АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
тел. (4922) 32-29-10, факс (4922) 42-32-13
http://vladimir.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир Дело № А11-1340/2015
27 июля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2015.
Полный текст решения изготовлен 27.07.2015.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.07.2015 объявлен перерыв до 20.07.2015.
Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дворецкой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Газпром газораспределение» (190000, Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д. 17 литер «А», ОГРН <***>) о признании недействительным предписания Отделения по Владимирской области Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (600000, <...>) от 19.01.2015 № 62-23-9/589 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации,
при участии представителей (до перерыва):
от открытого акционерного общества «Газпром газораспределение» - ФИО1 (по доверенности от 13.08.2014 сроком действия по 01.07.2017);
от отделения по Владимирской области Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу – ФИО2 (по доверенности от 30.12.2014 №6 сроком действия по 08.12.2017);
от третьих лиц: открытого акционерного общества «Газпром» - не явились, извещены надлежащим образом;
открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Рязанская область – не явились, извещены надлежащим образом;
открытого акционерного общества «РОСНЕФТЕГАЗ» –
ФИО3 (по доверенности от 25.12.2014 № ЛК-14/53/Д),
после объявленного перерыва: от открытого акционерного общества «Газпром газораспределение»– не явились, извещены надлежащим образом;
от отделения по Владимирской области Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу – ФИО2 (по доверенности от 30.12.2014 №6 сроком действия по 08.12.2017);
от третьих лиц: открытого акционерного общества «Газпром», открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Рязанская область», открытого акционерного общества «РОСНЕФТЕГАЗ» – не явились, извещены надлежащим образом,
информация о движении дела была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://vladimir.arbitr.ru,
установил:
Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Газпром газораспределение») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Отделения по Владимирской области Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (далее – Отделение по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО) от 19.01.2015 № 62-23-9/589 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований ОАО «Газпром газораспределение» указало, что оспариваемое предписание нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку при отсутствии законных оснований возлагает на него дополнительные обязанности по направлению обязательного предложения о выкупе акций.
Общество пояснило, что при вынесении оспариваемого предписания, государственным органом неправильно применен пункт 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208 «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) расширен перечень оснований для возникновения обязанности направить обязательное предложение; указано, что обязанность по направлению обязательного предложения возникает у каждого из аффилированных лиц и может быть исполнена любым из таких лиц.
Общество также считает не доказанным вывод Отделения по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО о возникновении у ОАО «Газпром газораспределение» обязанности направить обязательное предложение 23.04.2013.
Кроме того, Общество указало, что Банк России не вправе выносить предписание, предметом которого является обязанность направить обязательное предложение о выкупе акций.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении и письменных пояснениях и дополнениях.
Отделение по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО возражало против удовлетворения требования Общества по основаниям, изложенным в отзыве от 14.05.2015 № Т117-62-6-30/5562, сославшись то, что предписание вынесено в рамках предоставленных Банку России полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо – ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» оставило принятие решения на усмотрение суда, отметив отсутствие аффилированности общества с ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром газораспределение» (письменные пояснения от 28.04.2015).
Третье лицо – ОАО «Газпром» поддержало позицию заявителя (письменный отзыв от 31.03.2015).
Третье лицо - ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» отзыв на заявление в материалы дела не представило.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение заявителем срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, в Отделение по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО поступило обращение ФИО4 о нарушении ОАО «Газпром газораспределение» главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
По результатам рассмотрения обращений ФИО4 Банком России установлено, что в соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц Открытого акционерного общества «Рязаньоблгаз» (далее – ОАО «Рязаньоблгаз») по состоянию на 30.09.2010, опубликованном 01.10.2010 на странице ОАО «Рязаньоблгаз» в сети Интернет (http://www.e-disclosme.ru/portal/files.aspx?id=10521), используемой для раскрытия информации, Открытое акционерное общество «Газпромрегионгаз» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; далее – ОАО «Газпромрегионгаз») владеет 58,95% обыкновенных акций ОАО «Рязаньоблгаз» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «имеет право распоряжаться более 50 процентами голосующих акций общества», дата наступления основания - 03.10.2005). ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» владеет 25,5% обыкновенных акций ОАО «Рязаньоблгаз» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «имеет право распоряжаться более 20 процентами голосующих акций общества», дата наступления основания - 29.01.2009).
Согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц ОАО «Роснефтегаз» по состоянию на 30.06.2009 (Раздел II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 31.03.2009 по 30.06.2009), размещенном 02.10.2012 на странице ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14467&type=6), используемой для раскрытия информации, ОАО «Газпромрегионгаз» было внесено в список аффилированных лиц ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «Лицо принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество», дата наступления основания -18.02.2009).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО «Газпромрегионгаз» по состоянию на 31.03.2009 (Раздел II. Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 31.12.2008 по 31.03.2009), размещенном на странице открытого акционерного общества «Газпром газораспределение» (далее - ОАО «Газпром газораспределение», прежнее наименование - ОАО «Газпромрегионгаз») в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=12592), используемой для раскрытия информации, ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» было внесено в список аффилированных лиц ОАО «Газпромрегионгаз» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным — «принадлежит к группе лиц, к которой принадлежит общество», дата наступления основания -20.03.2009).
На основании вышеизложенного, 20.03.2009 ОАО «Газпромрегионгаз» совместно с аффилированным лицом ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО «Рязаньоблгаз», а именно 84,45% обыкновенных акций ОАО «Рязаньоблгаз».
ОАО «Газпромрегионгаз» или его аффилированное лицо ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» обязаны были направить обязательное предложение в отношении ценных бумаг ОАО «Рязаньоблгаз» в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный законот 26.12.1995 №208-ФЗ).
Согласно открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ОАО «Газпромрегионгаз» 12.04.2011 переименовано в ОАО «Газпром газораспределение», ОАО «Рязаньоблгаз» 25.09.2013 переименовано в ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область».
21.05.2013 в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), ОАО «Газпром» опубликовано сообщение «О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества» (http://www.e-
disclosure.ru/portal/company.aspx?id=934), согласно которому ОАО «Газпром» 23.04.2013 приобретено 25,5% голосующих акций ОАО «Рязаньоблгаз».
При этом согласно сведениям, содержащимся в списке аффилированных лиц открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Рязанская область» по состоянию на 30.09.2013 (Раздел «Изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц, за период с 30.06.2013 по 30.09.2013»), опубликованном 02.10.2013 на странице Общества в сети Интернет, используемой для раскрытия информации (http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=10521), открытое акционерное общество «РОСНЕФТЕГАЗ» с долей участия в уставном капитале Общества 25,5% исключено из списка аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область», а ОАО «Газпром» включено в список аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» с долей участия в уставном капитале Общества 25,5% (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами голосующих акций общества», дата наступления основания не указана).
В соответствии с информацией, содержащейся в списке аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» по состоянию на 31.12.2013,
опубликованном 09.01.2014 на странице ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspxid=10521type=6), используемой для раскрытия информации, ОАО «Газпром газораспределение» владеет 58,95% обыкновенных акций ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «лицо имеет право распоряжаться более чем 50 процентами голосующих акций общества, дата наступления основания - 03.10.2005).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО «Газпром газораспределение» по состоянию на 31.12.2013, опубликованном на странице ОАО «Газпром газораспределение» в сети Интернет (http://www.e-disclosure.ra/portal/company.aspx?id=12592), используемой для раскрытия информации, ОАО «Газпром» является аффилированным лицом ОАО «Газпром газораспределение» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «принадлежит к группе лиц, к которой принадлежит общество», дата наступления основания - 01.10.2004).
В соответствии со сведениями, содержащимися в списке аффилированных лиц ОАО «Газпром» по состоянию на 31.12.2013, опубликованном на странице ОАО «Газпром» в сети Интернет (htrp://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspxid=934), используемой для раскрытия информации, ОАО «Газпром газораспределение» является аффилированным лицом ОАО «Газпром» (основание, в силу которого лицо признается аффилированным - «принадлежит к группе лиц ОАО «Газпром», дата наступления основания - 01.10.2004).
На основании вышеизложенного, 23.04.2013 ОАО «Газпром газораспределение» совместно с аффилированным лицом ОАО «Газпром» стали владельцами более 30% общего количества обыкновенных акций ОАО «Рязаньоблгаз», а именно 84,45% уставного капитала ОАО «Рязаньоблгаз».
Согласно документам, представленным ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область», за период с 19.01.2009 по дату составления настоящей справки в адрес ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» не поступало публичной оферты о приобретении от ОАО «Газпром газораспределение» или ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» или ОАО «Газпром» в соответствии со статьей 84.2. Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
В соответствии с пунктом 1статьи 84.2 Федерального закона лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированнымилицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение).
Согласно пункту 7 статьи 84.2 Федерального закона правила статьи 84.2 Федерального закона распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества.
