ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-1339/11 от 30.05.2012 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Владимир

"31" мая 2012 года Дело № А11-1339/2011

Дело рассмотрено по существу 30.05.2012 года. В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 31.05.2012 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Ушаковой Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евстратовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 600015, <...>- Б),

к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищник - Центр" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 600017, <...>),

о взыскании 582 718 руб. 34 коп.,

в судебном заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 15.06.2010 № 48-п по 25.05.2013;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 10.01.2012 до 10.01.2013; ФИО3 – представитель по доверенности от 04.08.2011 № 1318 сроком на 1 год,

установил:

открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее – ОАО "ВКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищник-Центр" (далее – ООО УК "Жилищник-Центр", ответчик) о взыскании 9 682 648 руб. 49 коп. задолженности по договору № 1661 от 01.08.2008 за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, 113 753 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие неоплаты тепловой энергии.

Определением от 08.09.2011 суд по ходатайству истца выделил в отдельное производство (дело №А11-7418/2011) требование о взыскании задолженности за теплоснабжение нежилых помещений в сумме 439 821 руб. 61 коп. за период с 01.11.2008 по 31.01.2011 и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 33 164 руб. 38 коп.

Истец в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от иска в части взыскания 125 053 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (заявление от 25.11.2011). Частичный отказ истца от иска заявлен уполномоченным лицом.

Суд принял частичный отказ истца от иска.

По требованию о взыскании 125 053 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В процессе судебного разбирательства истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял размер исковых требований (заявления от 26.05.2011, от 14.10.2011, от 25.11.2011, от 13.02.2012, от 20.03.2012). Суд принял эти уточнения.

В окончательном виде истец настаивает на взыскании с ответчика 457 664 руб. 49 коп. задолженности по договору теплоснабжения № 1661 от 01.01.2008 за потребленную тепловую энергию за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, не оборудованных ОДПУ, в виде разницы между начислениями по нормативу потребления и размером платы, начисленной населению в рамках агентского договора № 222/17 от 18.01.2009 за горячее водоснабжение с учетом показаний индивидуальных приборов учета горячей воды.

Дело подлежит рассмотрению по существу по уточненным требованиям.

Ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Ответчик считает, что применение единого норматива на подогрев воды без учета конструктивных особенностей жилого дома и без учета вида системы горячего водоснабжения (централизованной, децентрализованной, открытой, закрытой) противоречит действующему законодательству. В указанных в расчете домах закрытая, тупиковая система горячего водоснабжения, которая предполагает приготовление горячей воды путем теплообмена и ее потребление в момент водоразбора в смесителе конечного потребителя. Норматив на подогрев при его применении для расчета стоимости ГВС для населения по показаниям ИПУ учитывает имеющиеся в сетях теплопотери и соответственно при расчете стоимости ГВС с применением норматива потребления для населения, имеющего ИПУ, теплопотери будут учтены дважды.

По мнению ответчика, представленный истцом в материалы дела расчет не основан на законе, поскольку не содержит используемых показателей, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и правового обоснования правомерности проведения расчета именно в заявленном порядке.

В дополнении к отзыву от 18.05.2012 ответчик указал на неправомерность включения истцом в расчет стоимости горячего водоснабжения инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.05.2012 был объявлен перерыв до 30.05.2012 до 16 час. 45 мин.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

ООО "Жилищник-Центр" является управляющей организацией многоквартирных домов.

По договору энергоснабжения тепловой энергией № 1661 от 01.08.2008 между ОАО "ВКС" (энергоснабжающей организацией) и ООО "Жилищник-Центр" (абонентом) истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть количество тепловой энергии (ориентировочное) в соответствии с Приложением № 1, а ответчик обязался полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами на условиях настоящего договора (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 4.5 договора расчеты абонента с энергоснабжающей организацией за полученную им тепловую энергию осуществляются на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве расчетных, и контроля параметров теплоносителя у абонента.

При отсутствии приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у абонента или выходе его из строя количество фактически отпущенной (потребленной) тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета тепловой энергии на источнике теплоты, тепловых нагрузок, фактической температуры наружного воздуха, фактического количества часов работы систем теплопотребления в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (пункт 4.6 договора).

В соответствии с разделом 6 договора расчеты за потребленную тепловую энергию производятся абонентом самостоятельно платежными поручениями с применением схемы ежемесячных авансовых платежей и по платежным документам энергоснабжающей организации через соответствующий банк или путем внесения денежных средств в кассу предприятия на основании счетов-фактур энергоснабжающей организации. Окончательный срок оплаты – до 15 числа месяца, следующего за расчетным.

Однако условие о порядке и сроках оплаты поставленной тепловой энергии сторонами осталось не согласованным (пункт 6.1 договора с учетом протокола разногласий).

Настоящий договор вступает в силу с 01.08.2008, действует до 01.08.2009 и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения настоящего договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений (дополнений) в договор (пункт 9.2 договора).

В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец через присоединенную сеть подавал тепловую энергию в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, для нужд отопления и горячего водоснабжения и направил ежемесячные счета-фактуры на общую сумму 23 115 960 руб. 48 коп.

Истец пояснил, что количество поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии) по домам, оборудованным ОДПУ, определялось по показаниям ОДПУ, а по домам, не оборудованным ОДПУ, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.

Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утвержденных органами местного самоуправления.

С учетом данной правовой позиции истец произвел расчет количества тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные ОДПУ, находящиеся в управлении ответчика, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

По количеству тепловой энергии на отопление, по площади отапливаемых жилых помещений и количеству жителей, пользующихся ГВС, спора между сторонами не имеется.

Согласно представленному истцом уточненному расчету стоимость поставленной тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составляет 21 282 197 руб. 74 коп.

