ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-13478/11 от 27.04.2012 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, 14

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Владимир

"12" мая 2012 года Дело № А11-13478/2011

Дело рассмотрено по существу 27.04.2012 года. В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление решения в полном объеме отложено до 12.05.2012 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Ушаковой Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евстратовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН <***>, место нахождения: 600017, <...>),

к муниципальному казенному предприятию города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН <***>, место нахождения: 600000, <...>),

о взыскании 31 078 руб. 30 коп.,

в судебном заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 15.06.2010 № 51-п по 25.05.2013, в порядке передоверия рег. № 2-1171; ФИО2 - представитель по доверенности от 05.08.2011 № 106-п по 25.05.2013, в порядке передоверия рег. № 1Д-1254; ФИО3 – представитель по доверенности от 15.06.2010 № 48-п по 25.05.2013; ФИО4 - представитель по доверенности от 10.04.2012 № 19-п по 25.05.2013, в порядке передоверия рег. № 1Д-534; ФИО5 – представитель по доверенности от 20.04.0212 № 21-п по 25.05.2013, в порядке передоверия рег. № 1Д-600;

от ответчика: ФИО6 – ведущий юрисконсульт по доверенности от 10.01.2012 № 194 до 31.12.2012; ФИО7 – ведущий экономист по доверенности от 20.03.2012 № 712; ФИО8 – начальник юридического отдела по доверенности от 26.03.2012 № 791,

установил:

открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее – ОАО "ВКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному казенному предприятию города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее – МКП г. Владимира "ЖКХ", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по договору энергоснабжения № 8085 от 01.01.2006 за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в сумме 51 318 руб. 95 коп. в виде разницы между размером начислений за тепловую энергию, отпущенную по договору энергоснабжения № 8085 от 01.01.2006 по нормативам потребления, установленным органами местного самоуправления, и размером платы, начисленной населению за отопление и горячее водоснабжение, с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором № 53/17 от 11.01.2006.

В письменных возражениях от 26.03.2012 № 794 по расчетам истца ответчик указал на необоснованное предъявление по нормативу потребления сумм 719 руб. 36 коп. и 12 579 руб. 61 коп. по многоквартирных домам (МКД) ул.Чайковского, д.17 и ул.Добросельская, д.202 соответственно; на наличие расхождений по начислениям ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" по агентскому договору населению за тепловую энергию за 2010 год в сумме 10 094 руб. 65 коп. Согласно контррасчету ответчика предъявленная к взысканию сумма задолженности, составляющая разницу начислений по горячему водоснабжению только по нормативу и по фактическому начислению населению (с учетом ИПУ), должна быть уменьшена на 23 393 руб. 66 коп.

В процессе судебного разбирательства заявлением от 11.04.2012 истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 32 019 руб. 03 коп. и представил уточненный расчет задолженности. Суд принял это уменьшение.

В возражениях от 23.04.2012 № 1133 ответчик указал, что у МКП г.Владимира "ЖКХ" не может быть задолженности по договору энергоснабжения тепловой энергией № 8085 от 01.01.2006, так как на основании заключенного агентского договора № 53/17 от 11.01.2006 агент осуществляет начисление платы населению за тепловую энергию и осуществляет сбор платежей населения за услуги, вознаграждение агента по договору составляет 3% и он самостоятельно удерживает сумму вознаграждения из собранных средств. Потребителем предоставленных услуг являются граждане, и МКП г.Владимира "ЖКХ" не может быть ответчиком по делу.

В результате проверки представленного истцом уточненного расчета задолженности ответчик заявил о наличии необоснованно предъявленной суммы 940 руб. 73 коп. (контррасчет от 23.04.2012).

В ходатайстве от 23.04.2012 истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований на 940 руб. 73 коп. Суд принял это уменьшение.

В окончательном виде истец настаивает на взыскании с ответчика задолженности за потребленную тепловую энергию по договору энергоснабжения № 8085 от 01.01.2006 за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в сумме 31 078 руб. 30 коп. в виде разницы между размером начислений за тепловую энергию по показаниям ОДПУ и по нормативам потребления, установленным органами местного самоуправления, и размером платы, начисленной населению за горячее водоснабжение, с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором № 53/17 от 11.01.2006.

Дело подлежит рассмотрению по существу по уточненным требованиям.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23.04.2012 был объявлен перерыв до 27.04.2012 до 16 час. 15 мин.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Между ОАО "ВКС" (энергоснабжающей организацией) и МКП МО г.Владимира "Муниципальные общежития" (правопредшественником ответчика) (абонентом) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией № 8085 от 01.01.2006, в соответствии с которым истец обязался подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика.