Согласно пункту 2 статьи 84.9 Федерального закона обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Таким образом, ОАО «Газпром газораспределение» или его аффилированное лицо ОАО «Газпром» обязаны направить обязательное предложение в отношении ценных бумаг ОАО «Газпром газораспределение Рязанская область» в соответствии со статьей 84.2 Федерального закона.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушены требования пунктов 1, 7 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
В связи с выявлением указанных нарушений Закона об акционерных обществах Банк России выдал ОАО «Газпром газораспределение» предписание от 19.01.2015 № 62-23-9/589, согласно которому ОАО «Газпром газораспределение» предписано в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения настоящего предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в установочной части настоящего предписания и предоставить в Отделение Владимир отчет об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов.
ОАО «Газпром газораспределение», считая данное предписание незаконным, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Владимирской области.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходит из того, что оспариваемое предписание вынесено Банком России в лице Отделения по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО в рамках предоставленных полномочий с соблюдением действующего законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам") разъясняет в пункте 4, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 указанного Закона № 251-ФЗ Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Согласно п. 1.2 приказа ФСФР России от 21.11.2006 № 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами" территориальные органы Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляют государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность соответствующие территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам.
Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее – Закон № 251-ФЗ) с 01.09.2013 Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В соответствии с п. 4 ст. 49 указанного Закона Банк России выполняет начатые Федеральной службой по финансовым рынкам процедуры, связанные с выполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг, а также принимает решения по результатам выполнения таких процедур.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01.09.2013 была образована Служба Банка России по финансовым рынкам.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29.11.2013 Служба Банка России по финансовым рынкам с 03.03.2014 упразднена. Полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков передаются иным структурным подразделениям Банка России.
В соответствии с Положением об отделе от 22.01.2014 №412-П отдел по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров является самостоятельным структурным подразделением Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
Указанным Положением определены функции отдела, в которые входит рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка ответов на указанные обращения, запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, подготовка запросов (предписаний) в организации, оказывающие финансовые услуги, иным юридическим лицам о получении информации в связи с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг и инвесторов, реализация иных мероприятий по контролю, надзору в сфере финансовых рынков в части компетенции Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, направление предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (включая нормативные и иные акты Банка России) в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов и (или) о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в деятельности, а также иные предписания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Закона № 251-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФСФР России от 09.08.2012 № 12-71/пз-н, и приказом ФСФР России от 21.11.2006 № 06-130/пз-н отдел по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу осуществляет контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории, на которых Отдел осуществляет свою деятельность
Таким образом, обжалуемое предписание выдано уполномоченным органом.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 № 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Административным регламентом определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется, в том числе, за приобретением (выкупом) акций открытых акционерных обществ, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об акционерных обществах) (пункт 5 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется, в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8 Административного регламента).
Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры являются поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры исполнения государственной функции является выявление региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в установленном пунктами 33 - 44 Административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В соответствии с частью 1 статьи 81 Закона об акционерных обществах, сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей главы.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Закона (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения. Правила указанной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. В этом случае установленные пунктом 6 этой статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах.
Правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого акционерного общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязано направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций.
При этом из правоположений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
Иное толкование положений пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение существенной степени корпоративного контроля над открытым акционерным обществом, как в том, так и в другом случае) у крупнейшего акционера наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром распределение", став после 23.04.2013 обладателями акций ОАО "Рязаньоблгаз" в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций каждого, обязаны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и направить предложение о выкупе акций ОАО "Рязаньоблгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Однако в нарушение требований действующего законодательства ни ОАО "Газпром", ни ОАО "Газпром распределение" не направили обязательное предложение, соответствующее требованиям Закона об акционерных обществах.
Аффилированность ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" опровергается представленными в материалы дела доказательствами (письмо Федеральной антимонопольной службы России от 05.11.2013 № ИА/43674-ДСП/13, судебные акты по делу № А40-97919/2013, постановления Службы Банка России по финансовым рынкам от 20.11.2013 о прекращении производства по делам об административных правонарушениях № 13-466/ап, 13-467/ап, 13-468/ап в отношении ОАО "Роснефтегаз", №№ 13-123/ПН, 13-124/пн, 13-125/пн в отношении ОАО "Газпром").
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствуют Федеральному закону от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральному закону от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Газпром газораспределение» о признании недействительным предписания Отделения по Владимирской области Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу от 19.01.2015 № 62-23-9/589 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.Н. Фединская