600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19
http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир
16 августа 2021 года Дело № А11-12393/2020
Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2021.
В полном объеме решение изготовлено 16.08.2021.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Вязниковский комплексный центр социального обслуживания населения" (601443, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным и отмене представления Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 22.10.2020 № КРИ-476-02-03 в части.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
департамент социальной защиты населения Владимирской области (600024, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
В судебном заседании приняли участие:
государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области "Вязниковский комплексный центр социального обслуживания населения": ФИО1 – директор (приказ от 12.09.2008 № 243л/с, паспорт); ФИО2 – представитель (доверенность от 23.04.2021 сроком действия один год, паспорт);
Контрольно-ревизионная инспекция Владимирской области: ФИО3 – представитель (доверенность от 26.08.2020 № КРИ-02-47 сроком действия три года, диплом, паспорт).
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области "Вязниковский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением (с уточнением от 08.12.2020), в котором просит признать недействительным представление Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области (далее – Контрольно-ревизионной инспекция) от 22.10.2020 № КРИ-476-02-03 в части выводов о необоснованном принятия и исполнения обязательств по оплате труда социальных работников в результате повышения на 25 процентов базовых окладов за работу на селе при осуществлении трудовой деятельности в Учреждении, расположенном в городской черте, и в части необоснованного принятия и исполнения обязательств по обеспечению мер социальной поддержки (оплата за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения) за счет субсидий на иные цели, нарушающее условия их представления.
В судебном заседании 02.08.2021, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09.08.2021, представители Учреждения поддержали заявленное требование.
Контрольно-ревизионная инспекция представила в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного Учреждением требования.
Представитель Контрольно-ревизионной инспекции в заседании суда поддержал изложенную в отзыве позицию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Владимирской области (далее – Департамент).
Департамент представил в материалы дела отзыв, в котором по вопросу повышения на 25 процентов базовых окладов работникам Учреждения за работу на селе пояснил следующее. Согласно Положению о системе оплаты труда работников учреждений социального обслуживания Владимирской области, утвержденному постановлением Губернатора от 29.08.2008 № 611 "Об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания Владимирской области", система оплаты труда работников устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в части, не противоречащей настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 2.8 указанного Положения, работникам учреждений, относящимся к категории основного персонала и работающим на селе, базовые оклады повышаются на 25 процентов. Для определения размеров должностных окладов работников учреждения, а также размеров надбавок компенсационного и стимулирующего характера, директором учреждения создается постоянно действующая тарификационная комиссия в составе главного бухгалтера, работника, занимающегося вопросами кадров, экономиста, члена представительного органа работников, а также других лиц, привлекаемых директором учреждения к работе по тарификации. Председателем тарификационной комиссии является директор учреждения или назначенный им заместитель директора. Департамент считает, что решение вопроса об установлении работникам учреждений надбавки к базовым окладам относится к исключительной компетенции работодателя.
Относительно вопроса о предоставлении мер социальной поддержки работникам Учреждения по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения, Департамент пояснил следующее. Вопрос предоставления поддержки отдельным категориям граждан по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения регламентирован Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ
"О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области", а также постановлением Губернатора Владимирской области от 25.03.2010 № 359 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания". Согласно указанным нормативным правовым актам, меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения предоставляются в том числе, специалистам государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета, работающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Данные меры социальной поддержки предоставляются учреждениями на основании документов, подтверждающих право граждан на получение указанных мер социальной поддержки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается в отсутствие представителя Департамента, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проанализировав доводы участвующих в судебном заседании лиц, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Контрольно-ревизионной инспекцией проведена плановая проверка в отношении Учреждения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2019 по 20.08.2020.
