АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-11827/2018
13 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2019.
Полный текст решения изготовлен 13.03.2019.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Андрианова П.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Поляковой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М" (123112, <...>, этаж 13, помещение III, комната 6А, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения Владимирской таможни (600005, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.07.2018 № 10103000/210/250718/Т000085/0001,
третьи лица:
- общество с ограниченной ответственностью "Таможенный представитель" (191036, <...>, пом. 1Н, ОГРН <***>, ИНН <***>);
- общество с ограниченной ответственностью "Сиситема ИТ" (129085, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
при участии представителей:
от заинтересованного лица – ФИО1 (доверенность от 20.12.2018 № 05-54/152 сроком действия до 31.12.2019), ФИО2 (доверенность от 14.01.2019 № 05-54/19 сроком действия до 31.12.2019), ФИО3 (доверенность от 17.12.2018 № 05-54/131 сроком действия до 31.12.2019), ФИО4 (доверенность от 14.01.2019 № 05-54/15 сроком действия до 31.12.2019),
от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Таможенный представитель", – ФИО5 (доверенность от 25.01.2018 № 95 сроком действия три года);
от общества с ограниченной ответственностью "Сиситема ИТ" – не явились, извещены надлежащим образом.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М", г. Москва, (далее также – заявитель, Общество, ООО "Интерпайп-М") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании недействительным решения Владимирской таможни (далее также – заинтересованное лицо, таможенный орган, Владимирская таможня) от 25.07.2018 № 10103000/210/250718/Т000085/0001.
В обоснование заявленного требования Общество сообщило, что обжалуемое решение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на заявителя обязанность по уплате антидемпинговых пошлин (без учета пени) в размере 52 747 097,64 руб., не подлежащих уплате.
При этомООО "Интерпайп-М" указало, что заключение эксперта № 48/636 от 01.06.2018 не является допустимым и надлежащим доказательством и, соответственно, выводы, содержащиеся в указанном заключении, не являются основанием для принятия оспариваемого решения.
Также заявитель пояснил, что ввезённый Обществом товар не является трубами общего назначения, поскольку ГОСТ 23270-89 распространяется на трубы-заготовки, применяемые для изготовления изделий механической обработкой, и не распространяется на трубы общего назначения, соответственно товар Заявителя не является трубами общего назначения.
Заинтересованное лицо в отзыве от 01.10.2018 № 05-17/15975, в дополнениях к отзыву от 13.11.2018 № 05-17/18867, от 28.11.2018 № 05-17/19843, от 11.12.2018 № 05-17/20900 заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, общество с ограниченной ответственностью "Таможенный представитель", в судебном заседании, в отзывах от 22.01.2019 № 10, от 24.01.2019 № 11 поддержало позицию заявителя.
Третье лицо, общество с ограниченной ответственностью "Сиситема ИТ", в судебное заседание не явилось, письменное заключение на заявление не представило.