Энергоснабжение тепловой энергией осуществляется по адресам абонента, указанным в приложении № 2 (пункт 1.3 договора).

В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 истец через присоединенную сеть подавал тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и направил следующие счета-фактуры: № 8085/1 от 28.01.2010, № 8085/2 от 25.02.2010, № 8085/3 от 30.03.2010, № 8085/4 от 29.04.2010, № 8085/5 от 28.05.2010, № 8085/6 от 29.06.2010, № 8085/7 от 29.07.2010, № 8085/8 от 30.08.2010, № 8085/9 от 29.09.2010, № 8085/10 от 28.10.2010, № 8085/11 на общую сумму 1 147 779 руб. 22 коп.

Истец пояснил, что из-за отсутствия в домах общедомовых приборов учета тепловой энергии количество поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии), указанное в счетах-фактурах, определялось расчетным путем в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.

Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утвержденных органами местного самоуправления.

С учетом данной правовой позиции истец произвел расчет количества тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг. По количеству тепловой энергии на отопление, по площади отапливаемых жилых помещений и количеству жителей, пользующихся ГВС, спора между сторонами не имеется.

Согласно представленному истцом уточненному расчету стоимость поставленной тепловой энергии за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 составляет 1 037 904 руб. 13 коп.

На основании агентского договора № 53/17 от 11.01.2006, заключенного между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агентом) и МКП г. Владимира "Муниципальные общежития" (правопредшественником ответчика) (принципалом), истец по поручению ответчика осуществляет начисление и сбор платежей за услуги отопления и горячего водоснабжения с населения, проживающего в жилом фонде, управляемом ответчиком.

В соответствии с условиями агентского договора агент обязан ежемесячно начислять населению плату за тепловую и электрическую энергию, именуемые в дальнейшем услуги, по тарифам, установленным для населения г. Владимира органом местного самоуправления, с учетом предоставленных льгот в соответствии с "Порядком взимания платы за проживание и коммунальные услуги в муниципальных общежитиях г. Владимира", утвержденным Постановлением главы г. Владимира № 486 от 30.12.2005; выполнять печать счетов-квитанций; осуществлять доставку счетов-квитанций населению не позднее 30-го числа расчетного месяца; еженедельно перечислять поставщикам коммунальных услуг плату за поставленную тепловую и электрическую энергию в размере собранных средств с населения, за исключением сумм перерасчетов, указанных в пункте 2.1.6 договора и вознаграждения агента; выполнять перерасчеты сумм платежей в связи с: изменением тарифа, установленного органом местного самоуправления, отсутствием услуг, нарушением нормативных параметров услуг и т.д. по каждому лицевому счету; ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам в разрезе общежитий; количестве лицевых счетов, по которым произведены начисления, а также счет-фактуру и акт выполненных работ на сумму удержанного вознаграждения агента; вести претензионно – исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги (пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.11, 2.1.14 договора).

Начисление платежей населению истец производит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.

Расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".

Начисления по нормативам за отопление выполнены с учетом отапливаемой площади квартиры (кв.м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м), установленного тарифа на тепловую энергию (руб./ Гкал).

Стоимость тепловой энергии определена исходя из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленного с 01.01.2010 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 "О тарифах на тепловую энергию"; а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. без учета НДС, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 – 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 № 233.

Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп. за 1 Гкал +18 % НДС (1189 руб. 69 коп.).

Таким образом, ОАО "ВКС" предъявляло к оплате управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК, являющимся покупателями тепловой энергии, сумму с учетом размеров указанных надбавок и НДС.

Расчет начислений за горячее водоснабжение (подогрев воды на ГВС) без учета показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб.м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (пункт 11 Приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб.м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 № 416.

По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги отопление и ГВС за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 799 604 руб. 64 коп.

Многоквартирный жилой дом 17/1 по ул. Верхняя Дуброва г. Владимира оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и по итогам 2010 года жителям данного дома была проведена корректировка суммы платы за тепловую энергию в сумме 206 280 руб. 47 коп.

Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией № 8085 от 01.01.2006, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, и фактическим начислением населению с учетом произведенной корректировки суммы платы в рамках агентского договора, составила 32 019 руб. 03 коп.

С учетом принятого истцом контррасчета ответчика от 23.04.2012 указанная разница составляет 31 078 руб. 30 коп.

Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Проанализировав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 3 Правил № 307 ответчик (управляющая организация) является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемых ответчиком жилых домов, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению № 2 к Правилам № 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам № 306).

Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.

В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил № 306).

В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 № 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период тариф для населения на отопление и ГВС не установлен.

