АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
9 января 2014 года Дело № А11-10776/2013
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Александровской городской прокуратуры (601650, <...>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Благовест плюс" (601655, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие:
Александровская городская прокуратура: ФИО1 – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Владимирской области (служебное удостоверение № 155726, паспорт);
ООО "Благовест плюс": ФИО2 – представитель (доверенность от 24.12.2013 сроком действия один год, паспорт).
Александровская городская прокуратура обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 07.11.2013 № 2-5-2013, в котором просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "Благовест плюс" (далее – ООО "Благовест плюс") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании 25.12.2013, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09.01.2014, представитель заявителя поддержал заявленное требование.
Представитель ООО "Благовест плюс" признал факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом сообщил, что выявленные нарушения устранены; ранее подобных нарушений ООО "Благовест плюс" не допускало; постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Александрова и Александровского района Владимирской области от 27.11.2013 по делу № 5-628/3-2013 руководитель ООО "Благовест плюс" привлечен к административной ответственности в виде штрафа за те же нарушения. Просит учесть указанные обстоятельства при назначении административного наказания.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "Благовест плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 9 по Владимирской области 07.10.2009.
Основным видом деятельности ООО "Благовест плюс" является деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (выписка из единого государственного реестра юридических лиц от 12.11.2013).
ООО "Благовест плюс" имеет лицензию № АСС-33-012911 от 21.12.2009, выданную УГАДН по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указано: Российская Федерация.
21 октября 2013 года Александровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "Благовест плюс" требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации 29.01.2002, выразившиеся в следующем: продолжительность ежедневной работы водителей превысила 10 часов; суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд превысила 90 часов; отсутствие достаточного количества и надлежащего оснащения помещений для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 21.10.2013.
По результатам проверки Александровской городской прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.11.2013
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Благовест плюс" к административной ответственности.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы участвующих в судебном заседании лиц, арбитражный суд считает заявление Александровской городской прокуратуры подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280.
Согласно подпункту "з" пункта 4 данного Положения к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 12.10.1995 № 196?ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с пунктами 7, 8, 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что продолжительность ежедневной работы (смены) водителей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 превышала 10 часов.
Данный факт подтверждается журналом учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, журналом предрейсовых медицинских осмотров водителей; путевыми листами от 17.10.2013 №№ 1635-1638.
Пунктом 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Из имеющегося в материалах дела графика учета рабочего времени водителей ООО "Благовест плюс" на октябрь 2013 года следует, что суммарная продолжительность управления автомобилем за период с 01.10.2013 по 14.10.2013 водителей ФИО7, ФИО8, ФИО6, ФИО5 превысила 90 часов.
Согласно пункту 4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации 29.01.2002, для проведения предрейсовых медицинских осмотров и медицинских освидетельствований необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. Помещение должно быть оснащено следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью (минимальное): кушетка медицинская; письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, настольный коврик, сейф; прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.; прибор для определения паров спирта в вдыхаемом воздухе – 2 шт.; алкометр., экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометр – 2 шт., экспресс-тесты на алкоголь и наркотики – 10 шт.; столик для медицинского оборудования – 1 шт.; шпатели медицинские – 10 шт.; сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.; оборудованная комната для отбора биологических сред.
В нарушение указанного положения на момент проведения проверки, помещение, в котором проводились предрейсовые осмотры, состояло из одной комнаты; отсутствовали: комната для бора биологических сред, настольная лампа, вешалка для верхней одежды, сейф, напольный коврик, термометр, экспресс-тесты на наркотики, столик для медицинского оборудования, сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.
Факт осуществления ООО "Благовест плюс" предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подтверждается материалами дела (постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.11.2013, акт проверки от 21.10.2013, журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, журнал предрейсовых медицинских осмотров водителей, путевые листы, график учета рабочего времени водителей).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, вменяемого ООО "Благовест плюс".
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие т него меры по их соблюдению.
У ООО "Благовест плюс" имелась возможность для соблюдения установленных лицензионных условий при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с этим ООО "Благовест плюс" является виновным в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях ООО "Благовест плюс" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны прокуратуры судом не установлено.
Положениями частей 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.
На основании изложенного, заявление Александровской городской прокуратуры о привлечении ООО "Благовест плюс" к административной ответственности подлежит удовлетворению.
С учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, принимая во внимание совершение правонарушения впервые, а также отсутствие доказательств причинения вреда и имущественного ущерба, арбитражный суд счел возможным применить в данном случае административное наказание в виде предупреждения, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так другими лицами.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью "Благовест плюс" (601655, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Н.Ю. Давыдова