ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-11300/19 от 01.02.2021 АС Владимирской области

г. Владимир       

08 февраля 2021 года                                                 Дело №  А11-11300/2019

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2021. Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2021.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Митропан И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кульковой К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Завод им. В.А. Дегтярева» (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (Владимирская область, Селивановский район, п. Красная Горбатка, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании 501 738 руб. 68 коп. (с учетом уточнения),

при участии:

от открытого акционерного общества «Завод им. В.А. Дегтярева» – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

истец, открытое акционерное общество «Завод им. В.А. Дегтярева» (далее - ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»), обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к ответчику, индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1), с требованием о взыскании 492 373 руб.          49 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800, пени за неисполнение обязательств по оплате за период с 11.05.2019 по 24.07.20149 включительно в сумме 16 526 руб. 79 коп., пени за неисполнение обязательств по оплате за период с 25.07.2019 по день фактической уплаты долга в размере 492 373 руб. 49 коп., исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.

Истец в процессе рассмотрения дела уточнял исковые требования, заявлением (вх. от 22.01.2021) уточнил исковые требования в части размера пени, просит суд взыскать с ответчика   492 373 руб. 49 коп.  платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за 1 квартал 2019 года, 9 365 руб. 19 коп.  пени за неисполнение обязательств по оплате за негативное воздействие на работу ЦСВ и плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за 1 квартал 2019 за период с 11.05.2019 года по 24.07.2019 года включительно; пени за неисполнение обязательств по оплате за период с 25.07.2019 года по день фактической уплаты долга в размере 492 373 руб.49 коп., исходя из 1/130 учетной ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточнение заявленных истцом требований.

Таким образом, заявление подлежит рассмотрению по уточненным требованиям.

Ответчик в письменных отзывах возразил против удовлетворения исковых требований в заявленном размере, в письменном отзыве (вх. от 21.10.2020) ответчик обратил внимание суда, что осуществлял виды деятельности, указанные в пункте 123(4) Правил № 644, объем его водоотведения составлял менее 30 м3/сутки суммарно по всем канализационным выпускам. Ответчик полагает, что производить начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения следует по формуле, содержащейся в данном пункте Правил № 644, то есть расчетным способом.

ИП ФИО1 в дополнении к отзыву (вх. от 26.11.2020) частично признал исковые требования в части взыскания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800 в размере 3815 руб. 40 коп. и пени в размере 55 руб. 96 коп. за неисполнение обязательств по оплате за период с 28.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 3815 руб. 40 коп.

Истец возразил против доводов ответчика, в письменных возражениях (вх. от 22.01.2021) указал, что расчетный способ определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил № 644, применяется при условии соответствия абонента одновременно двум критериям: абонент фактически осуществляет виды деятельности, указанные в пункте 123(4) Правил № 644, в том числе, если данный вид деятельности не является основным; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 м3/сутки суммарно по всем канализационным выпускам или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов. Поскольку вышеуказанный расчетный способ применяется в случаях невозможности выявления негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения на основании декларации о составе и свойствах сточных вод или на основании результатов исследования контрольных проб сточных вод, он не подлежит применению, так как у организации ВКХ имелась техническая возможность выявления негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения путем отбора контрольных проб сточных вод.

ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» в возражениях (вх. от 22.01.2021) ссылается на то, что расчет произведен с учетом норм пункта 123(4) Правил № 644 в предшествующей редакции, действовавшей в спорный период, как не исключающих возможности применения результатов исследования контрольных проб сточных вод абонента при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения применительно к нормам пункта 123 Правил № 644. Факт отбора организацией ВКХ проб из согласованных сторонами контрольных канализационных колодцев  в целях контроля качества отводимых сточных вод ответчика подтверждается актом отбора проб сточных вод № 6 и соответствует положениям  п. 38 Правил № 525. Акт отбора проб подписан представителем абонента без возражений, замечания и дополнения в данный акт не вносились, претензий к процедуре отбора проб ИП ФИО1 не заявлено. Акт отбора проб, в котором отражаются результаты лабораторного анализа сточных вод, является единственным допустимым доказательством, подтверждающим факт отбора проб у абонента и с учетом результатов анализов наличие или отсутствие со стороны абонента превышения концентраций допустимых к сбросу загрязняющих веществ.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие по имеющимся доказательствам.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

08.02.2017 между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) (далее - организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 800, в соответствии с пунктом 1.1 которого организация ВКХ, осуществляющая холодное  водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную есть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

На основании пункта 4 договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2017.

