АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-12505/2015
26 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года.
Решение в полном объёме изготовлено 26 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Тимчука Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коршуновым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Владимирской области" (600021, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области (600026, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>) от 08.09.2015 № 24/3/18-1 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, при участии представителей сторон: от федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Владимирской области" – ФИО1 (по доверенности от 16.05.2015 № 46/Ю сроком действия один год), ФИО2 (по доверенности от 06.10.2015 № 76/Ю сроком действия один год); от Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области – ФИО3 (по доверенности от 01.02.2016 сроком действия один год).); информация о движении дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru, установил.
Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Владимирской области" (далее - Комиссариат) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области (далее – Управление МЧС) от 08.09.2015 № 24/3/18-1 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
В обоснование заявленного требования Комиссариат указал, что, поскольку объекты военных комиссариатов не отнесены к объектам, на которых проводятся мероприятия по гражданской обороне, и штатным расписанием не предусмотрена должность специалиста по организации управления по специальным вопросам при ведении гражданской обороны, оспариваемое предписание не может быть исполнено.
Управление МЧС требование Комиссариата не признало, указав в отзыве от 12.02.2016 на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.04.2016 был объявлен перерыв до 19.04.2016.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
На основании распоряжения от 10.08.2015 № -/28/24 в период с 25.08.2015 по 08.09.2015 в отношении Комиссариата проведена плановая выездная проверка в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по итогам которой составлен акт от 08.09.2015 № -/28/24, в котором зафиксировано нарушение в области гражданской обороны, выразившееся в отсутствии в Комиссариате как организации, не отнесённой к категории по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек одного освобождённого работника по гражданской обороне (по совместительству работа не выполняется в том числе).
В целях устранения выявленных при проверке нарушений Комиссариату выдано предписание от 08.09.2015 № 24/3/18-1 о необходимости в срок до 01.09.2016 назначить одного освобождённого работника по гражданской обороне.
Комиссариат, не согласившись с данным предписанием, оспорил его в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведённые ими доводы и возражения, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее – Федеральный закон "О гражданской обороне") организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 12 указанного Федерального закона органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются, в том числе, структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Пунктом 2 названного Положения предусмотрено, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.
На основании пункта 3 этого Положения создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:
а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;
б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны.
В силу пункта 4 рассматриваемого Положения количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
а) в организациях, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобождённый работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобождённых работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобождённых работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобождённых работников;
б) в организациях, не отнесённых к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобождённый работник;
в) в организациях, не отнесённых к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 № 1115 утверждён Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее - Порядок).
Данный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов к категориям по гражданской обороне.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранения этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне.
Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятия и иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (пункт 4 Порядка).
С учётом изложенного Комиссариат не отнесён к категориям по гражданской обороне.
Вместе с тем, как видно из материалов дела и не отрицается Комиссариатом, количество работников последнего по штату составляет 681 человек, по списку - 661 человек (письмо Комиссариата от 04.09.2015 № 1704, направленное на запрос Управления МЧС от 01.09.2015 № 10785-2).
Таким образом, исходя из требований подпункта "в" пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в Комиссариате должен быть назначен 1 освобождённый работник по гражданской обороне, в связи с чем требование Управления МЧС, изложенное в оспариваемом предписании, соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы Комиссариата судом не принимаются как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие установленным фактическим обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако доказательства несоответствия оспариваемого предписания закону, нарушения им прав и интересов Комиссариата в сфере экономической деятельности, создания каких-либо препятствий в её осуществлении, а также доказательства, опровергающие доводы Управления МЧС, Комиссариат не представил.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание является правомерным, обоснованным и вынесенным в рамках положений законодательства о гражданской обороне.
С учётом изложенного требование Комиссариата удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по настоящему делу судом не рассматривается в связи с освобождением сторон от её уплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
отказать федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Владимирской области" (600021, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Г. Тимчук