В результате проверки установлены нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
По результатам проверки Контрольно-ревизионной инспекцией составлен акт от 25.09.2020 и выдано представление от 22.10.2020 № КРИ-476-02-03, которым на Учреждение возложена обязанность принять меры по устранению нарушений в части необоснованного принятия и исполнения обязательств по оплате труда
13 социальных работников в результате повышения на 25 процентов базовых окладов за работу на селе при осуществлении трудовой деятельности в Учреждении, расположенном в городской черте, на общую сумму 831,9 тыс.руб., в том числе:
за 2019 год на сумму 507,1 тыс.руб., за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 –
324,8 тыс.руб.; необоснованного принятия и исполнения обязательств по обеспечению мер социальной поддержки (оплата за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения) за счет субсидий на иные цели, нарушающее условия их представления, на сумму 588,4 тыс.руб., в том числе за 2019 год на сумму 331,4 тыс.руб., за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 – 257 тыс.руб., на сумму 506,1 тыс.руб. – 40 социальных работников Учреждения, местоположением которого является г. Вязники, не входящий в перечь населенных пунктов, работа в учреждениях, расположенных на территории которых, дает право на получение мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг, на сумму
82,3 тыс.руб. – 4 неработающих специалистам, получающим пенсию, которые не имели стажа не менее 10 лет работы в сельской местности и на момент выхода на пенсию работали в учреждении, местоположением которого является г. Вязники.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным и отмене указанного предписания Контрольно-ревизионной инспекцией в части.
В обоснование заявленного требования Учреждение указывает, что представление в оспариваемой части противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает заявление Учреждения подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российско Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно пункту 2.2.1.4 Положения о Контрольно-ревизионной инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 19.09.2005 № 517, Инспекция направляет акты, заключения, представления, предписания.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 29.08.2008 № 611 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания Владимирской области" (далее – Положение № 611).
Настоящее Положение применяется при определении заработной платы работников государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Владимирской области (пункт 1.3).
Согласно пункту 1.6 Положения № 611 система оплаты труда работников учреждений социального обслуживания включает в себя: базовые оклады, должностные оклады, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 2.8 указанного Положения работникам учреждений, относящимся к категории основного персонала и работающим на селе, базовые оклады повышаются на 25 процентов.
В силу абзацев 1, 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В силу пункта 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление предусмотренной настоящей статьей субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.09.2011 № 993 утвержден "Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Департаменту социальной защиты населения Владимирской области, субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг" (далее – Порядок).
В силу пункта 2 Порядка, субсидии на иные цели предоставляются для возмещения расходов бюджетных и автономных учреждений, не связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг, включая расходы на: обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения; выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений отдельным работникам государственных бюджетных и автономных учреждений социального обслуживания (далее – меры социальной поддержки).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, условием предоставления субсидии на иные цели является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели между бюджетным или автономным учреждением и Департаментом социальной защиты населения администрации области (далее – соглашение).
Между Учреждением и Департаментом заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 09.01.2019 № 57 и от 09.01.2020 № 55.
Согласно соглашению от 09.01.2019 № 57 Учреждение приняло на себя обязательства по использованию в 2019 году субсидии на иные цели, в том числе на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения (меры социальной поддержки) в сумме 386,0 тыс.руб.
Согласно соглашению от 09.01.2020 № 55 Учреждение приняло на себя обязательства по использованию в 2020 году субсидии на иные цели, в том числе на обеспечение мер социальной поддержки в сумме 440,00 тыс. руб.
Правовые основы и порядок предоставления мер социальной поддержки определены Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" (далее – Закон № 120-ОЗ), Порядком предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 25.03.2010 № 359, постановлением Губернатора Владимирской области от 20.01.2005 № 13 "Об утверждении перечней профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых предоставляет право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Владимирской области
от 02.10.2007 № 120-ОЗ".
Так, согласно пунктам 1, 2 статьи 43 Закона № 120-ОЗ меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения предоставляются специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (поселках, относящихся к городским населенным пунктам), в соответствии с приложением 1, в том числе, социальным работникам, лицам, указанным в пунктах
1-4 части 1 и пункте 1 части 2 настоящей статьи, проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках, относящихся к городским населенным пунктам, не менее 10 лет, в случае их выхода на пенсию, либо в случае прекращения ими трудовой деятельности по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин при условии, что на момент выхода на пенсию (прекращения трудовой деятельности) им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения.
