ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-13010/2021 от 28.02.2022 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

5 марта 2022 года                                                                                Дело № А11-13010/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2022

В полном объеме решение изготовлено 05.03.2022

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Альянс" (601655, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об отмене постановления Центральной акцизной таможни (109240, г. Москва,
ул. Яузская, д. 8, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 05.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№ 10009000-1621/2021.

В судебном заседании приняли участие:

закрытое акционерное общество "Альянс": ФИО1 – представитель (доверенность от 10.01.2022 № 2 сроком действия один год, диплом, паспорт).

Закрытое акционерное общество "Альянс" (далее – ЗАО "Альянс") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 12.10.2021 № 95, в котором просит отменить постановление Центральной акцизной таможни от 05.10.2021 № 10009000-1621/2021 о привлечении ЗАО "Альянс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

В судебном заседании 28.02.2022 представитель ЗАО "Альянс" поддержал заявленное требование.

Центральная акцизная таможня представила в материалы дела отзыв от 16.11.2021, в котором указывает на необоснованность заявленного ЗАО "Альянс" требования.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается в отсутствие представителя Центральной акцизной таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Юго-Западной транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ЗАО "Альянс" таможенного законодательства в отношении склада временного хранения (СВХ), расположенного по адресу: <...>. В ходе проверки установлено, что 26.05.2021 в ПАО "МИнБанк" закрыт счет № 40702978502261000120 ЗАО "Альянс".

Центральной акцизной таможней сделан вывод о том, что ЗАО "Альянс" не  выполнило требования таможенного законодательства по сообщению в установленный срок в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр владельцев СВХ, поскольку не сообщило о закрытии расчетного счета.

По данному факту Центральной акцизной таможней 05.10.2021 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10009000-1621/2021 о привлечении ЗАО "Альянс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

ЗАО "Альянс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене указанного постановления Центральной акцизной таможни.

В обоснование заявленного требования ЗАО "Альянс" указывает, что банковский счет № 40702978502261000120 являлся транзитным и не использовался им при осуществлении деятельности в качестве владельца СВХ. Обороты по данному счету отсутствовали с даты его открытия 12.10.2010.

ЗАО "Альянс" пояснило, что указанный счет был закрыт банком в соответствии с пунктом 2 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке в связи с отсутствием в течение двух лет денежных средств и операций по счету. АО "МИнБанк" уведомило ЗАО "Альянс" о закрытии счета 08.09.2021. До получения данного уведомления банка заявитель не мог знать о закрытии данного счета. Получив уведомление банка, ЗАО "Альянс" в установленный срок направило сообщение от 09.09.2021 № 76 в Центральную акцизную таможню о закрытии счета в АО "МИнБанк". ЗАО "Альянс" просит признать правонарушение малозначительным. При этом указывает, что административное правонарушение не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, у заявителя отсутствовал умысел в совершении правонарушения.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "Альянс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является порядок осуществления деятельности в области таможенного дела.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в несообщении либо в нарушении срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Субъектом административного правонарушения может выступать любое лицо, осуществляющее деятельность в области таможенного дела.

Согласно статьей 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза владелец склада временного хранения обязан, среди прочего: соблюдать условия включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленные абзацами вторым и третьим статьи 412 настоящего Кодекса, а также законодательством государств-членов в соответствии с абзацем пятым статьи 412 настоящего Кодекса; информировать таможенный орган, включивший его в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, и представлять документы, подтверждающие такие изменения, в течение 5 рабочих дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно об их изменении.

Согласно части 1 статьи 338 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае изменения сведений, указанных в реестре лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением реестра таможенных представителей, юридическое лицо, включенное в один из таких реестров (его правопреемник в случае преобразования юридического лица), обязано сообщить в таможенный орган об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить заявление о внесении изменений в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.

Приказом ФТС России от 28.01.2019 № 103 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения закреплен список необходимых документов, прилагаемых к заявлению на внесение в реестр владельцев СВХ. В числе таких документов – подтверждение из банков об открытых в них счетах заявителя, которые будут использоваться заявителем при осуществлении им деятельности в качестве владельца СВХ.

Из приведенных правовых норм следует, что исполнение владельцем СВХ обязанности по информированию таможенного органа об изменениях направлено на обеспечение соблюдения условий включения в реестр владельцев СВХ, а также на обеспечение полной и актуальной информации, содержащейся в реестре владельцев СВХ.

Приказ ФТС не конкретизирует необходимость предоставления сведений о конкретных видах счетов, из чего следует, что сведения о банковских счетах предоставляются вне зависимости от их вида.

Из материалов дела следует, что ЗАО "Альянс" не выполнило обязанность по своевременному уведомлению Центральной акцизной таможни о закрытии банковского счета № 407029788502261000120.

Факт совершения ЗАО "Альянс" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.

При указанных обстоятельствах вывод Центральной акцизной таможни о наличии в действиях ЗАО "Альянс"события вменяемого правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ЗАО "Альянс" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Таким образом, в действиях ЗАО "Альянс" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемое постановление принято Центральной акцизной таможней в пределах его полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Центральной акцизной таможни судом не установлено.

Вместе с тем согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям характеризуется безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.

Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степень вины правонарушителя, отсутствие умысла в совершении правонарушения, отсутствие вредных последствий, арбитражный суд пришел к выводу о том, что хотя формально действия ЗАО "Альянс" и содержат признаки состава вменяемого административного правонарушения, однако не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пренебрежительного отношения ЗАО "Альянс" к выполнению своих публично-правовых обязанностей из материалов дела не усматривается.

В связи с этим рассматриваемое правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.

Арбитражный суд полагает, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Учитывая изложенное, постановление Центральной акцизной таможни от 05.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10009000-1621/2021 подлежит признанию незаконным и отмене в связи малозначительностью совершенного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Центральной акцизной таможни от 05.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10009000-1621/2021.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.

Судья                                                                                                         Н.Ю. Давыдова