ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-11791/07 от 05.02.2008 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-11791/2007-К2-28/118/29

“ 06 ” февраля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2008.

Полный текст решения изготовлен 06.02.2008.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.02.2008 объявлен перерыв до 13 час.15 мин. 06.02.2008.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Н.Г.Тимчука

при ведении протокола судебного заседания

судьей Н.Г. Тимчуком,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муромского городского прокурора о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Братство", предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии представителей:

от заявителя

- прокурора Грушиной Е.В. (удостоверение №154313),

от заинтересованного лица – генерального директора ФИО1 (паспорт <...>, выдан УВД округа Муром 27.10.2005, решение учредителя от 01.12.2004)

установил.

Муромская городская прокуратура (далее – Прокуратура) в лице Муромского городского прокурора обратилась с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Братство» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение градостроительного законодательства, выразившегося в строительстве 5-ти этажного жилого дома по адресу: район пересечения улиц Первомайская – Пролетарская в городе Муром Владимирской области, без разрешения на строительство.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании факт совершения правонарушения не оспорил и пояснил, что Общество ведет строительство указанного жилого дома, является застройщиком (заказчиком) строительства и лицом непосредственно осуществляющим строительство. К началу строительства все необходимые документы присутствовали, кроме разрешения на строительство. На момент проверки строительство велось, а именно, был вырыт котлован и уложен фундамент здания. 14.01.2008 разрешение на строительство получено.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей, арбитражный суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2004 межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №4 по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером <***>. У Общества имеется лицензия от 05.03.2005 серии Д №552065 на осуществление строительства зданий и сооружений Iи II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Для осуществления строительства Обществу предоставлен в аренду соответствующий земельный участок площадью 3868 кв.м с кадастровым номером 33:26:02 09 06:0025 (постановление главы администрации округа Муром от 02.07.2007 № 1594 и договор аренды №8925 от 02.07.2007).

06.12.2007 Прокуратурой проведена проверка соблюдения Обществом градостроительного законодательства по адресу: район пересечения улиц Первомайская – Пролетарская в городе Муром. В ходе проверки установлено, что Обществом на указанном земельном участке ведется строительство 5-ти этажного жилого дома – выкопан котлован, заложен фундамент здания, что зафиксировано в акте проверки от 06.12.2007 без разрешения на строительство.

При участии генерального директора Общества Муромским городским прокурором вынесено постановление от 10.12.2007 о возбуждении производства об административном правонарушении, выразившемся в осуществлении строительства жилого дома в отсутствие соответствующего разрешения на строительство, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 9.5.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что послужило поводом для обращения в суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.5.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1,2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Судом установлено и представителями сторон подтверждается, что Обществом на момент проведения проверки (06.12.2007) велись работы по строительству 5-ти этажного жилого дома по адресу: район пересечения улиц Первомайская – Пролетарская в городе Муром.

В соответствии с пунктами 10, 13, 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Согласно пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно - монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно - технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика - застройщика.

Таким образом, выполнение любых строительных работ по созданию объекта капитального строительства без разрешения на строительство образуют состав названного правонарушения.

Объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения состоит не только в отсутствии разрешения на строительство, но и в совершении лицом действий по осуществлению строительства объекта капитального строительства, в ведении текущей деятельности по строительству объекта, в данном случае – 5-ти этажного жилого дома, без разрешения.

Факт ведения строительных работ на момент проверки без разрешения генеральным директором Общества не оспаривается (протокол судебного заседания от 05.02.и 06.02. 2008, акты на скрытые работы №1 от 06.08.2007, №2 от 29.08.2007, №5 от 07.12.2007, №7 от 04.10.2007, объяснение от 10.12.2007). Подтверждением строительства Обществом капитального объекта, требующего получения разрешения, и отсутствие такого разрешения в момент проверки Прокуратурой является выданное Обществу 14.01.2008 разрешение на строительство.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом установлено событие административного правонарушения и факт его совершения заинтересованным лицом, наличие оснований для составления постановления об административном правонарушении и привлечения Общества к административной ответственности, проверены полномочия Прокуратуры (статья 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При рассмотрении вопроса о сроке привлечения к ответственности суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Для длящегося правонарушения характерны такие признаки, как продолжающееся противоправное поведение вопреки указанию правовой нормы и непрекращающееся причинение вреда общественным отношениям, являющимся объектом соответствующего правонарушения, а также непрерывное осуществление состава правонарушения в течение определенного периода времени и актуальность исполнения соответствующего требования законодательства.

Как отмечалось выше объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса, составляют строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство, что выражается в ведении текущей деятельности по созданию здания, строений, сооружений (или их реконструкция или капитальный ремонт). Такая деятельность является содержанием строительства и осуществляется, на протяжении всей процедуры создания объекта вне зависимости от стадии строительства, начиная от подготовительных и вспомогательных работ и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поэтапное строительство с получением разрешения на отдельные этапы градостроительным законодательством не предусмотрено, также не предусмотрен конкретный срок получения разрешения на строительство, Законом установлена лишь обязанность получить разрешение до начала строительства либо не приступать к строительству без такого разрешения под угрозой привлечения к ответственности.

Таким образом, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса, является длящимся, срок привлечения к ответственности следует исчислять со дня обнаружения правонарушения.

Как указано в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2, при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Из материалов дела следует, что днем обнаружения правонарушения является 06.12.2007, когда работниками Прокуратуры был установлен факт осуществления Обществом строительства объекта без разрешения на строительство, т.е. двухмесячный срок давности на момент рассмотрения дела не истек. Факт осуществления строительных работ до проверки, во время нее и после проверки Обществом также не оспаривается.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил, что правонарушение допущено Обществом виновно, поскольку оно не предприняло все зависящие от него меры для соблюдения градостроительного законодательства.

Оснований для применения в деле нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд не установил.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, требование заявителя о привлечении к административной ответственности заинтересованного лица подлежит удовлетворению.

Учитывая добровольное устранение Обществом допущенного нарушения (получение разрешения на строительство на момент рассмотрения дела в арбитражном суде), совершение правонарушения впервые суд счел возможным применить в отношении Общества минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине арбитражным судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Братство", зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №4 по Владимирской области, свидетельство серии 33 №001018401 от 30.11.2004 (ОГРН <***>), место нахождения: <...> к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, на следующие реквизиты: получатель: ИНН <***>, КПП 332801001 УФК по Владимирской области (Финуправление администрации г.Владимира), ОКАТО 17401000000, счет 40101810800000010002, в ГРКЦ ГУ Банка Росси по Владимирской области, г.Владимир, БИК 041708001, КБК 09211690040040000140.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.Г.Тимчук