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Владимирской таможней проведена внеплановая выездная проверка достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров в части правомерности исчисления и своевременности уплаты таможенных и иных платежей (антидемпинговых пошлин) при таможенном декларировании товаров "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89", "трубы стальные бесшовные горячедеформированные", страна происхождения Украина, производители: ООО "ИНТЕРПАЙП НИКО ТЬЮБ" и ПАО "ИНТЕРПАЙП НТЗ", ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и продекларированных ООО "Интерпайп-М" в регионе деятельности Владимирской таможни по ДТ №№ 10103080/040716/0008894, 10103080/080716/0009828, 10103080/080716/0009909, 10103080/080716/0009847, 10103080/110716/0010088, 10103080/180716/0011308, 10103080/250716/0012595, 10103080/280716/0013368, 10103080/030816/0014306, 10103080/080816/0014824, 10103080/090816/0015098, 10103080/100816/0015519, 10103080/160816/0016415, 10103080/310816/0018889, 10103080/010916/0018954, 10103080/070916/0019912, 10103080/090916/0020514, 10103080/111016/0025874, 0103080/111016/0025963, 10103080/111016/0026064,10103080/181016/0027281, 10103080/201016/0027863, 10103080/241016/0028283, 10103080/250117/0002766, 10103080/030317/0009017, 10103080/100317/0009965, 10103080/190417/0016873, 10103080/200417/0017114, 10103080/030517/0019240, 10103080/150517/0020993, 10103080/240517/0022980, 10103080/140617/0026430, 10103080/220617/0027968, 10103080/300617/0029422, 10103080/130717/0031873, 10103080/270717/0034227, 10103080/310717/0034814, 10103080/080817/0036226,10103080/080716/0009971, 10103080/110716/0010043, 10103080/130716/0010562, 10103080/190716/0011538, 10103080/280716/0013372, 10103080/010816/0013671, 10103080/050816/0014567, 10103080/080816/0015005, 10103080/090816/0015212, 10103080/120816/0015762, 10103080/260816/0018175, 10103080/310816/0018924, 10103080/050916/0019536, 10103080/070916/0020078, 10103080/230916/0022883, 10103080/111016/0025878, 10103080/111016/0025984, 10103080/121016/0026280, 10103080/181016/0027318, 10103080/211016/0027921, 10103080/031116/0030510, 10103080/020217/0004148, 10103080/060317/0009295, 10103080/100317/0010018, 10103080/190417/0017068, 10103080/200417/0017252, 10103080/040517/0019594, 10103080/160517/0021447, 10103080/290517/0023849, 10103080/190617/0027195, 10103080/270617/0028806, 10103080/070717/0030735, 10103080/130717/0031737, 10103080/280717/0034366, 10103080/030817/0035381, 10103080/090817/0036438,10103080/080716/0009992, 10103080/110716/0010177, 10103080/130716/0010709, 10103080/220716/0012312, 10103080/280716/0013355, 10103080/030816/0014293, 10103080/050816/0014629, 10103080/090816/0015041, 10103080/100816/0015277, 10103080/160816/0016420, 10103080/300816/0018610, 10103080/010916/0018941, 10103080/060916/0019607, 10103080/080916/0020311, 10103080/111016/0025873, 10103080/111016/0025885, 10103080/111016/0026057, 10103080/171016/0026929, 10103080/191016/0027438, 10103080/211016/0028176, 10103080/160117/0001137, 10103080/070217/0004876, 10103080/090317/0009634, 10103080/160317/0011235, 10103080/190417/0016878, 10103080/260417/0018121, 10103080/120517/0020665, 10103080/220517/0022544, 10103080/080617/0025736, 10103080/210617/0027850, 10103080/300617/0029420, 10103080/130717/0031782, 10103080/240717/0033547, 10103080/310717/0034780, 10103080/080817/0036203, 10103080/150817/0037376, 10103080/170817/0037861, 10103080/170817/0037862, 10103080/040917/0040928, 10103080/060917/0041369, 10103080/060917/0041373, 10103080/060917/0041378, 10103080/041017/0046380, 10103080/261017/0050838 (далее - 98 ДТ).
По результатам проверки, оформленным актом от 25.07.2018 № 10103000/210/250718/А000085, Владимирской таможней выявлены факты нарушений Обществом действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (статей 106, 136 ТК ЕАЭС (статей 181,211 ТК ТС)), Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов спальных труб в Таможенном союзе", связанные с неприменением антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702, при ввозе товаров, "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89", страна происхождения - Украина, продекларированных в регионе деятельности Владимирской таможни по 98 ДТ.