При расчете стоимости поставленного коммунального ресурса истец применял тариф, установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал без НДС, плюс 18% НДС, и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб. за 1 Гкал без НДС, установленную решением Совета народных депутатов города Владимира №267 от 04.12.2009, постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216, плюс 18% НДС.

Ссылка ответчика на постановление главы города Владимира от 31.05.2004 № 167 в обоснование довода о необходимости расчета ГВС с учетом показаний индивидуальных приборов учета судом признается несостоятельной.

Указанное постановление № 167 определяет порядок расчетов за тепловую энергию, используемую на подогрев воды, устанавливает норматив подогрева 1 куб.м воды для населения, имеющего приборы учета горячего водоснабжения – 0,056 Гкал (пункт 1), и обязывает организации, осуществляющие начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей жилых помещений, имеющих приборы учета горячей воды, производить перерасчет количества тепловой энергии на подогрев воды, на основании данных приборов учета.

При расчетах с населением ответчик использовал норматив на подогрев 0,056 Гкал и показания индивидуальных приборов учета, тогда как истец для определения объема и стоимости ГВС также использовал норматив 0,056 Гкал и норматив расхода горячей воды – 3,65 куб.м. на 1 человека в месяц.

Показания индивидуальных приборов учета не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в определениях от 25.08.2010 № ВАС-6530/10, от 25.05.2010 № ВАС-6080/10.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 № 12552/10 по делу № А33-16422/2009 определена правовая позиция относительно правомерности начисления исполнителю коммунальных услуг НДС сверх тарифа, утвержденного для ресурсоснабжающей организации, при расчетах за оказанные населению коммунальные услуги. В этом постановлении указано, что при расчетах ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг за поставленный ресурс должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами с включением в него НДС. Увеличение тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, на сумму налога на добавленную стоимость не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 307.

Вместе с тем в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, тариф и надбавка для истца были установлены без учета налога на добавленную стоимость.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 № 12845/10 по делу № А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.

Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб.м. воды для населения и тарифа установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал.

Относительно правомерности применения в расчетах инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется в том числе посредством установления тарифов на основе долгосрочных параметров на товары, услуги таких организаций, регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры и по установлению надбавки к ценам (тарифам) для потребителей закреплены за представительными органами муниципальных образований. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Статьей 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ урегулирован порядок утверждения программы комплексного развития систем коммунального хозяйства, а также установления надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального хозяйства.

Так как в рассматриваемом периоде тарифы не были установлены на основе долгосрочных параметров регулирования, финансирование "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" осуществлялось, в том числе, посредством установления надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73,07 руб./Гкал. (Решение Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 № 233 "Об утверждении "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" (в редакции от 04.12.2009 № 267)).

Постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы" установлена надбавка к тарифу на тепловую энергию ОАО "Владимирские коммунальные системы" в размере 73,07 руб./Гкал (без учета НДС).

Надбавки к тарифам на тепловую энергию для потребителей и надбавки к тарифам на тепловую энергию для ОАО "ВКС" были установлены в дополнение к ценам (тарифам) на тепловую энергию, установленным органом государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии со статьей 15 Закона № 210 -ФЗ (в редакции от 27.12.2009).

Поскольку решение Совета народных депутатов города Владимира от 04.12.2009 № 267 "О внесении дополнения в "Инвестиционную программу ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010-2015 годы" и постановление Главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 "Об установлении ОАО "Владимирские коммунальные системы" надбавки к тарифу на тепловую энергию" не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, то в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за поставленный коммунальный ресурс (тепловую энергию) подлежит применению установленная инвестиционная надбавка с увеличением ее на сумму НДС.

С учетом вышеизложенного требования истца о взыскании долга подлежат удовлетворению в полном размере, то есть с учетом суммы НДС.

Таким образом с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 31 078 руб. 30 коп. долга.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу в сумме 2000 руб. относятся на ответчика. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию 2000 руб. в возмещение расходов по госпошлине.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату из федерального бюджета 52 руб. 76 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 9230 от 12.12.2011, подлинник которого остается в материалах дела.

Руководствуясь статьями 17, частью 1 статьи 49, статьями 65, 71, частью 1 статьи 110, статьями 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с муниципального казенного предприятия города Владимира "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН <***>), г. Владимир, в пользу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН <***>), <...> 078 руб. 30 коп. (тридцать одну тысячу семьдесят восемь рублей тридцать копеек) долга и 2000 руб. (две тысячи рублей) в возмещение расходов по госпошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

2. Возвратить открытому акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН <***>), г. Владимир, из федерального бюджета 52 руб. 76 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению № 9230 от 12.12.2011, подлинник которого остается в материалах дела.

Основанием для возврата госпошлины является настоящее решение.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г.Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

Е.П. Ушакова