600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-11718/2021
21.02.2022
Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2022.
Полный текст решения изготовлен 21.02.2022.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Андрианова П.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (601501, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области (601501, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) от 07.07.2021 № 537 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области вернуть в бюджет муниципального района взысканный штраф.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица – ФИО1 (доверенность от 02.02.2022).
Суд установил:
администрация муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 07.07.2021 № 537 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (далее также - Решением); обязании Инспекции вернуть в бюджет муниципального района взысканный штраф.
В обоснование предъявленного требования заявитель указал, что у Инспекции не было обоснованной необходимости получения документов именно в Администрации. По мнению заявителя, у Администрации истребованы документы, не относящиеся к категории документов, необходимых для расчета налоговых обязательств, при этом истребуемая рабочая документация размещена в открытом доступе на интернет портале https://w\v\v.gov-zakupki.ru.
Кроме того, Администрация указала, что налоговый орган допустил процессуальные нарушения, выразившиеся в невручении ей акта от 24.05.2021 № 1439, необеспечении возможности представить письменные возражения по акту, а также неизвещении органа местного самоуправления о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Инспекция в судебном заседании и письменном отзыве от 14.10.2021 № 02-06/07693 считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав на законность и обоснованность оспариваемого Решения.
Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя по имеющимся в нем материалам.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Инспекцией на основании поручения от 24.03.2021 № 2295 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области в адрес Администрации в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от 26.03.2021 № 546 о представлении документов (информации), касающихся деятельности ООО "Промстройинвест" в связи проведением выездной налоговой проверки в отношении данной организации.
Указанным требованием у Администрации истребованы документы: договор со всеми изменениями, дополнениями и приложениями с генподрядчиками ООО "Промстройинвест" на выполнение строительных работ на объекте строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области; акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; общий журнал работ (форма КС-6) по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; общий и (или) специальный журнал учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства утвержденный и введенный в действие Приказом №7 от 12.01.2007 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 по контрагенту ООО "Промстройсинвест"; Акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образов (проб) применяемых строительных материалов, результатов проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов по строительству объекта "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области за период с 01.08.2016 по 30.09.2017 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; локальный сметный расчет на объект строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области; Акты приемочной комиссии (форма КС- 14) по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области за период 01.08.2016 по 30.09.2017; разрешение на строительство на объект строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области;разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области; Акты проверок (протоколы, предписания) "Инспекции государственного строительного надзора" или иных контролирующих органов осуществляющих контроль проведения СМР на объекте "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской за период с 01.08.2016 по 30.09.2017; протоколы согласования субподрядчиков ООО "Промстройинвест" по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Также указанным требованием у Администрации истребована информация о Ф.И.О. физических лиц, которые от имени заказчика совместно с представителями подрядчика осуществляли технический и производственный контроль качества строительно-монтажных работ, а также производили проверку соответствия используемых подрядчиком строительных материалов и оборудования на строительной площадке по объекту строительства "Школа-сад" пос. Великодворский, Гусь-Хрустального района Владимирской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация должна была представить указанные документы и информацию в течение пяти рабочих дней со дня получения требования, то есть не позднее 07.04.2021.
Требование о представлении документов (информации) от 26.03.2021 № 546 отправлено Администрации по телекоммуникационным каналам связи 30.03.2021 и получено 31.03.2021, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
Письмом от 31.03.2021 № 119/03-22 Администрация отказала в предоставлении истребованных документов (информации) со ссылкой на положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях о защите информации", поскольку в них имеется информация, в том числе о коммерческой и иной деятельности третьих лиц, служебная, внутренняя и внешняя переписка, которая не относится к информации о деятельности органа местного самоуправления.
Таким образом, запрошенные документы не были представлены Администрацией в установленный срок.
Признав отказ в представлении документов (информации) необоснованным, должностное лицо Инспекции составило акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 24.05.2021 № 1439.