На основании указанного акта и материалов проверки уполномоченным лицом принято решение по результатам выездной таможенной проверки от 25.07.2018 № 10103000/210/250718/Т000085/0001 (далее также - Решение), согласно которому Владимирская таможня решила: применить антидемпинговую пошлину в размере 19,4 % в отношении товаров "Трубы-заготовки для механической обработки ГОСТ 23270-89", ввезенных ООО "Интерпайп-М" и продекларированных по 98 ДТ, установленную Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе"; неуплаченная в установленный срок сумма антидемпинговых пошлин в отношении товаров, продекларированных по 98 ДТ, составляет 52 747 097,64 рублей; принять меры по доначислению и взысканию антидемпинговых пошлин и пени в отношении вышеуказанных товаров, продекларированных по 98 ДТ, в порядке, установленномправом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом Таможенный орган исходил из того, что по результатам анализа документов, представленных при таможенном декларировании и полученных в ходе выездной таможенной проверки, Владимирской таможней установлено, что товары, продекларированные ООО "Интерпайп-М", произведены одними и теми же производителями, ввезены на таможенную территорию ЕАЭС в рамках одного контракта, при таможенном декларировании, в ходе выездной таможенной проверки представлена одна и та же техническая документация (в том числе сертификаты качества, ГОСТ 23270-89, инспекционные сертификаты), в том числе содержащая одну и ту же информацию о марках стали, способе производства, сортаменте труб (диаметр х толщина стенок), а также соответствии проверяемых товаров ГОСТу 23270-89, декларируемые ООО "Интерпайп-М" в подсубпозициях 7304391000 и 7304591000 по ТН ВЭД ЕАЭС являются идентичными (по форме изделия, способу производства, физико-химическим показателям (в том числе стали), предназначению, области применения, соответствию ГОСТу 23270-89) независимо от поставок.
В соответствии с пояснениями ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 7304391000 "Изделия из черных металлов. Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): прочие, круглого поперечного сечения из железа или нелегированной стали: необработанные, прямые, с равномерной толщиной стенки для использования исключительно в производстве труб другого сечения и с другой толщиной стенки) и 7304591000 (Изделия из черных металлов. Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): прочие, круглого поперечного сечения из других видов легированных сталей: необработанные, прямые, с равномерной толщиной стенки для использования исключительно в производстве труб другого сечения и с другой толщиной стенки) включаются трубы бесшовные стальные трубы, которые обычно изготавливаются путем прошивки и горячей прокатки или прошивки и горячего волочения, обычно они называются "заготовками" и предназначены для того, чтобы быть превращенными в трубы другого профиля и с другой толщиной стенок с меньшими допустимыми отклонениями размера.
Применительно к группе 73 ТН ВЭД ЕАЭС выражение "трубы и трубки" имеют следующие значения: "Концентрические полые изделия постоянного поперечного сечения только с одной замкнутой полостью вдоль всей их длины и имеющие одинаковые по форме внутреннюю и наружную поверхности. Стальные трубы в основном круглого, овального, прямоугольного (включая квадратное) поперечного сечения, но, кроме того, они также могут иметь поперечное сечение равностороннего треугольника и других правильных выпуклых многоугольников. Они могут быть полированными, с покрытием, изогнутыми (включая смотанные трубы), иметь резьбу и быть сочлененными или нет, просверленными, иметь суженную часть, быть развальцованными, обработанными на конус, снабженными фланцами, втулками или кольцами.
Таким образом, подсубпозициями 7304391000 и 7304591000 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются товары, представляющие собой только горячедеформированные концентрические полые изделия постоянного поперечного сечения только с одной замкнутой полостью вдоль всей их длины и имеющие одинаковые по форме внутреннюю и наружную поверхности, бесшовные из черных металлов.
В соответствии с Решением Комиссии ТС № 702 в отношении горячедеформированных труб общего назначения диаметром до 820 мм. включительно, происходящих из Украины и классифицируемых кодами товарных позиций 7304, 7305 и 7306 по ТН ВЭД ТС, установлены антидемпинговые пошлины на товары, произведенные ПАО "Интерпайп НТЗ", ООО "Интерпайп Нико Тьюб", в размере 19.4 % от таможенной стоимости товаров.
