АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А11-10562/2013
12 декабря 2013 года
г. Владимир
(дата изготовления полного текста).
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи Кириловой Елены Александровны ,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Мартинес Лахтинен Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (125993, г. Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 4, ИНН 7710747640, ОГРН 1097746136124)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АНАСТАСИЯ», Владимирская обл. (601650, Владимирская обл., г. Александров, ул. Красный переулок, д. 13/1, ИНН 3301019699, ОГРН 1063339014628) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей сторон
от Росалкогольрегулирования: Баракова М.С., (доверенность от 20.11.2013 № 34),
от ООО «АНАСТАСИЯ»: Головко Л.Н. (доверенность от 10.12.2013)
установил:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «АНАСТАСИЯ» (далее – ООО «АНАСТАСИЯ», общество) к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Общество требования заявителя не признало, указав на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, поскольку по результатам проведенного расследования выяснилось, что продавец Куликова Е.М. приобрела часть водки, находящейся под арестом для собственных нужд и эта продукция на витрины не выставлялась; на алкогольную продукцию водку «Пять озер» емк. 0,5 л, производитель ООО «Омсквинпром», соответствующая документация имеется. Подробно доводы общества изложены в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО «АНАСТАСИЯ» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Владимирской области.
На основании приказа Росалкогольрегулирования от 10.09.2013 № 223 «О проведении мониторинга цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов в организациях розничной торговли, расположенных на территории Владимирской области» административный орган 12.09.2013 проводил мониторинг установленных минимальных цен на водку, коньяк, ликероводочную и другую алкогольную продукцию, крепостью свыше 28 процентов, при реализации алкогольной продукции в розничной торговле на территории Владимирской области.
В ходе указанного мониторинга был установлен факт осуществления оборота (реализации) алкогольной продукции с нарушением правил ее розничной продажи.
При осмотре в магазине «Золотое руно», (арендуемого обществом на основании договора от 01.07.2013), расположенного по адресу: Владимирская область, г. Струнино, ул. Заречная, д. 14, установлено, что в помещении указанного магазина в нарушении пунктов 8, 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171?ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171?ФЗ) общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции без соответствующих товарно-сопроводительных документов, в частности:
– водки «Финская. Серебро», емк. 0,25 л., креп. 40%, дата розлива 25.10.2012, производитель ООО «РАДА», в количестве 30 бутылок;
– водки «Пшеничная», емк. 0,25 л., креп. 40%, дата розлива н/у, производитель ООО «Серебряно-Прудный ЛВЗ», в количестве 2 бутылок;
– водки «Дивная береза», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива н/у, производитель ООО «РОШКА», в количестве 3 бутылок;
– водки «Пять озер», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива н/у, производитель ООО «Омсквинпром», в количестве 4 бутылок;
– напитка винного «Клюква на коньяке», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 16.01.2012, производитель ООО «РАДА», в количестве 8 бутылок;
– водки «Финская. Серебро», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 15.11.2012, производитель «Чегемский винпищепром», в количестве 4 бутылок;
– водки «Финская. Серебро», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 31.10.2012, производитель ООО «РАДА», в количестве 20 бутылок,
Выявленное нарушение зафиксировано в протоколе осмотра от 12.09.2013. Осмотр проведен в присутствии генерального директора ООО «АНАСТАСИЯ» Большаковой Нины Владимировны и понятых Смирнова Д.А., Шишикиной Л.М., что подтверждено их подписями.
Росалкогольрегулирование 12.09.2013 вынесло определение № 133?03/13 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования. В этот же день определение было получено директором ООО «АНАСТАСИЯ», о чем свидетельствует подпись Большаковой Н.В.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, административный орган в отсутствие уполномоченного представителя ООО «АНАСТАСИЯ», надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (телеграмма от 01.11.2013 № 22787/02?02, извещение от 01.11.2013 (вх. № 0209) и телеграмма от 01.11.2013 № 22987/02?02, извещение от 02.11.2013 (вх. № 0102)), составил протокол от 08.11.2013 № 133?03/13?ЮЛ об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности.
Заслушав объяснения и доводы сторон, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оборот – закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона № 171?ФЗ (пункт 16 статьи 1 Закона № 171?ФЗ).
На основании пунктов 1, 2 статьи 10.2 Закона № 171?ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В пункте 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.
В силу пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), предусмотрена в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что в рамках проведения административного расследования определением об истребовании сведений от 12.09.2013 № 131?02/13?4 у общества были истребованы заверенные копии товарно-транспортных накладных (ТТН), справок А и Б к ТТН, удостоверения качества и сертификаты соответствия на алкогольную продукцию, обнаруженную при проведении осмотра помещения магазина «Золотое руно».
ООО «АНАСТАСИЯ» представило товаросопроводительные документы (без ТТН) только на следующую алкогольную продукцию:
– водку «Финская. Серебро», емк. 0,25 л., креп. 40%, дата розлива 25.10.2012, производитель ООО «РАДА», в количестве 30 бутылок;
– напиток винный «Клюква на коньяке», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 16.01.2012, производитель ООО «РАДА», в количестве 8 бутылок;
– водку «Финская. Серебро», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива 31.10.2012, производитель ООО «РАДА», в количестве 20 бутылок.
На остальную алкогольную продукцию документы, предусмотренные законодательством и подтверждающие легальность нахождения в обороте алкогольной продукции, ООО «АНАСТАСИЯ» в ходе административного расследования, проводимого Росалкогольрегулированием, а также при оформлении административным органом протокола не представлены.
