АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-12375/2008
“ 15 ” апреля 2009 года
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Романовой В.В., при
ведении протокола судебного заседания судьёй Романовой В.В., рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя
ФИО1 о признании недействительными решения и
предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Влади-
миррской области от 20.11.2008 и о признании действий Управления Федераль-
ной антимонопольной службы по Владимирской области по защите интересов
монополиста – Адвокатской палаты Владимирской области в споре с индивиду-
альным юристом противоречащими целям создания Федеральной антимоно-
польной службы,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно пред-
мета спора: негосударственная некоммерческая организация «Адвокатская па-
лата Владимирской области»,
при участии:
от заявителя ФИО1- лично,
от заинтересованного лица ФИО2- по доверенности от 16.02.2009
№ 12 (сроком действия до 31.12.2009),
от третьего лица ФИО3- по доверенности от 03.04.2009 № 200 (сроком
действия на 6 месяцев),
(в судебном заседании 08.04.2009 на основании статьи 163 Арбитражного про-
цессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 15 час.00 мин. 15.04.2009),
установил.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее по тексту – Управление) от 20.11.2008; о признании действий Управления по защите интересов монополиста – Адвокатской палаты Владимирской области в споре с индивидуальным юристом противоречащими целям создания Федеральной антимонопольной службы.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлечена негосударственная некоммерческая организация «Адвокатская палата Владимирской области».
В заявлении ФИО1 указал, что его деятельность не подпадает под регулирование рекламного законодательства, так как он не производит товары, работы и услуги, а осуществляет деятельность в области права по договорам поручения; что вывеска «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь» является не рекламой, а коммерческим обозначением согласно статьям 1538 и 1539 Гражданского кодекса РФ.
В дополнении к заявлению ФИО1 пояснил, что на входе дома по ул.Б.Московская, 40 в г.Владимире, где имеет офис, устроил вывеску «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь»; что данная вывеска изготовлена и получена им по товарной накладной, счету-фактуре от 02.11.2005 № 476.
Также ФИО1 обратил внимание на то, что данная вывеска не содержит объекта рекламирования (товар, изготовитель, мероприятие), как того требует статья 3 Федерального закона «О рекламе»; что им используется лишь термин «адвокат», а не статус «адвокат».
ФИО1 пояснил, что считает действия Управления по принятию решения и предписания незаконными - нарушающими его интересы в части указания коммерческого обозначения его деятельности на вывеске.
Управление с требованиями предпринимателя не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. По мнению Управления, размещенная ФИО1 на внешней стене дома № 40 по ул.Б.Московская в г.Владимире информация представляет собой недостоверную рекламу, поскольку указание в рекламе на «адвоката» не соответствует действительности.
Адвокатская палата Владимирской области в судебном заседании 08.04.2009 указала на законность и обоснованность решения, предписания и действий Управления, просила ФИО1 в удовлетворении заявленных
2
требований отказать (протокол судебного заседания от 08-15.04.2009).
В судебных заседаниях представители участвующих в деле лиц поддержали изложенные выше доводы и возражения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
27.08.2008 в Управление поступило обращение президента Адвокатской палаты Владимирской области о том, что ФИО1 в целях распространения наружной рекламы на внешней стороне дома № 40 по ул.Б.Московская, в г.Владимире размещена рекламная конструкция (рекламный щит со словами «Ваш адвокат»).
Определением от 24.10.2008 № 05/2089-Е Управлением возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, делу присвоен номер К-34-05/08.
По результатам рассмотрения материалов дела № К-34-05/08, комиссией Управления 20.11.2008 вынесено решение, которым признана ненадлежащей реклама «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь», расположенная в <...>, поскольку в ней нарушены требования статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
На основании решения от 20.11.2008 ФИО1 20.11.2008 выдано предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно, предписано убрать из рекламы слово «адвокат».
Не согласившись с решением и предписанием Управления, а также с действиями Управления по вынесению решения и предписания, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Статьёй 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе предоставлены антимонопольным органам, которые предупреждают, выявляют и пресекают нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждают и рассматривают дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (статья 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Согласно статье 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее по тексту - Правила).
Согласно разделу III названных Правил дело о факте распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе либо по заявлению, в том числе, физического или юридического лица. Указанное заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства РФ о рекламе. При этом в заявлении должны содержаться наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица); наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства РФ о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы, с приложением имеющихся доказательств; требования заявителя.
3
Антимонопольный орган рассматривает заявление, а также документы и материалы, приложенные к нему; определяет, относится ли данное дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела либо об отказе в возбуждении дела.