В соответствии с пунктами 7, 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии, с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф на отпуск питьевой воды, установленный Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области № 46/11 от 19.12.2016г., с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. составляет 14,91 руб./м3 (без учета НДС), с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. составляет 16,33 руб./м3 (без учета НДС). Тариф на водоотведение, установленный Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области № 46/11 от 19.12.2016г., с 01.01.2017г. по 30.06.2017г. составляет 17,55 руб./м1 (без учета НДС), с 01.07.2017г. по 31.12.2017г. составляет 19,61 руб./м3 (без учета НДС). Расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения):

50 процентов стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;

оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

В случае если объем фактического потребления холодной воды и (или) оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод), окажется меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации во до про вод но-канализационного хозяйства.

В соответствии с подпунктом «с»  пункта 12, подпункта «д» пункта 13 договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и вправе взымать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведение по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения.

Пунктом 28 договора определено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Пунктом 30 договора установлено, что нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 32 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод.

Пунктами 56-57 договора установлено, что настоящий договор вступает в силу с 01.01.2017 и заключен на срок до 31.12.2017.

 Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 58 договора).

29.12.2018 стороны заключили дополнительное соглашение № 1 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения № 1 к единому договору стороны согласовали, что на основании свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области Ковровского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области от 16.10.2006г. серия ЗЗАК № 212146 и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объект недвижимости от 16.09.2017г. внести изменения в п.1 Предмет договора: ((местом исполнения обязательств по договору являются объекты, <...> ц. 6А; ул. Муромская, д. 6а, строение 1; ул. Муромская, д. 6А, строение 2».

Пунктом 2 дополнительного соглашения № 1 к единому договору установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Коврова от 20.09.2018 № 2290 «Об утверждении ((Правил приёма сточных вод в систему канализации города Коврова» и схемой разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по объектам, расположенным по адресам: <...> приложения №№ 1, 2, 5, 7 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения № 800 от 08.02.2017 изложить в новой редакции.

Согласно пункту 3 дополнительного соглашения № 1 к единому договору настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2019.

Пунктом 5  дополнительного соглашения № 1 к единому договору стороны согласовали, что остальные условия единого договора остаются в силе и исполняются сторонами без изменений.

В рамках контроля состава стоков организация ВКХ произвела отбор проб в контрольном колодце, согласованном сторонами, составила акт от 17.01.2019 № 6 отбора  проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения. Акт подписан представителями сторон.

На основании анализа сточных вод, выполненного экологической лабораторией ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева», выявлено превышение сброса загрязняющих веществ (акт приемки проб № 04-К/1 от 17.01.2019, протокол результатов анализа сточной воды № 11-П/1 от 25.01.2019).

В связи с результатами производственного контроля и анализа проб сточной воды, ИП ФИО1 начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года на сумму 487 150 руб. 75 коп., а также плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через центральную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года  в размере 5 222 руб. 74 коп., выставлены счета-фактуры на оплату от 30.04.2019 №П01 21905092 и  от 30.04.2019 №П01 21905233.

В связи неоплатой ответчиком задолженности, истец направил ему претензию от 20.06.2019 № 27-3-162, оставленную абонентом без удовлетворения.

Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы сторон, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в числе которых поименованы договоры.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Истцом в рамках настоящего дела заявлены требования о взыскании с ИП ФИО1 платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года и  платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через центральную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года.

