ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-12627/2017 от 26.06.2018 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир                                                          Дело №  А11-12627/2017

26 июня 2018 года

В  соответствии со  статьей 176  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации резолютивная часть объявлена 19.06.2018. Полный текст решения изготовлен 26.06.2018.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи Киселевой М.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чирковой М.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «УЮТ», <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>,

к администрации <...>;                       ОГРН <***>, ИНН <***>,

о взыскании 115 360 руб. 85 коп.,

при участии: 

от истца – ФИО1 – по доверенности от 01.01.2018 (сроком на три года);

от ответчика –  представитель не явился, извещен.

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «УЮТ», Владимирская область, г. Александров (далее – ООО «ЖКХ «УЮТ», истец), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к администрации Александровского района Владимирской области, Владимирская область, г. Александров (далее – администрация Александровского района Владимирской области, ответчик), о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома № 39 по ул. Свердлова,             г. Александров, Владимирской области в сумме 105 841 руб. 57 коп., пеней в сумме 58 338 руб. 10 коп., судебных издержек в сумме 400 руб.

Заявлением (вх. 11.01.2018) истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома № 39 по ул. Свердлова, г. Александров, Владимирской области в размере 75 645 руб. 47 коп. за период с 13.01.2015 по 13.01.2016, пени за просрочку оплаты за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 39 715 руб. 38 коп. за период с 25.02.2015 по 26.11.2017, судебные издержки в сумме 400 руб., понесенные в связи с получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на ответчика.

Поскольку в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд принимает уточнение исковых требований.

Дело подлежит рассмотрению по уточненным требованиям истца.

Ответчик (администрация Александровского района Владимирской области) в отзыве от 12.12.2017 № 506/17, в дополнительных возражениях на отзыв (вх. 26.01.2018), в дополнительных отзывах от 11.05.2018,            от 13.06.2018 № 506/17 исковые требования не признал и сообщил, что в соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества МО город Александров от 12.12.2017 № 78 спорные жилые помещения включены в реестр муниципального имущества г. Александров, в данных жилых помещениях зарегистрированы и проживают граждане. Факт проживания граждан в спорных жилых помещениях подтверждается выписками из домовой книги № 39. Пояснил, что спорные жилые помещения № 301-7 и 301-7А фактически являются одним помещением – комната 301-7, площадью 10,6 кв.м. В комнате согласно выписки из домовой книги зарегистрированы и проживают ФИО2 и ФИО3 Данное помещение предоставлялось как койко-место, по 5,3 кв.м на человека. Начисление задолженности как за два обособленных помещения, площадью 12,3 кв.м каждое, является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам. Ответчик полагает, что требование о взыскании задолженности следует предъявлять к нанимателям жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а не к муниципальному образованию.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как сообщил истец в исковом заявлении муниципальное образование Александровского района Владимирской области в лице администрации Александровского района Владимирской области является собственником жилых помещений, расположенных по адресу: <...>: сек. 102 ком. 13 (площадью 13.8 кв.м); сек. 109 ком. 7 (площадью 10.6 кв.м); сек. 201 ком. 2 (площадью 10.2 кв.м); сек. 205 ком. 11 (площадью 10.6 кв.м); сек. 207 ком. 12 (площадью 16.2 кв.м); сек. 208 ком. 13 (площадью 14 кв.м); сек. 209 ком. 13 (площадью 13.8 кв.м); сек. 301 ком. 7 (площадью 5.3 кв.м); сек. 301 ком. 7А (площадью 5.3 кв.м);сек. 309 ком. 9 (площадью 26.5 кв.м); сек. 401 ком. 6 (площадью 10.5 кв.м); сек. 407 ком. 4 (площадью 16.6 кв.м); сек. 408 ком. 3 (площадью 10.6 кв.м); сек. 409 ком. 13 (площадью 13.6 кв.м).

Согласно протоколу от 05.01.2015 № 9 внеочередного общего собрания от 11.12.2014 дома № 39 по ул. Свердлова, г. Александров, Владимирской области в качестве управляющей компании избрано                  ООО «ЖКХ «УЮТ».

Между ООО «ЖКХ «УЮТ» (управляющая компания) и собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома             № 39 по ул. Свердлова г. Александров Владимирской области (собственник) заключен договор управления многоквартирным домом от 13.01.2015 (далее – договор, договор от 13.01.2015), в соответствии с пунктом 1.1 которого собственник – физическое или юридическое лицо,  муниципальное образование – городской округ Александров, владеющее на праве собственности жилым и (или) нежилым помещением в многоквартирном доме, имеющее право на долю в общей собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме.