Согласно ГОСТу 23270-89 изделия, изготавливаемые в соответствии с данным стандартом, являются не просто заготовками (например, литые заготовки в виде штанг), а трубами - то есть концентрическими полыми изделиями постоянного поперечного сечения только с одной замкнутой полостью вдоль всей их длины и имеющими одинаковые по форме внутреннюю и наружную поверхности. По всему тексту ГОСТа 23270-89 изделия именуются именно "трубами". Определение труб содержится в пояснении к группе 73 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе выездной таможенной проверки Владимирской таможней также получена информация о направлении Белгородской таможней в рамках таможенного контроля после выпуска товаров в отношении идентичных по своим характеристикам, в том числе, в соответствии с ГОСТом 23270-89 товаров, продекларированных в регионе деятельности Белгородской таможни с товарами, продекларированными по 98 ДТ, запроса в Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (письмо Белгородской таможни от 2 марта 2018 года № 02-16/6742 "О представлении информации"), с целью получения пояснений: об отнесении трубной продукции, производимой в соответствии с ГОСТ 23270-89, к горячедеформируемым трубам общего назначения, а также о применении в отношении указанных товаров антидемпинговой пошлины, установленной Решением № 702.
Письмом от 29.03.2018 № 501-4/212 центральное межрегиональное территориальное управление Федерального сообщило, что запрос Белгородской таможни от 2 марта 2018 года № 02-16/6742 "О предоставлении информации", перенаправлен для рассмотрения по подведомственности в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов и имеет право давать юридическим и физическим липам разъяснения по вопросам сферы своей деятельности.
На запрос Белгородской таможни от 02.03.2018 № 02-16/6742 "О предоставлении информации" от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии письмом от 26 апреля 2018 года № 6468-ДТ/ОЗ "По ГОСТ 2370-89", подписанным заместителем начальника Управления технического регулирования и стандартизации, предоставлена информация, что трубы, производимые в соответствии с ГОСТ 23270-89, относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, а по вопросу обложения вышеуказанных товаров антидемпинговой пошлиной, сославшись на Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, предложено обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Также Белгородской таможней в соответствии со статьёй 347 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в направлен запрос от 27.03.2018 № 02-16/9559 о предоставлении информации с целью получения пояснений о применении в отношении труб-заготовок, производимых в соответствии с ГОСТ 23270-89, антидемпинговой пошлины, установленной Решением № 702 в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
В соответствии с пунктом 5.8.11 положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет представление в установленном порядке предложений о целесообразности применения антидемпинговых мер в отношении импорта товаров, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На запрос Белгородской таможни от 27.03.2018 года от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации письмом от 17.05.2018 № 30737/03 предоставлена информация о том, что по мнению Департамента международного сотрудничества Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Контролируемые товары подпадают под действие Решения Комиссии ТС № 702 и подлежат обложению антидемпинговой пошлиной, с рекомендацией обратиться по данному вопросу в Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № Д24и-895 в адрес главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы направлено письмо Департамента зашиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2016 года № 14-381, которым Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии отмечает, что объект действия антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии ТС № 702, в соответствующей части определен как горячедеформированные трубы общего назначения диаметром до 820 миллиметров, и, соответственно, ссылка на стандарты ГОСТ 8731-74, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 23270-89 и ГОСТ Р 53383-2009 в описании товара повлечёт сужение круга труб, подпадающих под действие антидемпинговой меры и создаст возможность для ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза труб, являющихся горячедеформированными трубами общего назначения, без уплаты антидемпинговой пошлины в случае указания в представляемых при таможенном декларировании документах иной нормативно-технической документации (иных стандартов либо технических условий, разрабатываемых украинскими производителями).
С целью идентификации товаров "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89, номинальный наружный диаметр труб 299 мм" страна происхождения Украина, производитель - ПАО "ИНТЕРПАЙП НТЗ" (идентичных по своим техническим характеристикам, в том числе в соответствии с ГОСТом 23270-89, товарам, продекларированным по 98 ДТ), продекларированных ООО "Интерпайп-М" по ДТ № 10103080/140717/0032002, должностными лицами Владимирского таможенного поста (ЦЭД) Владимирской таможни принято решение о назначении таможенной экспертизы.