Статьёй 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ предусмотрено право антимонопольного органа выносить по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе решения и выдавать предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания (статья 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ наружная реклама распространяется с использованием технических средств стабильного территориального размещения, к которым относятся, в частности, щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы.
Статьёй 39 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, частями 2 - 8 статьи 5, настоящего Федерального закона.
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ определяет в качестве ненадлежащей рекламу, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьёй 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ определены общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о любых характеристиках товара, об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (подпункты 2, 20 пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Судом установлено, что ФИО1 разместил наружную рекламу своей деятельности (оказываемых им услуг) с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламных щитов). Факт размещения ФИО1 рекламных щитов на внешней стене здания, расположенного по адресу: <...>, материалами дела подтвержден и ФИО1 не отрицается.
Данные рекламные щиты соответствуют определению рекламы, содержащемуся в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, предназначены для неопределенного круга лиц и призваны формировать и поддерживать интерес к услугам, оказываемых ФИО1 Два информационных щита установлены в месте, посещаемом неопределенным кругом лиц. Информация, содержащаяся на этих щитах, преследует цель расширения рынка сбыта и круга потребителей услуг, а также привлечение внимания юридических и физических лиц к услугам, оказываемым заявителем.
Статьёй 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено, что
4
адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Согласно статье 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ); претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ).
Материалами дела установлено и ФИО1 подтверждается, что он не обладает статусом адвоката.
Поскольку распространенная ФИО1 информация сообщает о том, что скорую юридическую помощь окажет адвокат, следовательно, в ней имеются не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения услуг именно адвоката. При этом содержание рекламных щитов «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь» ассоциируется у неопределенного круга лиц с тем, что по данному адресу возможно получение юридической помощи от адвоката.
Таким образом, размещённые ФИО1 рекламные щиты «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь» ввиду содержания не соответствующих действительности сведений об изготовителе, продавце рекламируемого товара свидетельствуют о нарушении ФИО1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
Аналогичная позиция содержится в пункте 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
Довод ФИО1 о том, что расположенный на внешней стене дома № 40 по ул.Б.Московская в г.Владимире щит является вывеской, отклоняется судом в связи со следующим.
Согласно статье 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Материалами дела подтверждается и ФИО1 не отрицается, что им на двери и на крыше крыльца здания по адресу: <...>, размещены щиты следующего содержания: «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь». Таким образом, в них отсутствует указание имени ФИО1, его государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя органа, о месте его нахождения и о режиме работы. Следовательно, данные щиты нельзя признать вывесками.
Довод ФИО1 о том, что он не производит какие-либо товары, работы, услуги, а осуществляет деятельность в области права по договорам поручения, в связи с чем законодательство о рекламе в данном случае применению не подлежит, отклоняется судом как противоречащий материалам дела.
В материалы дела как ФИО1, так и Управлением представлены договоры, свидетельствующие об оказании ФИО1 юридических услуг: консультации, изучение дела, подготовка искового заявление, ведение дела, представление в суде, подготовка жалоб, ходатайств, заявлений на возмездной основе. При этом ФИО1 не отрицается,
5
что им оказывалась как безвозмездная, так и возмездная юридическая помощь обратившимся к нему гражданам (протокол судебного заседания от 25.03.2009).
Деятельность в области права в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 имеет код 74.1 и находится в разделе 74 - Предоставление прочих видов услуг.
Ссылка ФИО1 на статьи 1538 и 1539 Гражданского кодекса РФ судом не принимается судом как основанная на ошибочном толковании указанных норм.
В соответствии со статьёй 1538 Гражданского кодекса РФ индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий
При этом согласно статье 132 Гражданского кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
В рассматриваемом случае щиты «Ваш адвокат. Скорая юридическая помощь» не являются коммерческим обозначением принадлежащего ФИО1 предприятия (имущественного комплекса) ввиду его отсутствия.
С учетом изложенного заявленное ФИО1 требование о признании недействительным решения Управления от 20.11.2008 удовлетворению не подлежит.
Требование ФИО1 о признании недействительным предписания Управления от 20.22.1008 также не полежит удовлетворении по изложенным выше основаниям.
Относительно требования ФИО1 о признании действий Управления по защите интересов монополиста – Адвокатской палаты Владимирской области в споре с индивидуальным юристом противоречащими целям создания Федеральной антимонопольной службы суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 33, 36, 37 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Антимонопольный орган в случае нарушения законодательства РФ о рекламе вправе привлекать к ответственности виновных лиц в порядке, установленном Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508.
Таким образом, в рассматриваемом случае Управление действовало в рамках предоставленных ему полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1
Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 в
6
удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.В.Романова