Договор заключен в целях реализации положений статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечения управления МКД, надлежащего содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, обеспечения собственника жилых (нежилых) помещений МКД жилищными, коммунальными и иными услугами, осуществление иной направленной на достижение целей управления МКД деятельности. Перечень предоставляемых согласно договору жилищных, коммунальных и прочих услуг указан в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 2.1 договора).

В силу пункта 2.3 договора предметом настоящего договора, согласно приложению 1, является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг по управлению МКД: оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, мест общего пользования и придомовой территории; предоставление коммунальных и прочих услуг пользователям помещений в МКД.

Пунктом 4.1.2 договора определено, что размер платы по пункту 4.1.1 (под. А), за содержание и ремонт помещения устанавливается из расчета на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения в месяц и указан в Приложении 1 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 5.5 договора лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) по п. 4.1.1 (под. А, Б), обязаны уплатить УК пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно, установленными п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении сторонами условий настоящего договора, могут быть урегулированы путем переговоров с целью достижения согласия между сторонами по спорным вопросам. В случае, если споры и разногласия сторон не могут быть разрешены путем переговоров, они подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункты 6.1, 6.2 договора).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО город Александров Владимирской области от 12.12.2017 № 78 жилые помещения: сек. 102 ком. 13 (площадью 13.8 кв.м); сек. 109 ком. 7 (площадью 10.6 кв.м); сек. 201 ком. 2 (площадью 10.2 кв.м); сек. 205 ком. 11 (площадью 10.6 кв.м); сек. 207 ком. 12 (площадью 16.2 кв.м); сек. 208 ком. 13 (площадью 14 кв.м); сек. 209 ком. 13 (площадью 13.8 кв.м); сек. 301 ком. 7 (площадью 5.3 кв.м); сек. 301 ком. 7А (площадью 5.3 кв.м);сек. 309 ком. 9 (площадью 26.5 кв.м); сек. 401 ком. 6 (площадью 10.5 кв.м); сек. 407 ком. 4 (площадью 16.6 кв.м); сек. 408 ком. 3 (площадью 10.6 кв.м); сек. 409 ком. 13 (площадью 13.6 кв.м) включены в реестр муниципального имущества МО город Александров Владимирской области.

Истец направил в адрес ответчика претензию от 15.09.2017 № 240 с требованием оплатить долг за содержание и текущий ремонт общего имущества дома № 39 по ул. Свердлова, г. Александров, Владимирской области в размере 105 841 руб. 57 коп. до 25.09.2017.

Данная претензия оставлена ответчиком без ответа.

Изложенное послужило основанием для обращения ООО «ЖКХ «УЮТ» в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Частью 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений икоммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

В пунктах 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ         от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ). Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).

Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме несет обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги на содержание общего имущества в многоквартирном доме до момента заселения указанных жилых помещений нанимателями.

Согласно выпискам из домовой книги дома № 39 по ул. Свердлова,   г. Александров, Владимирской области в жилых помещениях (сек. 102 ком. 13; сек. 109 ком. 7; сек. 201 ком. 2; сек. 205 ком. 11; сек. 207 ком. 12; сек. 208 ком. 13; сек. 209 ком. 13; сек. 301 ком. 7; сек. 309 ком. 9; сек. 401 ком. 6; сек. 407 ком. 4; сек. 408 ком. 3; сек. 409 ком. 13 по условиям социального найма зарегистрированы и проживают граждане.

В соответствии с экспликацией к плану строения дома № 39 по        ул. Свердлова,   г. Александров, Владимирской области, справкой КУМИ Александровского района Владимирской области от 14.06.2018 жилые помещения № 301-7 и 301-7А фактически являются одним помещением. 

Договор социального найма в письменной форме с гражданами не заключался, при этом фактически сложились договорные отношения по найму муниципального жилого помещения. Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (абз. 2 п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Таким образом, требование истца о взыскании платы за жилищно-коммунальные услуги с администрации Александровского района Владимирской области противоречит части 3 статьи 153 ЖК РФ, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений.

В силу изложенного, иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового  кодекса Российской   Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета  государственная пошлина в сумме 1476 руб., оплаченная по платежному поручению от 13.11.2017 № 574 при подаче искового заявления в суд.

         Руководствуясь  статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 104, 110, 167-170, 176, 180, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   арбитражный  суд

Р Е Ш И Л:

1.В иске отказать.

        2.Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «УЮТ», Владимирская область, г. Александров, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1476 руб., оплаченную по платежному поручению от 13.11.2017 № 574 при подаче искового заявления в суд.

       Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

       Подлинное платежное поручение от 13.11.2017 № 574 остается в материалах дела, так как государственная пошлина возвращается частично.

       Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород,  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

        Судья                                                                                   М.Ф. Киселева