ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-11252/08 от 02.02.2009 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владимир Дело № А11-11252/2008-К2-24/596

“ 09 ” февраля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 2 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 9 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Андриановой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания

судьей Андриановой Н.В.

(указать лицо, которое вело протокол)

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной "Детская одежда" о признании незаконными действий Владимирской таможни выразившихся в том, что Владимирская таможня в нарушение статьей 163, 164 Таможенного Кодекса Российской Федерации не осуществила условный выпуск груза под заявленный таможенный режим (для внутреннего потребления по грузовой таможенной декларации № 10103020/021008/0004974) по истечении срока проверки грузовой таможенной декларации и в продлении 03.10.2008, сроков проверки товара по указанной декларации без достаточных оснований,

  в судебном заседании приняли участие:

от заявителя

- ФИО1 – по доверенности от 11.01.2009;

- ФИО2 – по доверенности от 11.01.2009;

от заинтересованного лица

- ФИО3 – по доверенности от 26.12.2008 № 05-08/965;

- ФИО4 – по доверенности от 26.11.2008 № 05-08/872,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Детская одежда" (далее – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Владимирской таможни (далее – Заинтересованное лицо, Таможня) выраженных в том, что Таможня в нарушение статей 163, 164 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) не осуществила условный выпуск груза под заявленный таможенный режим (для внутреннего потребления по грузовой таможенной декларации 10103020/021008/0004974) по истечении срока проверки грузовой таможенной декларации и в том, что 03.10.2008, Таможня в нарушение статьи 359 ТК РФ продлила сроки проверки товара по указанной грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) без достаточных оснований.

В обоснование своих требований Заявитель указал на то, что у Таможни не было законных оснований для досмотра товара и продления срока таможенного досмотра, поскольку товар был заявлен под таможенный режим "для внутреннего потребления" и в соответствии со статьями 163, 164, 151 ТК РФ, таможенный орган должен был произвести условный выпуск товара.

По мнению Заявителя у Таможни не было правовых оснований для продления срока проверки товара и направления уведомления от 03.10.2008, так как вся необходимая документация была представлена при подаче декларации.

Обществом при подаче декларации были представлены упаковочные листы, в которых указаны грузовые места и содержащиеся в нем оборудование, все ящики были промаркированы с указанием марки находящегося в них товара и номера ящика.

Требование таможни от 10.10.2008 по мнению Общества неправомерно, поскольку всем товарным субпозициям, указанным в требовании, соответствует нулевая ставка ввозной пошлины, следовательно корректировка сведений не могла повлиять на размер таможенных платежей и в силу части 2 статьи 153 ТК РФ требование о корректировке сведений о товарах декларанту не направляется.

Таможня требования Заявителя отклонила, указав при этом на то, что при проверке ГТД № 10103020/021008/0004974 был выявлен профиль риска (заявленные сведения в отношении товаров могут быть недостоверными).

Прямая мера по минимализации данного риска – таможенный досмотр. При досмотре товара было установлено, что товары не размещены на места по отдельным наименованиям, что в силу пункта 2 статьи 359 ТК РФ является основанием для продления проверки. Поскольку проверкой была выявлена неверная классификация товаров, 10.10.2008 таможней было выставлено требование Обществу и предложено произвести корректировку сведений по товарам №№ 3, 4, 6 в соответствии с пунктом 4 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы до 29.01.2009 и 02.02.2009.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Обществом 02.10.2008 на Владимирский таможенный пост Таможни подана ГТД № 10103020/021008/0004974.

По данной ГТД был предъявлен к таможенному оформлению товар девяти наименований, поступивший в адрес Общества из Китая.

03.10.2008 на Владимирский таможенный пост поступила докладная записка ОГО и ТК о необходимости применить прямую меру по минимализации риска № 55/10000/11068/00228-109 "таможенный досмотр" на основании выявленной в автоматизированном режиме общероссийской ориентировки № 25/1000/110608/00005.

При проведении досмотра установлено, что по ГТД заявлено девять наименований товара, к таможенному досмотру предъявлен товар из 40 мест, при этом товар не разделен по местам и наименованиям, что делает невозможным досмотр товара, о чем был составлен акт таможенного досмотра товаров и транспортных средств № 10103020/031008/000510 от 03.10.2008, и, уведомлением от 03.10.2008 Обществу предложено в срок до 14.10.2008 предоставить техническую документацию по сборке товаров, поставляемых в разобранном виде, а именно схему сборки, перечень технологических операций, применяемых при сборке товаров поставленных в разобранном виде и перечень содержимого грузовых мест, в которых расположены разнообразные части товаров.

Таможенный досмотр 03.10.2008 производился в присутствии представителя Общества ФИО2 (доверенность от 26.09.2008 № 26), ему же было вручено уведомление от 03.10.2008. Заявлений о согласовании иного срока для представления документов от Общества не поступало.

В ходе проверки таможенной декларации установлено, что товары № 3, 4, 6 классифицированы неверно и на основании пунктов 1 и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД России должны классифицироваться в других товарных подсубпозициях. В связи с чем, требованием от 10.10.2008 Общество уведомлено о неверной классификации товаров и декларанту было предложено осуществить корректировку сведений по товарам № 3,4,6 и представить дополнительные документы по товару № 5.

После выполнения требований Таможни, 14.10.2008 был произведен досмотр товара, о чем составлен акт от 14.10.2008.

