ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-10545/2022ВП от 03.10.2023 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

3 октября 2023 года                                                                             Дело № А11-10545/2022

Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2023.

В полном объеме решение изготовлено 03.10.2023.

В судебном заседании 19.09.2023 по делу № А11-10545/2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв
до 26.09.2023.

Арбитражный суд Владимирской области в составе

судьи Степановой Р.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бойновой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федерального казенного учреждения "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" (150000, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 23, ОГРН 1127604012315, ИНН 7604229808)

о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (600000,                             г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 29, ОГРН 1133340004401, ИНН 3329056771) исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области", а также исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы;

об обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области";

об обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы.

В судебном заседании приняли участие:

от Федерального казенного учреждения "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" – Маркелова Светлана Геннадьевна (по доверенности от 29.08.2023 № 9/13 сроком действия                     до 31.12.2023),

от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях – не явился, надлежащим образом извещен.

Федеральное казенное учреждение "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее – ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ") обратилось в Арбитражный суд с заявлением от 14.09.2022 № 9/2242, в котором просит  признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях) исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ", а также исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы; обязать МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ"; обязать МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы.

Определением арбитражного суда от 07.02.2023 производство по настоящему делу приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Владимирской области по делу
А82-1238/2023.

Определением арбитражного суда от 10.08.2023 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании представитель ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" поддержал заявленное требование в полном объеме.

МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" требования.

ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" представило в материалы дела возражения на отзыв, в которых указывает на необоснованность доводов МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

Проанализировав доводы участвующего в судебном заседании лица, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области" находится ряд объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Базовая д. 5 (свидетельства о регистрации права от 21.06.2014 76АВ №029545, от 25.06.2013 76-АБ № 740608,                   от 25.06.2013 76-АБ № 740609, от 25.06.2013 76-АБ № 740611, от 25.06.2013 76-АБ                   № 740612, от 25.06.2013 76-АБ № 740613, от 25.06.2013 76-АБ № 740614,                                от 25.06.2013 76-АБ № 740615, от 25.06.2013 76-АБ № 740616, от 25.06.2013 76-АБ                    № 740622). Указанные объекты недвижимого имущества находятся в собственности Российской Федерации.

Теплоснабжение указанных объектов недвижимого имущества осуществляется по сети теплотрассы, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Базовая к дому № 5 (протяженностью 167 метров), принадлежит Российской Федерации, кадастровый номер 76:23:011001:3008, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.09.2021, свидетельство о государственной регистрации права от 08.04.2015 № 76-76/023-76/001/006/2015-910/1 (далее - Теплотрасса).

Исходя из технического плана Теплотрасса проходит от ЦТП "Оборонкомплекс" через узлы (ТК) Ж-3/10А до узла Ж-3/1 ОБ. От узла Ж-3/1 ОБ имеется разветвление: одно направление теплотрассы проходит к дому № 5 по                       ул. Базовая, второе направление - к дому № 5А по ул. Базовая, занимаемому                     ООО "ПСК-Ритм" (ИНН 7602110934, ОГРН 1147602008938). Таким образом, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области" не является единственным получателем тепловой энергии, подаваемой по Теплотрассе. Теплотрасса не является вспомогательным объектом, который обслуживает основные объекты и в соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации не является принадлежностью к главной вещи и не следует ее судьбе.

Однако, в графе 10 "Правообладатель" выписки из реестра федерального имущества от 29.09.2021 № 883/1 указано ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ". В графе 12 выписки "Наименование иного вещного права" указано "Право оперативного управления". Вместе с тем право оперативного управления Теплотрассой за ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" не регистрировалось.

ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" обратилось в Межрегиональное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях с просьбой исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области", а также исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы.

Межрегиональное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях сообщило (исх. от 19.07.2022 № ЗЗ-МР/15582), что для внесения изменений в реестр федерального имущества оснований не имеется.

Полагая, что закрепление за Учреждением права оперативного управления Теплотрассой противоречит положениям части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в части несоответствия целям деятельности ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ", закрепленным в Уставе Учреждения. утвержденном приказом МВД России от 30.03.2012 № 261,                         ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает заявление ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При том обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В территориальной базе федерального имущества, ведение которой осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 года № 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" учитывается объект – сеть теплотрассы с кадастровым номером 76:23:011001:3008, расположенная по адресу: г. Ярославль, Базовая ул. к дому № 5 (РНФИ 12760006038). Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законном порядке, о чем в ЕГРН 08.04.2015 года внесена соответствующая запись регистрации № 76-76/023-76/001/006/2015- 910/1.

Карта сведений об объекте учета РНФИ 12760006038 "Сеть теплотрассы", кадастровый номер 76:23:011001:3008, была учтена в реестре федерального имущества 03.02.2014.

Вступившими в законную силу судебными актами по делам № А11-1610/2021,  А11-3461/2021, А11-7921/2020, А11-7139/2021, имеющими на основании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего спора, установлен факт того, что Теплотрасса находится в собственности Российской Федерации и право оперативного управления Теплотрассой за ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" не зарегистрировано.

В рассматриваемом случае, требования заявителя заявлены об исключении из реестра федерального имущества записи о правообладателе в отношении теплотрассы, расположенной по адресу: г. Ярославль, л. Базовая, д. 5.

Данный отказ МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях нарушает права и законные интересы ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ"в осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах заявление ФКУ "ЦХИСО УМВД РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" подлежит удовлетворению.

С учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд счел необходимым возложить на МТУ РОСИМУЩЕСТВА во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обязанность исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области"; исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области", а также исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы.

2. Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить Теплотрассу из реестра федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ярославской области".

3. Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях исключить из реестра федерального имущества запись о правообладателе в отношении Теплотрассы.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                          Р.К. Степанова