600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 19
тел. (4922) 47-23-65, 47-23-41, факс (4922) 47-23-98, http://vladimir.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-11719/2021
"14" декабря 2021 года
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи
Ушаковой Е.В., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело
по заявлению администрации муниципального образования
Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (601501, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Карла Либкнехта, д. 6; ОГРН 1023300594591, ИНН 3314900103) о признании незаконным
и об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области (601501, Владимирская область,
г. Гусь-Хрустальный, ул. Рязанская, д. 12; ОГРН 1043300400000,
ИНН 3304003601) от 07.07.2021 № 536 о привлечении лица
к ответственности за налоговое правонарушение; об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области вернуть в бюджет муниципального района взысканный штраф,
без вызова сторон,
установил:
администрация муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области (далее – Инспекция, налоговый орган) от 07.07.2021 № 536 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об обязании Инспекции вернуть в бюджет муниципального района взысканный штраф.
В силу пункта 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч рублей;
Определением суда от 24.09.2021 дело назначено к рассмотрению
в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии
со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии
с частью 3 настоящей статьи.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании норм главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся документам.
Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается
к делу (часть 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
22.11.2021 судом подписана резолютивная часть решения
по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
07.12.2021 от Администрации поступило заявление от 30.11.2021
№ 424/03-12 о составлении мотивированного решения.
В части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощённого производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
В связи с заявленным ходатайством суд счел необходимым изготовить мотивированное решение.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования Администрация указала, что у Инспекции не было обоснованной необходимости получения документов именно в администрации района. У Администрации истребованы документы, не относящиеся к категории документов, необходимых для расчета налоговых обязательств. Истребуемая рабочая документация размещена в открытом доступе на интернет портале https://w\v\v.gov-zakupki.ru.
Кроме того, налоговый орган допустил процессуальные нарушения, что выразилось в не вручении акта от 24.05.2021 № 1438 Администрации и не обеспечению возможности представить письменные возражения по акту от 24.05.2021 № 1438. Также Администрация указала на не извещение органа местного самоуправления о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Заявитель обратил внимание суда на то, что на основании протокола об административном правонарушении, составленным должностным лицом Инспекции, глава администрации района привлечен к административной ответственности по основаниям, указанным в акте.
Указанные выше обстоятельства, по мнению Администрации, являются основанием для признания решения Инспекции от 07.07.2021 № 536 незаконным.
Налоговый орган в отзыве от 13.10.2021 № 02-06/07656 просил отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Инспекцией на основании поручения от 24.03.2021 № 2342 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области в адрес Администрации в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование от 26.03.2021 № 547 о представлении документов (информации), касающихся деятельности ООО "Промстройинвест" в связи проведением выездной налоговой проверки в отношении данной организации.
Указанным требованием у Администрации истребованы следующие документы: общий журнал работ по форме КС-6 по объекту строительства "Центр культурного развития" по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Красное Эхо, ул. Школьная за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; общий и (или) специальный журнал учета выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденный и введенный в действие приказом № 7 от 12.01.2007 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по объекту строительства "Центр культурного развития" по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район пос. Красное Эхо, ул. Школьная, за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образов (проб) применяемых строительных материалов, результатов проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов по объекту строительства "Центр культурного развития" по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Красное Эхо, ул. Школьная за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; локальный сметный расчет на объект строительства "Центр культурного развития" по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Красное Эхо, ул. Школьная; акты приемочной комиссии (форма КС-14) по указанному объекту строительства за период с 01.04.2018 по 31.03.2019 по контрагенту "Промстройинвест"; разрешение на строительство объекта "Центр культурного развития" по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Красное Эхо, ул. Школьная; разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта строительства; акты проверок (протоколы, предписания) Инспекции государственного строительного надзора или иных контролирующих органов, осуществляющих проведение СМР на объекте "Центр культурного развития" по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Красное Эхо, ул. Школьная, за период 01.04.2018 по 31.03.2019 по контрагенту ООО "Промстройинвест"; протоколы согласования субподрядчиков ООО "Промстройинвест" по объекту строительства "Центр культурного развития" адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, пос. Красное эхо, ул. Школьная.
Также указанным требованием у Администрации истребована информация о Ф.И.О. физических лиц, которые от имени заказчика совместно с представителями подрядчика осуществляли технический и производственный контроль качества строительно-монтажных работ, а также производили проверку используемых подрядчиком строительных материалов и оборудования на строительной площадке по объекту строительства "Центр культурного развития".
Данные документы и информацию Администрация в соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должна была представить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования, то есть не позднее 07.04.2021.
Требование о представлении документов (информации) от 26.03.2021 № 547 отправлено по телекоммуникационным каналам связи 30.03.2021, получено Администрацией 31.03.2021, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
В установленный срок запрошенные документы не представлены.
