АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
600025, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владимир Дело № А11-1482/2013
"03" октября 2013 г.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть объявлена 26.09.2013. Полный текст решения изготовлен 03.10.2013
Арбитражный суд Владимирской области в составе: судьи Киселевой М.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишаниной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
администрации города Владимира, г. Владимир, ул. Горького, д. 36, ОГРН 1033302009146;
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68, ОГРН 1033303414990;
третьи лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области г. Владимир;
2. Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород», г. Нижний Новгород - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, г. Владимир;
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения;
при участии:
от истца – Костина С. Н. – по доверенности от 01.08.2013 № 01-01/1148;
от ответчика – Лукашова Н.В.– по доверенности от 09.01.2013 № 3 (сроком до 31.12.2013);
от третьего лица (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области) – Гончарова Н.Е. – по доверенности от 28.03.2013 №103 (сроком до 31.12.2013);
от третьего лица (ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов) – Здеховская Л. Ю. – по доверенности от 13.06.2012 № 488/12 (сроком на 3 года);
установил:
Администрация города Владимира, г. Владимир, обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, об истребовании земельного участка площадью 43 327 кв.м, с кадастровым номером 33:22:032204:7, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, из чужого незаконного владения Российской Федерации, путем обязания ответчика вернуть земельный участок в неразграниченную государственную собственность.
Ответчик (территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области) в отзыве от 20.05.2013 № 3632-06 исковые требования не признал и пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7 находится в пределах городской черты г. Владимира и отнесен согласно кадастровому паспорту к категории земель населенных пунктов; разрешенным использованием данного земельного участка является содержание производственной базы и фактически указанный участок используется для обеспечения деятельности магистральных газопроводов и поддержания их нормального, безопасного функционирования. Таким образом, ответчик полагает, что земельный участок сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации (магистрального газопровода) и относится к единой системе газоснабжения, что согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ, которая определяет единую систему газоснабжения как имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа. Ответчик считает, что при таких обстоятельствах, к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Также территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области считает, что требования администрации г. Владимира о возвращении спорного земельного участка в неразграниченную государственную собственность противоречат земельному законодательству, и, следовательно, являются неправомерными. Кроме того, ответчик указал, что в соответствии с пунктом 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика, однако, истец пояснил, что администрация г. Владимира не имеет намерения регистрировать право муниципальной собственности на спорный земельный участок, просит возвратить его в неразграниченную государственную собственность и продолжить распоряжаться им на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ. Также территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области пояснило, что доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 33:22:032204:7 к муниципальной собственности в соответствии с законодательством, устанавливающим порядок разграничения государственной собственности на землю, администрацией г. Владимира не предоставлено.
Третье лицо (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области) в отзыве от 04.06.2013 оставляет разрешение данного спора на усмотрение суда и пояснило, что в ходе проведения правовой экспертизы, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не выявлено. Также третье лицо считает, что требование истца о возврате земельного участка в неразграниченную государственную собственность заявлено в нарушение одного из принципов земельного законодательства, закрепленного в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации о разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур. Третье лицо полагает, что из представленных документов, видно, что земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7, площадью 43 327 кв.м., местоположение: Владимирская область г. Владимир, МО город Владимир (городской округ), ул. Добросельская, д.214, находится в пределах городской черты г. Владимир, на участке расположены объекты недвижимого имущества, в том числе относящиеся к особо опасным объектам, предназначенным для транспортировки, хранения и поставки газа. В связи с чем, третье лицо считает, что к указанному земельному участку применим правовой режим земель промышленности и специального назначения, и в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации названный земельный участок является федеральной собственностью.
Третье лицо (ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» - в лице филиала - Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов) в отзыве от 09.04.2013 полагает требования истца необоснованными, не подлежащими удовлетворению и указало, что спорный земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7, площадью 43 327 кв.м, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д.214, относится к землям населенных пунктов и был предоставлен ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в долгосрочную аренду для содержания производственной базы. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения; региональных систем газоснабжения; газораспределительных систем; независимых организаций. В силу положений статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Также третье лицо сообщило, что постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 504, данная производственная база отнесена к имуществу, относящемуся к магистральным газопроводам, которые являются составной частью федеральной энергетической системы. Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам – в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответсвии с постановлениями Главы администрации города Владимира от 13.07.2009 № 2087, от 21.09.2009 № 2885 между администрацией города Владимира (арендодатель) и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», г. Нижний Новгород - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, г. Владимир (арендатор) 05.11.2009 подписан договор № 12727 аренды земельного участка площадью 43 327 кв.м, с кадастровым номером 33:22:32204:7, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, для содержания производственной базы.
Срок аренды установлен в пункте 2.1. указанного договора – с 13.07.2009 по 01.06.2029.
Данный договор 25.01.2010 зарегистрирован в установленном порядке.
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области 25.11.2011 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 43 327 кв.м, с кадастровым номером 33:22:032204:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: содержание производственной базы, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 25.11.2011 серии 33 АЛ № 261816.
Администрация города Владимира полагая, что не имелось правовых оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Из пункта 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (пункт 1). Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения (пункт 2). Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4).
Из пунктов 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
В силу пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации) федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В пункте 2.1. положения о филиале общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород» - Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, утвержденного 01.02.2008, предусмотрено, что основными целями деятельности филиала является: организация надежной и бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам природного газа на территории Российской Федерации и обеспечение потребителей газом.
Из материалов дела (в том числе свидетельства о регистрации опасных производственных объектов от 24.01.2013 № А40-00174 с приложениями; карт учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (склад ГСМ Владимирского ЛПУМГ, система газопотребления предприятия Владимирского ЛПУМГ, участок транспортный Владимирского ЛПУМГ); свидетельств на объекты и сооружения расположенные по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, от 08.04.2009 серии 33 АК №№ 684003, 684011, 684022, 684025, 684018, 684015, 648012, 684010, 605712, 684013, 684017, 684024, 684009, 684026, 684021, 684028, 684004, 684002, 684023, 684019, 684014, 684005, от 15.06.2009 серии 33 АК №№ 605715, 605566, 605713, от 20.11.2009 серии 33 АК № 800923; свидетельств о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии АА № 004287 на линейное сооружение – магистральный газопровод «Горький-Череповец», от 22.11.2007 серии АА 004810 на линейное сооружение – магистральный газопровод «Починки-Ярославль», от 21.09.2007 серии АА № 004749 линейное сооружение – магистральный газопровод «Горький-Центр», от 30.08.2005 серии АА № 004030 линейное сооружение – газовая перемычка от г. Владимира до газового кольца Московской области; схемы магистральных газопроводов Владимирского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»; выкопировки технического паспорта «Реконструкция промплощадки Владимирского ЛПУМГ» от 02.02.2009) следует, что на земельном участке площадью 43 327 кв.м, с кадастровым номером 33:22:032204:7, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов Единой системы газоснабжения. Следовательно, данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
В связи с вышеизложенным, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Поскольку истец в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 4, 11, 12, 17, 49, 65, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.Ф.Киселева