ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-12778/09 от 13.11.2009 АС Владимирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-12778/2009

  "13" ноября 2009 года

В судебном заседании 13.11.2009 в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв в пределах дня судебного заседания до 13.11.2009 до 16 час. 45 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Н.Г. Тимчука,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.Г. Тимчуком,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кольчугинского

межрайонного прокурора о привлечении индивидуального предпринимателя

ФИО1 к административной ответственности,

предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2, удостоверение ТО № 066668, прокурор

отдела прокуратуры Владимирской области,

от заинтересованного лица – ФИО1, паспорт серии 17 06 №743731

выдан межрайонным отделением УФНС России по Владимирской области

в г.Кольчугино 23.04.2007

установил:

Кольчугинский межрайонный прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприниматель письменный отзыв не представил, с заявленными требованиями не согласился, пояснив при этом, что деятельность его связана с проведением стимулирующей лотереи и не требует получения разрешения (лицензии). Кроме того, Предприниматель подтвердил, что принадлежащий ему лото-клуб, в котором проводилась проверка по настоящему делу, расположен по адресу: <...>. Указанные ошибочно в материалах дела иные данные (ул. Дружбы д.29, ул. Коллективная 49А и др.) были названы в том числе, им, поскольку здание, в котором находится лото-клуб, расположено на пересечении улиц Коллективной и Дружбы в г. Кольчугино и не имеет соответствующей вывески.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.11.2009 объявлен перерыв в пределах дня судебного заседания до 16 час. 00 мин. 13.11.2009.

После перерыва дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, извещенных в установленном порядке о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 22.07.2009 и состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (основной государственный регистрационный номер 309332620300016).

На основании постановления от 09.09.2009 № 26 сотрудниками ОВД по Кольчугинскому району Владимирской области 09.09.2009 проведены контрольно – проверочные мероприятия лото – клуба, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего Предпринимателю.

21.09.2009 Кольчугинский межрайонный прокурор, рассмотрев материалы проверки с участием Предпринимателя, вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

В названном постановлении указано, что 09.09.2009 в арендуемом по договору аренды от 01.01.2009 помещении, расположенном по адресу: <...> Предпринимателем проводятся азартные игры.

Деятельность по осуществлению азартной игры осуществлялась следующим образом: оператор поступившие от посетителя денежные средства зачисляет в виде бонусов на терминал и гражданин играет на бонусные очки, если посетитель выигрывает, то выигрыш в бонусах он может взять автоматической ручкой, маркером или блокнотом. Стоимость шариковой ручки составляет 50 бонусов; маркера 500 бонусов; блокнота 1000 бонусов. Один бонус составляет один рубль. Если посетитель отказывается от предложенной услуги, взять бонусы ручкой, блокнотом или маркером, то он получает бонусы в денежном эквиваленте.

Исходя из того, что обычная стоимость ручки, блокнота, маркера значительно меньше, чем начисляемые в клубе за неё бонусы, граждане получают бонусы (выигрыш) в денежном эквиваленте, в связи с чем можно сделать вывод о том, что Предпринимателем, таким образом, прикрывается деятельность по проведению азартной игры.

На момент проверки в клубе находились 10 игровых автоматов, все из них находились в рабочем состоянии, купюроприемники на аппаратах были заклеены, на мониторах имеются заставки азартной игры, аппараты оборудованы клавиатурой для управления игрой, также имеются металлические ключи для выставления бонуса.

В ходе проверочной закупки, произведенной сотрудниками ОВД по Кольчугинскому району, оператору клуба передано 1000 руб., которые она разменяла на купюры достоинством 500 руб. и пять купюр достоинством по 100 руб. Затем оператор при помощи ключа выставила бонус на экран, который составил 500 руб. и которые были проиграны закупщиком. В дальнейшем оператору были переданы еще 500 руб., с которых закупщиком была выиграна сумма в размере 1000 руб. Закупщик от ручки, маркера и блокнота отказался и взял выигранные бонусы в денежном эквиваленте.

Усмотрев в действия Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Прокурор обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд считает требование обоснованным, подтвержденным материалами дела и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в отношении индивидуальных предпринимателей с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон от 29.12.2006) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом; разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг); зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 5 названного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении определенных законом и иных нормативных правовых актов требований. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом от 29.12.2006.

Деятельность по организации и проведению азартных игр осуществляется на основании специального разрешения. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны и выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса (пункты 1,2 статьи 13 Закона от 29.12.2006).

Как следует из диспозиции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности без специального разрешения.

Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что на момент проверки 09.09.2009 Предприниматель в арендуемом им помещении (договор аренды от 01.01.2009) – зале игровых автоматов (игорном заведении), расположенном по адресу: <...> без специального разрешения фактически осуществлял деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов, что характеризуется наличием соглашения между Предпринимателем и посетителем клуба, основанном на риске о выигрыше, наступлении результата азартной игры – выигрыша в денежном выражении, при обстоятельствах, указанных выше и нашедших свое отражение в постановлении от 21.09.2009.

Совершение Предпринимателем вменяемого правонарушения подтверждается его объяснениями, данными в ходе производства по делу и в судебном заседании, объяснениями ФИО3 от 09.09.2009, постановлением от 21.09.2009, актом проверочной закупки (контрольной игры) от 09.09.2009, протоколом от 09.09.2009 об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей и документов и другими материалами дела.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр у Предпринимателя отсутствует.

Противоправные действия совершены Предпринимателем виновно (статья 2.2 КоАП РФ).

При этом суд отклонил доводы Предпринимателя о том, что он проводил стимулирующую лотерею.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон от 11.11.2003) лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом, при этом проведение лотереи включает в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Закона от 11.11.2003 стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Статьей 7 указанного Закона предусмотрено возникновение права на проведение стимулирующей лотереи в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи.

При проведении стимулирующей лотереи обязательно наличие её условий, утвержденных организатором стимулирующей лотереи (статья 9 Закона от 11.11.2003).

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение предпринимателем стимулирующей лотереи с учетом вышеназванных требований Закона.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, требование заявителя о привлечении к административной ответственности Предпринимателя подлежит удовлетворению.

Учитывая совершение правонарушения впервые, суд счел возможным применить в отношении Предпринимателя минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, а также перечисленных в статьях 2.9 и 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом при рассмотрении дела не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Данное положение также закреплено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об изъятых вещах и документах независимо от привлечения лица к административной ответственности.

В этой связи, поименованные в протоколе от 09.09.2009 об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей денежные средства в размере 10 450 руб., документы, ключи, изъятые у Предпринимателя подлежат возврату Предпринимателю.

Вопрос о распределении судебных расходов по делу судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1.Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 22.07.2009 и состоящего на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (основной государственный регистрационный номер 309332620300016), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере четырех тысяч рублей.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам: получатель УФК по Владимирской области (Финансовое управление администрации города Владимира), р/счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Владимирской области, г. Владимир, ИНН <***>, КПП 332801001, БИК 041708001, ОКАТО 17401000000, КБК 09211690040040000140.

Исполнительный лист выдать по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

2.Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 после вступления решения в законную силу денежные средства в размере 10 450 руб., документы, ключи, изъятые у него по протоколу от 09.09.2009 об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий или находящихся там вещей.

3. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение десяти дней со дня принятия через Арбитражный суд Владимирской области.

В том же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья Н.Г.Тимчук