Письмом от 31.03.2021 № 120/03-22 за подписью главы администрации района со ссылкой на положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях о защите информации" налоговому органу отказано в предоставлении запрашиваемых документов и информации, поскольку в них имеется информация, в том числе о коммерческой и иной деятельности третьих лиц, служебная, внутренняя и внешняя переписка, которая не относится к информации о деятельности органа местного самоуправления.
Признав отказ в представлении документов (информации) необоснованным, должностное лицо Инспекции составило акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 24.05.2021 № 1438.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместитель начальника Инспекции принял решение № 536 от 07.07.2021 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", согласно которому Администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом применения обстоятельства, смягчающего ответственность (социальный характер деятельности), штраф уменьшен в 2 раза и составил 5000 руб.
Апелляционная жалоба Администрации на вышеуказанное решение Инспекции оставлена без удовлетворения решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 23.08.2021 № 13-15-04/9893®, решение Инспекции от 07.07.2021 № 536 вступило в законную силу 23.08.2021 со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом.
Полагая оспариваемое решение незаконным по вышеизложенным основаниям, Администрация обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуют документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации), Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней или в тот же срок сообщает, что не располагает требуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 93.1 настоящего Кодекса).
В пункте 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 100.1 настоящего Кодекса).
В пункте 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: 1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 10 статьи 101.4 Кодекса).
В силу пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Судом установлено и материалам дела не противоречит, что требование Инспекции от 26.03.2021 № 547 о представлении документов (информации) было направлено Администрации в связи с проведением выездной налоговой проверки в отношении ООО "Промстройинвест". Администрация наличие хозяйственных отношений с названным обществом не оспаривает.
Данное требование направлено Администрации по телекоммуникационным каналам связи 30.03.2021 и получено последней 31.03.2021, что не отрицается заявителем, подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. Кроме того, в ответ на данное требование Администрацией в адрес Инспекции направлен отказ от 31.03.2021 № 120/03-22 в предоставлении документов и информации.
Таким образом, Администрация в установленный законом срок истребуемые документы (информацию) в налоговый орган не представила.
Направленное в адрес Администрации налоговым органом требование имело своей целью выяснение конкретных обстоятельств в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика.
Определение необходимости в истребовании тех или иных документов, информации при проведении налоговой проверки, отнесено к компетенции налогового органа.
Доказательств отсутствия испрашиваемых документов и информации Администрацией в материалы дела не представлено. Напротив, заявителем в адрес налогового органа направлен отказ в предоставлении документов и информации со ссылкой положения Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях о защите информации", которые для рассматриваемых отношений правового значения не имеют.
Требование от 26.03.2021 № 547 содержит необходимые сведения (данные), позволяющие определить, что документы (информация) истребуются в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий; в требовании Инспекция указала наименование документов; период, за который истребуются документы; конкретный объект строительства, к которому истребуемые документы и информация имеют непосредственное отношение.
Таким образом, требование Инспекции от 26.03.2021 № 547 соответствует положениям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Размещение рабочей документации в открытом доступе на интернет портале https://www.gov-zakupki.ru не отменяет исполнение требований пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о нарушении порядка вручения акта налоговой проверки и не извещении его о времени и месте рассмотрения материалов подлежит отклонению арбитражным судом, как не соответствующий фактическим обстоятельствам.
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 24.05.2021 № 1438, направлен в адрес Администрации по телекоммуникационным каналам связи 26.05.2021, получен 27.05.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
Рассмотрение материалов проверки было назначено на 07.07.2021 в 14 час. 00 мин. по адресу нахождения Инспекции, что подтверждается извещением от 24.05.2021 № 700, направленным по телекоммуникационным каналам связи и полученным адресатом 27.05.2021, что подтверждается квитанцией о приеме.
После получения акта налоговой проверки и извещения о вызове в налоговый орган Администрация не воспользовалась правом на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки 07.07.2021, также ею не было заявлено ходатайство о продлении срока рассмотрения материалов проверки или представления возражений на акт налоговой проверки.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Довод заявителя о том, что привлечение главы администрации района к административной ответственности по основаниям, указанным в акте, является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, также подлежит отклонению судом.
Постановлением судьи судебного участка № 5 г. Гусь-Хрустальный от 06.07.2021 по делу № 5-280-5/2021 глава администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, по основаниям, указанным в акте.
Пунктом 4 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Привлечение главы администрации района как должностного лица к административной ответственности не лишает налоговые органы права привлечь к налоговой ответственности юридическое лицо.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о правомерности привлечения Администрации к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 71, 201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
отказать администрации муниципального образования
Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области
в удовлетворении заявленного требования.
По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому
в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы
в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.В. Ушакова