ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-11785/06 от 11.12.2006 АС Владимирской области

г. Владимир Дело № А11-11785/2006-К2-25/694

“ 18 ” декабря 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2006.

Полный текст решения изготовлен 18.12.2006.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Мокрецовой Т.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мокрецовой Т.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-

эксплуатационного предприятия о признании незаконным решения межрайонной

инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Владимирской области

от 06.09.2006 № 33,

при участии представителей:

от заявителя – Заремук Т.В. – по доверенности от 29.09.2006 № 1724/04;

от заинтересованно лица – Гущиной А.М. – по доверенности от 20.06.2006 № 20927;

Медведковой О.А. – по доверенности от 10.10.2006 № 03/03-06/22745;

Смирновой О.Н. – по доверенности от 13.11.2006 № 03-06/25216;

Мозговой А.А. – по доверенности от 20.09.2006 № 20926;

установил.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.12.2006 был объявлен перерыв на 11.12.2006 в 11 часов 45 минут.

Муниципальное унитарное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (далее – Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Владимирской области (далее – Инспекция) от 06.09.2006 № 33.

В обоснование заявленного требования Предприятие указывает на необоснованность выводов Инспекции о неправомерном отнесении на внереализационные расходы полученных из бюджета средств от несбалансированности тарифов на теплоэнергию в размере 9 557 065 руб. 82 коп. и средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные жилищно-коммунальные услуги для отдельных категорий граждан в размере 3 267 673 руб..

По мнению Предприятия, названные суммы относятся к средствам целевого бюджетного финансирования, перечисляемым на покрытие убытков от реализации услуг по государственным регулируемым тарифам и являются доходом, не учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, как имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

Предприятие считает, что в соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации оно является бюджетополучателем и поэтому сумма дотаций (субсидий, компенсаций), равная 2 320 000 руб., предоставленных бюджетом на покрытие фактически полученных убытков, также не должна включаться в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2003 год.

В качестве правового обоснования Предприятие сослалось на статьи 41, 247, 251, 265 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 6, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральные Законы от 12.01.2005 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и др.

Инспекция требование Предприятия не признала, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

При этом Инспекция, сославшись на статьи 252, 265 Налогового кодекса Российской Федерации, указала на неправомерность отнесения Предприятием на внереализационные расходы средств в сумме 9 557 066 руб., недопоступивших из бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами за 2003 год, вызванных несбалансированностью тарифов на теплоэнергию.

Названные суммы, как считает Инспекция, не являются убытками Предприятия, экономически не обоснованы и не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

По мнению Инспекции, Предприятие необоснованно отнесло на внереализационные расходы недопоступившие из бюджета средства в сумме 3267 673 руб. в связи с применением льготных тарифов для отдельных категорий граждан, поскольку самостоятельно предоставленные Предприятием льготы гражданам, являются экономически необоснованными и не могут включатся в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Также Инспекция считает, что сумма 2 320 000 руб., поступившая Предприятию из бюджета на покрытие убытков прошлых лет на содержание жилого фонда, не может рассматриваться ни в качестве целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений из бюджета, поскольку целевой характер выплат определяется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении полученных расходов.

Указанная позиция, как пояснила Инспекция, изложена в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 98.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела Инспекцией с 01.06.2006 по 04.08.2006 проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем составлен акт от 14.08.2006 № 18.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Предприятие неправомерно не включило в состав выручки от реализации разницу в ценах на теплоснабжение (отопление и подогрев воды) в размере 9 557 066 руб., и стоимость оказанных жилищно-коммунальных услуг в размере 3 267 673 руб., поступивших из бюджета, а также необоснованно занизило доходы на сумму фактически полученных сумм из бюджета на содержание жилого фонда в размере 2 320 000 руб., что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2003 год в общей сумме 3 634 737 руб.

По результатам налоговой проверки руководителем Инспекции 06.09.2006 принято решение № 33 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 726947 руб. 40 коп., а также о перечислении в срок, указанной в требовании, суммы неполностью уплаченного налога на прибыль за 2003 год в размере 3634 737 руб. и соответствующих ему пеней в размере 1 333 035 руб. 22 коп.