В соответствии с заключением эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 18.08.2017 № 12403010/0026898 представленные на экспертизу образцы товаров, продекларированных по ДТ № 10103080/140717/0032002, являются фрагментами стальных, бесшовных, необработанных горячедеформированных труб. Внешние признаки представленных проб не противоречат приведенному в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС описанию труб-заготовок. Химический состав проб соответствует составу стали марки 09Г2С, применение которой для изготовления труб-заготовок для механической обработки разрешено ГОСТ 23270-89. Длина труб, пробы которых представлены, соответствует пределам, установленным ГОСТ 23270-89. Номинальные значения внешнего диаметра и толщины стенки труб соответствуют ГОСТ 23270-89 для горячедеформированных труб. Образцы товаров имеют признаки изготовления деформацией в горячем состоянии по технологии получения бесшовных труб. Трубы, пробы которых были представлены на таможенную экспертизу, соответствуют требованиям, предъявляемым к трубам стальным бесшовным горячедеформированным ГОСТ 8731-74 и 8732-78 в части длины, химического состава, соотношения наружного диаметра и толщины стенки.
Кроме того, в отношении товаров "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89", диаметр труб - 325 и 299 мм, страна происхождения Украина, производитель - ПАО "ИНТЕРПАЙП НТЗ" (идентичных по своим характеристикам, в том числе в соответствии с ГОСТом 23270-89, товарам, продекларированным по 98 ДТ), продекларированных ООО "Интерпайп-М" по ДТ №№ 10103080/130917/0042546, 10103080/310817/0040387, должностными лицами Владимирского таможенного поста (ЦЭД) Владимирской таможни также было принято решение о назначении таможенной экспертизы.
В соответствии с заключениями экспертов ЦЭКТУ ФТС России от 12.10.2017 № 12403010/0034667, от 20.09.2017 № 12403010/0032749 представленные на экспертизу образцы товаров, продекларированных по ДТ №№ 10103080/130917/0042546, 10103080/310817/0040387, также являются фрагментами стальных, бесшовных, необработанных горячедеформированных труб, назначение труб определяется изготовителем и (или) потребителем. Образцы товаров имеют признаки изготовления деформацией в горячем состоянии по технологии получения бесшовных труб. В нормативной документации и специальной технической литературе не описывается критериев и характеристик, позволяющих однозначно идентифицировать трубы-заготовки, исключительно использующиеся в производстве труб другого сечения и с другой толщиной стенки. Возможность использования образцов товара для изготовления труб другого сечения и другой толщины определяется технологическими требованиями и возможностями потребителя.
Также в ходе выездной таможенной проверки получена информация о назначении Белгородской таможней таможенной экспертизы в отношении товаров по своим техническим характеристикам и способу производства идентичных, в том числе в соответствии с ГОСТом 23270-89, товарам, продекларированным по 98 ДТ, проведение которой поручено НО "Фонд развития трубной промышленности" (с привлечением эксперта Центрального научно-исследовательского института черной металлургии им. И.П. Бардина). Перед экспертом поставлен вопрос: "являются ли проверяемые товары горячедеформированными трубами общего назначения, подлежащими обложению антидемпинговой пошлиной, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе?".
По итогам рассмотрения материалов НО "Фонд развития трубной промышленности" письмом от 13 июня 2018 года № 06196 сообщило, что в ходе экспертизы проведен сравнительный анализ требований к геометрическим размерам, химическому составу, механическим свойствами методам испытаний по ГОСТ 23270-89 "Трубы заготовки для механической обработки. Технические условия", в соответствии с которым было осуществлено таможенное декларирование проверяемых товаров, ГОСТ 8731-74 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические условия" и ГОСТ 8732-78 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент". Исходя из результатов сравнительного анализа установлено, что трубы по ГОСТ 23270-89 могут быть произведены в соответствии с требованиями ГОСТ 8731-74 и ГОСТ 8732-78, то есть ГОСТ 23270-89 является их частным случаем. Различий, однозначно определяющих сферу назначения труб по ГОСТ 23270-89 исключительно для механической обработки, не установлено. Также отмечено, что трубы по ГОСТ 8731-74 применяются для изготовления деталей механической обработкой, так же, как и трубы по ГОСТ 23270-89.
