписания договора на аренду земельного участка (пункт 1 статьи 5 и пункт 1 статьи 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Земельный участок предоставлен Советом ФИО1 для организации крестьянского хозяйства в пожизненное наследуемое владение (постановление от 21.11.1990 №103/22, решение от 12.12.1990 №387/14). Уже в последствии, в порядке перерегистрации, Администрация передала ему в собственность этот земельный участок также под организацию крестьянского хозяйства на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 №323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", части 1, 2 статьи 60 Закона РСФСР от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР" (постановление №245) и выдала соответствующий государственный акт (№ВЛ-4-28).
Право собственности ФИО1 на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица.
Земельный участок предоставлялся гражданину ФИО1 именно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с процедурой, установленной действовавшим на тот период законодательством. То есть в первую очередь предоставлялся земельный участок, а потом регистрировалось крестьянское (фермерское) хозяйство.
Таким образом, ФИО1, как руководитель КФХ "Орион", имеющий право действовать от имени КФХ без доверенности, получил в собственность спорный земельный участок.
Исходя из положений Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйствование осуществляется в порядке предпринимательской деятельности без образования юридического лица. При этом, к такой деятельности применимы правила, регулирующие деятельность юридических лиц, а в пункте 3 статьи 23 определено, что КФХ созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2021.
КФХ "Орион" как юридическое лицо не ликвидировано, главой КФХ, представляющим его интересы является ФИО1
Таким образом, предоставление земельного участка соответствует перечисленным выше правовым нормам. Этот участок предназначался для организации крестьянского хозяйства, в связи с чем КФХ «Орион» является надлежащим заявителем по настоящему спору.
На основании изложенного постановление № 2666 противоречит закону и нарушает права и интересы КФХ «Орион» в сфере экономической деятельности.
Иное Администрацией не доказано.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Расходы КФХ «Орион», понесенные им на уплату государственной пошлины при подаче заявления в суд в сумме 2000 руб., в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению ему Администрацией.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным постановление администрации Петушинского района Владимирской области от 26.11.2012 № 2666 "Об отмене постановления главы администрации Петушинского района от 14.08.1992 №245 «О перерегистрации прав на земельный участок крестьянского хозяйства ФИО1".
Взыскать с администрации Петушинского района Владимирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированной по адресу: 601144, Владимирская область, г. Петушки, Советская площадь, д.5, в пользу крестьянского фермерского хозяйства "Орион" (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 601144, Владимирская область, Петушинский район., <...>, государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород), в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья
Н.Г. Тимчук