Согласно пункту 25 Правил № 644 (здесь и далее – в редакции, действовавшей в спорный период) абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Подпунктом «и» пункта 35 Правил № 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению № 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

В соответствии с пунктом 111 Правил № 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Подпунктами «в», «г» пункта 36 Правил № 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Подпунктом «б» пункта 113 Правил № 644 установлено, что значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

 Согласно пункту 118 Правил № 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее − плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В соответствии с пунктами 4.1.7. и 4.2.4 заключенного сторонами договора ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» обязано осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов по составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

 Согласно пункту 38 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее – Правила № 525, действовавшие в спорный период) результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

В целях контроля качества отводимых сточных вод ответчика истцом 17.01.2019 отобраны пробы сточных вод, что подтверждается представленным в материалы дела актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, протоколом результатов анализа сточной воды № 11-П/1 от 25.01.2019.

По результатам анализа проб сточных вод зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по содержанию загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Истец, руководствуясь результатами испытаний проб сточной воды, произвел расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, содержащейся в пункте 123 Правил № 644.

Ответчик, не оспаривая результаты анализов проб, указывает, что относится к категории абонентов, для которых законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, в связи с чем, при начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необходимо руководствоваться формулой, содержащейся в пункте 123(4) Правил № 644.

Согласно пункту 123(4) Правил № 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1,где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Исходя из изложенной нормы расчетный способ определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил № 644, применяется при условии соответствия абонента одновременно двум критериям:

 1) абонент фактически осуществляет виды деятельности, указанные в пункте 123(4) Правил № 644, в том числе, если данный вид деятельности не является основным;

 2) объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов.

Однако, если организация ВКХ произвела отбор сточных вод вышеуказанных абонентов с целью определения значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами № 644 и Правилами № 525 (в случае наличия технической возможности отбора проб), то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, указанной в пункте 123 Правил № 644.

С учетом вышеизложенного, при одновременном наличии указанных выше условий (факторов): наличия технической возможности отбора проб сточных вод абонента; осуществления отбора в отдельном контрольном канализационном колодце (на отдельном канализационном выпуске) абонента, к которому отсутствует подключение иных абонентов; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб.м./сутки; абонент относится к предприятиям с определенным в пункте 123(4) Правил № 644 видом деятельности, расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в соответствии с пунктом 123 Правил № 644.

Довод ответчика о том, что то при начислении платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения результаты  отбора проб не имеют правового значения, в обоснование чего ссылается на положения пункта 123(4) Правил N 644, является необоснованным и противоречащим нормам материального права.

По смыслу норм, регулирующих способы определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, расчетный способ определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, применяется в случаях невозможности выявления негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения на основании декларации о составе и свойствах сточных вод или на основании результатов исследования контрольных проб сточных вод. Вместе с тем, расчетный способ определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, применяется при условии соответствия абонента одновременно двум указанным в данном пункте критериям.

 Кроме того, суд отмечает, что постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившем в силу 03.06.2020, в Правила № 644 были внесены изменения: в частности пункт 123(4) дополнен следующим абзацем: «В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил».

Указанное свидетельствует о правомерном толковании норм пункта 123(4) Правил № 644 в предшествующей редакции, действовавшей в спорный период, как не исключающих возможности применения результатов исследования контрольных проб сточных вод абонента при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения применительно к нормам пункта 123 Правил № 644.

В соответствии с Постановлением Администрации Владимирской области от 26.05.2017  № 441 «Об утверждении порядка взимания платы зa сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Владимирской области» с учетом Постановления Администрации города Коврова от 20.09.2018 года № 2290 «Об утверждении «Правил приема сточных вод в систему канализации города Коврова» ИП ФИО2 были установлены нормативы сброса сточных вод по объему и по составу в соответствии с приложением №6 и приложением № 7 к договору).

В связи с тем, что абонентом были нарушены нормативы водоотведения по составу сточных вод, ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» в соответствии с указанными нормативами был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения за 1 квартал 2019 и выставлен счет на сумму 5 222 руб. 74 коп.

Оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что требование о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800 предъявлено истцом правомерно и подлежит удовлетворению в размере 487 150 руб. 75 коп. требование о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года на сумму 5 222 руб. 74 коп. также является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

Ответчик заявил о признании исковых требований в части взыскания платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоснабжения за 1 квартал 2019 года  в размере 3815 руб. 40 коп., пени в размере 55 руб. 96 коп. за неисполнение обязательств по оплате за период с 11.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 3 815 руб. 40 коп.