Согласно выводам эксперта Центрального научно-исследовательского института черной металлургии им. И.П. Бардина, изложенным в заключении эксперта от 01.062018 № 48/636, проверяемые товары относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, которые подпадают под товарный охват действующей антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе".
Также таможенный орган указывает, что в соответствии с решением Экономического суда Минской области Республики Беларусь от 26 мая 2015 года № 189-5/2015, прошедшим все судебные инстанции Республики Беларусь и вступившим в законную силу, таможенными органами Республики Беларусь в отношении идентичных товаров "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89" в 2015 году применена антидемпинговая мера, установленная Решением Комиссии ТС № 702.
Таким образом, товары "трубы-заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89", продекларированные в регионе деятельности Владимирской таможни по 98 ДТ, относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, являющимися объектами применения антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе", в связи с чем неприменение антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии ТС № 702, в отношении данных товаров неправомерно.
В связи с указанными обстоятельствами Владимирская таможня пришла к выводу о том, что по результатам выездной таможенной проверки у ООО "Интерпайп-М" выявлены факты нарушений действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (статей 106, 136 ТК ЕАЭС (статей 181,211 ТК ТС)), Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов спальных труб в Таможенном союзе", связанные с неприменением антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702, при ввозе товаров, "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89", страна происхождения - Украина, продекларированных в регионе деятельности Владимирской таможни по 98 ДТ.
Полагая, что оспариваемое Решение является незаконным и нарушающим права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязипредставленные лицами, участвующими в деле, доказательства, приведенные ими доводы и возражения, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые позиции сторон и представленные ими доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как обоснованно указывает таможенный орган, товары, продекларированные ООО "Интерпайп-М", произведены одним и тем же производителем, ввезены на таможенную территорию ЕАЭС в рамках одного контракта, при таможенном декларировании и в ходе выездной таможенной проверки на товары представлена одна и та же техническая документация (сертификаты качества, ГОСТ 23270-89, инспекционные сертификаты), содержащая одну и ту же информацию о марках стали, способе производства, сортаменте труб, а также о соответствии проверяемых товаров ГОСТ 23270-89.
Таким образом, товары (трубная продукция), декларируемые ООО "Интерпайп-М" в подсубпозициях 7304391000 и 7304591000 по ТН ВЭД ЕАЭС, являются идентичными (по форме изделия, способу производства, физико-химическим показателям, предназначению, области применения, соответствию ГОСТ 23270-89), независимо от поставок.
В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, в подсубпозициях: 7304391000 "Изделия из черных металлов. Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): прочие, круглого поперечного сечения из железа или нелегированной стали: необработанные, прямые, с равномерной толщиной стенки для использования исключительно в производстве труб другого сечения и с другой толщиной стенки" и 7304591000 "Изделия из черных металлов. Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): прочие, круглого поперечного сечения из других видов легированных сталей: необработанные, прямые, с равномерной толщиной стенки для использования исключительно в производстве труб другого сечения и с другой толщиной стенки", включаются трубы бесшовные стальные, которые обычно изготавливаются путем прошивки и горячей прокатки или прошивки и горячего волочения. Обычно они называются "заготовками" и предназначены для того, чтобы быть превращенными в трубы другого профиля и с другой толщиной стенок с меньшими допустимыми отклонениями размера.
Таким образом, в подсубпозициях 7304391000 и 7304591000 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются товары, представляющие собой только горячедеформированные концентрические полые изделия постоянного поперечного сечения только с одной замкнутой полостью вдоль всей их длины и имеющие одинаковые по форме внутреннюю и наружную поверхности, бесшовные из черных металлов.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 702 "О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе" (далее также - Решение Комиссии ТС № 702) в отношении горячедеформированных труб общего назначения диаметром до 820 мм включительно, происходящих из Украины и классифицируемых кодами товарных позиций 7304, 7305 и 7306 по ТН ВЭД ЕАЭС, установлены антидемпинговые пошлины: в отношении труб, произведенных ПАО "Интерпайп НТЗ", ООО "Интерпайп Нико Тьюб", в размере 19.4 % от таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.03.2012 № 1 "О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза" (далее также Решение Коллегии ЕАЭК № 1), полномочия органа, ответственного за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Союза, переданы Департаменту защиты внутреннего рынка ЕАЭК.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.06.2016 № 48 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и признании утратившим силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.10.2015 № 133", действие антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии ТС № 702, продлено по 1 июня 2021 года включительно.
