ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-10616/19 от 11.08.2020 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                                   Дело № А11-10616/2019

18.08.2020

Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2020

Полный текст решения изготовлен 18.08.2020

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи                        Щавлёвой А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казаковой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

заместителя Прокурора Владимирской области (600025, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)           в интересах муниципального образования Кольчугинский район в лице администрации Кольчугинского района (601785, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к муниципальному казенному учреждению "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района"  (601786, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) 

 к обществу с ограниченной ответственностью "Хорс" (601780, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Кольчугинского района Владимирской области (601785, Владимирская область, Кольчугинский район,                          г. Кольчугино, площадь Ленина, д. 2; ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным договора оказания услуг,

при участии в судебном заседании представителей:

от заместителя Прокурора Владимирской области – Ярцев Ю.В., прокурор, по удостоверению;

от муниципального казенного учреждения "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района" – не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства;

от общества с ограниченной ответственностью "Хорс" – ФИО1, по доверенности от 16.01.2019 (сроком действия на 3 года), копия диплома;

от администрации Кольчугинского района Владимирской области –                       не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

установил, что заместитель Прокурора Владимирской области (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования Кольчугинский район в лице администрации Кольчугинского района (далее – администрация Кольчугинского района) к муниципальному казенному учреждению "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района"   (далее – МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района") и обществу с ограниченной ответственностью "Хорс" (далее – ООО "Хорс") о признании договора на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района  от 29.01.2019 № 07-02/606 недействительным.

МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района" в отзыве от 04.10.2019 не согласилось с доводами истца, изложенными в исковом заявлении, полагая, что отсутствие юридического лица созданного как специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории г. Кольчугино и Кольчугинского района противоречит законодательству, а именно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), статье 29 Федерального закона № 8-ФЗ, поскольку в муниципальном образовании имеются организации, оказывающие ритуальные услуги и ими в полной мере обеспечиваются потребности и права граждан-потребителей ритуальных услуг.

Также ответчик пояснил, что договор между МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района" и ООО "Хорс" не противоречит законодательству, а именно, Федеральным законам № 8-ФЗ, № 131-Ф3 и не нарушает публичные интересы муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района.

Федеральные законы № 8-ФЗ, № 131-Ф3 к вопросам местного значения относят организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения и чтобы решить данный вопрос, орган самоуправления вправе применить два предусмотренных законом способа - создать муниципальное предприятие или учреждение либо осуществить закупки соответствующих работ, услуг.

По мнению МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района", правом на иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки по пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершенной с нарушением прав и охраняемых законом интересов третьего лица, равно как и правом на иск о признании такой сделки недействительной, а также правом на иное заявление о недействительности подобной сделки обладает только третье лицо, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены этой сделкой. Интересы муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района права и законные интересы не нарушены. Кроме того, договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района от 29.01.2019 № 07-02/606 заключен на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, которые ни кем не оспорены и являются действующими. По мнению ответчика, муниципальное образование город Кольчугино Кольчугинского района вправе самостоятельно реализовывать в суде свои права и законные интересы и не нуждается в защите со стороны органов прокуратуры.

ООО "Хорс" в отзыве от 07.10.2019 считает, что основания для признания договора от 29.01.2019 № 07-02/606 недействительным отсутствуют, поскольку из системного анализа статей 6, 9, 10, 12 Федерального закона № 8-ФЗ и подзаконных нормативных правовых актов не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен специализированными службами по вопросам похоронного дела, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по оказанию ритуальных услуг.

Третье лицо, администрация Кольчугинского района, в отзыве                     от 19.11.2019 № 3541/01-39 пояснило, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб по вопросам похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий, в том числе определяя лиц, к ведению которых будет относиться выполнение подобных обязанностей.

Статьей 26 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Администрация Кольчугинского района полагает, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых.

Последнее не подразумевает императивной обязанности по созданию в этих целях каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений), организаций, а также по финансированию оказания ритуальных услуг из местного бюджета.

Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. Кроме того, решение данного вопроса местного значения подразумевает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными нормативными правовыми актами (определение порядка деятельности кладбищ, установление перечня, критериев качества и стоимости гарантированных услуг по погребению и т.д.).

Также третье лицо полагает, что ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень, носят некоммерческий характер, поскольку оказываются гражданам безвозмездно. Впоследствии средства, потраченные на оказание этих услуг, возмещаются специализированной организации за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в размере, установленном органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации независимо от реальной себестоимости. По данным третьего лица, ООО "Хорс" обязательства выполняет без каких-либо нареканий. Действующим законодательством предусмотрены различные способы реализации полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, при отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб путём заключения договоров.

По мнению третьего лица,Прокуратура, предъявляя требования о признании недействительным договора от 29.01.2019 № 07-02/606 о порядке оказания гражданам гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению на территории муниципального образования г. Кольчугино Кольчугинского района, заключенного между МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района" и ООО "Хорс", фактически вторглась в сферу действия органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанность по разрешению подобных задач, вследствие чего игнорируется позиция органа местного самоуправления относительно наиболее оптимального варианта распределения функциональных обязанностей.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения сторон по делу, арбитражный суд установил следующее.

Как пояснил истец, Кольчугинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в ходе которой установлено, что 29.01.2019 между МКУ "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района" (заказчик) и ООО "Хорс" (исполнитель) заключен договор № 07-02/606 на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории города Кольчугино.

Согласно пункту 1.2. договора исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района и обязуется своевременно и качественно оказывать услуги по договору в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ; Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 "О защите конкуренции", Гражданским кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025; СанПин 2.1.2882-11, Положением об оказании ритуальных услуг и содержании кладбищ на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района, утвержденным Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 13.08.2014 № 893;

1) предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, по установленным органами местного самоуправления тарифам;

2) оформлять в установленном порядке документы на захоронение;

3) вести учет и контроль захоронений на территории кладбищ, вести книгу регистрации захоронений;

4) осуществлять погребение умерших (погибших) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при их невозможности осуществить погребение, а также погребение умерших (погибших), личность которых не установлена;

5) обеспечивать в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению умерших (погибших);

6) оказывать другие виды ритуальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ, Положением об оказании ритуальных услуг и содержании кладбищ на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района, утвержденным Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 13.08.2014 № 893, иными нормативными правовыми актами.

Срок предоставления услуг: с 27.01.2019 по 26.01.2022 (пункт 2.3. договора).

Пунктом 2.4. договора установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полагая, что заключенная сделка является недействительной в силу ее ничтожности, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Право прокурора на предъявление иска о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления, предусмотрено частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности,   по   созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу статьи 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1)        оформление документов, необходимых для погребения;

2)        предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3)        перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4)        погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ).

Из буквального толкования указанных выше норм следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела.

По смыслу вышеназванных положений законодательства органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).

 Вместе с тем, в рассматриваемом случае в результате заключения оспариваемой сделки функции специализированной организации по вопросам похоронного дела возложены на коммерческую организацию, что противоречит требованиям федерального законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).

При таких обстоятельствах, усматривая что, заключение договора с ООО "Хорс" и передача ему функций специализированной службы не является созданием муниципального учреждения или предприятия, и не соответствует требованиям Федерального закона № 8-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания сделки недействительной в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По заявленным требованиям государственная пошлина составляет 6000 руб. (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Прокурор при подаче иска в суд освобожден от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на каждого из ответчиков подлежит отнесению государственная пошлина в размере 3000 руб.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным договор  на оказание услуг по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Кольчугино Кольчугинского района №07-02/606 от 29.01.2019, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Хорс", г. Кольчугино и муниципальным казенным учреждением "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района",                        г. Кольчугино.

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью "Хорс",                 г. Кольчугино и муниципального казенного учреждения "Управление благоустройства и дорожного хозяйства Кольчугинского района",                       г. Кольчугино с общества с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр", г. Гороховец Владимирской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. с каждого.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

 Судья                                                                                       А.Л. Щавлёва