В ходе судебного заседания общество, в подтверждение отсутствия своей вины во вменяемом правонарушении, представило необходимый пакет документов на 4 бутылки водки «Пять озер», емк. 0,5 л., креп. 40%, дата розлива н/у, производитель ООО «Омсквинпром».
Вместе с тем из материалов дела следует, что данная алкогольная продукция была изъята по протоколу изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 12.09.2013 № 131?02/13?3 в качестве «проб и образцов» и переданы Федеральному государственному унитарному предприятию «ГОЗНАК» для проведения экспертизы подлинности федеральных специальных марок.
Факт нахождения алкогольной продукции в розничной продаже в магазине «Золотое руно», расположенном по адресу: Владимирская область, г. Струнино, ул. Заречная, д. 14, подтверждается протоколом осмотра от 12.09.2013 и приложенными к нему фотоснимками.
Доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствующих соблюдать установленные законодательством требования, как и отсутствие реальной возможности исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена вменяемая административная ответственность, а также принятие всех зависящих от него мер по их соблюдению судом не установлено и обществом в рассматриваемом случае не представлено.
Вина общества, как условие привлечения к административной ответственности, подтверждается материалами дела; документы, представленные обществом в судебное заседание (приказ от 12.09.2013 № 4 «О создании комиссии и проведении служебного расследования по факту нахождения в помещении магазина незаконной алкогольной продукции»; акт служебного расследования от 13.09.2013; объяснения продавца Куликовой Е.М.; трудовой договор от 01.04.2007 № 22; приказ о приеме работника на работу от 01.04.2007 № 26; договор о полной индивидуальной материальной ответственности от 01.04.2007 № 17), при наличии иных доказательств по делу, факт отсутствия вины общества во вменяемом правонарушении не подтверждают.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «АНАСТАСИЯ» состава административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Процедура административного производства по настоящему делу судом проверена; нарушений не установлено; производство по делу об административном правонарушении велось уполномоченным лицом соответствующего уполномоченного органа.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
При таких обстоятельствах требование административного органа о привлечении ООО «АНАСТАСИЯ» к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.
При назначении административного наказания арбитражный суд, учитывая положения статьи 4.1, части 2 статьи 4.2 (совершение правонарушения впервые) КоАП РФ при отсутствии отягчающих вину обстоятельств, считает возможным применить административный штраф в минимальном размере, установленном в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, то есть в размере 40 000 рублей.
Частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В пункте 1 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ предусмотрено, что реализуемая без соответствия государственным стандартам и техническим условиям алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Такая продукция подлежит направлению на переработку или уничтожению на основании части 12 статьи 27.10 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что руководствуясь статьей 27.14 КоАП РФ Росалкогольрегулирование наложило арест на алкогольную продукцию, на которую отсутствовали товаросопроводительные документы, по списку, приведенному выше.
Указанное отражено в протоколе ареста товаров и иных вещей от 12.09.2013 № 131?02/13?2.
Алкогольная продукция, перечисленная в протоколе ареста, находится на ответственном хранении у ООО «АНАСТАСИЯ», что последнее не отрицает.
В целях проведения экспертизы подлинности ФСМ административный орган отобрал образцы алкогольной продукции (о чем указано в протоколе изъятия вещей и документов от 12.09.2013 № 131?02/12?3).
В силу части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предметы административного правонарушения, оставшиеся у общества на ответственном хранении, подлежат конфискации.
Суд отклоняет довод общества о том, что отсутствие акта проверки является безусловным основанием для признания результатов такой проверки незаконными, как несостоятельный.
Согласно разъяснению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в постановлении от 22.06.2010 № 1130/10 поведение мероприятий по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции относится и к финансовому контролю, закон от 26.12.2008 № 294?ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не может применяться к таким контрольным мероприятиям.
В рассматриваемом случае административный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 28.1 КоАП РФ.
Кроме того, в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 № 29?ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
В пунктах 1, 5 Федерального закона от 30.03.1999 № 52?ФЗ установлено, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредного воздействия.
Следовательно, в подобных случаях нельзя ограничиться лишь формальным подходом и констатацией либо отрицанием наличия акта, без анализирования ситуации в целом, поскольку реализация алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте (о чем также свидетельствует заключение, сделанное по результатам технического исследования, в том числе и относительно 4 бутылок алкогольной продукции, документы на которые общество представило только при рассмотрении дела в суде), может повлиять на жизнь и здоровье неограниченного круга граждан. Более того, необходимо учитывать, что целью применения норм административного законодательства является не только привлечение к ответственности, но и предупреждение правонарушений и недопущения их в будущем иными субъектами.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-168, 202 ? 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Владимирской области
Р Е Ш И Л :
требование Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «АНАСТАСИЯ», расположенное по адресу: Владимирская обл., г. Александров, Красный переулок, д. 13/1 (ИНН 3301019699, ОГРН 1063339014628), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей.
После вступления решения в законную силу конфисковать и уничтожить в установленном порядке алкогольную продукцию, арестованную по протоколу ареста товаров и иных вещей от 12.09.2013 № 131-02/13-2 и находящуюся на ответственном хранении у общества с ограниченной ответственностью «АНАСТАСИЯ»:
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области.
Судья
Е.А. Кирилова
Административный штраф подлежит внесению (перечислению) по следующим реквизитам: получатель УФК по г. Москве (МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, лицевой счет 04731А23290)
ИНН 7710757158, КПП 770301001
ОКАТО 45286585000 ОКВЭД 75.1
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705
БИК 044583001
Расчетный счет 40101810800000010041
КБК 16011608010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».