Согласно ГОСТ 23270-89, изделия, изготавливаемые в соответствии с данным стандартом, являются не просто заготовками (например, литые заготовки в виде штанг), а трубами - то есть концентрическими полыми изделиями постоянного поперечного сечения только с одной замкнутой полостью вдоль всей их длины и имеющими одинаковые по форме внутреннюю и наружную поверхности. Согласно ГОСТ 23270-89 изделия именуются именно "трубами". Определение труб также содержится в пояснении к группе 73 ТН ВЭД ЕАЭС.
С целью идентификации товаров "трубы - заготовки для механической обработки, ГОСТ 23270-89, номинальный наружный диаметр труб 299 мм" страна происхождения Украина, производитель - ПАО "ИНТЕРПАЙП НТЗ" (идентичных по своим техническим характеристикам ввозимым Обществом товарам, в том числе в соответствии с ГОСТ 23270-89), продекларированных по ДТ № 10103080/140717/0032002, № 10103080/130917/0042546, № 10103080/310817/0040387, Владимирской таможней проведены таможенные экспертизы.
В соответствии с заключениями эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 18.08.2017 № 12403010/0026898, от 12.10.2017 № 2403010/0034667, от 20.09.2017 № 12403010/0032749, представленные на экспертизу образцы товаров, продекларированных ООО "Интерпайп-М" по ДТ № 10103080/140717/0032002, № 10103080/130917/0042546 и № 10103080/310817/0040387, являются фрагментами стальных, бесшовных, необработанных горячедеформированных труб.
Указанные заключения экспертов оценены судом и в совокупности с иными материалами дела приняты в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего вывод Владимирской таможни о том, что характеристики товаров, продекларированных Обществом по 98 ДТ, соответствуют характеристикам и "труб-заготовок", и "горячедеформированным трубам общего назначения", которые, в свою очередь, подлежат обложению антидемпинговой пошлиной, установленной Решением Комиссии ТС № 702.
При этом суд принимает во внимание, что в нормативной документации и специальной технической литературе отсутствуют критерии и характеристики, позволяющие однозначно идентифицировать трубы - заготовки, исключительно использующиеся в производстве труб другого сечения и с другой толщиной стенки. Возможность использования образцов товара для изготовления труб другого сечения и другой толщины определяется технологическими требованиями и возможностями потребителя.
Вместе с тем заключениями НО "Фонд развития трубной промышленности" и ФГУП "Центрального научно-исследовательского института черной металлургии им. И.П. Бардина" от 01.06.2018 № 48/636, в отношении идентичных товаров установлено, что данные товары относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, которые подпадают под антидемпинговые меры, установленные Решением Комиссии ТС № 702.
Трубы по ГОСТ 23270-89 могут быть произведены в соответствии с требованиями ГОСТ 8731-74 и ГОСТ 8732-78, то есть ГОСТ 23270-89 является их частным случаем. Различий, однозначно определяющих сферу назначения труб по ГОСТ 23270-89 исключительно для механической обработки, не установлено.
В письмах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.04.2018 № 6468-ДТ/ОЗ и Министерства промышленности и торговли РФ от 17.05.2018 №30737/03, указано, что товар "Трубы заготовки для механической обработки" ГОСТ 23270-89, классифицируемый по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 7304391000, 7304591000, подпадает под действие Решения Комиссии ТС № 702 и подлежит обложению антидемпинговой пошлиной.
С учетом вышеизложенного, Владимирская таможня пришла к обоснованному выводу о том, что указанные товары относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, которые являются объектами применения антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии ТС № 702.