Предприятие, не согласившись с указанным решением, обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд считает требование Предприятия необоснованным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Пунктами 1, 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Из анализа приведенных норм следует, что доходом налогоплательщика является выручка от реализации как товаров, так работ и услуг. Указанные товары, работы и услуги могут быть произведены как самим налогоплательщиком, так и приобретены им у третьих лиц.

Как видно из Устава Предприятия, утвержденного распоряжением Управления муниципальным имуществом г.Владимира от 25.07.2003 № 446, предметом, целью и видом деятельности Предприятия являются: обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами, услугами по техническому обслуживанию жилого фонда и услугами по сбору платежей за коммунальные услуги (пункты 5.1, 5.3 Устава).

Таким образом, основной деятельностью Предприятия является содержание жилого фонда по государственным регулируемым ценам, тарифам и обеспечение потребителей теплоэнергией.

Во исполнение установленных Уставом целей Предприятие заключило договоры с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг, а именно, с муниципальным унитарным предприятием «Тепловые сети» от 01.07.1998 № 98 и муниципальным унитарным предприятием «Теплосервис» от 01.01.2002 № МЖФ 8 на отпуск и обеспечение теплоэнергией в горячей воде для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения.

Из указанных договоров следует, что Предприятие выступает в роли жилищно-эксплуатационной организации, участвующей в расчетах по коммунальным услугам с конечными потребителями (гражданами).

При этом Предприятие осуществляет расчеты за тепловую энергию и с предприятиями-поставщиками, предъявляя населению счета за отопление и горячую воду по регулируемым тарифам, установленным муниципальным образованием, с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Таким образом, Предприятие выступает в качестве самостоятельного субъекта как по отношению к муниципальным унитарным предприятиям «Тепловые сети», «Теплосервис», так и к населению. Исходя из этого для населения Предприятие является поставщиком жилищно-коммунальных услуг, оказываемых по утвержденным постановлением главы г.Владимира от 26.12.2002 № 309 ценам (тарифам).

Из имеющихся в деле материалов следует, что в 2003 году Предприятием из местного бюджета получено финансирование в сумме 2 320 000 руб. на покрытие убытков прошлых лет по услугам на содержание жилого фонда, оказанным гражданам (выписка из приказа от 30.12.2003 № 689, платежные поручения от 28.01.2003 № 16, 23.01.2003 № 6, 25.02.2003 № 6), которая Предприятием не была включена а налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Кроме того, в 2003 году на расчетный счет Предприятия поступила сумма

9 557 065 руб. на покрытие убытка от реализации услуг по государственным регулируемым тарифам, которая, по мнению Предприятия, является его доходом, не учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 14 пунктом 1 и пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы налогоплательщика в виде имущества полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению.

Полученные Предприятием средства в сумме 9 557 065 руб. 87 коп., как выпадающие доходы от несбалансированности тарифов, и 2 320 000 руб., как убытки, образовавшиеся при применении регулируемых цен (тарифов), не могут рассматриваться ни как средства целевого финансирования, ни как целевые поступления из бюджета, в связи с тем, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями, либо если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Средства, получаемые Предприятием из бюджета (справка о распределении финансирования по статье "Дотация на покрытие убытков муниципальных предприятий от содержания жилого фонда" за октябрь 2003 года", платежные поручения от 20.10.2003 №№ 806, 506) , в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные определенной категории граждан по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот (письма администрации г.Владимира от 26.02.2004 № ГПУ-83-02-51, 25.02.2004 № 237/01, 10.02.2004 № 37-66/227), подлежат учету в составе доходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В данном случае Предприятие оказывало коммунальные услуги населению в соответствии с уставной деятельностью и не приобретало товары (работы, услуги).

Указанные средства, полученные Предприятием из бюджета, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные им услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели и могут использоваться получателем по своему усмотрению.