На основании агентского договора № 222/17 от 18.01.2009, заключенного между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агентом) и ООО "Жилищник-Центр" (принципалом), истец по поручению ответчика осуществляет начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.

В соответствии с условиями агентского договора агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги, по тарифам, установленным для населения г. Владимира, уполномоченным органом, с учетом предоставленных мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством РФ и Владимирской области, а также нормативно-правовых актов г. Владимира; выполнять перерасчеты сумм платежей в связи с: изменением тарифа, установленного органом местного самоуправления, отсутствием услуг, нарушением нормативных параметров услуг и т.д. по каждому лицевому счету; выполнять печать счет-квитанций; осуществлять доставку счет-квитанций населению, не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; ежемесячно перечислять на расчетный счет поставщика тепловой энергии плату за услуги, в размере собранных с населения денежных средств по тарифам, установленным для поставщиков уполномоченным органом; ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, предоставленных мерах социальной поддержки, предусмотренных гражданам, а также в электронном виде, сведения о начислениях, поступлениях и задолженности населения за отопление, горячее водоснабжение, подаваемые в жилые помещения, по каждому лицевому счету в разрезе домов жилого фонда принципала; вести претензионно – исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.11, 2.1.14 договора).

Начисление платежей населению истец производит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.

Расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".

Начисления по нормативам за отопление выполнены с учетом отапливаемой площади квартиры (кв.м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м), установленного тарифа на тепловую энергию (руб./ Гкал).

Стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленного с 01.01.2010 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 "О тарифах на тепловую энергию"; а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. без учета НДС, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 – 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 № 233.

Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп. за 1 Гкал +18 % НДС (1189 руб. 69 коп.).

Расчет начислений за горячее водоснабжение (подогрев воды на ГВС) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб.м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (пункт 11 Приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб.м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 № 416.

По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги отопление и ГВС за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 19 439 121 руб. 40 коп.

Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией № 1661 от 01.01.2008, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, и фактическим начислением населению с учетом произведенной корректировки суммы платы в рамках агентского договора, составила 457 664 руб. 49 коп.

Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Проанализировав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 3 Правил № 307 ответчик (управляющая организация) является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемых ответчиком жилых домов, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению № 2 к Правилам № 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам № 306).

Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.

В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил № 306).

В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 № 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период тариф для населения на отопление и ГВС не установлен.

При расчете стоимости поставленного коммунального ресурса истец применял тариф, установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал без НДС, плюс 18% НДС, и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб. за 1 Гкал без НДС, установленную решением Совета народных депутатов города Владимира № 267 от 04.12.2009, постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216, плюс 18% НДС.

В расчетах с населением ЕРКЦ использовал норматив на подогрев 0,056 Гкал и показания индивидуальных приборов учета. Истец для определения объема и стоимости ГВС также использовал норматив на подогрев 0,056 Гкал и норматив потребления горячей воды – 3,65 куб.м. на 1 человека в месяц.

Показания индивидуальных приборов учета не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от 25.08.2010 № ВАС-6530/10, от 25.05.2010 № ВАС-6080/10.

Примененные истцом в начислениях норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м воды и норматив потребления горячей воды в куб.м на человека не оспорены и не признаны недействующими. В рассматриваемый период не были установлены какие-либо иные нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды и нормативы потребления горячей воды в зависимости от вида системы теплоснабжения (открытая или закрытая система теплоснабжения) и для домов, в которых вода подогревается в бойлерах.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, тариф и надбавка для истца были установлены без учета налога на добавленную стоимость.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 № 12845/10 по делу № А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.

Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб.м. воды для населения и тарифа установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал.

Относительно правомерности применения в расчетах инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) (в редакции от 27.12.2009) финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и по установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей закреплены за представительными органами муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ урегулирован порядок утверждения программы комплексного развития систем коммунального хозяйства, а также установления надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального хозяйства.

Так как в рассматриваемом периоде тарифы не были установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, финансирование "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" осуществлялось, в том числе, посредством установления надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73,07 руб./Гкал. (Решение Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 № 233 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" (в редакции от 04.12.2009 № 267)).

Постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" установлена надбавка к тарифу на тепловую энергию ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).

Надбавки к тарифам на тепловую энергию для потребителей и надбавки к тарифам на тепловую энергию для ОАО "ВКС" были установлены в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию, установленным органом государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии со статьей 15 Закона № 210 -ФЗ (в редакции от 27.12.2009).

Поскольку решение Совета народных депутатов города Владимира от 04.12.2009 № 267 "О внесении дополнения в "Инвестиционную программу ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010-2015 годы" и постановление Главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, то в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за поставленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) подлежит применению установленная инвестиционная надбавка с увеличением ее на сумму НДС.

Следовательно, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 457 664 руб. 49 коп. долга.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу в сумме 12 153 руб. 29 коп. относятся на ответчика. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 12 153 руб. 29 коп. в возмещение расходов по госпошлине.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 57 828 руб. 72 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1006 от 16.02.2011, которое остается в материалах дела.

Руководствуясь статьей 17, частями 1, 2 статьи 49, статьями 62, 65, 71, 104, частью 1 статьи 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищник - Центр" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Владимир, в пользу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН <***>, ИНН <***>), <...> 664 руб. 49 коп. (четыреста пятьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят четыре рубля сорок девять копеек) долга и 12 153 руб. 29 коп. (двенадцать тысяч сто пятьдесят три рубля двадцать девять копеек) в возмещение расходов по госпошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

2. По требованию о взыскании 125 053 руб. 85 коп. процентов производство по делу прекратить.

3. Возвратить открытому акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Владимир, из федерального бюджета 57 828 руб. 72 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 1006 от 16.02.2011, подлинник которого остается в материалах дела.

Основанием для возврата госпошлины является настоящее решение.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

Е.П. Ушакова