По результатам рассмотрения указанного акта и приложенных к нему документов и материалов заместитель начальника Инспекции 07.07.2021 принял Решение, которым Администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации и ей, с учетом применения обстоятельства, смягчающего ответственность (социальный характер деятельности), назначен штраф в размере 5 000 руб.
Апелляционная жалоба Администрации на вышеуказанное решение Инспекции оставлена без удовлетворения решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 23.08.2021 № 13-15-04/9892@, решение Инспекции от 07.07.2021 № 537 вступило в законную силу 23.08.2021 со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом.
Полагая, что оспариваемое Решение является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуют документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации), Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней или в тот же срок сообщает, что не располагает требуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 93.1 настоящего Кодекса).
В пункте 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 100.1 настоящего Кодекса).
В пункте 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 10 статьи 101.4 Кодекса).
В силу пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что требование Инспекции от 26.03.2021 № 546 о представлении документов (информации) было направлено Администрации в связи с проведением выездной налоговой проверки в отношении ООО "Промстройинвест". Администрация наличие хозяйственных отношений с указанным обществом не оспаривает.
Данное требование направлено Администрации по телекоммуникационным каналам связи 30.03.2021 и получено последней 31.03.2021, что не отрицается заявителем, подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. Кроме того, в ответ на данное требование Администрацией в адрес Инспекции направлен отказ от 31.03.2021 № 119/03-22 в предоставлении документов и информации.
Таким образом, Администрация в установленный законом срок истребуемые документы (информацию) в налоговый орган не представила.
Направленное в адрес Администрации налоговым органом требование имело своей целью выяснение конкретных обстоятельств в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика.
При этом суд исходит из того, что определение необходимости в истребовании тех или иных документов, информации при проведении налоговой проверки, отнесено к компетенции налогового органа. Доказательства отсутствия испрашиваемых документов и информации Администрацией в материалы дела не представлены.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что отказ Администрации в предоставлении документов и информации со ссылкой положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях о защите информации", является неправомерным, поскольку основан на неправильном применении норм права.
Требование от 26.03.2021 № 546 содержит необходимые сведения (данные), позволяющие определить, что документы (информация) истребуются в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий; в требовании Инспекция указала наименование документов; период, за который истребуются документы; конкретный объект строительства, к которому истребуемые документы и информация имеют непосредственное отношение.
Таким образом, требование Инспекции от 26.03.2021 № 546 соответствует положениям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размещение рабочей документации в открытом доступе на интернет портале https://www.gov-zakupki.ru не отменяет исполнение требований пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о нарушении порядка вручения акта налоговой проверки и не извещении его о времени и месте рассмотрения материалов рассмотрен и отклонён судом, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Как обоснованно отмечает Инспекция, Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 24.05.2021 № 1439, направлен в адрес Администрации по телекоммуникационным каналам связи 26.05.2021 и получен 27.05.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
Рассмотрение материалов проверки было назначено на 07.07.2021 в 14 час. 20 мин. по адресу нахождения Инспекции, что подтверждается извещением от 24.05.2021 № 701, направленным по телекоммуникационным каналам связи и полученным адресатом 27.05.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
Вместе с тем после получения акта налоговой проверки и извещения о вызове в налоговый орган Администрация не воспользовалась правом на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки 07.07.2021, также ею не было заявлено ходатайство о продлении срока рассмотрения материалов проверки или представления возражений на акт налоговой проверки.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Довод заявителя о том, что привлечение главы администрации района к административной ответственности по основаниям, указанным в акте, является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, также подлежит отклоняется судом.
Постановлением судьи судебного участка № 5 г. Гусь-Хрустальный от 06.07.2021 по делу № 5-279-5/2021 глава администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, по основаниям, указанным в акте.
Пунктом 4 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
При этом привлечение главы администрации района к административной ответственности как должностного лица не лишает налоговые органы права привлечь к налоговой ответственности юридическое лицо, совершившее нарушение.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к выводу о правомерности привлечения Администрации к налоговой ответственности, установленной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья П.Ю. Андрианов