ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-14930/2021 от 09.06.2022 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, 19

http://www.vladimir.arbitr.ru; http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир

16 июня 2022 года                                                                               Дело № А11-14930/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2022

В полном объеме решение изготовлено 16.06.2022

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Давыдовой Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Угрюмовой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (600000, <...>
 д. 10А, этаж 3, помещение 3-2, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (600000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) от 24.11.2021 № 1243-01-02.

В судебном заседании приняли участие:

общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга": ФИО1 – представитель (доверенность от 01.01.2022 сроком действия по 31.12.2022, диплом, паспорт);

Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области: ФИО2 – представитель (доверенность от 22.05.2020 № 5 сроком действия три года, диплом, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (далее –
ООО "ЭСВ") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области (далее – Инспекция) от 24.11.2021 № 1243-01-02.

В судебном заседании 08.06.2022, в котором в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 09.06.2022, представитель ООО "ЭСВ" поддержал заявленное требование.

Инспекция представила в материалы дела отзыв, в котором указывает на необоснованность заявленного ООО "ЭСВ" требования.

Представитель Инспекции в заседании суда поддержал изложенную в отзыве позицию.

Проанализировав доводы лиц, участвующих в дела, а также представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина Инспекцией проведена проверка по вопросу соблюдения ООО "ЭСВ" требований законодательства при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.11.2021 № 2224-01-02.

Инспекцией выдано предписание от 24.11.2021 № 1243-01-02, которым на
ООО "ЭСВ" возложена обязанность в срок до 24.12.2021 привести форму платежных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ООО "ЭСВ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене указанного предписания Инспекции.

В обоснование заявленного требования ООО "ЭСВ" указывает, что предписание противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд считает заявление ООО "ЭСВ" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и иных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении соответствующих мероприятий.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 (далее – Положение № 493).

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения № 493).

В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона № 294-ФЗ (пункт 10 Положения № 493).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 № 21, Инспекция является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор и лицензионный контроль на территории Владимирской области.

Согласно пункту 3.2 Положения для выполнения возложенных полномочий инспекция осуществляет выдачу предписаний о прекращении нарушения обязательных требований.

В связи с изложенным, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электрическую энергию, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги и требования к оформлению платежных документов определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354)

Пунктом 37 Правил № 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с пунктом 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем.

Согласно пункту 69 Правил № 354 в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Согласно пункту 71 Правил № 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Данной формой платежного документа предусмотрена графа "К оплате за расчетный период", в которой отражаются начисления за каждый вид жилищно-коммунальной услуги, потребленной в расчетном периоде, а также графа "Итого к оплате", в которой отражаются начисления с учетом имеющейся задолженности за предыдущие периоды.

Подпунктом "к(1)" пункта 69 Правил № 354 предусмотрено наличие в платежном документе штрихового кода, предусмотренного ГОСТ Р 56042-2014.

"ГОСТ Р 56042-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандарты финансовых операций. Двумерные символы штрихового кода для осуществления платежей физических лиц" утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 552-ст.

Настоящий стандарт устанавливает перечень двумерных символик штрихового кода, используемых при осуществлении платежей физическими лицами; требования к содержанию данных, кодируемых в двумерном символе штрихового кода; требования к поддержке предыдущих версий стандарта в программном обеспечении поставщиков услуг и организаций, принимающих платежи, в случае выпуска новой версии стандарта; руководство по использованию стандарта для поставщиков услуг, в адрес которых будут осуществляться платежи; руководство по использованию стандарта для организаций, принимающих платежи.

Пунктом 5.2.3 ГОСТ Р 56042-2014 предусмотрен блок обязательных реквизитов. Элементы этого блока представляют собой последовательность реквизитов платежа, обязательных для включения в двумерный символ штрихового кода и позволяющих однозначно идентифицировать поставщика услуги (получателя платежа). Обязательные реквизиты располагаются в строго определенном порядке (таблица 2). Не допускается отсутствие значений для обязательных реквизитов.

Обязательными для включения в двумерный символ штрихового кода реквизитами платежа являются: наименование получателя платежа; номер счета получателя платежа; наименование банка получателя платежа; БИК; номер кор.сч. банка получателя платежа.

В ходе проверки в отношении ООО "ЭСВ", при анализе платежного документа за жилищно-коммунальные услуги за сентябрь 2021 года, выставленному гражданину-потребителю, Инспекцией было установлено, что к текущим начислениям платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО добавлена задолженность за предыдущий период, которая в квитанции должна указываться в справочном поле.

Инспекция указала, что форма платежного документа должна содержать два штрих-кода для возможности оплаты как текущих начислений платы за жилищно-коммунальные услуги за месяц, так и полной оплаты с учетом общей суммы задолженности.

Как следует из материалов дела, в платежном документе за жилищно-коммунальные услуги за сентябрь 2021 года имеется графа "Начислено за расчетный период", в которой отражены начисления за каждый вид жилищно-коммунальной услуги, потребленной в расчетном периоде, а также графа "Итого с учетом задолженности", в которой отражаются начисления с учетом имеющейся у потребителя задолженности за предыдущие периоды.

Форма указанного платежного документа не противоречит требованиям Правил № 354, Примерной форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.

Довод Инспекции о том, что в платежном документе должно содержаться два штрих-кода, позволяющих потребителю внести плату за коммунальные услуги как за текущий период, так и плату с учетом имеющейся задолженности за предыдущие периоды, не может быть признан обоснованным, поскольку не основан на требованиях ГОСТ Р 56042-2014.

В рассматриваемом случае при наличии в платежном документе штрих-кода у потребителя имеется возможность оплатить коммунальные услуги либо только исходя из начислений за расчетный период, либо с учетом задолженности.

На основании изложенного у Инспекции не имелось оснований для выдачи ООО "ЭСВ" предписания от 24.11.2021 № 1243-01-02. Оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах заявление ООО "ЭСВ подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции в пользу ООО "ЭСВ" в связи с ее уплатой последним в доход федерального бюджета по платежному поручению от 08.07.2021 № 16396.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 24.11.2021 № 1243-01-02.

2. Взыскать с Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                         Н.Ю. Давыдова