ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-14108/06 от 22.02.2007 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-14108/2006-К2-23/911/30

“ 22 ” февраля 2007 года

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Е.А.Фиохиной,

при ведении протокола судебного заседания

судьей Е.А.Фиохиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества

с ограниченной ответственностью "Владимирский завод керамических

изделий" о признании отказа в регистрации транспортного средства

начальника инспекции Гостехнадзора г. Владимира ФИО1

незаконным,

участвовали:

от заявителя

- ФИО2, доверенности от 10.01.2007 № 01,

от Гостехнадзора -ФИО1, удостоверение от 24.05.2006 № 7,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Владимирский завод керамических изделий" обратилось в арбитражный суд с заявлением (впоследствии уточненным) о признании незаконным отказа начальника государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира ФИО1 в регистрации транспортного средства – бульдозера ДЗ-171, 1989 года выпуска, двигатель № 31275, об обязании государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира произвести регистрацию транспортного средства и выдать паспорт на данный бульдозер.

Арбитражный суд, признав уважительными причины пропуска срока на подачу указанного заявления, удовлетворил ходатайство Общества о его восстановлении (определение арбитражного суда от 22.02.2007).

В обоснование заявленного требования общество указало, что регистрация бульдозера ДЗ-171, 1989 года выпуска, двигатель № 31275 подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники на территории Российской Федерации" и у начальника государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира не было оснований для отказа в регистрации технического средства и выдаче паспорта самоходной машины.

Начальник государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира требование Общества не признал, указав на то, что Обществом не был представлен паспорт самоходной машины для ее последующей регистрации.

Кроме того, начальник государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира считает, что, поскольку бульдозер, произведенный до 01.09.1995, то есть до введения паспортов самоходных машин, был приобретен Обществом после введения указанных паспортов, то общество могло приобрести спорную технику только вместе с паспортом самоходной машины, оформленным в государственной инспекции прежним владельцем.

При этом начальник государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1) и постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (пункт 4).

Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

29.06.2006 общество обратилось в государственную инспекцию Гостехнадзора г. Владимира с заявлением о выдаче паспорта и регистрации бульдозера ДЗ-171, 1989 года выпуска, двигатель № 31275 с приложением необходимого пакета документов (договор купли-продажи от 26.08.1999 № 16-в, акт (накладная) приемдки-передачи основных средств (ОС-1) от 26.08.1999 № 3).

Начальник государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира в регистрации технического средства отказал ввиду отсутствия необходимых регистрационных документов, в частности паспорта самоходной машины, о чем сделал соответствующую отметку на заявлении общества.

Общество, считая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд признал требование общества обоснованным, исходя из следующего.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" следует, что собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Из смысла указанных норм следует, что регистрация транспортных средств, как объектов движимого имущества, устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления их технического учета на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

Из пункта 4 указанного Постановления буквально следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится, в том числе и на основании заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 года на территории Российской Федерации введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что паспорта выдаются, в том числе органами Гостехнадзора на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, а также полученные от Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации.

В силу пункта 2.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995, паспорт выдается физическим и юридическим лицам – собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов, в том числе, государственными инспекциями Гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до введения паспортов, предусмотренных названным Положением.

Приведенные нормы свидетельствуют об отсутствии в действующем законодательстве требования о том, что паспорта на самоходные машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до их введения, выдаются органами Гостехнадзора исключительно в случае их приобретения до введения паспортов на самоходные машины.

Таким образом, установив, что спорный бульдозер, выпущенный до 1995 года, был приобретен обществом без паспорта самоходной машины у закрытого акционерного общества "Боголюбовский кирпич" (в настоящее время ликвидировано) по договору купли-продажи от 26.08.1999 № 16-в и оплачен согласно пункту 3 названного договора путем взаимозачета, актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) от 26.08.1999 № 3, арбитражный суд считает отказ начальника государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира в регистрации спорного бульдозера неправомерным.

Ссылка начальника государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира на невозможность исполнения обязанности по регистрации (допуску к участию в дорожном движении) новым собственником самоходной машины, в данном случае обществом, при неисполнении этой обязанности предыдущим собственником, судом признана несостоятельной.

При изложенных обстоятельствах требование общества подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2 000 руб., уплаченная по платежному поручению от 20.12.2006 № 1930.

Руководствуясь статьями 104, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным отказ начальника государственной инспекции Гостехнадзора г. Владимира ФИО1 в регистрации транспортного средства – бульдозера ДЗ-171, 1989 года выпуска, двигатель № 31275.

2. Обязать государственную инспекцию Гостехнадзора г. Владимира в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Владимирский завод керамических изделий".

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Владимирский завод керамических изделий" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 20.12.2006 № 1930.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Судья

Е.А.Фиохина