Поскольку признание иска не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, а также не нарушает права и законные интересы других лиц, арбитражный суд принимает частичное признание ответчиком исковых требований.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил суду доказательств  оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года в размере 487 150 руб. 75 коп. за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через централизованную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года на сумму 5 222 руб. 74 коп. в полном объеме.

Таким образом, суд считает, что исковые требования о взыскании пени также являются обоснованными.

В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должник обязан уплатить кредитору, предусмотренную договором неустойку (штраф, пеню).

Пунктом 53 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня
наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Согласно пункту 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании подпунктов «е», «т» пункта 14 договора абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту; соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

Согласно п. 8 договора оплата зa фактически поданную холодную воду и оказанные услуги водоотведения осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Расчет платы за негативное воздействие па работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией,  осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счет (п. 119 Правил № 644).

Истец также предъявил требование о взыскании с ответчикапени за неисполнение обязательств по оплате долга в размере 492 373 руб. 49 коп. за период с 25.07.2019 по день фактической оплаты,  исходя из 1/130 учетной ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты.

Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.

Материалы дела свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком условий вышеуказанного договора по внесению платыза негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800, платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через центральную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года. Следовательно, истец правомерно предъявил требование о взыскании пени за просрочку оплаты.

Факт наличия задолженности по внесению платыза негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800, платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через центральную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года подтвержден материалами дела.

Представленный истцом расчет судом проверен и признан арифметически верным.

Доказательства оплаты пени в добровольном порядке ответчиком суду не представлены.

При указанных обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 9 237 руб. 13 коп. за неисполнение обязательств по оплате за период с 28.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 487 150 руб. 75 коп., пени в размере 128 руб. 06 коп. за неисполнение обязательств по оплате за период с 11.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 5 222 руб. 74 коп., пени за неисполнение обязательств по оплате долга в размере 492 373 руб. 49 коп. за период с 25.07.2019 по день фактической оплаты,  исходя из 1/130 учетной ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика в пользу истца в размере 12 980 руб.

  Государственная пошлина в сумме 143 руб., излишне уплаченная истцом по платежному поручению от 26.07.2019 № 19579, а  также государственная пошлина в сумме 55 руб., уплаченная истцом по платежному поручению от 26.07.2019 № 19579, подлежит возврату ему из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 17, 49, 110, 167-170, 176, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу открытого акционерного общества «Завод им. В.А. Дегтярева» плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 1 квартал 2019 года по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 № 800 в размере 487 150 руб. 75 коп., плату за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через центральную систему водоотведения за 1 квартал 2019 года  в размере 5 222 руб. 74 коп., пени в размере                9 237 руб. 13 коп. за неисполнение обязательств по оплате за период с 28.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 487 150 руб. 75 коп., пени в размере 128 руб. 06 коп. за неисполнение обязательств по оплате за период с 11.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 5 222 руб.               74 коп., пени за неисполнение обязательств по оплате долга в размере 492 373 руб. 49 коп. за период с 25.07.2019 по день фактической оплаты,  исходя из 1/130 учетной ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, расходы на оплату  государственной пошлины в размере  12 980 руб.

Исполнительный лист выдается в порядке, предусмотренном статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

2. Возвратить открытому акционерному обществу «Завод им. В.А. Дегтярева» из федерального бюджета государственную пошлину в размере           143 руб., излишне уплаченную им по платежному поручению от 26.07.2019 № 19579.

Подлинное платежное поручение от 26.07.2019 № 19579 на уплату государственной пошлины остается в материалах дела в связи с частичным возвратом истцу государственной пошлины.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

3. Возвратить открытому акционерному обществу «Завод им. В.А. Дегтярева» из федерального бюджета государственную пошлину в размере           55 руб., уплаченную им по платежному поручению от 26.07.2019 № 19579, на основании подпункта 2 пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подлинное платежное поручение от 26.07.2019 № 19579 на уплату государственной пошлины остается в материалах дела в связи с частичным возвратом истцу государственной пошлины.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород,  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

   Судья                                                                                      И. Ю. Митропан