При этом факт получения Предприятием из бюджета средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги по теплоснабжению и обслуживанию жилого фонда в виду применения регулируемых цен и льгот сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у Предприятия дохода (экономической выгоды) от реализации данных услуг.

Таким образом, средства, полученные Предприятием из бюджета в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также на возмещение неполученной платы за услуги, оказанные по льготным тарифам, подлежат учету в составе доходов от реализации при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Следовательно, Предприятие неправомерно занизило налогооблагаемую прибыль на сумму полученных из бюджета денежных средств в возмещение не поступившей от населения платы за отопление в связи с несбалансированностью тарифов и содержание жилого фонда в связи с предоставлением услуг по льготным ценам для отдельных категорий граждан.

С учетом изложенного Предприятию правомерно начислен налог на прибыль за 2003 год в суммах 2 293 696 руб. по несбалансированным тарифам и в сумме 356 800 руб. по разнице в тарифах в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

На основании изложенного, доводы Предприятия о правомерности отнесения им на внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, сумм 9 557 065 руб. 85 коп. и 2 320 000 руб., поступивших по статье расходов бюджета "Дотация на покрытие убытков прошлых лет муниципальным предприятиям", арбитражный суд считает несостоятельным.

Таким образом, решение Инспекции в этой части соответствует налоговому законодательству.

В части, касающейся доначисления Предприятию налога на прибыль в сумме 784 241 руб. за 2003 год, решение Инспекции также является правомерным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 265 Налогового кодекса Российской Федерации к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном налоговом периоде, по перечню, указанному в пункте 2 настоящей статьи.

Предприятием в 2003 году получен убыток, то есть имеет место превышение расходов над доходами при оказании коммунальных услуг льготной категории граждан в соответствии с действующим законодательством.

При этом общая сумма самостоятельно представленных Предприятием льгот гражданам по состоянию на 01.01.2004 составила 3 267 672 руб. 87 коп.

Федеральными законами, устанавливающими льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, определено, что источником компенсации указанных льгот являются средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, организациям, осуществляющим реализацию коммунальных услуг населению, сумма, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по названным услугам, должна возмещаться из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Предприятие в 2003 году на основании Федеральных законов от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и других предоставило льготы инвалидам Российской Федерации, женам умерших военнослужащих, ветеранам труда и т.д., получающим пенсии МВД Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Минобороны Российской Федерации, не прошедшим регистрацию в органах социальной защиты населения.

Указанные услуги названной категории граждан были предоставлены Предприятием самостоятельно, в бюджете Владимирской области на 2003 год сумма компенсаций в размере 3 267 673 руб. 73 коп. не были предусмотрены, о чем свидетельствуют карточки по расчетам за 2003 год, акты сверок расчетов за 2004, 2005 год, договоры, а поэтому из бюджета не компенсировались.

Указанная сумма в проверяемый период ни Управлением социальной политики г. Владимира, ни Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира из бюджета не возмещалась, о чем свидетельствуют письма Инспекции от 30.06.206 № 10-14/303/14117 и Управления социальной политики г. Владимира от 10.07.2006 № 15-01-19/1674.

Данный факт Предприятием не опровергается и подтверждается материалами дела (расчет суммы убытка, протокол заседания комиссии от 15.01.2004 № 1, приказ от 16.01.2004 № 31/а/03, журналы-ордера за декабрь 2003 года, выписка из приказа начальника Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации г.Владимира, письма Предприятия от 13.02.2004 №195/01, 25.02.20040№ 237/01, 30.03.2004 № 357/01, письмо администрации г.Владимира от 10.02.2004 № 37-06/227).

Следовательно, убыток в сумме 3 267 673 руб. 73 коп., возникший в результате разницы в цене по причине предоставления льгот определенной категории граждан, в соответствии со статьями 252, 265 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть включен в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу.

На основании изложенного, вывод Инспекции о занижении налога на прибыль в 2003 году на сумму 784 241 руб. является правомерным.

С учетом изложенного, доводы Предприятия, указанные в заявлении, судом не принимаются как несостоятельные.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине полностью относятся за счет Предприятия.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Мокрецова Т.М.