При этом суд отклоняет, как необоснованный и не подтвержденный материалами дела, довод заявителя о недопустимости заключений НО "Фонд развития трубной промышленности" и ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина".
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Таможенного кодекса ЕАЭС, при назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе заявлять мотивированное ходатайство о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту для получения по ним заключения таможенного эксперта, а также вправе заявлять мотивированное ходатайство о проведении повторной таможенной экспертизы. Однако, в ходе назначения и проведения экспертизы, какого-либо ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту, а также ходатайства о проведении повторной таможенной экспертизы, ООО "Интерпайп-М" не заявляло.
При этом суд принимает во внимание, что сведения, содержащиеся в заключении эксперта Центрального научно-исследовательского института черной металлургии им. И.П. Бардина от 01.06.2018 № 48/636В, использованы Владимирской таможней при вынесении оспариваемого Решения в качестве дополнительного доказательства и не противоречат другим доказательством по делу.
Выводы о том, что товары, продекларированные по 98 ДТ, относятся к горячедеформированным трубам общего назначения и являются объектом применения антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии ТС № 702, сделаны на таможенным органом также на основании доклада Департамента защиты внутреннего рынка ЕАЭК, действующих ГОСТов, и заключений экспертов ЦЭКТУ ФТС России от 18.08.2017 № 12403010/0026898, от 12.10.2017 № 12403010/0034667, от 20.09.2017 № 12403010/0032749.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спариваемое Решение Владимирской таможни соответствует требованиям действующего законодательства, является обоснованным и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Доказательств, опровергающих выводы Владимирской таможни, в материалы дела не представлено, как и не опровергнута достоверность доказательств, представленных таможенным органом в обоснование своих доводов.
В связи с изложенным требование Общества о признании недействительным решения Владимирской таможни от 25.07.2018 № 10103000/210/250718/Т000085/0001 удовлетворению не подлежит.
Отдельно рассмотрев заявленное ООО "Интерпайп-М" требование о наложении на Владимирскую таможню судебного штрафа, суд не находит оснований для его удовлетворения.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что несмотря на приостановку действия оспариваемого Решения определением Арбитражного суда Владимирской области от 07.09.2018 о принятии обеспечительных мер в личных кабинетах таможенных представителей содержится информация о наличии задолженности и сроках выполнения указания административного органа по уплате антидемпинговых пошлин.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.
Частью 2 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что за неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, это лицо может быть подвергнуто судебному штрафу в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 настоящего Кодекса.
При этом в абзаце 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна, а также оценивать, насколько непринятие таких мер может привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта.
Из материалов дела следует, что действия таможенного органа по направлению уведомлений в адрес таможенных представителей - ООО "Таможенный представитель" и ООО "Система ИТ" были совершены в период с 23.08.2018 по 10.09.2018, то есть до получения таможенным органом указанного определения о принятии обеспечительных мер.
При этом действующим законодательством не предусмотрен порядок действий таможенных органов по отзыву или приостановлению действия уведомлений в личных кабинетах таможенных представителей.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что каких-либо действий, направленных на принудительное исполнение приостановленного Решения в период после получения определения о принятии обеспечительных мер, Владимирская таможня не совершала. Доказательств нарушения прав и законных интересов Общества действиями (бездействием) Владимирской таможни в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным следствием совершения указанных действий (бездействия) не может быть наложение штрафа в порядке части 2 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. относятся на заявителя.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 03.09.2018 № 1789.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Заявителю подлежит возврату из федерального бюджета госпошлина в сумме 3 000 руб., уплаченная по платежному поручению.
Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении требования о признании недействительным решения Владимирской таможни от 25.07.2018 № 10103000/210/250718/Т000085/0001 обществу с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М", г. Москва, отказать.
2. Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М", г. Москва, в удовлетворении требования о наложении судебного штрафа.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М", г. Москва, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 03.09.2018 № 1789.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение. Подлинное платежное поручение от 03.09.2018 № 1789 возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Интерпайп-М", г. Москва.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья П.Ю. Андрианов