Приложением № 1 к Закону № 120-03 установлен перечень поселков городско типа (поселков, относящихся к городским населенным пунктам) Владимирской области, к таким населенным пунктам относятся: поселок Балакирево, поселок Вольгинский, поселок Городищи, поселок Красная Горбатка, поселок Мелехово, поселок Мстера, поселок Никологоры, поселок Ставрово.
Указанные положения Закона № 120-ОЗ корреспондируют положениям пунктов 1, 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки социальным работникам государственных учреждений социального обслуживания, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской обл. от 25.03.2010 № 359.
Законом № 120-03 предусмотрены меры социальной поддержки социальным работникам, работающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (поселках, относящихся к городским населенным пунктам), в соответствии с приложением 1.
Вместе с тем, приложение № 1 к Закону № 120-ОЗ распространяет свое действие только в отношении поселков городского типа (поселков, относящихся к городским населенным пунктам), а не на все сельские населенные пункты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, мерами социальной поддержки пользуются не только работники, работающие в населенных пунктах, указанных в приложении № 1 к Закону №120-03, но и работники, работающие в сельских населенных пунктах, к которым, в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, относятся: поселок, село, станица, деревня, хутор, кишлак, аул и другие сельские населенные пункты, перечень которых является открытым.
Постановление Губернатора Владимирской области от 20.01.2005 № 13
"Об утверждении перечней профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых предоставляет право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-03" содержит среди прочих такие наименования организаций, как комплексные центры социального обслуживания населения, а также должности, такие как, специалист по социальной работе, социальный работник.
Из представленных трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, приказов о закреплении социальных работников Учреждения, которые пользуются мерами социальной поддержки, следует, что социальные работники выполняют свою трудовую функцию исключительно в сельской местности.
Таким образом, социальные работники Учреждения выполняют свои непосредственные трудовые обязанности в сельских населенных пунктах, что дает им право на получение мер социальной поддержки и право на повышение их базовых окладов на 25 процентов.
Место нахождения работодателя – г. Вязники Владимирской области, а также отсутствие обособленного подразделения Учреждения в соответствующем населенном пункте, само по себе не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Кроме того, закон не связывает право на предоставление мер социальной поддержки с наличием обособленного подразделения Учреждения в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, меры социальной поддержки социальным работникам Учреждения были предоставлены в связи с осуществлением ими трудовой функции в сельской местности.
При таких обстоятельствах у Контрольно-ревизионной инспекции не имелось оснований для выдачи Учреждению представления в оспариваемой части.
Также следует принять во внимание, что решением Вязниковского городского суда Владимирской области от 28.01.2021 по делу № 12-6/2021 установлено, что меры социальной поддержки социальным работникам Учреждения были предоставлены в связи с осуществлением ими трудовых функций в сельской местности.
В рассматриваемом случае представление Контрольно-ревизионной инспекции от 22.10.2020 № КРИ-476-02-03 в части выводов о следующих нарушениях: необоснованного принятия и исполнения обязательств по оплате труда социальных работников в результате повышения на 25 процентов базовых окладов за работу на селе при осуществлении трудовой деятельности в учреждении, расположенном в городской черте, а также необоснованного принятия и исполнения обязательств по обеспечению мер социальной поддержки (оплата за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения) за счет субсидий на иные цели, нарушающее условия их предоставления, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах заявление Учреждения подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с Контрольно-ревизионной инспекции в пользу Учреждения в связи с ее уплатой последним в доход федерального бюджета по платежному поручению от 02.11.2020 № 168745.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать недействительным представлениеКонтрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 22.10.2020 № КРИ-476-02-03 в части выводов о следующих нарушениях: необоснованного принятия и исполнения обязательств по оплате труда социальных работников в результате повышения на 25% базовых окладов за работу на селе при осуществлении трудовой деятельности в учреждении, расположенном в городской черте, а также необоснованного принятия и исполнения обязательств по обеспечению мер социальной поддержки (оплата за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения) за счет субсидий на иные цели, нарушающее условия их предоставления.
2. Взыскать с Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области в пользу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области "Вязниковский комплексный центр социального обслуживания населения" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Ю. Давыдова