17.10.2008, после внесения Обществом необходимых изменений в ГТД № 10103020/021008/0004974 (дополнение к ГТД, заявление о внесении изменений в ГТД от 17.10.2008, скорректированные сведения по ГТД) выпуск товара был разрешен.

Посчитав действия Таможни незаконными, Общество обжаловало их в арбитражный суд.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, при соблюдении, в частности, следующих условий: если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 ТК РФ; если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).

В силу пункта 1 статьи 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.

При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 3 статьи 153 ТК РФ).

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 статьи 153 ТК РФ, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) с момента представления документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений (пункт 6 статьи 153 ТК РФ).

По смыслу приведенных нормативных положений выпуск товаров сопряжен с определенными результатами таможенного контроля (раздел IV Таможенного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки (пункт 1 статьи 359 ТК РФ).

Таким образом, право декларанта на относительно скорый выпуск товаров обусловлено правом таможни проверить соответствие выпускаемых товаров определенным критериям, имеющим правовое значение. Без должной реализации такого права государственным органом выпуск товаров не допускается. При этом выпуск товаров связан с представлением не любых документов и (или) сведений, а лишь тех, которые необходимы и достаточны для решения вопросов, значимых для таможенного контроля.

Согласно пункту 1 статьи 372 ТК РФ таможенный досмотр может проводиться только в отношении товаров, доступных уполномоченным должностным лицам таможенного органа. Наличие соответствующих товаров предполагается как факт объективной действительности.

В соответствии с частью 2 статьи 372 ТК РФ уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются: сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств; результаты таможенного досмотра (часть 6 статьи 372 ТК РФ).

Системное толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что основными целями таможенного досмотра являются: получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификации товаров и транспортных средств; выявление и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

В соответствии с пунктами 60, 61, 62 раздела VII Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 № 1356 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.

По иным основаниям проведение таможенного досмотра при декларировании и выпуске товаров не допускается.

Решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Уполномоченное должностное лицо при выявлении необходимости разделения предъявленных товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию, согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения, о чем делает запись в акте таможенного досмотра.

Таможенный досмотр (осмотр) осуществляется согласно порядку, установленному статьями 371 и 372 ТК РФ, а также иными нормативными актами ГТК России, не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.

Если при проведении фактического контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (ст. 149 ТК РФ), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции.

В силу пункта 2 статьи 359 ТК РФ таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

По смыслу приведенной нормы праву таможенного органа потребовать от декларанта совершения предусмотренных в пункте 2 названной статьи действий корреспондирует обязанность последнего по выполнению соответствующих операций с товарами.

Как следует из материалов дела решение о проведении таможенного досмотра принято должностным лицом таможенного органа в связи с выявлением риска, содержащегося в профиле риска, устанавливающим проведение таможенного досмотра.

Основанием для продления срока проверки товара и направления Обществу уведомления от 03.10.2008 явилось то обстоятельство, что предъявленные для проверки товары не были разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям.

Согласно пункту 1 статьи 372 ТК РФ таможенный досмотр может производиться только в отношении товаров, доступных уполномоченным должностным лицам органа. Наличие соответствующих товаров предполагается как факт объективной действительности.

При таких обстоятельствах условный выпуск товара в порядке статей 163, 164 ТК РФ под заявленный режим для внутреннего потребления невозможен и действия Таможни по досмотру товара и продлению сроков проверки товара законны и обоснованны.

Согласно статьям 149, 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, декларируемых товаров, несоблюдения условий выпуска, выпуск товаров не осуществляется.

Согласно правилам статей 123, 124 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 127 ТК РФ предусмотрена обязанность декларанта при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 124 ТК РФ перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 3 указанной статьи в таможенной декларации могут быть указаны основные сведения (в том числе в кодированном виде) о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД.

Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК РФ от 21.08.2003 № 915, установлена обязанность по заполнению декларантом графы 33 декларации путем указания десятизначного кода товаров по ТН ВЭД России.

Инструкцией, утвержденной приказом ФТС РФ от 29.09.2004 № 85, установлен порядок классификации товаров таможенным органом.

Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России.

Если вновь определенный код товара в соответствии с ТН ВЭД России влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный таможенный режим, уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, а также требование согласно форме, утвержденной приказом ГТК России от 02.10.2003 № 1096 "Об утверждении форм документов", о необходимости осуществления корректировки заявленных сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем при проверке таможенной декларации было установлена неверная классификация товаров №№3, 4,6.

На основании основных правил интерпретации № 1 и № 6 ТН ВЭД РФ, классификация товара № 3 "Кипоразрыхлитель – машины, подготавливающие пряжу для использования ее на таких станках.." должна быть осуществлена в товарной подсубпозиции 8445190009 ТН ВЭД РФ, товара № 4 "Смеситель – многокамерные пневматические машины для технологического процесса трепания…" – в товарной подсубпозиции 8445190002 ТН ВЭД РФ, товара №6 "пылесос промышленный с автоматическим горизонтальным перемещением…" – в товарной подсубпозиции 8421392001 ТН ВЭД РФ.

При этом в заявлении Общества о выпуске товара в режиме "для внутреннего потребления" коды указанных товаров также указаны неверно, что исключает возможность выпуска товара без соответствующей корректировки.

В связи с чем, Таможней было направлено законное требование от 10.10.2008, и, 17.10.2008 после выполнения указанного требования товар был выпущен.

На основании изложенного, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Андрианова Н.В.