ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-12927/19 от 03.03.2020 АС Владимирской области

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14

                                        Именем  Российской  Федерации

                                                      Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир                                                                   Дело № А11-12927/2019

"11" марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена – 03.03.2020.

Полный текст решения изготовлен – 11.03.2020.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Ушаковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мельник И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гала" (600020, Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 34Б, этаж 4, офис 415; ОГРН 1173328004662, ИНН 3327136686) к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 15В, этаж 2, кабинет 201; ОГРН 1023302553064, ИНН 3310003494) о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на установку индивидуального узла учета тепловой энергии в нежилом помещении, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Каляевская, д. 26;                       об обязании выдать технические условия на установку индивидуального узла учета тепловой энергии в нежилом помещении, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Каляевская, д. 26,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование город Гусь-Хрустальный Владимирской области (601500, Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Калинина, д. 1); общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно – эксплуатационное управление № 1" (601501, Владимирская область, г. Гусь – Хрустальный, ул. Карла Маркса, д. 36, оф. 1; ОГРН 1093304002109, ИНН 3304018982),

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью "Гала": не явились, извещены;

от общества ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз": не явились, извещены;

от муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области: не явились, извещены;

от администрации муниципального образования города Гусь-Хрустальный Владимирской области: не явились, извещены;

от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно – эксплуатационное управление № 1": не явились, извещены,

установил:                              

общество с ограниченной ответственностью "Гала" (далее – ООО "Гала") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее – ООО "Владимиртеплогаз")
о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на установку индивидуального узла учета тепловой энергии в нежилом помещении, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Каляевская, д. 26; об обязании выдать технические условия на установку индивидуального узла учета тепловой энергии в нежилом помещении, расположенном по адресу: Владимирская область,
г. Гусь-Хрустальный, ул. Каляевская, д. 26.

Ссылаясь на положения приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 "об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"), истец указал, что поименованные в оспариваемом отказе основания не предусмотрены вышеназванным Приказом и иными нормативными правовыми актами в сфере жилищного законодательства.

Ответчик в отзыве от 02.12.2019 просил отказать в удовлетворении заявленного требования, указав на отсутствие технической возможности установки в помещении многоквартирного жилого дома индивидуального прибора учета.

Определениями от 24.09.2019 и от 04.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование город Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее –
МО г. Гусь-Хрустальный), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно – эксплуатационное управление № 1" (далее – ООО "УК РЭУ № 1").

МО г. Гусь-Хрустальный оставило разрешение настоящего спора на усмотрение суда (ходатайство от 24.12.2019 без номера).

ООО "УК РЭУ № 1" в заключении от 06.02.2020 указало, что внутридомовая инженерная система теплоснабжения МКД № 26 имеет вертикальную разводку. Разводка системы теплоснабжения внутри нежилого помещения также является вертикальной. Отказ
ООО   "Владимиртеплогаз" в  выдаче технических условий на установку индивидуального узла учета тепловой энергии в нежилом помещении, расположенном по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Каляевская, д. 26,в связи с отсутствием    технической    возможности    не    исключает    возможность   установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета предусмотренных статьей 13Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "Гала" на основании договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности города Гусь-Хрустальный от 12.05.2017 № 22 является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: Владимирская область, город Гусь-Хрустальный, ул. Каляевкая, д. 26.

Между истцом (потребителем) и ответчиком (теплоснабжающей организацией) 18.09.2017 заключен договор на теплоснабжение                        № 1864(ГХ), в соответствии с пунктом 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется отпустить потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (паре) для отопления, горячего водоснабжения, вентиляции, технологических нужд, а потребитель обязан принять и оплатить потребленную тепловую энергию в горячей воде (паре) для отопления, горячего водоснабжения, вентиляции, технологических нужд.

В соответствии с пунктом 4.2.3 указанного договора при наличии приборов учета тепловой энергии у потребителя учет тепловой энергии производится на основании показаний данных приборов; потребление тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения при наличии приборов учета горячей воды (водомеров), определяется с учетом объемов тепловой энергии на подогрев 1 м3 горячей воды, определенных на основании величины, учтенной при утверждении тарифа на горячею воду, а в случае утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев  1 м3 горячей воды – с учетом такого норматива, по методике, изложенной в приложении № 6.

Заявлением от 29.03.2019 истец обратился к ответчику с просьбой выдать технические условия на установку индивидуального прибора учета тепловой энергии в принадлежащем ему на праве аренды нежилом помещении.

Письмом от 05.04.2019 № 15/ГХ-325 ответчик сообщил о невозможности установки такого прибора учета, поскольку через нежилое помещение, занимаемое ООО "Гала" проходят стояки общедомовой инженерной системы центрального теплоснабжения дома, и тепловые потери в этих трубопроводах учитываются общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), установленным на тепловом вводе МКД. Приготовление горячей воды в доме осуществляется в водо-водяном подогревателе. Технологически в водо-водяном подогревателе неизбежны потери тепловой энергии, в среднем до 20%, которые также учитываются ОДПУ. Таким образом, узел учета тепловой энергии будет учитывать только часть тепловой энергии, а потери тепловой энергии должны будут оплачивать жители дома.

ООО "Гала", полагая, что незаконным отказ теплоснабжающей организации выдать технические условия на установку прибора учета тепловой энергии, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы и правовые позиции лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу нижеследующего.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009                     № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.

Частью 2 приведенной нормы установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 81 Правил № 354).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил № 354 приказом Министерства регионального развития Российской Федерации                              от 29.12.2011 № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее Критерии).

Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 названного документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (пункт 3 Критериев).

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (пункт 6 Критериев).

Из материалов дела следует, что внутридомовые инженерные системы отопления дома, в котором расположено спорное нежилое помещение, имеют вертикальный характер разводки. Это обстоятельство подтверждается актом обследования от 12.11.2019, составленным и подписанным инженером-инспектором ответчика, главным инженером ООО "УК РЭУ  № 1" (управляющей компании) и представителем собственника нежилого помещения МКД № 26 – заведующей отделом по имуществу администрации МО г. Гусь-Хрустальный. Данным актом зафиксировано отсутствие технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета.

Доказательств обратного истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При таких обстоятельствах, ответчик обоснованно отказал в выдаче технических условий на установку прибора учета тепла, поскольку техническая возможность для этого отсутствует, так как по проектным характеристикам дом, где находится арендованное истцом помещение, имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца.

Руководствуясь статьями 4, 17, 65, 71, 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Гала" отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента его  принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

   Судья

                  Е.В. Ушакова