АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
6000025 г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-12712/2014
«21» января 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена – 21.01.2015.
Полный текст решения изготовлен – 21.01.2015.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 21.01.2015 арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.
В судебном заседании 21.01.2015 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 21.01.2015 до 15 час. 30 мин.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Е.В. Ушаковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.И. Дьяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ковровского городского прокурора о привлечении негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ковровской автомобильной школы Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от Ковровского городского прокурора: Ярцева Ю.В. – удостоверение № ТО 125922;
от негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ковровской автомобильной школы Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России": не явились (телеграмма № 966/08032);
установил:
Ковровский городской прокурор (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Ковровской автомобильной школы Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее – Учреждение) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение в судебное заседание 21.01.2015 не явилось, отзыв на заявление не представило.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Учреждение имеет лицензию от 11.05.2011 № 2202 на право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам: подготовка водителей транспортных средств категории "В"; подготовка водителей транспортных средств категории "А"; подготовка водителей транспортных средств категории "С"; подготовка водителей транспортных средств категории "СЕ"; переподготовка водителей транспортных средств категории "С" на категорию "Д".
21.10.2014 и 24.11.2014 Прокурором была проведена проверка в отношении Учреждения по вопросу соблюдения требований федерального законодательства при осуществлении Учреждением деятельности по подготовке водителей транспортных средств, лицензионных требований и условий.
В ходе проверки было выявлено:
1. в помещениях школы для подготовки водителей транспортных средств категории "В" отсутствуют:
- учебно-наглядные пособия "Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей", "Классификация прицепов", "Общее устройство прицепа", "Виды подвесок, применяемых на прицепах", "Электрооборудование прицепа", "Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства", "Контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание автомобиля и прицепа", "Факторы риска при вождении автомобиля", "Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов", "Сложные метеоусловия", "Действия водителя в критических ситуациях", "Влияние дорожных условий на безопасность движения", "Безопасность пассажиров транспортных средств", "Безопасность пешеходов и велосипедистов", "Типичные ошибки пешеходов", "Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД", "Классификация автомобилей", "Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости", "Конструкция и маркировка автомобильных шин";
- нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом;
- нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
2. в помещениях школы для подготовки водителей транспортных средств категории "С" отсутствуют:
- комплект деталей кривошипно-шатунного механизма (поршень в разрезе в сборе с кольцами, поршневым пальцем, шатуном и фрагментом коленчатого вала);
- комплект деталей системы питания;
- комплект деталей электрооборудования;
- комплект деталей рулевого управления;
- тахограф, установленный на учебном транспортном средстве;
- гибкое связующее звено (буксировочный трос); учебно-наглядные пособия "Буксировка механических транспортных средств", "Учебная езда", "Воздействие на поведение водителя психотропных, наркотических веществ, алкоголя и медицинских препаратов", "Факторы риска при вождении автомобиля", "Сложные метеоусловия", "Действия водителя в критических ситуациях", "Профессиональная надежность водителя", "Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в процессе управления транспортным средством", "Влияние дорожных условий на безопасность движения", "Ремни безопасности", "Подушки безопасности", "Безопасность пассажиров транспортных средств", "Безопасность пешеходов и велосипедистов", "Типичные ошибки пешеходов", "Типовые примеры допускаемых нарушений ПДД", "Классификация автомобилей", "Системы питания двигателей от газобаллонной установки", "Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости", "Устройство гидравлического привода сцепления", "Общее устройство и принцип работы автоматической коробки передач", "Конструкция и маркировка автомобильных шин", "Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с электрическим усилителем", "Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей", "Общее устройство и принцип работы генератора", "Общее устройство и принцип работы стартера", "Общее устройство и принцип работы, внешних световых приборов и звуковых сигналов", "Контрольный осмотр и ежедневное техническое облуживание автомобиля и прицепа";
- нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом;
3. для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии" отсутствует 8 из 18 учебных пособий по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
4. в Учреждении для подготовки водителей транспортных средств различных категорий отсутствуют материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем организации;
5. в Учреждении в районе Заречная Слободка на закрытом автодроме не установлено наружное освещение, автодром не оборудован регулируемым или нерегулируемым перекрестком, отсутствует пешеходный переход;
6. на площадке закрытого автодрома, принадлежащего Учреждению, в темное время суток при отсутствии освещения проводятся практические занятия по вождению с курсантами.
По результатам проверки оформлен акт от 24.11.2014.
Прокурор, усмотрев в действиях Учреждения признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 05.12.2014 и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность является лицензируемым видом деятельности.
В силу пунктов 6, 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, лицензионными требованиями при осуществлении образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств являются, в том числе:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
в) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
г) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
д) наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" утверждены по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации примерные программы подготовки водителей транспортных средств категории "А, В, С, D, BE, СЕ, DE, Tm, Tb, М, Al, Bl, CI, Dl, С1Е, DIE, с категории С на категорию В, с категории В на категорию С1, с категории В на категорию D, с категории В на категорию D1, с категории С на категорию В, с категории С на категорию D, с категории С на категорию D1, с категории D на категорию В, с категории D на категорию С, с категории D на категорию С1". Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий представляют собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и являются основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей. Обучение проводится в соответствии с перечнем учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортных средств различных категорий, требования примерных программ являются обязательными для всех организаций и учреждений, которые проводят подготовку водителей.
Статьей 29 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Перечень материалов для подготовки водителей транспортных средств различных категорий по предмету "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии", утвержден приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".
Согласно пункту 6 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность. Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.
В соответствии с пунктом 7 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" учебно-методические материалы представлены в виде: примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", утвержденной в установленном порядке; программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В", согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность; методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность; материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 5.4 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. Участки закрытой площадки или автодрома (в том числе автоматизированного) для первоначального обучения вождению транспортных средств, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны быть оборудованы перекрестком (регулируемым или нерегулируемым), пешеходным переходом, устанавливаться дорожные знаки. Также в случае проведения обучения в темное время суток освещенность закрытой площадки или автодрома должна быть не менее 20 лк. Отношение максимальной освещенности к средней должно быть не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.
Прокурором установлено нарушение Учреждением вышеуказанных лицензионных требований.
Наличие в действиях Учреждения события вменяемого административного правонарушения подтверждено материалами административного дела (актами проверки от 21.10.2014, от 24.11.2014, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 05.12.2014) и последним не оспаривается.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о виновности Учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Так, Учреждение не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства и не представило доказательств существования объективной невозможности для их выполнения.
Таким образом, вывод Прокурора о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Общества к административной ответственности, судом не установлено.
Оснований для применения в деле статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом также не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 названного постановления).
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценил характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного Учреждением, и пришел к выводу о том, что существенной угрозой охраняемым общественным отношениям является пренебрежительное отношение Учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения Учреждением не представлено.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Учреждения к административной ответственности, судом не установлено.
На основании изложенного требование Прокурора о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания арбитражный суд, учитывая фактические обстоятельства совершения Учреждением правонарушения, степень его вины, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий вследствие совершения инкриминируемого правонарушения и, принимая во внимание принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению, считает возможным применить в данном случае предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения.
Указанное административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях и применяется судом в целях предупреждения заинтересованным лицом совершения новых правонарушений.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Привлечь о негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ковровскую автомобильную школу Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение десяти дней со дня принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Судья Е.В. Ушакова